Урок по теме "Генетика пола"
презентация к уроку (биология, 9 класс) по теме
Материал содержит презентацию к уроку "Генетика пола" и конспект урока. Данная тема предложена для учащихся 9-го класса при изучении генетики человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_pola.rar | 572.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Генетика пола. Наследование сцепленное с полом»
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах;
Задачи:
расширять знания учащихся о наследственности и изменчивости организмов;
продолжить закрепление навыков решения генетических задач;
сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Индивидуально каждый отвечает вопросы «да-нет» (слайд 1-4)
1 вариант: да-нет-да-нет
2 вариант: да-нет-нет-да
III. Изучение нового материала.
Использование презентации «Генетика пола»
Ученые заметили, что в мире рождение девочек и мальчиков приближено к соотношению 1:1. Почему так происходит?
Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не страдают.
Почему некоторые болезни могут проявляться не в каждом поколении?
1. Генетика человека – смежная область генетики и медицины, изучающая законы наследственности и изменчивости у человека в норме и при патологиях, физические и психические признаки
Задачей генетики человека является выявление, изучение, профилактика и лечение наследственных болезней, разработка путей предотвращения воздействия негативных факторов среды на наследственность человека.
2. Основные методы исследования генетики человека:
- Генеалогический (составление родословных; используют метод для составления прогноза вероятности проявления признака в потомстве; используется в медико-генетическом консультировании)
- Близнецовый (сравниваются частота сходства по ряду признаков пар близнецов; позволяет определить роль генетического вклада в наследование сложных признаков, а также оценивать влияние воспитания, обучения и т.д.)
- Цитогенетический (строение метафазных хромосом, их морфологические особенности; для изучения кариотипа, диагностика наследственных болезней, вызываемых хромосомными мутациями; используется в медико-генетическом консультировании)
- Биохимический (берутся пробы крови или околоплодной жидкости; определяют таким образов болезни обмена веществ, выявляют носителей рецессивных генов)
3. Работы Томаса Моргана:
С 1911 г. Т.Морган и его соратники начали публиковать серию работ, в которых экспериментально, на основе многочисленных опытов с дрозофилами, и была сформулирована в основных чертах хромосомная теория наследственности, подтвердившая и подкрепившая законы, открытые Менделем.
Суть теории:
- Основным носителем наследственности являются хромосомы (в которых локализованы гены)
- Каждый ген имеет определенный локус в хромосоме
- Гены, расположенные в одной хромосоме образуют группу сцепления и наследуются вместе
- Число групп сцепления постоянно для каждого вида
Значение: дала объяснение законам Менделя вскрыла генетические основы естественного отбора.
По аналогии с анализирующим скрещиванием можно предположить, что один пол дает два типа гамет (гетерогаметный), а другой — один тип (гомогаметный). От того какие типы гамет встретятся зависит пол развивающегося потомка. Такое же предположение высказал Г. Мендель. Возникает вопрос, в чем отличие между гаметами разных типов?
Это предположение было подтверждено в начале XX века, когда Т. Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом.
Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют аутосомами.
Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют
половыми хромосомами
У человека 23 пары гомологичных хромосом. Последняя пара – это половые хромосомы
Гетерогаметный пол – разногаметный пол; половина гамет имеет половую хромосому X, половина – Y
Гомогаметный пол – равногаметный пол, половые хромосомы одинаковые.
Класс животных | ♂ | ♀ |
Человек, млекопитающие, многие насекомые | XY | XX |
Птицы, пресмыкающиеся, бабочки | XX (ZZ) | XY (ZW) |
Некоторые насекомые | XX | XO |
У тли | XO | XX |
Найти соответствие (на слайде)
4. Наследование признаков, сцепленных с полом. Молекулярные (генные) и хромосомные заболевания.
Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом.
В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога.
Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны.
Многие признаки и болезни человека, наследующиеся сцеплено с полом, обусловлены генами, локализованными в Х или У - хромосоме. Таких генов известно около 120. К ним относятся гены гемофилии А и В, недостаточности фермента глюко-зо-6-фосфат-дегидрогеназы, цветовой слепоты и др. Такие болезни носят название молекулярных (генных).
Рассмотрим пример наследования гемофилии:
Р ХНXh – носительница гена гемофилии x ХHУ – здоровый мужчина
гаметы ХН; Xh ХH; У
F1 ХНХН – здоровая женщина ХНXh – здоровая женщина, носительница гена гемофилии ХHУ – здоровый мужчина ХhУ – мужчина-гемофилик
Среди редких болезней одна хорошо известна широкой публике. Это гемофилия. Знают ее, потому что болезнь эта в какой-то мере определила ход российской истории. Гемофилией страдал единственный сын Николая Второго цесаревич Алексей.
Гемофилия – наследственное нарушение свертывания крови. Страдают этой болезнью мужчины, но передается она по женской линии
Болезнь вызывает продолжительные кровотечения при нарушении целостности кожи, ушибе и даже самопроизвольно.
IV. Закрепление.
“Почему не бывает черепаховых котов?”
Рассмотрим, как наследуется окраска у кошек. Часто встречаются черные коты и черные кошки, рыжие коты и редко рыжие кошки, но котов с черепаховой окраской не бывает. Этот факт объяснили, когда выяснили, что наследование данного признака сцеплено с полом.
Какое потомство получится от скрещивания черной кошки и рыжего кота, если ген черной окраски шерсти доминантен по отношению к гену рыжей окраски и наследуется сцеплено с Х - хромосомой?
Решение задачи:
Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х-хромосоме. В У - хромосоме они отсутствуют. Обозначим Х-хромосому, несущую аллель В - ХВ, а Х-хромосому с аллелем b – Хb. Поэтому возможны такие комбинации:
ХBXВ – черная кошка; ХBУ – черный кот
XbХb – рыжая кошка; ХbУ – рыжий кот
ХBХb – черепаховая кошка
Так как мужская особь имеет только одну Х-хромосому, то кот может быть или черным, или рыжим, но не может иметь черепаховую окраску, потому что для ее развития необходимо одновременное присутствие генов B и b.
Редко встречаются коты с черепаховой окраской, но они, как правило, бесплодны, так как их генотип ХХY, т.е. при мейозе у одного из родителей произошло не расхождение хромосом.
V. Итоги урока.
Выводы:
Хромосомы у организмов делятся на аутосомы и половые хромосомы.
Наследование признаков организма, а также некоторых заболеваний у человека, происходит через половые хромосомы, т.е. сцеплено с полом.
У многих видов расщепление по признаку пола происходит в соотношении 1:1
Хромосомная теория наследственности, дала точное и единое объяснение всех явлений наследования при половом размножении.
VI. Задание на дом.
§39. пользуясь параграфом решить задачу:
В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по водному поло
способы передвижения, специальные приемы, техника владения мячом в водном поло на уроке по плаванию...
Урок-путешествие "Сказочная поляна"
Урок является завершающим этапом изучения русских народных и литературных сказок в 5 классе, способствует воспитанию любви к книге и чтению, развитию творческого воображения. Ребята совершают интересн...
Обобщающий урок по истории "Поле русской славы"
Урок проводится в форме интеллектуальной игры между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7-8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный в...
Урок-экскурсия "Ясная Поляна"
Путешествие в имение Толстого, демонстрация фотографий дома, помещений, доклад "Идейно-нравственные искания Льва Толстого"...
Презентация для урока Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. 9 класс
Презентация содержит проверочную работу, рисунки для объяснение материала по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток, а также задачи для закрепления....
Тема урока. Индукция магнитного поля.8 класс
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:Стратегические: овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной кар...
Урок «Действие магнитного поля на проводник с током, на движущиеся электрические заряды. Правило левой руки» (платформа ZOOM, видео урок с опорой на презентацию)
В рамках дистанционного обучения для обуающихся разработан план занятия на платформе ZOOM, в рамках проведения видеоурока....