урок по биологии Значение кожи ее строение и функции
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Тема урока: Значение кожи ее строение и функции.
Цель урока:
Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями кожи.
Задачи урока:
Образовательные: Дать представление о значении и строении кожи её свойствах .
Развивающие: Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные: Формировать бережное отношению к своему здоровью. Формировать представление о профессиях людей, связанных с темой урока.
Тип урока: частично- поисковый, комбинированный.
Межпредметная связь: Всемирная история
Методы: частично-поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа.
Оборудование: лупа, мешочки с предметами- вата, теннисный шарик, лист бумаги, холодная вода в бутылках, А-3, маркеры, ИД, презентация, карточка: «Функции кожи», карточка «Игра криминалисты», уровневые задания, стикеры, плакат: «Остров настроения»
Технологии: 7-модулей программы Кембриджского университета
ХОД УРОКА
Организация учащихся на урок: Здравствуйте ребята, прежде чем преступить к уроку я прошу вас выбрать геометрическую фигуру и подойти каждый к своему столу. Спасибо.
Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
Ст. Вызова.
Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет.
Ученики: Кожа
Учитель: Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока? Значение кожи ее строение и функции. Слайд №1
Учитель: предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова. (Ответы учащихся)
Какие профессии связаны с темой нашего урока? Назовите профессии (В течении минуты учащиеся отвечают на вопросы дерматолог, следователь –криминалист, мед работник, патологоанатом, косметолог, художник, биоинженеры, массажист, )
А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой урока. Слайд № 2
В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик», тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
Так какой же у вас возник вопрос? | – Что произошло с мальчиком? |
Учитель: Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас?
Учащиеся отвечают на вопросы. Молодцы.
II. Ст. осмысления
Игра «Угадай, что это?»
– Один человек из каждой группы должен выйти к доске и положить руки за спину и угадать, что за предмет находится у него в руках и рассказать о нём всё, что можно.
( вата, пластмассовый шарик, лист бумаги)
-Какой орган чувств помог Вам, не глядя определить предмет? Орган осязания – кожа.
а функция – осязательная.
(заполнение таблицы «Функции кожи»)
Работа в группе: прошу заполнить оставшиеся графы в таблице работая с текстом на странице-198 (работа с учебником)
По желанию учащиеся зачитывают ответ
Слайд № - 3
№ п/п | функция | Действие функции |
1 | Осязательная | Позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь |
2 | Защитная | Кислая поверхность кожи убивает микробы. Защищает внутренние органы от повреждения, не пропускает в организм микробы, воду, защищает от ультрафиолетовых лучей |
3 | Выделительная | Регуляция водного обмена в организме в идее пота 1,5 л воды в сутки Удаляет с потом вредные вещества, путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой |
4 | Функция терморегуляции | Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров |
Нам необходимо выяснить из чего состоит кожа?
Учитель знакомит с презентацией. Слайды № 4 – 9
Игра «Криминалисты» Работа выполняется в паре Слайд №-10
Лабораторная работа №12 Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы
Игра «Криминалисты» Лабораторная работа №12 Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы) | |
Фамилия имя учащихся: |
|
Цель работы | Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с помощью лупы Выявить тактильные и холодовые рецепторы кожи |
1.Рассмотри кожу своей руки. Потрогай кожу, потяни её. Охарактеризуй кожу. Запиши в тетрадь, какая кожа. | Кожа мягкая, гладкая, эластичная и.т.д |
2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к руке. Рассмотрите кожный покров кисти руки.(тыльную и ладонную) Запишите свои наблюдения | На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек. |
3. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения | тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная |
Выводы
| На тыльной стороне есть поры в которых располагаются волоски. На ладонной поверхности имеются поры, но меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные линии, тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная. |
Презентация: «Кожа – зеркало здоровья»
Закрепление: Задание по уровням сложности
1-уровень. Заполнить таблицу- найти соответствие Правильные ответы: А – 1; Б – 2; В – 3
Факты | Причины |
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар. Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. | 1. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается. 2. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения. 3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. |
2-уровень. Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ.
1.Кожа – это орган:
а) слуха;
б) осязания;
в) обоняния.
2.Кожа дышит через:
а) поры;
б) волоски;
в) жир.
3.Кожа состоит из трёх слоёв:
а) наружная оболочка, жир, кожа;
б) наружная оболочка, кожа, подкожный жир;
в) жир, пот, поры.
4.Чтобы на коже не было микробов, надо:
а) мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю;
б) смазывать кремом.
5.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно:
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей
3-уровень. Проблемный вопрос – найти решение
1. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?
Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия, что человек согрелся. Но этот эффект — кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода.
Дополнительное (резервное) задание для учащихся
Синквейн: «Кожа»- работа классу
1. Кожа
2. Гладкая, мягкая, нежная
3. Защищает, чувствует, выделяет
4. Кожа – зеркало здоровья.
5. Кожа – это орган
Телеграмма Вставь пропущенные слова:
1. Поддержание постоянства температуры тела называется … .
2. В клетках кожи синтезируется витамин: … .
3. Кровеносные сосуды отсутствуют в … .
4. Кроме желез, кожа имеет роговые образования … и … .
Д/З параграф-52 повторить, написать мини-сочинение Эссе «Проблемная кожа» (на доске и слайде)
Итоги: прием «Райтинг» ученик самооценивает себя за урок и учитель выставляет оценку за урок по выполненным заданиям и активности самого ученика
Ст. Рефлексия
«Острова». На доске карта настроения. Поставьте свои стикеры на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Тревоги, Мечты, Будущего, Радости.
Учитель: спасибо вам за урок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение кожи ее строение и функции.
Цель урока:
Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями кожи.
Задачи урока:
Образовательные: Дать представление о значении и строении кожи её свойствах .
Развивающие: Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные: Формировать бережное отношению к своему здоровью. Формировать представление о профессиях людей, связанных с темой урока.
Тип урока: частично- поисковый, комбинированный.
Межпредметная связь: Всемирная история
Методы: частично-поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа.
Оборудование: лупа, мешочки с предметами- вата, теннисный шарик, лист бумаги, холодная вода в бутылках, А-3, маркеры, ИД, презентация, карточка: «Функции кожи», карточка «Игра криминалисты», уровневые задания, стикеры, плакат: «Остров настроения»
Технологии: 7-модулей программы Кембриджского университета
ХОД УРОКА
Организация учащихся на урок: Здравствуйте ребята, прежде чем преступить к уроку я прошу вас выбрать геометрическую фигуру и подойти каждый к своему столу. Спасибо.
Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
Ст. Вызова.
Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет.
Ученики: Кожа
Учитель: Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока? Значение кожи ее строение и функции. Слайд №1
Учитель: предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова. (Ответы учащихся)
Какие профессии связаны с темой нашего урока? Назовите профессии (В течении минуты учащиеся отвечают на вопросы дерматолог, следователь –криминалист, мед работник, патологоанатом, косметолог, художник, биоинженеры, массажист, )
А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой урока. Слайд № 2
В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик», тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
Так какой же у вас возник вопрос? | – Что произошло с мальчиком? |
Учитель: Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас?
Учащиеся отвечают на вопросы. Молодцы.
II. Ст. осмысления
Игра «Угадай, что это?»
– Один человек из каждой группы должен выйти к доске и положить руки за спину и угадать, что за предмет находится у него в руках и рассказать о нём всё, что можно.
( вата, пластмассовый шарик, лист бумаги)
-Какой орган чувств помог Вам, не глядя определить предмет? Орган осязания – кожа.
а функция – осязательная.
(заполнение таблицы «Функции кожи»)
Работа в группе: прошу заполнить оставшиеся графы в таблице работая с текстом на странице-198 (работа с учебником)
По желанию учащиеся зачитывают ответ
Слайд № - 3
№ п/п | функция | Действие функции |
1 | Осязательная | Позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь |
2 | Защитная | Кислая поверхность кожи убивает микробы. Защищает внутренние органы от повреждения, не пропускает в организм микробы, воду, защищает от ультрафиолетовых лучей |
3 | Выделительная | Регуляция водного обмена в организме в идее пота 1,5 л воды в сутки Удаляет с потом вредные вещества, путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой |
4 | Функция терморегуляции | Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров |
Нам необходимо выяснить из чего состоит кожа?
Учитель знакомит с презентацией. Слайды № 4 – 9
Игра «Криминалисты» Работа выполняется в паре Слайд №-10
Лабораторная работа №12 Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы
Игра «Криминалисты» Лабораторная работа №12 Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы) | |
Фамилия имя учащихся: | |
Цель работы | Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с помощью лупы Выявить тактильные и холодовые рецепторы кожи |
1.Рассмотри кожу своей руки. Потрогай кожу, потяни её. Охарактеризуй кожу. Запиши в тетрадь, какая кожа. | Кожа мягкая, гладкая, эластичная и.т.д |
2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к руке. Рассмотрите кожный покров кисти руки.(тыльную и ладонную) Запишите свои наблюдения | На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек. |
3. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения | тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная |
Выводы | На тыльной стороне есть поры в которых располагаются волоски. На ладонной поверхности имеются поры, но меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные линии, тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная. |
Презентация: «Кожа – зеркало здоровья»
Закрепление: Задание по уровням сложности
1-уровень. Заполнить таблицу- найти соответствие Правильные ответы: А – 1; Б – 2; В – 3
Факты | Причины |
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар. Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. | 1. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается. 2. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения. 3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. |
2-уровень. Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ.
1.Кожа – это орган:
а) слуха;
б) осязания;
в) обоняния.
2.Кожа дышит через:
а) поры;
б) волоски;
в) жир.
3.Кожа состоит из трёх слоёв:
а) наружная оболочка, жир, кожа;
б) наружная оболочка, кожа, подкожный жир;
в) жир, пот, поры.
4.Чтобы на коже не было микробов, надо:
а) мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю;
б) смазывать кремом.
5.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно:
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей
3-уровень. Проблемный вопрос – найти решение
1. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?
Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия, что человек согрелся. Но этот эффект — кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода.
Дополнительное (резервное) задание для учащихся
Синквейн: «Кожа»- работа классу
- Кожа
- Гладкая, мягкая, нежная
- Защищает, чувствует, выделяет
- Кожа – зеркало здоровья.
- Кожа – это орган
Телеграмма Вставь пропущенные слова:
- Поддержание постоянства температуры тела называется … .
- В клетках кожи синтезируется витамин: … .
- Кровеносные сосуды отсутствуют в … .
- Кроме желез, кожа имеет роговые образования … и … .
Д/З параграф-52 повторить, написать мини-сочинение Эссе «Проблемная кожа» (на доске и слайде)
Итоги: прием «Райтинг» ученик самооценивает себя за урок и учитель выставляет оценку за урок по выполненным заданиям и активности самого ученика
Ст. Рефлексия
«Острова». На доске карта настроения. Поставьте свои стикеры на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Тревоги, Мечты, Будущего, Радости.
Учитель: спасибо вам за урок.
Текст №1
Кожа
Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней орган от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, в защитных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний – рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека, избегать возможных повреждений. Площадь поверхности тела 1,5-2 кв.м.
В коже различают два слоя: наружный - эпидермис и внутренний – собственно кожу (дерму) и подкожно жировую клетчатку. В наружном слое можно различить роговой слой. Он состоит из прилегающих друг другу погибших клеток. Глубокие слои образованы живыми клетками. Эпидермис является эпителиальной тканью. В них находится пигмент меланин, от него зависит цвет кожи. Собственно кожа образована соединительной тканью, в ней много эластических волокон, которые придают коже упругость. В собственной коже расположены потовые и сальные железы. Подкожная клетчатка смягчает от механического воздействия.
Текст №2
Функции кожи
Защитная функция кожи.
Механическая защита организма кожей от внешних факторов обеспечивается плотным роговым слоем эпидермиса, эластичностью кожи, ее упругостью свойствами подкожной клетчатки.
Кожа в значительной мере защищает организм от радиационного воздействия. Инфракрасные лучи почти целиком задерживаются роговым слоем эпидермиса; ультрафиолетовые лучи задерживаются кожей частично.
Выделительная функция кожи.
Выделительная функция кожи осуществляется посредством работы потовых и сальных желез. Количество выделяемых через потовые и сальные железы веществ зависит от пота, возраста, характера питания и различных факторов окружающей среды.
Терморегулирующая функция кожи.
В процессе жизнедеятельности организма вырабатывается тепловая энергия. При этом организм поддерживает постоянную температуру тела, необходимую для нормального функционирования внутренних органов, независимо от колебаний внешней температуры. Процесс поддержания постоянной температуры тела называется терморегуляцией.
Слой подкожной жировой клетчатки, жировая смазка кожи являются плохим проводником тепла, поэтому препятствуют избыточному поступлению тепла или холода извне, а также излишней потере тепла.
Функции кожи в обменных процессах организма.
В коже человека происходит обмен углеводов, белков, жиров и витаминов, солей, водный обмен. Это сложные процессы, в результате которых организм получает необходимые ему питательные вещества.
Кожа интенсивнее накапливает и отдает большее количество воды по сравнению с другими органами. Например, она выделяет воды вдвое больше, чем легкие.
Текст №5 Вывод к выше сказанному
Кожа человека - это один из самых загадочных органов.
Кожа - наружный покров тела, который является защитой от внешних воздействий. Она не пропускает воду, предохраняет человека от холода и жары.
Кожа состоит из межклеточного пространства, клеток, находящихся в свободном пространстве, и сосудов. Рядом проходят лимфатические протоки, куда попадают токсины из межклеточных пространств
Кожа на всем своем протяжении имеет одинаковое строение. Она состоит из трех основных компонентов: эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки. Потоотделение является и защитной функцией
Эпидермиc. Верхний, самый тонкий слой кожи..
Дерма. Включает в себя сосочковый и сетчатый (ретикулярный) слои.
И, наконец, гиподерма (подкожно-жировая клетчатка), располагается под дермой и служит своего рода “подушкой”. Она предохраняет организм от чрезмерного охлаждения, защищает от внешних раздражителей, травм, служит депо, в котором откладываются запасы жира, расходуемого в случае болезни, голода.
Текст №3
Значение кожи
Между внутренними органами, нервной системой и кожей существует тесная взаимосвязь, регулируемая корой головного мозга.
Кожа активно участвует в обмене веществ. Для нормального развития организм нуждается в питательных веществах. К ним относятся белки, жиры, углеводы, соли, вода, а также витамины. Кожа принимает активное участие в белковом, углеводном, солевом и водном обменах, выделяя их продукты.
Кожа здорового человека содержит 0,5 мг хлористого натрия
Кожа активно участвует в белковом обмене. В коже, волосах и ногтях имеются белковые вещества — кератин
Сальные железы играют некоторую роль в регуляции тепла в организме.
Кожа регулирует обмен тепла между организмом и окружающей его внешней средой.
Под влиянием низкой температуры окружающей среды сосуды суживаются, потоотделение прекращается и резко уменьшается теплоотдача.
Цвет кожи обусловливается: 1) толщиной рогового слоя, 2) просвечиванием крови и 3) количеством красящего, вещества — пигмента.
Текст №4
Подкожно жировая клетчатка
Жировая клетчатка находится сразу же под собственно кожей (дермой).
Подкожная клетчатка создает под кожей своеобразную мягкую подкладку, обеспечивающую амортизацию и теплоизоляцию. Подкожная жировая клетчатка образована особым видом соединительной ткани – жировой тканью.
Основные функции подкожной клетчатки:
1. Энергетическая. Самая главная цель, для которой, собственно, подкожная клетчатка и нужна – это получение энергии в период голодания.
2. Изоляция тепла. Жир крайне неохотно пропускает наружу тепло, идущее от тела ввиду своих теплоизолирующих свойств. Это крайне полезно для человека в условиях холодной погоды, при проживании в северных областях
3. Защитная функция. Жир, расположенный под кожей и окружающий внутренние органы, способствует смягчению ударов и сотрясений, от воздействия высокой температуры. Подкожный жир способствует высокой подвижности кожи над ним, что позволяет смещать ее в любую сторону на достаточно большое расстояние. Эта способность клетчатки предохраняет кожу от разрывов и других повреждений.
4. Функция накопления. В жировой ткани кроме жира накапливаются и вещества, растворимые в нем, например витамины групп A, D, E, а также эстрогенные гормоны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 8 классе.Тема:Кожа, ее строение и функции. Гигиена кожи.
Модульный урок в 8 классе "Кожа,ее строение и функции.Гигиена кожи." ориентирован прежде всего на активную рабочую деятельность детей. Освоение приемов модульного обучения способствует быст...
Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»
Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....
Конспект урока по биологии в 8 классе «Строение и функции головного мозга»
При изучении нервной системы большое внимание уделяется изучению голвного мозга. Данная разработка урока посвящена изучению головного мозга и функциям головного мозга. В уроке используется как г...
Конспект урока по биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга человека".
На уроке используется флипчарт в программе AcyivInspire. Скачать данный флипчарт можно перейдя по ссылке: http://www.edcommunity.ru/lessons/stroenie-i-funktsii-golovnogo-mozga-8-klass/...
Урок по биологии " Значение дыхания. Строение органов дыхания".
Конспект урока "Значение дыхания. Строение органов дыхания".Этот урок является первым в изучении раздела "Дыхательная система". Урок рассчитан на учащихся восьмых классов. На уроке учащиеся изучают ст...
Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе"Строение и функции кожи"
Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе "Строение и функции кожи". В ходе урока используются современные технологии: проблемное обучениие, ИКТ, а также исследовательские методы,...