Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Разработка плана урока по теме "Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_biologiya_pticy.doc | 45.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 7 класс.
Урок по теме : «Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом».
Цель урока : Выявить особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом..
Продолжить развивать навыки обнаружения связей между различными природными объектами и явлениями, объяснять эти взаимосвязи, и навыки работы с источниками информации.
Способствовать формированию исследовательского мышления, экологической, информационной и коммуникативной компетенции.
Оборудование : таблицы « Строение птиц», чучела различных птиц, алгоритм творческого изучения явления.
Методы обучения :частично-поисковый, проблемный. При разработке и ведении урока используется разработанный в нашей школе «Алгоритм творческого изучения явлений», основанный на применении элементов ТРИЗ для выявления и решения исследовательских и изобретательских задач., примы устранения противоречий.
Ход урока.
Организационно – мотивационный момент.
Мы продолжаем с вами изучать и исследовать живую природу.
-Какое царство живой природы мы изучаем?
- С каким типом животных мы с вами знакомимся? В ходе любого изучения всегда возникает много вопросов, постарайтесь все вопросы, которые у вас будут возникать, записывать в тетради или на листочке, желательно задавать вопросы исследовательского характера, начинающиеся со слов «почему…», «какая связь…», «как объяснить…» и т.п. на определённом этапе урока мы к ним обратимся. Сегодня мы продолжаем использовать знакомый вам алгоритм творческого изучения явления
Вы уже успели заметить, что природа, а в особенности живая содержит много тайн., а иногда именно природа помогает раскрыть или разрешить какую- либо проблему..
Обнаружение
Демонстрация видеофрагмента «Полет птиц»
Какие ассоциации у вас вызывает полет птиц?
-Почему они не устают когда летят?
- Что им помогает держаться в воздухе?
-Когда я смотрю на птиц, мне кажется, что им так легко махать крыльями.
- У меня полет птиц вызывает чувство свободы
Так, что у нас сегодня будет объектом изучения?
Учащиеся: объектом изучения сегодня на уроке будут птицы.
- А я думаю, мы будем выяснять, почему птицы могут летать?
-Объектом у нас будет строения птиц в связи с их умением летать.
Учитель обобщает высказывание ребят.,
Вы правильно обнаружили биологический объект , который мы будем изучать, это птицы и их приспособления к полету.
Давайте вместе с вами выявим ресурсы, какими обладают птицы, чтобы летать.
Ребята, подумайте « С какими проблемами столкнулись птицы, при освоении воздушной среды обитания?»
1 проблема: Как обеспечить максимальную прочность опоры при минимальной легкости?
2 проблема. Как уменьшить энергозатраты при большом энергопотреблении?
Учащимся предлагается работа в группах для выполнения лабораторной работы « Внешнее строение птиц», «Скелет птиц», «Внутреннее строение птиц».
Учащийся от группы вытягивают карточки. Кто вытянул карточку с изображением пера, изучают внешнее строение, кто с изображение скелета, изучают особенности скелета птиц, кто с изображением внутреннего строения птиц, выясняют особенности внутреннего строения. В ходе эволюции у организмов постоянно возникали противоречия, например надо было летать чтобы найти пищу, где ее было много и с другой стороны не было возможности летать так как организм был не приспособлен к этому. Поэтому в более выгодном положении оказывались те у которых возникали изменения (мутации) позволяющие им держаться в воздухе. (легкость, летательный аппарат)
Задачи лабораторной работы заключется в том , что ходе сравнения строения пресмыкающ и птиц выявить какие изменения произошли у птиц, что позволило им освоить воздушную среду. Обратите внимание, какие приемы разрешения проиворечий использовала природа.
Вопросы, которые возникнут в ходе изучения записывать. На работу отводится 10 минут.
После самостоятельной работы учащиеся дают отчет. Один выступает, другие дополняют.
1-ая группа. Ребенок показывает чучело вороны.
-У птиц тело покрыто перьями, что придает телу обтекаемую форму. Перо это видоизмененные роговые чешуйки. Чтобы чешуйки превратились в перо природа использовала приемы: дробление,( твердая чешуйка превратились в бородки, динамичность ( твердая чешуйка стала гибким пером)
У птиц есть крылья- видоизмененные передние конечности. В этом случае природа использова закон развития систем в направлении перехода в в другое измерение, : от точки к линии, от линии к плоскости, ( плавники у рыб, конечности рычажного типа у пресмыкающихся и крылья у птиц).
У них есть на ногах цевка, чтобы взлетать и приземляться. Цевка образовалась в результате срастания костей- это прием объединения.
-2-ая группа. Демонстрируют скелет голубя.
Чтобы птица могла летать у нее скелет должен быть очень легким, но чтобы он не рассыпался при приземлении он еще должен быть прочным.
-Кости тонкие, внутри полые заполненные воздухом. . В черепе большие глазницы, у них нет зубов, а есть твердый клюв это прием объединения.
Дополнение ученика. У птиц есть кость, которой нет у других животных – это киль, вырост грудины. ( прием м местное качество) К килю прикрепляются самые мощные мышцы, которые поднимают и опускают крылья. Скелет прочный потому, что кости срастаются, чтобы быть мощнее.( прием объединения), так образовалась цевка, вилочка- это сросшиеся ключицы.
3-я группа рассказывает об особенностях внутреннего строения.
Ученик1 . Птицы много едят, потому, что это для них энергия. Пища переваривается быстро, у них хорошо работают печень, поджелудочная железа кишечник всегда пустой чтобы было легче. (прием проскок – резкое увеличение скорости пищеварительных процессов)
- Ученик 2 Я узнал, почему птицы не задыхаются во время полета. Потому что у них есть воздушные мешки( прием применения пневмоконструкции), и воздух попадает в легкие у них и во время вдоха, и во время выдоха. Это называется двойное дыхание( переход к бисистеме) И еще эти воздушные мешки облегчают вес и забирают лишнее тепло, чтобы птицы не перегревались .( прием универсальность)
- Я хочу дополнить, что птицам не страшно холодный воздух, когда они летят высоко. Воздух проходит через гортань, трахею, бронхи он успевает согреться и очиститься.
Ученик 3 . Птицы это животные теплокровные, у них всегда температура тела постоянная.
- Дополнение. У птиц кровь не смешивается, потому, что 4-х камерное сердце. Сердце может сокращаться до 700 раз в минуту
-Учитель уточняет, а как это отразилось на обмене веществ у птиц?
- так как сердце сокращается очень быстро, обмен веществ протекает на очень высоком уровне, поэтому много тепла вырабатывается.
- А так как тело покрыто перьями вот поэтому они и теплокровные.
Учитель ребята давайте еще остановимся на выделительной системе птиц, ведь такой обмен веществ, предполагает быстрое удаление продуктов распада.
- Ученик. Органы выделения это почки, где образуется моча, но у птиц нет мочевого пузыря. Чтобы тело птицы не было тяжелым, моча стекает постоянно.
Учитель. Молодцы ребята, вы отметили самые важные приспособления птиц, связанные с полетом.
А благодаря какой системе органов все эти процессы взаимосвязаны?
Нервная система регулирует работу всех органов. В головном мозге у них очень хорошо развит мозжечок, он отвечает за координацию.
А сейчас назовите следующий этап нашего алгоритма.
- Выявляем связи данного объекта с другими явлениями окружающего мира.
Воспользуемся с вами системным оператором
Молекула -клетка- ткань- органы –организм -вид-биоценоз-биосфера- планеты- солнечная система-галактика- космос.
Организм птицы представляет собой единое целое. Из чего оно состоит?
Организм состоит из системы органов, а система из органов, органы из тканей и ткани состоят из клеток. Клетки состоят из органоидов, а органоиды из веществ. Далее молекулы, атомы и т.д.. В организме птиц это все между собой связано.
Если пойти в надсистему, то птицы это часть царства животных, часть биоценозов, биосферы, планеты Земля, солнечной системы и так до Вселенной.
Учитель обращает внимание на таблицы с изображением разных видов. Как вы думаете, почему разные виды птиц так не похожи.
Ученик. Это зависит от того, где обитают птицы, чем они питаются.
- Существует связь птиц с климатом, рельефом, с другими животными и растениями.
- Птицы входят разные цепи питания, они обязательно присутствуют в природных сообществах. Например, птицы водоплавающие или птицы леса. Вырубка леса может привести к исчезновению птиц, так как им негде будет гнездиться, находить пищу.
Связь птиц с космосом заключается в том, что они во время перелетов могут ориентироваться по звездам, солнцу
Ребята, так какой вывод можно сделать?
- Что все в природе взаимосвязано. Уменьшение птиц, которые поедают насекомых, приведет к тому, что этих насекомых станет много
Следующий шаг алгоритма определение границ, в которых проявляется явление.
Объясните, границы распространения птиц.
- Птицы встречаются по всюду, потому, что они теплокровные и могут жить везде.
-Птицы это такие организмы, которые имеют высокие границы, они могут лететь на высоте до 2 км
-Многие птицы способны к перелетам, одни улетают в Африку, другие даже в Антарктиду. Сигналом для перелетов является то, что день начинает убывать. Температура понижается, пищи становится меньше.
- По возрасту, птицы более молодые, чем пресмыкающиеся, они появились на Земле 180 млн. лет назад.
Учитель. Ребята мы уже достаточно много узнали о птицах.
Какие вопросы у вас возникли.
- Почему некоторые участки тела у птиц лишены перьевого покрова?
- Почему у колибри, когда она спит, температура понижается до 17 градусов?
-Почему у страуса всего 2 пальца на ногах?
-Почему у птиц разная форма клюва?
- Как объяснить, что у птиц разный полет, есть машущий, есть планирующий, парящий, пикирующий?
почему даже в качестве исключения, у птиц не встречается живорождение?
На стр. 204 читаем : зоологи предполагают, что первые птицы произошли около 180 млн. назад от мелких лазавших по деревьям пресмыкающихся.
Какие вопросы вы можете задать к этому абзацу.
Что могло заставить древних пресмыкаюшихся подняться в небо?
Почему зоологи сделали такой вывод?
Почему птицы произошли именно от пресмыкающихся, лазающих по деревьям?
- А меня заинтересовал вопрос, за счет чего создается подъемная сила у птиц и самолетов.
- Чем отличается полет птиц от полета насекомых, например пчел?
-Часто бывает, что причиной крушений самолетов являются птицы.
Вы задали разные вопросы .Попробуйте разделить их на разные группы, сделайте классификацию. Подумайте, по какому принципу их можно классифицировать?
Трудные и легкие. Легкие это те, на которые можно ответить сразу, а трудные, это те, на, которые мы не можем найти готовый ответ, и надо предложить собственную гипотезу. Например: Что могло заставить древних пресмыкаюшихся подняться в небо?
Это трудный, а Почему у птиц разная форма клюва? Это легкий.
Важные и не очень важные. Для кого важные , для нас или для птиц?
Общие и частные
Ребята, можно сразу дать ответ на вопросы?
Какие вы можете предложить варианты ответов на любые вопросы.
Ответы детей.
- Мне кажется разный полет птицам нужен для того, чтобы охотиться или убегать от врага.
- Чтобы вес тела птиц был легче поэтому некоторые участки неоперенные.
Страус же не летает, поэтому 4 пальца ему просто бы мешали.
Можно ли как то управлять поведением птиц?
-Люди и так уже умеют управлять, например на птицефермах можно же заставить, чтобы куры несли яйца круглый год, а не только весной и летом.
- По вине человека некоторые виды птиц исчезли. Это конечно отрицательное управление.
- Человек создает заповедники, где охраняет птиц, места их размножения.
Ребята предложите варианты применения наших знаний о птицах.
Знания можно применить для совершенствования летательных аппаратов.
Любая техническая система состоит из рабочего органа, источника энергии, трансмиссии(устройство для передачи энергии к рабочему органу) и органа управления. Проведем параллель с биологическим объектом, в частности с организмом птицы и ее возможностью летать.
- рабочий орган- крылья; видоизмененные передние конечности( кости, мышцы)
Источник энергии – пища, кислород, системы органов, которые преобразуют это в энергию;
Трансмиссия- кровеносная система;
Орган управления- нервная система
Ребята при разработке любого проекта вы должны помнить главное правило «Не навреди!»
Ребята отдельные вопросы могут стать темой ваших научных исследований. Подумайте еще раз , что вас больше заинтересовало
Предположите, что произойдет, если исчезнут все птицы?
-Если исчезнут птицы, в лесу будет много вредителей, лес может пострадать от них.
-Такие птицы как совы, филины уничтожают мышей, тем самым сохраняют нам урожай пшеницы.
-Есть птицы, которые опыляют растения (колибри). Значит растения не образуют семян.
-Птицы падальщики (грифы) это же санитары природы
Еще раз , что вы можете сказать о всех природных объектах и явлениях?
Все в природе взаимосвязано, изменение или исчезновение одного природного объекта вызовет изменение других, нарушается природное равновесие, которое является необходимым условием для существования всего живого, в том числе и человека.
Рефлексия
Что было открытием для вас на этом уроке?
Где вам было легко, а где испытывали затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 7 классе "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом".
Урок по биологии в 7 классе по теме "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом" был представен на окружном конкурсе "Копилка медиауроков - 2010"....
Презентация к уроку "Класс птицы. Особенности строения связанные с полетом"
Презентация к уроку....
Птицы. Особенности строения,связанные с полетом.
Урок по биологии....
Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"
Данная презентация использовалась на уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ. На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...
Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины
Данный урок был проведен в рамках программы инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...
Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом
Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"...
Особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанные с водной средой обитания
Основная особенность этого урока заключается в делении учеников на подвижные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности: репродуктивном, конс...