По биологии для 6-11 классов
календарно-тематическое планирование (биология) по теме
Тематическое планирование по биологии 6-11 класс УМК Пасечник В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_6.docx | 25.26 КБ |
tematicheskoe_7.docx | 23.91 КБ |
tematicheskoe_8.docx | 17.23 КБ |
tematicheskoe_9.docx | 31.3 КБ |
tematicheskoe_10.docx | 13.82 КБ |
tematicheskoe_11.docx | 15.41 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_6a_klass.docx | 14.96 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_7a_klass.docx | 14.75 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_8a_klass.docx | 15.18 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_9a_klass.docx | 15.09 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_10_klass.docx | 14.74 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_11_klass.docx | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по биологии 7 класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год
(к учебнику В. В. Латюшин «Биология. Животные»).
|
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование биология 8класс
( учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. )
2 часа в неделю (68 часов)
Введение 2 часа. | практические работы | Примеча ние | |
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | ||
2 | Становление наук о человеке. | ||
Происхождение человека 3 часа. | |||
3 | Систематическое положение человека. | ||
4 | Историческое прошлое людей. | ||
5 | Расы человека. | ||
Строение и функции организма 4 часа. | |||
6 | Общий обзор организма. | 1. Измерение массы и роста своего организма | |
7 | Клеточное строение организма. | ||
8 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная | 2. Ткани организма человека. | |
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | ||
Опорно-двигательная система 7 часов. | |||
10 | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. | 3. Изучение внешнего вида отдельных костей | |
11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | ||
12 | Соединение костей. | ||
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. | ||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 4. Утомление при статической и динамической работе. | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | ||
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | ||
Внутренняя среда организма 3 часа. | |||
17 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 5. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. | |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | ||
19 | Иммунология на службе здоровья человека. | ||
Кровеносная и лимфатическая системы 6 часов. | |||
20 | Транспортные системы организма. | ||
21 | Круги кровообращения. | ||
22 | Строение и работа сердца. | 6.Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | ||
24 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | 7.Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений, измерение кровяного давления | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | ||
Дыхание 4 часа. | |||
26 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательных путей. | ||
27 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | ||
28 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 8.Определение частоты дыхания | |
29 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Приемы реанимации. | ||
Питание и пищеварение 6 часов. | |||
30 | Питание и пищеварение. | ||
31 | Пищеварение в ротовой полости. | 9. Действие слюны на крахмал. | |
32 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 10.Действие желудочного сока на белки | |
33 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. | ||
34 | Регуляция пищеварения. | ||
35 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 11.Определение норм рационального питания | |
Обмен веществ и энергии 3 часа. | |||
36 | Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых организмов. | ||
37 | Витамины. | ||
38 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. | ||
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. 4 часа. | |||
39 | Кожа - наружный покровный орган. | ||
40 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | ||
41 | Терморегуляция организма. Закаливание. | ||
42 | Выделение. | ||
Нервная система 5 часов. | |||
43 | Значение нервной системы. | ||
44 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | ||
45 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | 12.Изучение строения головного мозга (муляжи) | |
46 | Функции переднего мозга. | ||
47 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | ||
Анализаторы. Органы чувств. 5 часов. | |||
48 | Анализаторы. | ||
49 | Зрительный анализатор. | 13.Изучение изменения размера зрачка | |
50 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | ||
51 | Слуховой анализатор. | ||
52 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. | ||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 6 часов. | |||
53 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | ||
54 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | ||
55 | Сон и сновидения. | ||
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | ||
56 | Воля, эмоции, внимание. | ||
57 | Урок-обобщение по теме В.Н.Д. | ||
Эндокринная система 2 часа. | |||
58 | Роль эндокринной регуляции. | ||
59 | Функции желез внутренней секреции. | ||
Индивидуальное развитие организма. 5 часов. | |||
60 | Жизненные циклы. Размножение. | ||
61 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем. | 14.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье | |
62 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | ||
63 | Интересы, склонности, способности. | ||
64 | Здоровье - величайшая ценность для личности и общества. | ||
Резерв | 4часа |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование Биология 9класс учебник А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник 2 часа в неделю, 68 часов в год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по биологии 10класс учебник «Общая биология» 10-11 класс под ред. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник 1час в неделю, 35 часов в год
№ п/п | Наименование темы раздела,урока | Кол-во часов | Практические работы | Дата | Приме чание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 1 | Введение | 4 | |||
1 | Краткая история развития биологии | 1 | |||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | |||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | |||
4 | Уровни организации живой материи | 1 | |||
Тема 2 | Основы цитологии | ||||
5 | Методы цитологии.Клеточная теория.Особенности химического состава клетки | 1 | |||
6 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 | |||
7 | Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | |||
8 | Строение и функции белков | 1 | |||
9 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | |||
10 | Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы | 1 | |||
11 | Строение клетки:ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения | 1 | |||
12 | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток | 1 | 1 | ||
13 | Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов | 1 | 1 | ||
14 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги | 1 | |||
15 | Обмен вещества и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. | 1 | |||
16 | Питание клетки. Автотрофное питание.Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | |||
17 | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. | 1 | |||
18 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме | 1 | |||
Тема 3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | |||
19 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз | 1 | |||
20 | Мейоз | 1 | |||
21 | Формы размножения организмов. Половое. Бесполое | 1 | |||
22 | Развитие половых клеток. Оплодотворение | 1 | |||
23 | Онтогенез-индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период | 1 | |||
Тема 4 | Основы генетики | 9 | |||
24 | История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | 1 | |||
25 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | 1 | 1 | ||
26 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | |||
27 | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | |||
28 | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. | 1 | |||
29 | Решение элементарных генетических задач | 1 | |||
30 | Изменчивость. Виды мутаций | 1 | |||
31 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации | 1 | |||
32 | Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | 1 | |||
Тема5 | Генетика человека | ||||
33 | Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье | 1 | |||
34,35 | Обобщение за курс 10 класса | 2 |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по биологии 11класс учебник «Общая биология» 10-11 класс под ред. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник 1час в неделю, 35 часов в год
№ п/п | Наименование темы раздела,урока | Кол-во часов | Практические работы | Дата | Приме чание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 1 | Основы учения об эволюции | 10 | |||
1 | Развитие эволюционного учения | 1 | |||
2 | Вид, его критерии | 1 | 1 | ||
3 | Популяции | 1 | |||
4 | Генетический состав и изменение генофонда популяций | 1 | |||
5 | Борьба за существование и ее формы | 1 | |||
6 | Естественный отбор и его формы | 1 | |||
7 | Изолирующие механизмы. Видообразование | 1 | |||
8 | Макроэволюция, ее доказательства | 1 | |||
9 | Система растений и животных-отображение эволюции | 1 | |||
10 | Главные направления эволюции органического мира | 1 | |||
Тема 2 | Основы селекции и биотехнологии | 4 | |||
11 | Основные методы селекции и биотехнологии | 1 | |||
12 | Методы селекции растений | 1 | 1 | ||
13 | Методы селекции животных | 1 | 1 | ||
14 | Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 | |||
Тема 3 | Антропогенез | 4 | |||
15 | Положение человека в системе животного мира | 1 | |||
16 | Основные стадии антропогенеза | 1 | |||
17 | Движущие силы антропогенеза | 1 | |||
18 | Прародина человека. Расы и их происхождение | 1 | |||
Тема 4 | Основы экологии | 12 | |||
19 | Что изучает экология | 1 | |||
20 | Среда обитания организмов и ее факторы | 1 | |||
21 | Местообитание и экологические ниши | 1 | 1 | ||
22 | Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия | 1 | |||
23 | Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций. | 1 | |||
24 | Экологические сообщества | 1 | |||
25 | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах | 1 | |||
26 | Пищевые цепи | 1 | 1 | ||
27 | Экологические пирамиды. Экологические сукцессии | 1 | |||
28 | Влияние загрязнений на живые организмы | 1 | |||
29 | Основы рационального природопользования | 1 | 1 | ||
30 | Решение экологических задач | 1 | 1 | ||
Тема 5 | Эволюция биосферы и человек | 5 | |||
31 | Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни | 1 | 1 | ||
32 | Основные этапы развития жизни на Земле | 1 | |||
33 | Эволюция биосферы | 1 | |||
34 | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | |||
35 | Обобщение за курс 11 класса | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 6 «А» класс
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Учебно-методический комплекс: «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс» Пасечник В.В. «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. « Дрофа» 2011-2012.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Основные содержательные линии:Клеточное строение организмов; Царство Бактерии; Царство Грибы; Царство Растения; Строение и многообразие покрытосеменных растений; Жизнь растений; Классификация растений; Природные сообщества; Развитие растительного мира. Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 35 часов и 35 часов за счет регионального компонента. 2 часа в неделю. Резерв 5 часов. Класс-норма.
Программа предполагает лабораторные и практические работы, направленные на изучение многообразия растительного мира, строение клеток и организмов отдельных таксономических групп. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В рабочей программе на тему «Царство Бактерии» выделено 2 часа, на тему «Жизнь растений» 14 часов (меньше на 1 и 1 час), при этом на 2 часа увеличено время для изучения темы «Классификация растений», поскольку в ней много лабораторных работ. На изучение темы «Природные сообщества» отводится 4 часа вместо 6, чтобы создать резерв времени, который можно использовать в течение года на отработку тем, вызвавших наибольшие затруднения.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 7 класс
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Учебно-методический комплекс: «Биология. Животные. 7класс» Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Животные. 7 класс» Латюшин В.В., Ламехова Е.А.« Дрофа» 2011-2012.
В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Основные содержательные линии:Многообразие животных; Строение, индивидуальное развитие, эволюция; Развитие и закономерности размещения животных на Земле; Биоценозы; Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, 2 часа в неделю. Резерв 5 часов. Класс-выравнивание.
Программа предполагает лабораторные и практические работы, направленные на изучение многообразия животного мира, строение организмов отдельных таксономических групп. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В рабочей программе усилено изучение раздела «Многообразие животных»-37 часов, поскольку большой объем учебного материала представляет сложность для усвоения учащимися; на раздел «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» отведено 12 часов; на раздел «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» -4 часа, (на 2 и 1 час меньше), чтобы создать резерв учебного времени.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 8 «А» класс
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Учебно-методический комплекс: «Биология. Человек. 8класс» Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Человек. 8 класс» Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., « Дрофа» 2011-2012.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Основные содержательные линии: происхождение человека; строение организма; опорно-двигательная система; внутренняя среда организма; кровеносная и лимфатическая системы; дыхание; пищеварение; обмен веществ и энергии; покровные ткани, терморегуляция, выделение; нервная система; анализаторы, органы чувств; высшая нервная деятельность, поведение, психика; эндокринная система; индивидуальное развитие организма.
Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, 2 часа в неделю. Класс-норма.
Программа предполагает лабораторные и практические работы, направленные на изучение строения и функционирования тела человека. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В рабочей программе усилено изучение темы «Кровеносная и лимфатическая системы организма» 7 часов, так как тема сложная, тема «Выделение» рассматривается после темы «Пищеварительная система», чтобы создать законченную картину функционирования этих систем вместе.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 9 «А» класс
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Учебно-методический комплекс: «Биология. Введение в общую биологию и экологию 9класс» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Введение в общую биологию 9класс» Пасечник В.В., Швецов Г.Г. «Дрофа» 2011-2012.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Основные содержательные линии предмета: уровни организации живой природы; эволюция органического мира; возникновение и развитие жизни на Земле; основы экологии; биосфера и человек.
Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, 2 часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени – 6 часов. Класс-норма.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В рабочей программе на изучение темы «Клеточный уровень» отведено 13 часов, «Экосистемный уровень» 6 часов, «Возникновение и развитие жизни» 6 часов, чтобы создать резерв времени, который можно использовать на темы, вызывающие наибольшее затруднение у учащихся по ходу их изучения.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 10 класс
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В. (Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Учебно-методический комплекс: «Биология. Общая биология 10-11» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Общая биология 10-11» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2011-2012.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю).
Лабораторные и практические работы направлены на формирование у учащихся умений решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.
В рабочей программе усилено изучение темы «Клетка» из-за более сложного учебного материала и в этот раздел перенесено изучение обмена веществ и энергии для формирования полной картины строения и работы клеточного аппарата. В результате на данную тему количество часов -14. На тему «Размножение» и «Онтогенез» количество часов сокращено на 1 час ( 5часов), а на тему «Наследственность и изменчивость» увеличено на 2 часа (9 часов), так как данная тема является достаточно сложной.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 11 класс
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В. (Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Учебно-методический комплекс: «Биология. Общая биология 10-11» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Общая биология 10-11» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2011-2012.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Вид», «Экосистемы».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю). В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени – 3 часа в 11 классе.
Лабораторные и практические работы направлены на формирование у учащихся умений решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты ( зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.
В рабочей программе на раздел «Современное эволюционное учение» количество часов сокращено -10 часов вместо 13, так как учебный материал не такой сложный, а резерв времени нужен для повторения и обобщения учебного материала за 10-11 класс, тема «Происхождение жизни на Земле» объединена с темой «Биосфера и человек», по планированию учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Способы организации учебного процесса с целью подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии (Линия УМК И.Н.Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9 класс)
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить д...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...