Клеточное строение организмов
методическая разработка (биология, 5 класс) на тему

Технологическая форма представления деятельности по изучению темы: «Клеточное строение организмов»

Глухих Светлана Анатольевна , МБОУ СОШ №2 г. Урай, ХМАО – Югра

Предмет:  природоведение

Выполнила: Глухих Светлана Анатольевна, учитель химии и биологии МБОУ СОШ №2

Тема: «Клеточное строение организмов»

 Цель: осознание и осмысление  блока информации  о строении клетки

Задачи урока по содержанию:

Образовательная – сформировать умения давать  общую характеристику живых организмов, различать их части; учить сравнивать, выделять главное, обобщать.

Развивающая – способствовать  развитию логического мышления, речевой деятельности. Формировать навыки работы в группе. Развивать умения анализировать полученную информацию, умения обобщать и делать выводы.

Воспитательная – воспитывать позитивное отношение к учению, взаимодействию к работе; создание комфортных отношений между учениками.

Планируемые результаты деятельности:

 Личностные: осознание ценностей биологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования

Предметные: называть и показывать части клетки, знать особенности живых организмов и их сред обитания.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о строении клетки, функциях органоидов, добывать новые знания из источников на бумажныйх и электронных носителях, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок повторения и закрепления изученого материала

Формы работы: фронтальная, групповая

 Оборудование: карточки в виде 3 моделей машин разного цвета: красные, желтые и зеленые ( для разделения класса на группы) , карточки с изображением сред обитания , с изображением  животных,  карточки «Ребус», «Дерево ожиданий», карточки- красные и зеленые яблоки, рабочие карты, конверты с буквами, изображениями органоидов и текстом- подсказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kletochnoe_stroenie_organizmov.zip1018.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:              Клеточное строение организмов.

Тип урока:    урок обучения умениям и навыкам

Форма  урока:    урок-путешествие

Цель урока: выработать у учащихся умения и навыки   работы с микроскопом.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить с устройством увеличительных приборов – микроскопом; дать представление об особенностях строения клеток живых организмов.

Развивающая – формирование умений и навыков работы в группе ; развивать умения анализировать полученную информацию, умения обобщать и делать выводы.

Воспитательная – показать роль инструментального метода в изучении природы, вовлекать в активную практическую деятельность.

Оборудование: карточки в виде 3 моделей машин разного цвета: красные, желтые и зеленые ( для разделения класса на группы) , карточки с изображением сред обитания , с изображением  животных,  карточки «Ребус», «Дерево ожиданий», карточки- красные и зеленые яблоки, рабочие карты, конверты с буквами, изображениями органоидов и текстом- подсказкой.

Ход урока:

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Цель: настроить учащихся на рабочий лад, дать установку на урок.

Здравствуйте! Я рада встрече с вами, а вы? Давайте поприветствуем друг друга: повернитесь друг к другу, улыбнитесь, теперь поздоровайтесь с нашими гостями ладошками, головами, плечами.

Дети здороваются, как говорит им учитель.

Постановка цели

Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, но не простое, а виртуальное.

Давайте подумаем и узнаем, куда мы отправимся.

Решите ребус и узнаете, куда мы сегодня путешествуем.





После ответов учащихся тема урока вывешивается на доске





А

 Б

В

Г

1

В

Н

Ф

Р

2

П

Ж

З

Е

3

У

А

О

Ц

4

И

М

Г

Й

2б,4а,1а,3в,4г,

3в,1г,4в,3б,1б,4а,2в,4б

учащиеся находят слова и составляют словосочетания – объект путешествия( живой организм)














Проверка домашнего задания

Цель: повторить и обобщить  знания учащихся по пройденной теме.

Для путешествия нам понадобится багаж, каждая группа будет собирать чемодан ( вывешиваются на доске 3 чемодана красного, желтого и зеленого цвета) 

Первое, что мы с вами сделаем – это украсим наше дерево ожиданий. Напишите пожалуйста на красных яблоках, то , что вы ожидаете от сегодняшнего урока, а на зеленых - ваши опасения (ваши страхи, если они есть)


Из списка животных выбрать и заселить определенную среду обитания: медведь, орел, акула, ерш, ласточка, заяц, кенгуру,

 воробей, окунь ( на листочках соответствующего цвета)



- Одна из сред осталась, не заполнена, какая?

Приведите примеры животных обитающих в почвенной среде. Можете ли вы отнести всех этих животных к группе живых организмов? Почему?

-Перечислите основные свойства живых организмов

Дети записывают ответы на листочках и вешают их на дерево ожиданий .











Участники группы находят о приклеивают животных в свою среду обитания и вывешивают свои схемы на доску.





Учащиеся называю животных, обитающих в почве. Перечисляют основные свойства живых организмов.

- Из чего состоят все живые организмы?

- Что мы можем использовать для изучения организма?

На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с устройством микроскопа и даже успели рассмотреть строение нервной клетки и клеток крови. Я вам предлагаю вспомнить этот материал , но работать мы будем по принципу «Автобусной остановки»

Уч-ся делают свои предположения

Актуализация знаний.

Цель: выявить уровень знаний по изучаемой теме Изучение нового материала:

Введение в тему.






















Погружение в тему.

 «Автобусная остановка»

( учащиеся работают на листочках соответствующего цвета и поля, после перемещения- группы могут соглашаться с ответами , дополнять или изменять их)


  1. Строение микроскопа.







  1. Правила работы с микроскопом.







  1. Строение и функции клетки







Мы с вами сказали , что клетки можно рассмотреть с помощь микроскопа. Вспомнили 3 основных органоида клетки. ( на доску вывешивается изображение клетки, которая содержит только ядро, цитоплазму и клеточную мембрану) Но кроме ядра, цитоплазмы и мембраны в составе клеток можно встретить и другие органоиды. Какие?

Посмотрите внимательно на рисунок, и вы сможете ответить на мой вопрос.

А знаете ли вы какие функции выполняют эти органоиды?


Я предлагаю вам еще раз поработать в группах. С помощью подсказок , которые лежат в конверте на ваших столах ( карточки с буквами, рисунок органоида и текст) вы определите с каким органоидом клетки будет работать ваша группа. И вторая ваша задача- с помощью текста определить функцию этого органоида.

Дети работают по группам (перемещаясь в часовом порядке).







Учащиеся защищают свои работы у доски:

  1. Строение микроскопа.
  2. Правила работы с микроскопом.
  3. Строение и функции клетки.













Учащиеся работают с учебником ( стр.110) и находят: митохондрию, лизосомы и аппарат Гольджи.










Работа в группах . ребята достают из конверта карточки с изображением букв, составляют из них название органоида и по тексту определяют его функцию.



Защита групп и дополнение рисунка «Клетка»

Закрепление.

Цель: повторить  и закрепить изученный материал.


Рефлексия

К сожалению, наше путешествие подходить к концу. Нам пора возвращаться домой.

У вас на столах лежат красные и зеленые яблоки . Если ваши ожидания подтвердились, а опасения нет- то вы вывешиваете на наше дерево красные яблоки. А если ваши ожидания не подтвердились, и не исчезли ваши опасения, то зеленые.

Записывают свои впечатления на листочках.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель выставляет оценки за урок.

Стр.107-111

Творческие задания:

- вылепить, нарисовать или сделать аппликацию клетки.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

        

Живой организм

Красный

желтый

белый

Зеленый  

желтый

белый

Красный

Зеленый

белый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Клеточное строение организмов"

Цели урока:Обучающая: изучить строение клетки.Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, при...

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...

Тестовые задания по теме "Клеточное строение организмов" для 6 класса.

В работе представлены следующие задания: * Тесты (один правильный ответ их четырех); * Работа с рисунком; * Работа (вставь пропущенные термины из предложенного списка)....

Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Лист фронтальной работы по теме "Общий обзор организма. Клеточное строение организма".

Данный материал содержит задания для отработки и закрепления знаний на уроке биологии....

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...