Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы
методическая разработка по биологии по теме

Рыбакова Нина Зауриевна

Одно из направлений повышения эффективности урока - организация самостоятельной деятельности учащихся. Именно самостоятельная деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем, способствует развитию таких ценных качеств, как сообразительность и точность в работе, умение вычленить основной материал темы и подобрать дополнительный, умение анализировать и обобщать пройденный материал, связывать его с новым и т.п.

Наблюдения и анализ выполнения самостоятельных работ учащимися показал, что самостоятельную деятельность школьников можно организовать на всех этапах урока: при проверке знаний, при изучении нового материала, при закреплении и обобщении учебного материала. При этом эффективность зависит от того, как учитываются психологические особенности учащихся класса, интеллектуальный потенциал детей и уровень их готовности к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

При организации самостоятельной работы учащихся над материалом в пределах требований программы нельзя снижать объём выполняемого задания. Но, реализуя дифференцированный подход с учётом наличия  в классе учащихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношением к учению, можно дифференцировать степень сложности выполняемого задания.

Для описания учителем методов и приёмов, применяемых при организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке по освоению предметного материала, у нас в школе используют следующий алгоритм:

  • название метода или приёма в точной и ясной формулировке;
  • краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;
  • характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим;
  • определение того, что получается в итоге;
  • противопоказания к употреблению: чего стоит опасаться и избегать, дабы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия.

 

Название метода: регулирование степени сложности выполняемого задания с учётом уровня сформированности  у учащегося общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношения к учению

Характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим: при самостоятельном выполнении учащимися задания.

Краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики: учитель предлагает ученикам для индивидуальной самостоятельной работы на карточках одинаковое задание, но разной степени сложности, учащиеся знакомятся с содержанием задания и выполняют.

Примеры заданий.

I. Приведённые примеры заданий используются на обобщающих уроках при повторении большого объема материала.

 

Задание 1. Классифицировать понятия: вид, почвенная, кровеносная, почки, семейство, пищеварительная, отряд, семенники, класс, тип, половая, лёгкие, выделительная, Саркодовые, организменная, пищевод, Кишечнополостные, желудок, опорно-двигательная, водная, Жгутикове, артерии, дыхательная, Кольчатые черви, Круглые черви, сердце, наземно-воздушная, яичники.

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме и владеющие приёмом классификации, общие понятия классификации подбирают самостоятельно. А учащиеся, у которых данный тип задания вызывает затруднение, получают карточку с указанием групп классификации и распределяют понятия.

 

Задание 2. Назвать понятия, определения которых приведены ниже

_____форма существования одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов, временно покрывающихся плотной оболочкой, которая позволяет этим организмам переживать неблагоприятные условия среды.

_____расположение частей тела, позволяющее его разделить на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины.

_____восстановление утраченных или повреждённых частей тела.

_____мужская половая клетка (гамета);_______женская половая клетка (гамета)

_____ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы.

_____наличие признаков мужского и женского пола у одной особи животного.

_____организмы, в которых развиваются личинки паразитических животных.

(циста, яйцеклетка, регенерация, симметрия двусторонняя, промежуточный хозяин, сперматозоид, гермафродитизм, рефлекс)

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А учащиеся, у которых плохо развита долговременная память, имеются пропуски уроков получают карточку с перечислением понятий и выполняют задание по их  подбору к определениям.

 

Задание 3В текст общей характеристики животных типа Членистоногие вставь пропущенные слова

Членистоногие – это животные с _______симметирией тела. Особенностью конечностей является _____. Число ног у представителей разных классов типа ______.

Снаружи их тело покрыто _____ покровом. Основу покрова составляет сложное органическое вещество ______. Благодаря такому его свойству как ______он защищает тело членистоногого от механических и химических воздействий внешней среды. Свойство _______обеспечивает предохранение наземных животных этого типа от излишней потери влаги. А из-за такого свойства _____покрова как _______периодически происходит процесс его смены и называется этот процесс _____.  Изнутри к ______покрову прикрепляются мышцы, и он выполняет роль ______скелета.

Тело членистоногих состоит из______, которые образуют _______: головогрудь и _______ или голова, ______, брюшко.

Они встречаются в различных средах жизни: наземно-воздушной, _____, ______, ______.

(Двусторонней, членистость, разное, хитиновым, хитин, прочность, плотность, хитинового, нерастяжимость, линька, хитиновому наружного, члеников, отделы, брюшко, грудь,  водной, почвенной, организменной)

Подход к организации выполнения данного задания всеми учащимися такой же, как описан выше

 

II. Задания по заполнению таблицы и составлению схемы (модели) могут быть использованы как форма структурирования и систематизации изучаемого на уроке нового материала после его фронтального разбора или объяснения учителя, в том числе, на этапе закрепления. Также заполнение схем организуется и при повторении изученного ранее на обобщающих уроках.

            При дифференцированном подходе к организации этой работы разные группы учащихся получают карточки с заданием разной степени сложности.

 

Вариант 1. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

 

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

 

 

 

 

 

Вариант 2. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

 

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

 

 

 

Плоские губчатые

 

 

 

Короткие губчатые

 

 

 

 

Вариант 3. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

 

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

 

Кости конечностей, фаланги пальцев

 

 

 

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

 

 

Вариант 4. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

 

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 5 (для сверки по образцу)

Таблица «Типы костей»

 

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

Средняя часть имеет вид трубки с полостью, заполненной жёлтым костным мозгом. В головках находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом.

Кости конечностей, фаланги пальцев

 

Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

Запястье, предплюсна, позвонки

 

Варинат 1 Используя параграф __, составить схему «Части скелета человека»

Вариант 2. Используя параграф __,заполнитьь схему «Части скелета человека»

 

 

 

Части скелета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вариант 3. Используя параграф __,  заполнить схему «Части скелета человека»

 

 

 

Части скелета

 

 

Скелет туловища

 

 

Скелет конечностей:

Верхних, нижних

 

Мозговой череп

 

 

Позвоночный столб

(позвоночник)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы обеспечивают

  1. Посильность самостоятельного выполнения задания всеми учениками и мотивацию на активную работу с учебным материалом.
  2. Тем учащимся, которым это необходимо, иметь образец для выполнения задания.
  3. Вовлечённость в работу по овладению умениями и навыками самостоятельной работы с текстом всех учащихся.
  4. Ознакомление с  учебным материалом урока в полном объёме подавляющего большинства учащихся класса.
  5. Сокращение времени на выполнение задания теми учащимися, которые медленно работают. В этом случае можно регулировать выполнение задания одновременно  большинством учащихся класса и перейти к другой учебной деятельности.

 

Противопоказания к употреблению: регулярное использование в отношении одного ученика может привести к несформированности у него некоторых умений самостоятельной работы и нежелание выполнять задание при отсутствии помощи.

 

Чтобы исключить возможные нежелательные последствия следует

- давать аналогичные задания посильные для выполнения при полной самостоятельности (простые схемы, небольшие таблицы и др.)

- если работа оценивается отметкой, то следует заранее оговаривать балл в зависимости от степени самостоятельности при выполнении задания и при желании ученика дать возможность выполнить без дополнительной помощи и при этом получить отметку более высокого балла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в  организации самостоятельной работы

учащихся  на уроках биологии

Одно из направлений повышения эффективности урока - организация самостоятельной деятельности учащихся. Именно самостоятельная деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем, способствует развитию таких ценных качеств, как сообразительность и точность в работе, умение вычленить основной материал темы и подобрать дополнительный, умение анализировать и обобщать пройденный материал, связывать его с новым и т.п.

Наблюдения и анализ выполнения самостоятельных работ учащимися показал, что самостоятельную деятельность школьников можно организовать на всех этапах урока: при проверке знаний, при изучении нового материала, при закреплении и обобщении учебного материала. При этом эффективность зависит от того, как учитываются психологические особенности учащихся класса, интеллектуальный потенциал детей и уровень их готовности к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

При организации самостоятельной работы учащихся над материалом в пределах требований программы нельзя снижать объём выполняемого задания. Но, реализуя дифференцированный подход с учётом наличия  в классе учащихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношением к учению, можно дифференцировать степень сложности выполняемого задания.

Для описания учителем методов и приёмов, применяемых при организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке по освоению предметного материала, у нас в школе используют следующий алгоритм:

  1. название метода или приёма в точной и ясной формулировке;
  2. краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;
  3. характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим;
  4. определение того, что получается в итоге;
  5. противопоказания к употреблению: чего стоит опасаться и избегать, дабы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия.

Название метода: регулирование степени сложности выполняемого задания с учётом уровня сформированности  у учащегося общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношения к учению

Характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим: при самостоятельном выполнении учащимися задания.

Краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики: учитель предлагает ученикам для индивидуальной самостоятельной работы на карточках одинаковое задание, но разной степени сложности, учащиеся знакомятся с содержанием задания и выполняют.

Примеры заданий.

I. Приведённые примеры заданий используются на обобщающих уроках при повторении большого объема материала.

Задание 1. Классифицировать понятия: вид, почвенная, кровеносная, почки, семейство, пищеварительная, отряд, семенники, класс, тип, половая, лёгкие, выделительная, Саркодовые, организменная, пищевод, Кишечнополостные, желудок, опорно-двигательная, водная, Жгутикове, артерии, дыхательная, Кольчатые черви, Круглые черви, сердце, наземно-воздушная, яичники.

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме и владеющие приёмом классификации, общие понятия классификации подбирают самостоятельно. А учащиеся, у которых данный тип задания вызывает затруднение, получают карточку с указанием групп классификации и распределяют понятия.

Задание 2. Назвать понятия, определения которых приведены ниже

_____форма существования одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов, временно покрывающихся плотной оболочкой, которая позволяет этим организмам переживать неблагоприятные условия среды.

_____расположение частей тела, позволяющее его разделить на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины.

_____восстановление утраченных или повреждённых частей тела.

_____мужская половая клетка (гамета);_______женская половая клетка (гамета)

_____ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы.

_____наличие признаков мужского и женского пола у одной особи животного.

_____организмы, в которых развиваются личинки паразитических животных.

(циста, яйцеклетка, регенерация, симметрия двусторонняя, промежуточный хозяин, сперматозоид, гермафродитизм, рефлекс)

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А учащиеся, у которых плохо развита долговременная память, имеются пропуски уроков получают карточку с перечислением понятий и выполняют задание по их  подбору к определениям.

Задание 3.  В текст общей характеристики животных типа Членистоногие вставь пропущенные слова

Членистоногие – это животные с _______симметирией тела. Особенностью конечностей является _____. Число ног у представителей разных классов типа ______.

Снаружи их тело покрыто _____ покровом. Основу покрова составляет сложное органическое вещество ______. Благодаря такому его свойству как ______он защищает тело членистоногого от механических и химических воздействий внешней среды. Свойство _______обеспечивает предохранение наземных животных этого типа от излишней потери влаги. А из-за такого свойства _____покрова как _______периодически происходит процесс его смены и называется этот процесс _____.  Изнутри к ______покрову прикрепляются мышцы, и он выполняет роль ______скелета.

Тело членистоногих состоит из______, которые образуют _______: головогрудь и _______ или голова, ______, брюшко.

Они встречаются в различных средах жизни: наземно-воздушной, _____, ______, ______.

(Двусторонней, членистость, разное, хитиновым, хитин, прочность, плотность, хитинового, нерастяжимость, линька, хитиновому наружного, члеников, отделы, брюшко, грудь,  водной, почвенной, организменной)

Подход к организации выполнения данного задания всеми учащимися такой же, как описан выше

II. Задания по заполнению таблицы и составлению схемы (модели) могут быть использованы как форма структурирования и систематизации изучаемого на уроке нового материала после его фронтального разбора или объяснения учителя, в том числе, на этапе закрепления. Также заполнение схем организуется и при повторении изученного ранее на обобщающих уроках.

        При дифференцированном подходе к организации этой работы разные группы учащихся получают карточки с заданием разной степени сложности.

Вариант 1. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Вариант 2. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Плоские губчатые

Короткие губчатые

Вариант 3. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

Кости конечностей, фаланги пальцев

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

Вариант 4. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Вариант 5 (для сверки по образцу)

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

Средняя часть имеет вид трубки с полостью, заполненной жёлтым костным мозгом. В головках находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом.

Кости конечностей, фаланги пальцев

Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

Запястье, предплюсна, позвонки

Варинат 1 Используя параграф __, составить схему «Части скелета человека»

Вариант 2. Используя параграф __,заполнитьь схему «Части скелета человека»

Вариант 3. Используя параграф __,  заполнить схему «Части скелета человека»

Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы обеспечивают

  1. Посильность самостоятельного выполнения задания всеми учениками и мотивацию на активную работу с учебным материалом.
  2. Тем учащимся, которым это необходимо, иметь образец для выполнения задания.
  3. Вовлечённость в работу по овладению умениями и навыками самостоятельной работы с текстом всех учащихся.
  4. Ознакомление с  учебным материалом урока в полном объёме подавляющего большинства учащихся класса.
  5. Сокращение времени на выполнение задания теми учащимися, которые медленно работают. В этом случае можно регулировать выполнение задания одновременно  большинством учащихся класса и перейти к другой учебной деятельности.

Противопоказания к употреблению: регулярное использование в отношении одного ученика может привести к несформированности у него некоторых умений самостоятельной работы и нежелание выполнять задание при отсутствии помощи.

Чтобы исключить возможные нежелательные последствия следует

- давать аналогичные задания посильные для выполнения при полной самостоятельности (простые схемы, небольшие таблицы и др.)

- если работа оценивается отметкой, то следует заранее оговаривать балл в зависимости от степени самостоятельности при выполнении задания и при желании ученика дать возможность выполнить без дополнительной помощи и при этом получить отметку более высокого балла.

Части скелета

 

Части скелета

Скелет туловища

Скелет конечностей:

Верхних, нижних

Мозговой череп

Позвоночный столб

(позвоночник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в самостоятельной работе при изучении математики.

В данной работе рассматривается деятельностный подход в самостоятельной работе при изучении математики....

Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории

В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории....

Индивидуально-дифференцированный подход к организации работы с учащимися освобожденными от физических нагрузок на уроках физической культуры

Вовлечение обучающихся в физкультурную деятельность Укрепление здоровья, обучающихся, относящихся к СМГУлучшение показателя физического развитияОсвоение жизненно важных двигательных умений, навык...

Индивидуально-дифференцированный подход в кружковой работе с детьми с ОВЗ.

О реализации творческих возможностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся....

Методическая разработка мастер-класса «Организация дифференцированного подхода в содержании работы объединения "Бумажная пластика"»

Мастер-класс предназначен для специалистов в области дополнительного образования (педагоги, методисты, руководители ОДОД). Цель -- демонстрация приёмов работы с учащимися разного уровня подготовки....

Индивидуальный подход при самостоятельной работе на уроках русского языка

Практические приёмы при самостоятельной работе на уроках русского языка....