"Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме
Программа элективного курса по биологии
«Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по двум разделам в курсе общей биологии: молекулярной биологии и генетики. Поскольку для проведения занятий используются задания, аналогичные заданиям спецификации КИМ ЕГЭ по данным темам, то данный курс является репетиционным по данным темам.
Курс предназначен для учащихся 10-11-х общеобразовательных классов. Объем программы- 17 часов. Проводится в первой или второй половине учебного года, 1 час в неделю.
В ходе элективного курса развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. В курсе есть занятие по знакомству с всемирными базами и банками данных углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, а также с программами для визуализации этих структур, что реализует на практике метапредметные связи биологии и ИКТ, являясь, по сути, первой ступенью молекулярного моделирования.
На занятиях создаются условия для самостоятельного поиска ответов и решений, а также используется ИКТ, что способствует активизации познавательного интереса учащихся.
На занятиях используется практический, проблемно-поисковый, интерактивный методы. Основная форма работы - групповая (или в парах). За каждое занятие группа получает зачет, так называемый текущий контроль. Также учащийся получает дифференцированные оценки по итогам контрольных работ. По итогам всего курса предлагается выполнить творческое задание - самостоятельно составить задачи, тестовые вопросы, кроссворды по молекулярной биологии и генетике. В целом за элективный курс учащийся получает зачет.
Цель элективного курса: создать условия для углубления, расширения и систематизации знаний по молекулярной биологии и генетике, формирования умений решать задачи, самостоятельно применять свои знания, подготовки к ЕГЭ по темам соответствующих разделов биологии.
Задачи курса:
1. Актуализация теоретических знаний по структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизму, делению клетки, генетическим закономерностям.
2. Формирование практических умений и навыков по решению задач соответствующих разделов.
3. Помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.
4. Усиление познавательной активности учащихся через систему самостоятельного поиска информации и решения задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Химический состав клетки;
- Органеллы клеток и их функции;
- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- Сходство и различие растительной и животной клеток;
- Процессы метаболизма клетки;
- Особенности деления соматических и половых клеток;
- Законы Г.Менделя, закономерности неаллельных взаимодействий, наследования, сцепленного с полом, закона Т.Моргана, закона Харди-Вайнберга;
Учащиеся должны уметь:
- Называть органеллы клетки и «узнавать» их на схеме или рисунке;
- Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации живого;
- Сопоставлять биологические объекты, процессы.
- Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;
- Применять знания в практических ситуациях;
- Работать с текстом, рисунком;
- Решать задачи по цитологии и генетике;
- Самостоятельно составлять задачи, тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_molekulyarnaya_biologiya_i_genetika.docx | 617.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Элективный курс
«МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
Составитель:
Учитель биологии МБОУ «СОШ №34»
Ощепкова Надежда Васильевна
г. Владимир 2012г
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………….стр. 3
- Цели и задачи…………………………………………………....стр. 4
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся………стр. 4
- Содержание курса……………………………………………….стр. 5
- Тематическое планирование………..…………………………..стр.6-9
- Методические рекомендации ……………………………….стр.10-11
- Литература………………………………………………………стр.11
- Приложения……………………………………………………..стр.12
Программа элективного курса по биологии
«Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по двум разделам в курсе общей биологии: молекулярной биологии и генетики. Поскольку для проведения занятий используются задания, аналогичные заданиям спецификации КИМ ЕГЭ по данным темам, то данный курс является репетиционным по данным темам.
Курс предназначен для учащихся 10-11-х общеобразовательных классов. Объем программы- 17 часов. Проводится в первой или второй половине учебного года, 1 час в неделю.
В ходе элективного курса развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. В курсе есть занятие по знакомству с всемирными базами и банками данных углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, а также с программами для визуализации этих структур, что реализует на практике метапредметные связи биологии и ИКТ, являясь, по сути, первой ступенью молекулярного моделирования.
На занятиях создаются условия для самостоятельного поиска ответов и решений, а также используется ИКТ, что способствует активизации познавательного интереса учащихся.
На занятиях используется практический, проблемно-поисковый, интерактивный методы. Основная форма работы - групповая (или в парах). За каждое занятие группа получает зачет, так называемый текущий контроль. Также учащийся получает дифференцированные оценки по итогам контрольных работ. По итогам всего курса предлагается выполнить творческое задание - самостоятельно составить задачи, тестовые вопросы, кроссворды по молекулярной биологии и генетике. В целом за элективный курс учащийся получает зачет.
Цель элективного курса: создать условия для углубления, расширения и систематизации знаний по молекулярной биологии и генетике, формирования умений решать задачи, самостоятельно применять свои знания, подготовки к ЕГЭ по темам соответствующих разделов биологии.
Задачи курса:
1. Актуализация теоретических знаний по структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизму, делению клетки, генетическим закономерностям.
2. Формирование практических умений и навыков по решению задач соответствующих разделов.
3. Помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.
4. Усиление познавательной активности учащихся через систему самостоятельного поиска информации и решения задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Химический состав клетки;
- Органеллы клеток и их функции;
- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- Сходство и различие растительной и животной клеток;
- Процессы метаболизма клетки;
- Особенности деления соматических и половых клеток;
- Законы Г.Менделя, закономерности неаллельных взаимодействий, наследования, сцепленного с полом, закона Т.Моргана, закона Харди-Вайнберга;
Учащиеся должны уметь:
- Называть органеллы клетки и «узнавать» их на схеме или рисунке;
- Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации живого;
- Сопоставлять биологические объекты, процессы.
- Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;
- Применять знания в практических ситуациях;
- Работать с текстом, рисунком;
- Решать задачи по цитологии и генетике;
- Самостоятельно составлять задачи, тесты.
Содержание курса
Раздел 1
«Структурно-функциональная и химическая организация клетки»-3 часа
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Программа для визуализации нанообъектов. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.
Практическая работа «Третичная структура белка в программе RasWin»
Раздел 2.
«Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез»-2 часа
Реакции матричного синтеза. Транскрипция, трансляция. Обмен веществ и превращение энергии-свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Раздел 3.
Обобщение и контроль-1 час
Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ.
Раздел 4.
«Деление клетки. Воспроизведение организмов»-1час
Деление клетки. Воспроизведение организмов. Жизненный цикл клетки, митоз, амитоз, мейоз, размножение, оплодотворение.
Раздел 5.
«Генетические закономерности. Организм как биологическая система» -6 часов
Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, дигибридное скрещивание. Варианты определения пола. Сцепленное с полом наследование. Неаллельные взаимодействия генов. Наследование групп крови человека. Закон Т.Моргана.
Раздел 6. «Генетика человека»-1час
Хромосомные болезни человека, генеалогический метод, близнецовый метод. Решение комбинированных задач.
Раздел 7. «Генетика популяций»-1час
Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга.
Раздел 8. Обобщение и контроль- 2 часа
Генетические закономерности. Организм как биологическая система. Генетика популяций. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А29, А30, В1, В6, В7, С1, С5, С6 по спецификации КИМ ЕГЭ.
Тематическое планирование курса
Наименование раздела курса | № занятия | Тема занятия | Элементы содержания | Перечень основных изучаемых/формируемых понятий |
Структурно-функциональная и химическая организация клетки | 1 | Химическая организация клетки | Химический состав клетки. Макро-и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. | Макроэлементы I группы, макроэлементы II группы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, мономеры, биополимеры, белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды. |
2 | Визуализация нанообъектов/практическая работа с использованием интернет-ресурса и программы RasWin | Программа для визуализации нанообъектов RasWin (всемирные базы и банки данных, просмотр третичной структуры белка в программе) | Всемирные базы и банки данных в сети Интернет, программы для визуализации нанообъектов. | |
3 | Многообразие клеток. Структурно-функциональная организация клетки. | Многообразие клеток. Прокариоты. Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. | Прокариоты, эукариоты, мембранные и немембранные органоиды клетки. | |
Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. | 4 | Биосинтез белка в клетке. | Генетический код. Транскрипция.Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции. | Свойства генетического кода, ДНК, и-РНК, т-РНК, м-РНК, транскрипция, трансляция, промотор, оперон, репрессор. |
5 | Энергетический обмен. Дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез. | Обмен веществ и превращение энергии-свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение. Дыхание. Реакции световой и темновой фаз фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. | Обмен веществ, метаболизм, анаболизм, катаболизм, автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы. | |
Обобщение и контроль | 6 | Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез | Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ. | |
Деление клетки. Воспроизведение организмов. | 7 | Митоз. Амитоз. Мейоз. | Жизненный цикл клетки, митоз, амитоз, мейоз, размножение, оплодотворение. | Митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, интерфаза. Мейоз, гаметы, гаплоидный набор, диплоидный набор, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение. |
Генетические закономерности. Организм как биологическая система. | 8,9 | Законы Г.Менделя. | Моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, дигибридное скрещивание. | Гаметы, генотип, фенотип, доминанта, рецессив, гомозиготы, гетерозиготы, гибриды, родители. |
10 | Наследование групп крови человека. | О, А, В, АВ группы крови человека. | Агглютиногены, агглютинины, универсальный донор, универсальный реципиент, резус-фактор. | |
11 | Генетика пола. | Варианты определения пола. Сцепленное с полом наследование. | Половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол. | |
12 | Неаллельные взаимодействия генов | Комплементарность, эпистаз, полимерия | Комплементарные гены, супрессоры. | |
13 | Закон Т.Моргана | Хромосомная теория наследственности, сцепленное наследование, кроссинговер | Хромосомные карты | |
Генетика человека | 14 | Генетика человека | Хромосомные болезни человека, генеалогический метод, близнецовый метод. Решение комбинированных задач. | Синдром Дауна, синдром Кляйнфельтера, гемофилия, дизиготные и монозиготные близнецы. |
Генетика популяций | 15 | Закон Харди-Вайнберга | Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга | Свободное скрещивание, мутации, миграции, дрейф генов. |
Обобщение и контроль | 16, 17 | Генетические закономерности. Организм как биологическая система. Генетика популяций. | Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А29, А30, В1, В6, В7, С1, С5, С6 по спецификации КИМ ЕГЭ. |
Методические рекомендации
Данный элективный курс предполагает наличие знаний, умений и навыков по молекулярной биологии и генетике на базовом уровне. Поэтому все занятия, кроме 2 (визуализация нанообъектов), направлены на актуализацию знаний, выявление пробелов в знаниях, закрепление и формирование умений по решению задач. Форма проведения занятий - групповая или в парах. Вначале занятия раздаются задания по теме (Приложение), структурированные в соответствии со спецификацией КИМ ЕГЭ. Учащимся рекомендуется создать опорный конспект, схему теоретического материала. При этом можно пользоваться учебником, дополнительной литературой, ЭОР, поисковыми системами Интернет, таблицами и пособиями кабинета. Затем непосредственно приступать к выполнению заданий, или проделать эту работу одновременно. Учитель выступает в роли консультанта, объяснив правила выполнения заданий, где искать нужную информацию, как оформлять задачи, показав, при необходимости, пример выполнения задания или оформления задачи. Таким образом, при работе используется интерактивный метод (работа в группах или в парах), проблемно-поисковый (поиск ответа или решения), ИКТ, ЭОР, практический метод (решение задач), самостоятельная работа. Занятие по визуализации нанообъектов с использованием сети Интернет, программы RasWin, включено для развития познавательной активности учащихся.
Поскольку для элективного курса отобрано содержание заданий повышенного и высокого уровня сложности, то оно должно способствовать формированию профильных умений и навыков. Умения и навыки, формируемые на занятии с использованием программы (поиск адресов сайтов баз данных и банков данных, умение найти программу, скачать ее, установить, найти в базе данных файл для скачивания определенного формата) полезны для любых профессий.
По окончании элективного курса учащиеся должны показать следующие результаты: предметные - устранение пробелов в знаниях по данным разделам, совершенствование и формирование умений и навыков при решении задач, обобщение и применений знаний, сопоставление биологических объектов, процессов, применение биологических знаний в практических ситуациях; метапредметные - способность планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество, способность использовать универсальные учебные действия на практике; личностные - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
В ходе элективного курса учащиеся составляют опорные конспекты, схемы, выполняют задания, в качестве творческого задания предлагается самостоятельно составить тестовые вопросы, задачи, проекты. Учащиеся получают зачет за каждое занятие (текущий контроль), итоговый контроль - выполняют две контрольные работы, оценка за которые выставляется в баллах, а также выполняют творческое задание- разрабатывают самостоятельно тесты, задачи, аналогичные выполненным. В целом по элективному курсу ставится зачет.
Результатом элективного курса является углубление, расширение знаний учащихся по молекулярной биологии и генетике, формирование умений работать с тестом, текстом, рисунком на повышенном уровне, обобщения и применения знаний о клеточно-организменном уровне организации живого, сопоставления биологических объектов, процессов, явлений, установления последовательности биологических объектов, процессов, явлений, применения знаний в практических ситуациях, решения задач. Эффективность курса можно оценить по качественному показателю контрольных работ и выполнению творческого задания.
Для проведения элективного курса на 1 занятие понадобится компьютерный класс, Интернет. Для проведения остальных занятий могут использоваться учащимися современные средства доступа в Интернет, к ЭОР, а также понадобятся учебники, дополнительная литература, таблицы по данным темам, раздаточный материал на группу или на пару.
Литература для учителя и учащихся
1. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012
2. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.2-Ростов н/Д:Легион,2012
3. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Базовый, повышенный, высокий уровни : учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012
4. Биология. Учебник 10-11 классы с углубл.изучением биологии под ред. В.К. Шумного и др. Просвещение, 2011
5. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор под ред. Р.Сопера в трех томах
6. Элективный курс Е.Маслак «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» журнал «Биология. Первое сентября» 12/2009
7. Home Page for RasMol and OpenRasmol/ http://www.rasmol.org/
8. Pymol/ http://www.pymol.org/
9. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
10.http://www.km-school.ru/r1/media/index.asp Информационно-образовательные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий».
11.http://www.nfpk.mspu.ru/spisok_r.html Список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Приложение№1
Дидактические тренировочные задания к занятиям элективного курса, составлены по типу ЕГЭ
Занятие №1 «Химическая организация клетки»
Уровень А (1 правильный ответ)
1)Какой процент нуклеотидов с гуанином содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с аденином составляет 28 %? (28%, 22%, 44%,56%)
2) Какой процент нуклеотидов с аденином и тимином в сумме содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с цитозином составляет 16 % от общего числа? (16%,32%,34%,68%))
3) Сколько нуклеотидов с тимином содержит молекула ДНК, если количество нуклеотидов с аденином составляет 22,5%?(22,5%,27,5%,45%,55%)
4) Сколько нуклеотидов с цитозином содержит молекула ДНК, если количество нуклеотидов с аденином 120, что составляет 10% от общего числа?(240,480,960,9600)
5)В одной цепи молекулы ДНК содержится 32 % нуклеотидов с аденином. Какое количество (%) нуклеотидов с тимином будет содержаться в молекуле и-РНК?(0%,16%,32%,64%)
6)В молекуле и-РНК содержится 100 нуклеотидов с урацилом. Что составляет 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов (%) с аденином содержит одна из цепей молекулы ДНК?(10%,20%,80%,90%)
7) Сколько нуклеотидов с гуанином содержит молекула и-РНК, если в одной цепи ДНК, на которой синтезируется эта молекула и-РНК, 300 нуклеотидов с цитозином? (0,150,300,600)
Уровень В (три ответа)
8) Какие функции в клетке выполняют углеводы? 1)каталитическую 2)энергетическую 3)двигательную
4)структурную 5) запасающую 6) сократительную
9) Каково биологическое значение ферментов?
1)специфические белки 2) выполняют сигнальную функцию 3)катализаторы 4) активны при высокой температуре 5) неспецифичные белки 6) активны при определенной температуре, pH среды
10) Установите соответствие между химическими элементами и группами, к которым они относятся.
Химические элементы: Группа:
А) кислород 1)макроэлементы Iгруппы
Б)углерод 2)макроэлементы IIгруппы
В) фосфор
Г) сера
Д)натрий
Е) водород
А | Б | В | Г | Д | Е |
11) Установите последовательность процессов, происходящих при дупликации ДНК.
А) отделение одной цепи ДНК от другой
Б) присоединение комплементарных нуклеотидов к каждой цепи ДНК
В) образование двух молекул ДНК
Г) раскручивание молекулы ДНК
Д) воздействие фермента на молекулу ДНК
Уровень С
12) Каково значение микроэлементов для живых организмов?Приведите пр
13) Схема какого процесса изображена на рисунке? Под действием каких факторов происходит этот процесс? Каковы разновидности этого процесса и его биологическая роль?
14) какую длину имеет участок молекулы ДНК, в которой закодирована первичная структура рибонуклеазы, если молекула рибонуклеазы содержит 124 аминокислоты, а один нуклеотид занимает 0,34нм в цепи ДНК? Сколько молекул т-РНК будет участвовать в переносе этого количества аминокислот к месту синтеза? Ответ поясните.
Занятие №2 «Визуализация нанообъектов»
Учащиеся находят базы данных и банки данных липидов, углеводов, белков, нуклеиновых кислот в Интернете, затем по базе данных белков UniProt находят информацию о расшифрованной последовательности какого-либо белка, переходят на его страницу в ProteinDataBank, скачивают файл, открывают его в программе RasWin, получая возможность увидеть пространственную структуру белка.
Программа RasWin предназначена для просмотра 3D молекул и находится в свободном доступе в глобальной сети «Интернет». Raswin является версией программы RasMol, адаптированной под операционную систему Microsoft Windows. Программа была создана Рождером Сэйлом (Roger Sayle) в начале 90х годов. RasWin позволяет просматривать изображения молекул в формате .pdb. Файлы в данном формате можно найти в базе данных Protein Data Bank (PDB).
Занятие №3 «Многообразие клеток. Структурно-функциональная организация клетки»
Уровень А
1) Каким путем осуществляется транспорт ионов через мембрану клетки?
1)фагоцитоза 2) диффузии 3) активного и пассивного транспорта 4)пиноцитоза
2) Какой органоид участвует в расщеплении органических веществ и переработке структур клетки?
1)митохондрия 2)лизосома 3) ЭПС 4) аппарат Гольджи
3) В каких клеточных структурах происходят процессы окисления?
1)рибосомах 2)митохондриях 3)хлоропластах 4) митохондриях и хлоропластах
Уровень В (три ответа)
4) Какие функции в клетке выполняют хлоропласты?
1) синтез углеводов 2) синтез органических веществ из неорганических 3)синтез липидов 4) синтез белков 5)расщепление органических веществ до мономеров 6)использование энергии солнечного света для синтеза органических веществ
5)Каковы особенности строения и функционирования ЭПС?
1)изолирует клетку от внешней среды 2) имеет разветвленную сеть каналов и полостей 3)осуществляет транспортную функцию 4) участвует в синтезе жиров, углеводов и белков 5)представляет собой стопку плоских цистерн, от которых ответвляются трубочки и отделяются пузырьки 6)участвует в выработке секретов
6) Каковы особенности строения и функционирования рибосом?
1)немембранные органоиды 2) участвуют в процессе синтеза АТФ 3) участвуют в процессе формирования веретена деления 4) участвуют в процессе синтеза белка 5) состоят из белка и РНК 6)состоят из пучков микротрубочек
7) В состав каких органоидов входят белки и липиды?
1) ЭПС 2) мембраны пластид 3)клеточный центр 4) ядерная оболочка 5)микротрубочки 6) рибосомы
8) Какие органоиды относятся к немембранным?
1)цитоскелет 2) вакуоли 3)центриоли 4)лизосомы 5) пластиды 6)рибосомы
9) Установите соответствие между особенностями и клетками, которые их имеют
Особенности Клетки
А) оформленное ядро 1)прокариотическая
Б) имеет определенное для 2)эукариотическая
каждого вида число хромосом
В) рибосомы крупные
Г) клеточный центр отсутствует
Д) имеет двухмембранные органоиды
Е) имеется мезосома
А | Б | В | Г | Д | Е |
10) Установите соответствие между органоидами и клетками, которые их имеют
Органоиды Клетки
А) гликокаликс 1)растительная
Б) мезосома 2) бактериальная
В) пластиды 3) животная
Г) кольцевая хромосома
Д) вакуоли с клеточным соком
Е) клеточный центр
А | Б | В | Г | Д | Е |
11)Установите соответствие между органоидами клетки и группами, к которым они относятся
Органоиды Группа
А) ЭПС 1)двухмембранные
Б) вакуоли 2)одномембранные
В) митохондрии
Г) лейкопласты
Д) лизосомы
Е) хромопласты
А | Б | В | Г | Д | Е |
Уровень С
12) Почему листья растений осенью желтеют?
13) Найдите ошибки в приведённом ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
1. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы. 2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы. 3. В состав клеточной стенки входит муреин. 4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, эпс, комплекс Гольджи. 5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.
14) Укажите черты сходства в строении митохондрий и хлоропластов.
Занятие №4 «Биосинтез белка в клетке».
Уровень А
1)Какому триплету в молекуле ДНК соответствует антикодон т-РНК ГУА?
1)ГУТ 2)ЦТУ 3)ЦАУ 4) ГТА
2) Какому кодону в молекуле и-РНК соответствует антикодон т-РНК УАЦ?
1)АТГ 2)АУГ 3)ТАЦ 4)УАГ
3)Какой антикодон т-РНК соответствует триплету ГЦТ в молекуле ДНК?
1)ЦГА 2)ЦГУ 3)ГЦУ 4) ГЦТ
4)Какой кодон и-РНК соответствует триплету ААТ в молекуле ДНК?
1)УУА 2)ААУ 3)УУТ 4)ТТА
5) В чем выражается универсальность генетического кода?
1) каждой аминокислоте соответствует строго определённый три-
плет нуклеотидов
2) один триплет всегда обозначает только одну-единственную
аминокислоту
3) у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам
4) большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов
6) В чём выражается избыточность генетического кода?
1)каждой аминокислоте соответствует строго определённый триплет нуклеотидов
2)один триплет всегда обозначает только одну-единственную аминокислоту
3)у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам
4)большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов
7) В чём выражается однозначность генетического кода?
1)каждой аминокислоте соответствует строго определённый триплет нуклеотидов
2)один триплет всегда обозначает только одну-единственную аминокислоту
3)у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам
4)большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов
8)В чём выражается триплетность генетического кода?
1)каждая аминокислота кодируется тремя триплетами
2)каждый триплет кодирует одну аминокислоту
3)каждый триплет кодирует три аминокислоты
4)каждый нуклеотид кодирует три аминокислоты
9)В чём заключается биологическая роль трёх триплетов ДНК, которые не кодируют ни одной аминокислоты?
1)обозначают окончание транскрипции
2)обозначают окончание трансляции
3)обозначают начало трансляции
4)обозначают начало транскрипции
10) Какой триплет молекулы и-РНК комплементарен триплету
ГТА молекулы ДНК?
1)ЦАУ 2) ЦАТ 3)ГУА 4) ЦУА
Уровень В
11)Какими свойствами обладает генетический код?
1)избыточность 2)полимерность 3)специфичность 4)способность к перекрыванию 5)универсальность 6)многозначность
12)Установите соответствие между особенностями процессов и этапами биосинтеза белка
Особенности процессов Этапы биосинтеза белка
А) процесс происходит на рибосоме 1)транскрипция
Б) образуются и-РНК, т-РНК, р-РНК 2)трансляция
В) сборка белковой молекулы
Г) процесс происходит в ядре
Д) синтез РНК и ДНК
Е) образуются полипептиды
А | Б | В | Г | Д | Е |
13) Установите последовательность процессов. Происходящих при биосинтезе белка
А) сплайсинг и-РНК в ядрышке
Б) нанизывание рибосомы на и-РНК
В) синтез и-РНК в ядре
Г) поступление и-РНК в цитоплазму
Д) сравнение кодона и-РНК и антикодона т-РНК в ФЦР
Е) образование пептидной связи между аминокислотами
14)Схема строения какого вещества изображена на рисунке? Что на рисунке обозначено цифрами 1-3? Какова роль этого вещества?
15) Белок состоит из 315 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул ДНК и и-РНК, которые кодируют данный белок, а также число молекул т-РНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза белка. Ответ поясните.
Занятие №5 «Энергетический обмен. Дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез»
Уровень А
1)Сколько молекул АТФ синтезируется в результате бескисло-
родного этапа катаболизма?
1)0 2)2 3)36 4)38
2)Сколько молекул АТФ синтезируется в результате кислородного этапа энергетического обмена?
1)0 2)2 3)36 4)38
3) Сколько молекул АТФ синтезируется в результате энергетического обмена (полного расщепления одной молекулы глюкозы)?
1)0 2)2 3)36 4) 38
4)Какой процесс НЕ происходит в световую фазу фотосинтеза?
- фотолиз воды 3) синтез АТФ
- синтез глюкозы 4) образование НАДФН2
5)В какой части митохондрии находится протонный резервуар?
- В матриксе
- во внешней мембране
- в межмембранном пространстве
- во внутренней мембране
6)Какой ион при фотосинтезе и клеточном дыхании, проходя
через фермент АТФ-синтетазу, придаёт этому ферменту спо-
собность синтезировать молекулы АТФ?
1)ОН- 2)К+ 3)Н+ 4)Na+
7) Какой процесс происходит в темновую фазу фотосинтеза?
- синтез АТФ 3)перенос электронов по электротранспортной цепи
- образование 02 4) захват CO2
Уровень В
8) Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
- образование кислорода
- восстановление углекислого газа до глюкозы
- синтез молекул АТФ
- использование энергии АТФ для синтеза углеводов
- фотолиз воды
- образование крахмала из глюкозы
9)Как называют составную часть метаболизма, в результате которой синтезируется АТФ?
- анаболизм 4) пластический обмен
- энергетический обмен 5) диссимиляция
- катаболизм 6) ассимиляция
10)Как называют составную часть метаболизма, в результате которой происходит синтез сложных органических веществ?
- анаболизм 4) пластический обмен
- энергетический обмен 5) диссимиляция
- катаболизм 6) ассимиляция
11) Установите соответствие между процессами и составляющими частями метаболизма
Процессы Составляющие части метаболизма
А) синтез белка 1)анаболизм
Б) дыхание 2) катаболизм
В) гликолиз
Г) хемосинтез
Д) фотосинтез
Е) брожение
А | Б | В | Г | Д | Е |
12) Установите соответствие между особенностями процессов и фазами фотосинтеза
Особенности процессов Фазы фотосинтеза
А) процессы протекают в тилакоидах гран 1)световая
Б) образуется глюкоза 2) темновая
В) энергия расходуется на связывание СО2
Г) процессы протекают в строме хлоропласта
Д) в результате фотолиза воды образуется побочный продукт-О2
Е) образуется АТФ
А | Б | В | Г | Д | Е |
13) Установите последовательность стадий энергетического обмена
А) рассеивание энергии в виде топлива
Б) образование 2-х молекул молочной кислоты
В) окисление молочной кислоты до СО2 и Н2О
Г) расщепление сложных органических веществ под действием ферментов
Д) разложение молекулы глюкозы на 2 молекулы пировиноградной кислоты
Е) образование 2-х молекул АТФ
Ж) образование 36-ти молекул АТФ
Уровень С
14)Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
1. В ходе катаболизма в клетке происходит распад органических веществ, который сопровождается выделением энергии. 2. Вся выделившаяся энергия запасается в молекулах АТФ. 3. Катаболизм протекает в три этапа: подготовительный, гидролиз и кислородный. 4.Кислородный этап протекает в митохондриях. 5.А предшествующий ему этап- в пищеварительных вакуолях с участием ферментов лизосом. 6.В результате энергетического обмена органические вещества распадаются до СО2 и Н2О.
Занятие №6 «Контрольная работа Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез»
1 вариант 2 вариант
Занятие №7 « Митоз. Амитоз. Мейоз».
Уровень А
1)Отличие митоза растительной клетки от митоза животной клетки состоит в том, что
1) в анафазе к полюсам клетки расходятся дочерние хроматиды
2) веретено деления образуется в метафазе
3) в профазе хромосомы спирализуются
4)в телофазе цитоплазма делится путём образования перегородки из пузырьков аппарата Гольджи
2)В процессе овогенеза, в отличие от процесса сперматогенеза, происходит
- образование одной гаметы и трёх направительных телец
- образование четырёх одинаковых гамет
- сохранение диплоидного набора хромосом
- уменьшение числа хромосом
3)В метафазе митоза клетки слизистой оболочки тонкого кишечника человека имеют ... набор хромосом.
1) 1n1с 2) 1n 2с 3)2n2с 4)2n4с
4)В результате цитокинеза образуются
- гаметы 3) дочерние хроматиды
- дочерние клетки 4) дочерние хромосомы
5)Отличие анафазы I мейоза от анафазы II мейоза состоит в том, что происходит
- кроссинговер 3) расхождение хроматид
- расхождение хромосом 4) репликация ДНК
Уровень В
6) Гамета отличается от зиготы тем, что
1)из этой клетки развивается новый организм
2)образуется в результате оплодотворения
3)образуется в результате редукционного деления
4)это специализированная клетка, которая участвует в половом размножении
5) содержит 2п хромосом
6)содержит п хромосом
7) Сходство профазы митоза и профазы I мейоза заключается в том, что происходит
1)исчезновение ядерной оболочки
2)конъюгация
3)кроссинговер
4)образование веретена деления
5)спирализация хромосом
6)удвоение хромосом
8) Митоз отличается от мейоза тем, что
1)происходит два деления, каждое из которых состоит из четырёх фаз
2)происходит одно деление, состоящее из четырёх фаз
3)образуется две клетки с 2п хромосом
4)образуется четыре клетки с п хромосом
5)является основой роста и бесполого размножения
6)является основой комбинативной изменчивости
9) Установите соответствие между особенностями и процессами деления клеток
Особенности Процессы деления клеток
А) в дочерних клетках содержится 1)мейоз
n хромосом 2)митоз
Б) включает два деления, идущих одно
за другим
В) в результате образуются две дочерние
клетки
Г) количество хромосом в дочерних
клетках-2n
Д) характерно для гамет
Е) характерно для соматических клеток
А | Б | В | Г | Д | Е |
10)Установите последовательность процессов, происходящих в интерфазе
А)рост клетки Б)синтез АТФ для митоза В)синтез АТФ для редупликации ДНК Г)синтез белков микротрубочек Д) редупликация ДНК Е) удвоение центриолей
Уровень С
11) В каких структурах клетки находятся гены, отвечающие за признаки, сцепленные с полом?
12) Хромосомный набор соматических клеток речного рака равен 116. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток в профазе митоза, в метафазе митоза и телофазе митоза. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
Занятие №8,9 «Законы Г.Менделя».
Уровень А
1)У арбузов круглая форма плода доминирует над удлинённой, а зелёная окраска — над полосатой, признаки наследуются независимо. Скрестили сорт с круглыми полосатыми плодами (гомозигота) и сорт с удлинёнными зелёными плодами (гомозигота) и получили 28 гибридов F1. Укажите количество генотипических классов, которые получат при самоопылении гибридов F1
1)9 2) 16 3)4 4) 12
2) При анализирующем дигибридном скрещивании наблюдается расщепление признаков по фенотипу в соотношении
1)1:1 2)9:3:3:1 3) 1:1:1:1 4) 1:2:1
3) На схеме показаны результаты скрещивания крыс. Определите генотипы родительских форм.
1)родительские формы гетерозиготны по двум парам генов
2)родительские формы гетерозиготны по одной паре генов
3) родительские формы гомозиготны по двум парам генов
4) родительские формы гомозиготны по одной паре генов
Уровень В
4) Законы Г.Менделя:
1)сцепленного наследования
2)единообразия гибридов первого поколения
3)гомологических рядов
4)расщепления признаков
5)независимого наследования признаков
6)биогенетический закон
5) Гибридологический метод исследования
1)используют для определения биохимического состава тканей потомков
2) лежит в основе определения химического состава хромосом
3)используют генетики
4)использовал Г.Мендель
5)позволяет определить характер и тип наследования признаков
6)используют в практике медико-генетического консультирования
6)I закон Г. Менделя — это
- закон расщепления .
- закон единообразия гибридов первого поколения
- Аа х Аа
- АА х аа
- расщепление по фенотипу в соотношении 1 : О
- расщепление по фенотипу в соотношении 3 : 1
7) II закон Г. Менделя — это
- закон расщепления
- закон единообразия гибридов первого поколения
- Аа х Аа
4)АА х аа
5)расщепление по фенотипу в соотношении 1 : О
6)расщепление по фенотипу в соотношении 3 : 1
8)III закон Г. Менделя — это
- закон расщепления
- закон независимого наследования признаков
- Аа х Аа
- АаВЬхАаВЬ
- дигибридное скрещивание
- расщепление по фенотипу в соотношении 3:1
9) Установите соответствие между законами Г.Менделя и их характеристиками
Характеристика Законы Г.Менделя
А)скрещивание гомозигот 1) I закон Г. Менделя
Б)скрещивание гетерозигот 2)II закон Г. Менделя
В)родительские формы-чистые линии
Г)родительские формы взяты из F1
Д)в F1 100%гетерозигот
Е)расщепление по фенотипу 3:1
А | Б | В | Г | Д | Е |
10) Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой
Характеристика вид генотипа
А) образуется два типа гамет 1) гетерозиготный
Б) наличие двух доминантных аллелей гена 2)гомозиготный
В) наличие доминантного и рецессивного
аллеля гена
Г) образует один тип гамет
Д) дает расщепление признаков у потомков
Е) зигота содержит два рецессивных аллеля гена
А | Б | В | Г | Д | Е |
11) Установите правильную последовательность этапов проведения моногибридного скрещивания:
А) математическая обработка данных
Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые и зеленые семена
В) скрещивание растений гороха первого поколения с желтыми семенами
Г) скрещивание разных сортов
Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской семян
Е) формулирование правил наследования признаков
Уровень С
12) Для чего применяют анализирующее скрещивание?
13) Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющим грушевидные плоды?
14) У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каков генотип черных и коричневых животных? Какое потомство может появиться от скрещивания черных и коричневых собак, двух черных собак? Можно ли ожидать рождение черных щенков при скрещивании коричневых собак?
15) У овец некоторых пород среди животных с ушами нормальной длины (длинноухие) встречаются и полностью безухие. При скрещивании длинноухих между собой, а также безухих между собой получается потомство, сходное по этому признаку с родителями. Гибриды же между длинноухими и безухими имеют короткие уши. Какое потомство получится при скрещивании таких гибридов между собой и при скрещивании их с безухой особью?
16) У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность владеть правой рукой — над способностью владеть левой рукой. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша, мать которого была голубоглазой правшой, а отец — кареглазым правшой, женился на голубоглазой левше. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.
17) У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой. Нормальная форма цветка полностью доминирует над пилорической. Какое потомство получится от скрещивания двух дигетерозиготных растений? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потом к Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
Занятие №10 « Наследование групп крови человека».
Уровень А
1) Человек с генотипом IАI°Rh+rh- имеет фенотип
1)первая группа крови, отрицательный резус-фактор
2)вторая группа крови, положительный резус-фактор
3)первая группа крови, положительный резус-фактор
4)вторая группа крови, отрицательный резус-фактор
Уровень С
2) Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?
3)Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?
4)У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?
5)В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?
6)Родители имеют II (гетерозигота) и IV группы крови. Определите генотипы родителей по группе крови. Укажите возможные генотипы и фенотипы детей по группе крови. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей I группы крови.
7) Может ли от брака голубоглазой (рецессивный признак) женщины с I группой крови и кареглазого мужчины с IV группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребёнок с голубыми глазами и I группой крови? Ответ поясните. Определите генотипы родителей и детей. Составьте схему решения задачи.
Занятие №11 «Генетика пола».
Уровень А
1) Укажите генотип организма с гомогаметным полом
1)aaXBXb 2)AaBb 3)AaXbY 4)aaXBY
2) Укажите генотип женщины, которая передаст ген дальтонизма (d) своим сыновьям
1)dd 2)XDXD 3)XDXd 4)Dd
3) У кошек ген чёрной (В) и рыжей (А) окраски сцеплены с полом и находятся в Х-хромосоме. От черепаховой кошки и чёрного кота родились котята рыжей и черепаховой окраски. Укажите генотип и пол рыжего котёнка.
1)XBY 3)ХАУ
2)ХАХВ 4)ХАХА
4) Гипертрихоз наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Y-хромосомой. Отец страдает гипертрихозом. Вероятность рождения ребенка с этой аномалией составляет
1)25% 2)100% 3)75% 4)50%
Уровень В
5) У человека сцепленно с полом наследуются
1)дальтонизм 2)гемофилия 3)альбинизм
4)гипертрихоз 5)фенилкетонурия 6)галактоземия
6) Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой
Характеристика вид генотипа
А)образуется два типа половых гамет 1)гетерогаметный
Б)определяет женский пол у бабочек 2)гомогаметный
В)определяет женский пол у дрозофилы
Г)образуется один тип половых клеток
Д) ХХ (класс Млекопитающие)
Е)XY (класс Млекопитающие)
А | Б | В | Г | Д | Е |
7) Установите соответствие между генетическим заболеванием и его характеристикой
Характеристика вид генотипа
А) ген локализован в Y-хромосоме 1)гемофилия
Б) женщины-носительницы гена 2)гипертрихоз
В) ген локализован в Х-хромосоме
Г) несвертываемость крови
Д) по краю ушной раковины вырастают волосы
Е) голандрический признак
А | Б | В | Г | Д | Е |
Уровень С
8) У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?
9)У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?
10)У здоровых по отношению к дальтонизму мужа и жены есть
- сын, страдающий дальтонизмом, у которого здоровая дочь,
- здоровая дочь, у которой 2 сына: один дальтоник, а другой – здоров,
- здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей
Каковы генотипы этих мужа и жены?
11)Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом этих котят?
12) Отсутствие потовых желез у человека наследуется как рецессивный признак (с), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей в этой семье.
13) У человека ген дальнозоркости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген дальтонизма рецессивный (d) и сцеплен с Х-хромосомой. Дальнозоркая женщина, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтоником, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающим цветовой слепотой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дальнозорких детей-дальтоников и их пол.
14) У человека гемералопия (куриная слепота) наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Родители здоровы, но отец матери был болен. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм, генотипы и фенотипы детей. Какова вероятность рождения здоровых детей в этой семье?
15) От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.
Занятие №12 «Неаллельные взаимодействия генов».
Уровень А
1)Расщепление по фенотипу у гибридов в F2 в соотношении 9:3:4 происходит при
1)кооперации 2)доминантном эпистазе 3)рецессивном эпистазе
4)кумулятивной полимерии
2) При доминантном эпистазе в F2 расщепление по фенотипу происходит в соотношении
1) 3: 1 2) 9:3:4 3)13:3 4)9:7
3) При некумулятивной полимерии расщепление по фенотипу во втором поколении гибридов происходит в соотношении
1)9:3:3:1 2)3:1 3)1:4:6:4:1 4)15:1
4) Наследование цвета кожи у человека происходит по типу
1) плейотропии 2)кодоминирования 3)кооперации 4)полимерии
Уровень В
5)По принципу полимерии наследуются
1) цвет кожи у человека 2)форма гребня у кур 3)окраска венчика у душистого горошка 4)форма зерен у пшеницы 5) количество молока и его жирность у коров
6) яровость и озимость у зерновых культур
6) В F2 при комплементарном взаимодействии неаллельных генов происходит расщепление по фенотипу в соотношении
- 15 : 1
- 1:4:6:4:1
- 9:3:4
- 9:6:1
- 9:7
- 13:3
7) В F2 при эпистазе происходит расщепление по фенотипу в соотношении
- 15: 1
- 12 : 3 : 1
- 9 : 3 : 4
- 9 : 6 : 1
- 9:7
- 13:3
8) По принципу комплементарного взаимодействия неаллельных генов наследуются
- форма плодов у тыквы
- окраска зёрен у ржи
- цвет коконов у тутового шелкопряда
- цвет кожи у человека
- форма гребня у кур
- окраска оперенья у кур
9)Установите соответствие между типом взаимодействия генов и его характеристикой
Характеристика Тип взаимодействия генов
А) проявляется преобладающий признак 1)полное доминирование
Б) за формирование признака отвечают 2)комплементарное действие
несколько неаллельных доминантных генов 3)эпистаз
В) один ген подавляет действие другого
Г) при скрещивании растений гороха с
желтыми и зелеными семенами-в
первом поколении все потомки желтые
Д) так наследуется форма плодов у тыквы
Е) так наследуется окраска (масть) у лошадей
А | Б | В | Г | Д | Е |
Уровень С
10) Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. При полимерии несколько неаллельных доминантных генов отвечают за развитие одного и того же признака. 2. Присутствие всех доминантных генов в генотипе даёт развитие доминантного признака, а развитие рецессивного происходит только в присутствии всех рецессивных генов. 3. Интенсивность проявления признака зависит от количества доминантных генов в генотипе. 4. По принципу полимерии наследуются только качественные признаки, а также морфологические физиологические и патологические особенности человека. 5. Полимерия может быть кумулятивной (накопительной) и некумулятивной. 6. Наследование окраски кожи человека происходит по принципу некумулятивной полимерии, а наследование формы стручков у пастушьей сумки — по принципу кумулятивной полимерии.
11) Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов, сочетание одного гена в доминантном, а другого в рецессивном состоянии определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня, особи с простым гребнем являются рецессивными по обеим аллелям. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?
12) Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием доминантных аллелей. Гомозиготность по рецессивным аллеям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. Какими будут гибриды от скрещивания двух дигетерозигот?
13) У люцерны наследование окраски цветков – результат комплементарного взаимодействия двух пар неаллельных генов. При скрещивании растений чистых линий с пурпурными и желтыми цветками в первом поколении все растения были с зелёными цветками, во втором поколении произошло расщепление: 890 растений выросло с зелёными цветками, 306 – с жёлтыми, 311 – с пурпурными и 105 с белыми. Определите генотипы родителей.
14) Цвет кожи человека определяется взаимодействием генов по типу полимерии: цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе: если 4 доминантных гена – кожа чёрная, если 3 – тёмная, если 2 – смуглая, если 1 – светлая, если все гены в рецессивном состоянии – белая. Негритянка вышла замуж за мужчину с белой кожей. Какими могут быть их внуки, если их дочь выйдет замуж за мулата (АаВв) ?
Занятие №13 «Закон Т.Моргана».
Уровень А
1) Число групп сцепления равно
1) частоте перекреста
2)количеству аллельных генов
3)гаплоидному числу хромосом
4)диплоидному числу хромосом
2)Расстояние между генами в хромосоме свидетельствует о
1) количестве неаллельных генов
2) количестве аллельных генов
3) частоте кроссинговера
4) характере расщепления признаков у потомков
3) В опытах Т.Моргана при скрещивании дрозофил с генотипами AaBb и aabb гибридные особи с признаками родительских форм (кроссинговер происходит) составили по
1)50% 2)8,5% 3)41,5% 4)25%
4) Дигетерозигота AaBb образует гаметы при условии. Что гены полностью сцеплены. Укажите их количество
1)2 2)8 3)16 4)4
5) Дигетерозигота при полном сцеплении генов А+В не образует гаметы
1) AB,ab 2)Ab,aB 3)AB 4)ab
Уровень В
6) Т.Морган-
1) чешский монах 2)американский генетик 3)основоположник генетики
4)ввел в практику генетических исследований плодовую мушку-дрозофилу
5)автор гипотезы чистоты гамет 6)вывел закон сцепленного наследования признаков
7) Закон Т.Моргана:
1)закон независимого наследования признаков 2)закон сцепленного наследования 3)в F2 расщепление по фенотипу происходит в соотношении 9:3:3:1
4)потомки с фенотипическими признаками родителей в F2 появляются чаще, чем с перекомбинированными
5)гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются преимущественно вместе
6) моногибридное скрещивание
8) Установите соответствие между законами Г.Менделя и Т.Моргана и их характеристиками
Характеристика Законы
А)закон сцепленного наследования 1)Г.Менделя
Б)закон расщепления 2)Т.Моргана
В)закон единообразия гибридов
Г)использование плодовой мушки-дрозофилы
Д)абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера
Е)использование растительных объектов
А | Б | В | Г | Д | Е |
Уровень С
9) Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Гены находятся в хромосомах; каждая хромосома представляет собой группу сцепления; число групп сцепления у каждого вида одинаково.
2. Гены относительно стабильны, располагаются хаотично в хромосомах. 3. Гены могут мутировать. 4 . Между гомологичными хромосомами может происходить кроссинговер. 5. Расстояние между генами в хромосоме обратно пропорционально проценту кроссинговера между ними.
10) Определите частоту (процентное соотношение) и типы гамет у дигетерозиготной особи, если известно, что гены А и В сцеплены и расстояние между ними 20 Морганид.
11)У томатов высокий рост доминирует над карликовым, шаровидная форма плодов – над грушевидной. Гены, ответственные за эти признаки, находятся в сцепленном состоянии на расстоянии 5,8 Морганид. Скрестили дигетерозиготное растение и карликовое с грушевидными плодами. Каким будет потомство?
12) Дигетерозиготная самка дрозофилы скрещена с рецессивным самцом. В потомстве получено АаВв – 49%, Аавв – 1%, ааВв – 1%, аавв – 49%. Как располагаются гены в хромосоме?
Занятие №14 «Генетика человека».
Уровень В
1) В генетике человека используют
1)гибридологический метод
2)метод анализирующих скрещиваний
3)генеалогический метод
4)цитогенетический метод
5) методы генной инженерии
6)биохимический метод
2) Генеалогический метод исследования
1)использовал Г. Мендель
2)используют в практике медико-генетического консультирования
3)используют для определения биохимического состава тканей потомков
4)позволяет определить характер и тип наследования признаков
5)лежит в основе определения химического состава хромосом
6)позволяет рассчитать риск рождения больного ребёнка
3) Мутации по изменению генетического материала классифицируются на
1)генеративные
2)генные
3)геномные
4)летальные
5)рецессивные
6)хромосомные
С
4)При исследовании у ребёнка обнаружена трисомия по 21-й паре хромосом (болезнь Дауна). Объясните, какой метод использовался для установления причины заболевания и с каким видом мутации связано это заболевание.
5)При исследовании у ребёнка обнаружен аутосомно-рецессивный ген альбинизма в длинном плече 11-й хромосомы. Объясните, какой метод исследования использовался и с каким видом мутации связано это заболевание.
6)Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с волосатыми ушами и нестрадающего дальтонизмом. Какие дети могут родиться в этой семье, если рецессивный ген дальтонизма локализован в Х-хромосоме, а ген волосатых ушей в У-хромосоме? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Составьте схему решения задачи
7)Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение (карий цвет глаз и одна из форм близорукости — доминантные, аутосомные признаки). Определите генотипы родителей, генотип ребенка и фенотипы возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
8)У женщины, носительницы гена дальтонизма, родился сын от здорового отца. Определите генотипы родителей и сына. Какова вероятность, что сын унаследует дальтонизм? Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.
9) У здоровой матери, родители которой тоже были здоровы, и больного дальтонизмом отца родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.
10)Женщина с оттопыренными ушами вышла замуж за мужчину с нор-
мальными ушами. От этого брака родились две дочери, у одной из которых были оттопыренные уши. Младшая дочь с нормальными ушами вышла замуж за человека с такими же ушами. У них было два сына, один из которых имел оттопыренные уши. Определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцепленный или не сцепленный с полом), генотипы родителей и детей первого и второго поколений.
Составьте схему решения задачи.
Занятие №15 «Закон Харди-Вайнберга».
Уровень В
1) Установите последовательность открытия законов и закономерностей генетики
А) закон сцепленного наследования
Б) закон единообразия гибридов первого поколения
В) закон независимого наследования признаков
Г) закон гомологических рядов
Е) закон Харди-Вайнберга
Уровень С
2)Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.
1. Основным методом генетики является биохимический.
2.Для изучения материальных структур наследственности (микроскопическое изучение структуры и числа хромосом) используют гибридологический метод. 3. Онтогенетический метод позволяет изучать проявление гена в процессе индивидуального развития организма. 4. Изучение генетического состава популяций, выяснение распространения отдельных генов в популяциях, вычисление частоты аллелей и генотипов осуществляется с помощью популяционного метода. 5. Генеалогический метод даёт возможность изучать природу морфологических, физиологических, поведенческих признаков, выявлять роль среды И наследственности в формировании признаков.
3) Популяция содержит 400 особей, из них с генотипом АА – 20, Аа – 120 и аа – 260. Определите частоты генов А и а.
4) У крупного рогатого скота породы шортгорн рыжая масть доминирует над белой. Гибриды от скрещивания рыжих и белых - чалой масти. В районе, специализирующемся на разведении шортгорнов, зарегистрировано 4169 рыжих животных, 3780 – чалых и 756 белых. Определите частоту генов рыжей и белой окраски скота в данном районе.
5)Альбинизм (аутосомный, рецессивный признак) встречается у людей в соотношении 1 альбинос на 10000 человек с нормальной пигментацией кожи. Какое количество людей (в %) является носителем этого гена?
Занятие № 16,17 Контрольная работа №2 «Генетические закономерности. Организм как биологическая система. Генетика популяций».
1 вариант | 2 вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1)В чём состоит отличие митоза растительной клетки от митоза животной
2) На какой стадии сперматогенеза происходит образование гамет из диплоидных клеток? 1) роста 2) созревания 3) формирования 4) размножения 3) В чём состоит отличие процесса сперматогенеза от оогенеза?
| 1) Почему половое размножение биологически более прогрессивно по
2) В интерфазу происходит... 1)репликация 2)транскрипция 3)трансляция 4)рекомбинация 3)В результате кроссинговера происходит...
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5)Какие генотипы имеют родители, если у потомков произошло расщепление признаков по фенотипу 1 : 1_ _ 1)АА х аа 2) Аа х Аа 3) Аа х Аа4) Аа х аа 6) Появление пурпурной окраски семян у кукурузы зависит от совместного действия двух доминантных неаллельных генов — А и В. Растение с каким генотипом будет иметь фенотипическое проявление данного признака? 7) Какой генотип имеет женщина-носительница гена гемофилии (h)? 1) Нh 2) ХhХh 3) ХНХh 4) hh 4. Как называется тип взаимодействия неаллельных генов, при котором один ген полностью подавляет действие другого гена? 8) Какое из перечисленных заболеваний является примером генной мутации 1) болезнь Дауна2) серповидноклеточная анемия 3) грипп 4) синдром Клайнфельтера | 4)Какова формула расщепления по фенотипу при доминантном эпистазе? 1) 9:3:3:1 2) 9:7 3) 13:3 4) 9:3:4 5)Какую группу крови по системе АВ0 имеет человек с генотипом IBI0? 1) I группу крови 2) II группу крови 3) III группу крови 4) IV группу крови 6) Как называется множественное действие гена, когда один ген отвечает 1)полимерия 2)плейотропия 3) экспрессивность 4) пенетрантность 7) Какие группы крови могут быть у детей, если у матери I группа крови, 1)I 2)II 3)I,II 4) I, II, III, IV 8) Какие генотипы имеют родители, если у потомков произошло расщепление признаков по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1? _ _ _ _ 1) АА х аа 2) Аа х Аа 3) Аа х Аа 4) Аа х аа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9) НЕ полностью доминируют следующие признаки:
| 9) По принципу полимерии наследуются
яровость и озимость у зерновых культур | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10)Установите соответствие между формами и типами взаимодействия генов.
| 10) Установите соответствие между характеристиками и видами мутаций
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11)Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несёт ген гемофилии; 2) женщина здорова, но несёт ген гемофилии; 3) женщина больна гемофилией? 12) Обязательно ли возникнет резус-конфликт, если мать резус-отрицательная, а отец резус-положительный? Ответ обоснуйте. 13)Дигетерозиготное растение гороха с красными плодами и пурпурным стеблем скрестили с растением с жёлтыми плодами и зелёным стеблем. Известно, что оба доминантных гена (красные плоды и пурпурный стебель) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется? | 11)Могут ли от брака голубоглазой (рецессивный признак) женщины с I группой крови и кареглазого мужчины с IV группой крови, мать которого голубые глаза, родиться ребёнок с голубыми глазами и I группой крови? Ответ поясните. Определите генотип родителей и детей. Составьте схему решения задачи. 12) Гены |окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется геном XВ, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От чёрной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и два чёрных котёнка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, пол котят. 13) У человека нормальный обмен углеводов определяется доминантным геном, а рецессивный аллель несёт ответственность за развитие сахарного диабета. Дочь здоровых родителей больна сахарным диабетом. Определите, может ли в этой семье родиться здоровый ребёнок и какова вероятность этого события. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ:задачи по молекулярной биологии и по генетике
Данный материал поможет учителю и учащимся повторить материал по молекулярной биологии и генетике, и хорошо пдготовиться к экзамену....
Урок биологии "Естественный отбор в вопросах и ответах"
Урок биологии проводился в математическом классе. Практически все учащиеся этого класса занимаются в Заочной Математической Школе при СПбГУ. Этот урок может являться примером математического мод...
Рабочая программа элективного курса «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»
Данный курс вписывается в современную концепцию естествознания, позволяет расширить кругозор учащихся старших классов в области биологии, химии, а также интегрировать полученные разрозненные зна...
Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»
Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»...
Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"
Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"...
Программа факультативного курса «Молекулярная биология и генетика в задачах» (10-11 класс, 34 часа)
Актуальность курса Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)
Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...