Определение пола и наследование признаков сцепеленных с полом
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Хохлова Марина Николаевна

Презентация и разработка урока "Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом".

Формирование знаний о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков сцепленных с полом. Закрепление знаний о сцеплении генов и генотипе как единой взаимодействующей системе. Повторение мейоза. РРазбор решения задачи на сцепелние.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок № 25

Тема. Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом.

Цели: сформировать знания о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков сцепленных с полом. Закрепить знания о сцеплении генов и генотипе как единой взаимодействующей системе. Повторить мейоз.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, диск, экран.

План урока.

  1. Введение в тему.
  2. Генотип дрозофилы. Повторение полимерии и плейотропии.
  3. Повторение образования гамет.
  4. Кариотип человека. Повторить закон Моргана и группы сцепления. Синдром Дауна.
  5. Признаки сцепленные с полом. Решение задачи. Сообщения: гемофилия и дальтонизм.
  6. Закрепление: вопросы в конце § 23.
  7. Домашнее задание: § 23, найти значение терминов «мутация и мутагенез».

Ход урока.

  1. Самые заметные различия между особями одного вида – это различия по половому признаку. Пол определяет развитие многих признаков организма. Одним из наиболее веских доказательств влияния хромосом на проявление наследственности явились открытие различий в хромосомном наборе у различных полов одного вида.
  2. Рассказ о кариотипе дрозофилы. Показать различия в строении половых хромосом (аутосомы и половые хромосомы – записать определения в тетрадь). Гетерогаметность мужского пола и гомогаметноность женского пола дрозофил.

Повторение: плейотропия и  полимерия.

  1. Повторение: образование гамет – мейоз.
  2. Итак, мы с вами выяснили, что у дрозофил в кариотипе 8 хромосом. А сколько хромосом содержит кариотип человека? 46.Записпть понятие кариотипа в тетрадь. Сколько групп сцепления образуют хромосомы человека? 46. В чем заключается закон Моргана. Каждый человек наследует от своих родителей форму тела, группу крови, цвет волос и глаз, биохимическую активность клеток. При наследовании всех этих признаков проявляется действие законов Менделя и Моргана.
  3. В половых хромосомах кроме генов, обуславливающих половые признаки, есть гены определяющие и другие признаки. Если гены расположены в аутосомах, то признак наследуется одинаково,  независимо от пола особи. Совершенно иная картина наблюдается при наследовании признаков, расположенных в половых хромосомах. Так как Х-хромосома присутствует у обоих полов. То в ней располагаются жизненно важные гены. У-хромосома есть только у особей одного пола и несет ограниченное число генов, характерных только для соответствующего пола. Наличие или отсутствие ее может привести лишь к изменению развития половых признаков или несущественных признаков. В этом мы с вами убедимся, решив задачу про кошек. Условие задачи на экране. Консультации. Проверка решения задачи на экране. У человека также в половых хромосомах есть и другие признаки. Легче всего проследить наличие таких признаков по наследственным болезням. Мы с вами познакомимся с болезнями, сцепленными с полом: гемофилия и дальтонизм.
  4. Закрепление: вопросы в конце § 23.

            Каким образом определяется пол будущего организма?

      Постройте правильное утверждение; общее число, размер  и форму хромосом любого вида   живых организмов называют:

 а) генотипом; б) Х-хромосомой; в)У-хромосомой; г) кариотипом.

       Сколько хромосом в клетках человека.

  1. Домашнее задание: § 23, найти значение терминов «мутация и мутагенез».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10 класс

Данный  урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс...

Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....

урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данная презентация  является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....

урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной  информации и наглядности.Цель урока:   Создать условия для ...

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.Задачи:1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметн...

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...

Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.

Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....