По биологии для 6-11 классов
календарно-тематическое планирование (биология) по теме

Тематическое планирование по биологии 6-11 класс УМК Пасечник В.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по биологии 6 класс (к учебнику В. В. Пасечника

"Биология. Бактерии. Грибы. Растения") 2 часа в неделю, 68 часов в год

 

урока

Раздел

Тема урока

Количество 

часов

Примечание

1

Введение

Введение. Биология- наука о живой природе.

1

 

2

 

Практическая работа: «Наблюдение за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в жизни растений»

1

 

3

Клеточное строение организмов.

Устройство увеличительных приборов.

1

 

4

 

Строение клетки. Лабораторная работа №1: “Приготовление препарата растительных клеток и, рассматривание его под микроскопом”

1

 

5

 

Лабораторная работа №2: “Рассматривание пластид под микроскопом”

1

 В классе выравнивания нет

6

 

Жизнедеятельность клетки.

1

 

7

 

Ткани.

1

 

8

Царства Бактерии и Грибы.

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

 

9

 

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

 

10

 

Общая характеристика грибов.

1

 

11, 

12

 

Шляпочные грибы. Лабораторная работа №3: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» 

2

 

13

 

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №4: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом”

1

 

14

 

Грибы- паразиты.

1

 

15

Царство Растения.

Разнообразие, распространение, значение растений.

1

 

16

 

Водоросли. Одноклеточные водоросли.

1

 

17

 

Водоросли. Лабораторная работа №5: “Изучение внешнего строения водорослей

1

 

18

 

Лишайники.

1

 

19

 

Мхи. Лабораторная работа №6: “Изучение строения мха (на местных видах)”

1

 

20

 

Плауны, хвощи, папоротники. Лабораторная работа №7: “Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща)”

1

 

21

 

Голосеменные. Лабораторная работа №8: “Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

1

 

22

 

Покрытосеменные, или цветковые.Лабораторная работа №9 «Изучение органов цветкового растения»

1

 

23

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Строение семян. Лабораторная работа №10: “Изучение строения семян двудольных растений”

1

 Нет в классе выравнивания

24

 

Строение семян. Лабораторная работа №11: “Изучение строения семян однодольных растений”

1

 Нет в классе выравнивания

25

 

Виды корней и типы корневых систем.

1

 

26

 

Зоны корня.

1

 

27

 

Видоизменения корней.

1

 

28

 

Побег и почки.

1

 

29

 

Внешнее строение листа.

1

 

30

 

Клеточное строение листа. Лабораторная работа №12: “Изучение строения листа “

1

 Нет в классе выравнивания

31

 

Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев.

1

 

32

 

Строение стебля.

1

 

33

 

Видоизменения побегов.

1

 

34

 

Цветок

1

 

35

 

Соцветия.

1

 

36

 

Плоды.

1

 

37

 

Лабораторная работа №13 «Распознавание органов у растений»

1

 

38

 

Распространение плодов и семян.

1

 

39

Жизнь растений.

Химический состав растений.

1

 

40

 

Минеральное питание растений Лабораторная работа №14 : «Выявление роли света и воды в жизни растений»

1

 

41

 

Фотосинтез.

1

 

42

 

Дыхание растений.

1

 

43

 

Испарение воды растениями. Листопад.

1

 

44

 

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

1

 

45

 

Прорастание семян.

1

 

46

 

Растительный организм как единое целое

1

 

47

 

Способы размножения растений.

1

 

48

 

Размножение споровых растений.

1

 

49

 

Размножение голосеменных растений.

1

 

50

 

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1

 

51, 

52

 

Половое размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа №15 «Размножение комнатных растений»

2

 

53

 

Лабораторная работа№16: «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

1

 

54

Классификация растений.

Основы систематики растений.

1

 

55

 

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

1

 

56

 

Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные).

1

 

57

 

Класс двудольные. Семейство розоцветные.

1

 

58

 

Класс двудольные. Семейство пасленовые.

1

 

59

 

Класс двудольные. Семейство мотыльковые (бобовые).

1

 

60

 

Класс двудольные. Семейство сложноцветные (астровые) 

1

 

61

 

Класс однодольные. Семейство лилейные. 

1

 

62

 

Класс однодольные. Семейство злаки (мятликовые). Лабораторная работа №17:”Выявление признаков семейства по внешнему строению растений” 

1

 

63

Природные сообщества.

Основные экологические факторы и их влияние на растения.Лабораторная работа №18 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

1 

 

64

 

Характеристика основных экологических групп растений.

1

 

65

 

Растительные сообщества.

1

 

66

 

Взаимосвязи растений в сообществе. Экскурсия.

1

 

67

Развитие растительного мира.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. 

1

 

68

 

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

1

 

 

 

Итого

68ч

 



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по биологии 7 класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год

(к учебнику В. В. Латюшин «Биология. Животные»).

 

урока

Раздел

Тема урока

Количество 

часов

Примечания

1

Введение. Общие сведения о животных.

История развития зоологии.

 

2

Современная зоология.

3

Многообразие животных.

Простейшие. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

38ч 

4

Лабораторная работа №1:” Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.”

5

Простейшие. 

6

Многоклеточные животные.

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

7

Тип кишечнополостные. 

8

Тип Плоские черви.

9

Тип Круглые черви.

10

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.

11

Классы кольчецов.

12

Практическая работа: Выявление приспособлений у животных к среде обитания

13

Тип Моллюски.

14

Классы моллюсков.

15

Тип Иглокожие.

16

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа №2:”Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

17

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

18

Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

19

Отряды насекомых. Таракановые. Прямокрылые. Уховертки. Поденки.

20

Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы.

21

Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи.

22

Отряды насекомых. Перепончатокрылые.

23

Тип хордовые.

24

Класс Рыбы. Лабораторная работа №3: «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

25

Класс Хрящевые рыбы

26

Костные рыбы.

27

Класс Земноводные, или Амфибии

Лабораторная работа№4 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

28

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. 

29

Отряды пресмыкающихся. Черепахи. Крокодилы.

30

Класс Птицы. Отряд пингвины

31

Лабораторная работа №5: ”Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

32,33, 34

Отряды птиц.

35

Класс Млекопитающие, или Звери.

36

Лабораторная работа№6 «Изучение внешнего строения млекопитающего»

37

Отряды млекопитающих. Грызуны. Зайцеобразные.

38

Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хоботные. Хищные.

39

Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные.

40

Отряды млекопитающих. Приматы.

41

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

Покровы тела. Лабораторная работа №7: «Изучение внутреннего строения млекопитающего»

12ч 

42

Опорно-двигательная система и способы передвижения.

43

Органы дыхания.

44

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращениеэнергии.

45

Кровеносная система. Кровь.

46

Органы выделения.

47

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

48

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

49

Продление рода. Органы размножения.

50

Способы размножения животных. Оплодотворение. 

51

Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа№8 “Наблюдение за поведением животных.”

52

Периодизация продолжительность жизни животных. 

53

Развитие и закономерности размещения животных на Земле. 

Доказательства эволюции животных.

 

54

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

55

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

56

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

57

Экскурсия. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

58

Биоценозы

Естественные и искусственные биоценозы (водоемы, луг).

 

59

Факторы среды и их влияние на биоценоз.

60

Цепи питания, поток энергии.

61

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

62

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Воздействие человека и его деятельности на животных. 

 

63

Одомашнивание животных. 

64

Законы об охране животного мира.

65

Охрана и рациональное использование животного мира

66,67,68

Обобщение

Итого

68ч



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  биология 8класс

( учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. )

2 часа в неделю (68 часов)

Введение 2 часа.                                                                                          

практические работы

Примеча

ние

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

2

Становление наук о человеке.

Происхождение человека 3 часа.

3

Систематическое положение человека.

4

Историческое прошлое людей.

5

Расы человека.

Строение и функции организма 4 часа.

6

Общий обзор организма.

1. Измерение массы и роста своего организма

7

Клеточное строение организма.

8

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

2. Ткани организма человека.

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

Опорно-двигательная система 7 часов.

10

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

3. Изучение внешнего вида отдельных костей

11

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

12

 Соединение костей.

13

Строение мышц. Обзор мышц человека.

14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

4. Утомление при статической и динамической работе.

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма 3 часа.

17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

5. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

19

Иммунология на службе здоровья человека.

Кровеносная и лимфатическая системы 6 часов.

20

Транспортные системы организма.

21

Круги кровообращения.

22

 Строение и работа сердца.

6.Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

24

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

7.Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений, измерение кровяного давления

25

Первая помощь при кровотечениях.

Дыхание 4 часа.

26

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательных путей.

27

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

28

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

8.Определение частоты дыхания

29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Приемы реанимации.

Питание и пищеварение 6 часов.

30

Питание и пищеварение.

31

Пищеварение в ротовой полости.

9. Действие слюны на крахмал.

32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

10.Действие желудочного сока на белки

33

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.

34

Регуляция пищеварения.

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

11.Определение норм рационального питания

Обмен веществ и энергии 3 часа.

36

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых организмов.

37

Витамины.

38

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. 4 часа.

39

Кожа - наружный покровный орган.

40

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

41

Терморегуляция организма. Закаливание.

42

Выделение.

Нервная система 5 часов.

43

Значение нервной системы.

44

Строение нервной системы. Спинной мозг.

45

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

12.Изучение строения головного мозга (муляжи)

46

Функции переднего мозга.

47

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Анализаторы. Органы чувств. 5 часов.

48

Анализаторы.

49

Зрительный анализатор.

13.Изучение изменения размера зрачка

50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

51

Слуховой анализатор.

52

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 6 часов.

53

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

54

Врожденные и приобретенные программы поведения.

55

Сон и сновидения.

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

56

Воля, эмоции, внимание.

57

Урок-обобщение по теме В.Н.Д.

Эндокринная система 2 часа.

58

Роль эндокринной регуляции.

59

Функции желез внутренней секреции.

Индивидуальное развитие организма. 5 часов.

60

Жизненные циклы. Размножение.

61

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем.

14.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

62

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

63

Интересы, склонности, способности.

64

Здоровье - величайшая ценность для личности и общества.

Резерв

4часа



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование Биология 9класс учебник  А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

2 часа в неделю, 68 часов в год

№ урока

Раздел

Тема урока

Количество часов

Примечания

Дата проведения

1

Введение 

Биология - наука о жизни. 

1 

 

 

2

 

Методы исследования биологии. 

1 

 

 

3

 

Сущность жизни и свойства живого. 

1 

 

 

4

Глава 1 

Молекулярный уровень 

Молекулярный уровень: общая характеристика. 

1 

 

 

5

 

Углеводы. Липиды. 

1 

 

 

6

 

Состав и строение белков. 

1 

 

 

7

 

Функции белков. 

1 

 

 

8

 

Нуклеиновые кислоты. 

1 

 

 

9

 

АТФ и другие органические соединения. 

1 

 

 

10

 

Биологические катализаторы. Вирусы.

1 

 

 

11

Глава 2. Клеточный уровень 

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. 

1 

 

 

12

 

Ядро. 

1 

 

 

13

 

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. 

1 

 

 

14

 

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. 

1

 

 

15

 

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. 

1 

 

 

16

 

Различия в строении эукариот и прокариот. Лабораторная работа №1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». 

1 

 

 

17

 

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Лабораторная работа №2:» Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках». 

1 

 

 

18

 

Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. 

1 

 

 

19

 

Фотосинтез и Хемосинтез. Гетеротрофы. 

1 

 

 

20

 

Синтез белков в клетке. 

1 

 

 

21

 

Деление клетки. Митоз. 

1 

 

 

22

 

Контрольный тест по теме:«Клеточный уровень». 

1 

 

 

23

Глава 3 

Организменный уровень

Бесполое размножение организмов. 

1 

 

 

24

 

Половое размножение организмов. Оплодотворение. 

1 

 

 

25

 

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. 

1 

 

 

26

 

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. 

1 

 

 

27

 

Неполное доминирование.Генотип ифенотип. Анализирующее скрещивание. 

1 

 

 

28

 

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. 

1 

 

 

29

 

Сцепленное наследованиепризнаков.Закон Т.Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. 

1 

 

 

30

 

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. 

1 

 

 

31

 

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. 

1 

 

 

32

 

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лабораторная работа №3:» Выявление изменчивости организмов». 

1 

 

 

33

 

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. 

1 

 

 

34

 

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Итоговый тест. 

1 

 

 

35

Глава 4 Популяционно-видовой уровень 

Критерии вида. Лабораторная работа №4:» Изучение морфологического критерия вида». 

1 

 

 

36

 

Популяции. Биологическая классификация. 

1 

 

 

37

Глава 5 Экосистемный уровень 

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. 

1 

 

 

38

 

Состав и структура сообщества. 

1 

 

 

39

 

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. 

1 

 

 

40

 

Саморазвитие экосистемы. 

1 

 

 

41

Глава 6 Биосферный уровень 

Биосфера. Среды жизни. 

1 

 

 

42

 

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. 

1 

 

 

 

43

Глава 7 Основы учения об эволюции 

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. 

1 

 

 

44

 

Изменчивость организмов. 

1 

 

 

45

 

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. 

1

 

 

46

 

Борьба за существование и естественный отбор. 

1 

 

 

47

 

Формы естественного отбора. 

1 

 

 

48

 

Изолирующие механизмы. 

1 

 

 

49

 

Видообразование. 

1 

 

 

50

 

Макроэволюция. 

1 

 

 

51

 

Основные закономерности эволюции. 

1 

 

 

52

Глава 8 Возникновение и развитие жизни на Земле 

Гипотеза возникновения жизни. 

1 

 

 

53

 

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. 

1 

 

 

54

 

Современные гипотезы происхождения жизни. 

1 

 

 

55

 

Основные этапы развития жизни на Земле. 

1 

 

 

56

 

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. 

1 

 

 

57

 

Развитие жизни в протерозое и палеозое. 

1 

 

 

58

 

Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. 

1 

 

 

59

 

Обобщение. Лабораторная работа №5:»Изучение палеонтологических доказательств эволюции». 

1 

 

 

60

Глава 9 Организм и среда 

Экологические факторы. Условия среды. Лабораторная работа №6: «Строение растений в связи с условиями жизни». 

1 

 

 

61

 

Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. 

1 

 

 

62

 

Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Лабораторная работа №7:»Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)». 

1 

 

 

63

 

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.Лабораторнаяработа №8:»Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое». 

1 

 

 

64

Глава 10 Биосфера и человек 

Эволюция биосферы. 

1 

 

 

65

 

Антропогенное воздействие на биосферу. 

1 

 

 

66

 

Основы рационального природопользования. 

1 

 

 

 

67

 

Экскурсия. Антропогенное воздействие на природу. 

1 

 

 

68

 

Обобщение. 

1

 

 

 

 

Итого 

 68

 

 



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по биологии 10класс учебник «Общая биология» 10-11 класс под ред. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник   1час в неделю, 35 часов в год

№ п/п

Наименование темы раздела,урока

Кол-во часов

Практические работы

Дата

Приме

чание

1

2

3

4

5

6

Тема 1

Введение

4

1

Краткая история развития биологии

1

2

Методы исследования в биологии

1

3

Сущность жизни и свойства живого

1

4

Уровни организации живой материи

1

Тема 2

Основы цитологии

5

Методы цитологии.Клеточная теория.Особенности химического состава клетки

1

6

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

7

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

8

Строение и функции белков

1

9

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки

1

10

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы

1

11

Строение клетки:ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения

1

12

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

1

1

13

Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов

1

1

14

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

1

15

Обмен вещества и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

1

16

Питание клетки. Автотрофное питание.Фотосинтез. Хемосинтез.

1

17

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

1

18

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

1

Тема 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

19

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз

1

20

Мейоз

1

21

Формы размножения организмов. Половое. Бесполое

1

22

Развитие половых клеток. Оплодотворение

1

23

Онтогенез-индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период

1

Тема 4

Основы генетики

9

24

История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

25

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

1

26

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

27

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.

1

28

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

1

29

Решение элементарных генетических задач

1

30

Изменчивость. Виды мутаций

1

31

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

1

32

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

1

Тема5

Генетика человека

33

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье

1

34,35

Обобщение за курс 10 класса

2



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по биологии 11класс учебник «Общая биология» 10-11 класс под ред. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник   1час в неделю, 35 часов в год

№ п/п

Наименование темы раздела,урока

Кол-во часов

Практические работы

Дата

Приме

чание

1

2

3

4

5

6

Тема 1

Основы учения об эволюции

10

1

Развитие эволюционного учения

1

2

Вид, его критерии

1

1

3

Популяции

1

4

Генетический состав и изменение генофонда популяций

1

5

Борьба за существование и ее формы

1

6

Естественный отбор и его формы

1

7

Изолирующие механизмы. Видообразование

1

8

Макроэволюция, ее доказательства

1

9

Система растений и животных-отображение эволюции

1

10

Главные направления эволюции органического мира

1

Тема 2

Основы селекции и биотехнологии

4

11

Основные методы селекции и биотехнологии

1

12

Методы селекции растений

1

1

13

Методы селекции животных

1

1

14

Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии

1

Тема 3

Антропогенез

4

15

Положение человека в системе животного мира

1

16

Основные стадии антропогенеза

1

17

Движущие силы антропогенеза

1

18

Прародина человека. Расы и их происхождение

1

Тема 4

Основы экологии

12

19

Что изучает экология

1

20

Среда обитания организмов и ее факторы

1

21

Местообитание и экологические ниши

1

1

22

Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия

1

23

Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций.

1

24

Экологические сообщества

1

25

Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах

1

26

 Пищевые цепи

1

1

27

Экологические пирамиды. Экологические сукцессии

1

28

Влияние загрязнений на живые организмы

1

29

Основы рационального природопользования

1

1

30

Решение экологических задач

1

1

Тема 5

Эволюция биосферы и человек

5

31

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни

1

1

32

Основные этапы развития жизни на Земле

1

33

Эволюция биосферы

1

34

Антропогенное воздействие на биосферу

1

35

Обобщение за курс 11 класса

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 6 «А» класс

Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Учебно-методический комплекс: «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс» Пасечник В.В. «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» Пасечник В.В., Снисаренко Т.А.  « Дрофа» 2011-2012.

    В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

        Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

        Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Основные содержательные линии:Клеточное строение организмов; Царство Бактерии; Царство Грибы; Царство Растения; Строение и многообразие покрытосеменных растений; Жизнь растений; Классификация растений; Природные сообщества; Развитие растительного мира. Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 35 часов и 35 часов за счет регионального компонента.  2 часа в неделю. Резерв 5 часов. Класс-норма.

        Программа предполагает лабораторные и практические  работы, направленные на изучение многообразия растительного мира, строение клеток и  организмов отдельных таксономических групп.  Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В рабочей программе на тему «Царство Бактерии» выделено 2 часа, на тему «Жизнь растений» 14 часов (меньше на 1 и 1 час), при этом на 2 часа увеличено время для изучения темы «Классификация растений», поскольку в ней много лабораторных работ. На изучение темы «Природные сообщества» отводится 4 часа вместо 6, чтобы создать резерв времени, который можно использовать в течение года на отработку тем, вызвавших наибольшие затруднения.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 7 класс

Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Учебно-методический комплекс: «Биология. Животные. 7класс» Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Животные. 7 класс» Латюшин В.В., Ламехова Е.А.« Дрофа» 2011-2012.

    В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

        Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

        Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Основные содержательные линии:Многообразие животных; Строение, индивидуальное развитие, эволюция; Развитие и закономерности размещения животных на Земле; Биоценозы; Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

         Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, 2 часа в неделю. Резерв 5 часов. Класс-выравнивание.

        Программа предполагает лабораторные и практические  работы, направленные на изучение многообразия животного мира, строение организмов отдельных таксономических групп.  Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В рабочей программе усилено  изучение раздела «Многообразие животных»-37 часов, поскольку большой объем учебного материала представляет сложность для усвоения учащимися; на раздел «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» отведено 12 часов; на раздел «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» -4 часа, (на 2 и 1 час меньше), чтобы создать резерв учебного времени.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 8 «А» класс

Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Учебно-методический комплекс: «Биология. Человек. 8класс» Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Человек. 8 класс» Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., « Дрофа» 2011-2012.

        В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

        Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Основные содержательные линии: происхождение человека; строение организма; опорно-двигательная система; внутренняя среда организма; кровеносная и лимфатическая системы; дыхание; пищеварение; обмен веществ и энергии; покровные ткани, терморегуляция, выделение; нервная система; анализаторы, органы чувств; высшая нервная деятельность, поведение, психика; эндокринная система; индивидуальное развитие организма.

    Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, 2 часа в неделю. Класс-норма.

        Программа предполагает лабораторные и практические  работы, направленные на изучение строения и функционирования тела человека.  Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В рабочей программе усилено  изучение темы «Кровеносная и лимфатическая системы организма» 7 часов, так как тема сложная, тема «Выделение» рассматривается после темы «Пищеварительная система», чтобы создать законченную картину функционирования этих систем вместе.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 9 «А» класс

Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Учебно-методический комплекс: «Биология. Введение в общую биологию и экологию 9класс» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Введение в общую биологию 9класс» Пасечник В.В., Швецов Г.Г. «Дрофа» 2011-2012.

  В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

        Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

        Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Основные содержательные линии предмета: уровни организации живой природы; эволюция органического мира; возникновение и развитие жизни на Земле; основы экологии; биосфера и человек.

    Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, 2 часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени – 6 часов. Класс-норма.

        Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В рабочей программе на изучение темы «Клеточный уровень» отведено 13 часов, «Экосистемный  уровень» 6 часов, «Возникновение и развитие жизни» 6 часов, чтобы создать резерв времени, который можно использовать на темы, вызывающие наибольшее затруднение у учащихся по ходу их изучения.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 10 класс

Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В. (Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Учебно-методический комплекс: «Биология. Общая биология 10-11» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Общая биология 10-11» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2011-2012.

 Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю).

Лабораторные и практические работы направлены на формирование у учащихся  умений решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.

В рабочей программе усилено изучение темы «Клетка» из-за  более сложного учебного материала и в этот раздел перенесено изучение обмена веществ и энергии для формирования полной картины строения и работы клеточного аппарата. В результате на данную тему количество часов -14.  На тему «Размножение» и «Онтогенез»  количество часов сокращено на 1 час ( 5часов), а на тему «Наследственность и изменчивость»  увеличено на 2 часа (9 часов), так как данная тема является достаточно сложной.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к тематическому планированию по биологии 11 класс

Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, также использована авторская Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов, базовый уровень автор Пасечник В.В. (Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 кл. к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010) полностью отражающая содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Учебно-методический комплекс: «Биология. Общая биология 10-11» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2007-2012г), а также рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Общая биология 10-11» Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В., «Дрофа» 2011-2012.

 Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Вид», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю). В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени – 3 часа в 11 классе.

Лабораторные и практические работы направлены на формирование у учащихся  умений решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты ( зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.

В рабочей программе на раздел «Современное эволюционное учение» количество часов сокращено -10 часов вместо 13, так как учебный материал не такой сложный, а резерв времени нужен для повторения и обобщения учебного материала за 10-11 класс,  тема «Происхождение жизни на Земле» объединена с темой «Биосфера и человек», по планированию учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Способы организации учебного процесса с целью подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии (Линия УМК И.Н.Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9 класс)

Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить д...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...