Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Корявикова Неля Тариэловна

Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_11_sayt.docx252.5 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа элективного курса

«Решение задач по молекулярной биологии и генетике» 11класс.

Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся 11 классов. Программа курса рассчитана на 34 часа.  Элективный курс составлен на основе Программ элективных курсов «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение», сборник 4, Сивоглазов В.И., Пасечник В.В., Москва, «Дрофа», 2006 г.

Результаты освоения курса.

Знать:

  • общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков;
  • специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач
  • законы Менделя и их цитологические основы;
  • виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику;
  •  виды скрещивания;
  • сцепленное наследование признаков, кроссинговер;
  • наследование признаков, сцепленных с полом;
  • генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека;
  • популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней)

Уметь:

  • объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
  • применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
  • решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
  • анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
  • описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
  • находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • профилактики наследственных заболеваний;
  • оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание курса.

1.Введение.

Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке,белки-ферменты),  решение задач.

2. Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по  теме по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК, виды РНК, функция нуклеиновых кислот, принцип комплементарности, правило Чаргаффа), решение задач.

3.Биосинтез белка: актуализация знаний по теме ( генетический код, биосинтеза белка – реакция матричного синтеза: репликация, транскрипция, этапы трансляции:1. образование комплекса «рибосома –Ирнк»,2.активирование аминокислот, 3.собственно синтез белка, 4.окончание синтеза), решение задач.

4.Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (АТФ-главная энергетическая молекула клетки, метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задач.

5.Пластический обмен: фотосинтез, типы питания организмов. Фазы фотосинтеза: световая фаза и процессы происходящие в ней; темновая фаза-цикл Кальвина.

6.Обобщающее занятие: семинар «Белки, нуклеиновые кислоты, метаболизм».

7.Размножение. Размножение клеток. Митотический и жизненный циклы. Митоз-непрямое деление соматических клеток. Стадии митоза. Образование половых клеток: стадия размножения, стадия роста, стадия созревания – мейоз. Фазы мейоза.  Актуализация знаний по теме, решение задач.

8.Законы  Г. Менделя:  актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании),  оформление генетических задач, решение задач на  моно – и дигибридное скрещивание, предусмотренное  программой  и повышенной сложности. Анализирующее скрещивание. Решение задач

9.Формы взаимодействия аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование. Наследование групп крови: актуализация  знаний по теме, решение задач.

10.Формы взаимодействия неаллельных генов: кооперация, комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. Актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности. «Генетические термины» кроссворд.

11.Генетика пола. Четыре основных типа хромосомного определения пола. Наследование признаков, сцепленное с полом. Нехромосомное определение пола: прогамное, эпигамное. Актуализация знаний по теме, решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности.

12.Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность,  эпистаз, полимерию.

13.Решение комбинированных задач.

14.Обобщающее занятие: семинар «Полигибридное скрещивание»

15.Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана, хромосомная теория наследственности. Актуализация знаний, решение задач на   кроссинговер.

16.Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. Практическое значение закона. Решение задач по      генетике популяций.

17.Заключительное занятие.   Итоговая   контрольная работа; решение занимательных задач.

Тематическое планирование.

1 час в неделю, 34 часа.

занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

1.Решение задач по молекулярной биологии 12ч.

1.

Введение.  

Цели и задачи элективного курса.

2.

Белки.

Белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке, белки-ферменты.

3.

Нуклеиновые кислоты.

Сравнительная характеристика ДНК и РНК, виды РНК, функция нуклеиновых кислот, принцип комплементарности.

4.

Решение задач на

правило Чаргаффа.

Правило Чаргаффа.

5.

Биосинтез белка.

Генетический код, биосинтеза белка – реакция матричного синтеза: репликация, транскрипция, этапы трансляции.

6.

Решение задач на синтез белка.

7.

Энергетический обмен.

АТФ-главная энергетическая молекула клетки, метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание).

8.

Решение задач на энергетический обмен.

9.

Пластический обмен: фотосинтез.

Фотосинтез, типы питания организмов.

10.

Фазы фотосинтеза.

Фазы фотосинтеза: световая фаза и процессы происходящие в ней; темновая фаза-цикл Кальвина.

11.

Контрольная работа по теме «Решение задач по молекулярной билогии»

12.

Обобщающее занятие: семинар «Белки, нуклеиновые кислоты, метаболизм».

Белки, нуклеиновые кислоты, метаболизм.

2.Решение задач по генетике

22ч.

13.

Размножение. Размножение клеток. Митотический и жизненный циклы.

Митоз-непрямое деление соматических клеток. Стадии митоза. Образование половых клеток: стадия размножения, стадия роста, стадия созревания – мейоз. Фазы мейоза.

14.

Решение задач по теме: «Митоз. Мейоз»

15.

Законы  Г. Менделя.

закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.

16.

Решение задач на моно – и дигибридное скрещивание.

Оформление и решение генетических задач.

17.

Формы взаимодействия аллельных генов.

Полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование.

18.

Наследование групп крови.

Решение задач.

19.

Формы взаимодействия неаллельных генов.

Кооперация, комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия.

20.

Решение задач на типы взаимодействия неаллельных генов.

21.

Генетика пола. Четыре основных типа хромосомного определения пола.

Наследование признаков, сцепленное с полом. Нехромосомное определение пола: прогамное, эпигамное.

22.

Решение задач на сцепленное с полом наследование .

23.

Взаимодействие генов

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

24,25.

Решение комбинированных задач.

Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность,  эпистаз, полимерию.

26.

Контрольная работа по теме: «Решение задач по генетике»

27.

Обобщающее занятие: «Полигибридное скрещивание».

Полигибридное скрещивание.

28.

Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана.

Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана.

29.

Хромосомная теория наследственности.

Хромосомная теория наследственности.

30.

Решение задач на   кроссинговер.

31.

Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга.

Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. Практическое значение закона.

32.

Решение задач по      генетике популяций.

33.

Итоговая контрольная работа.

34.

Заключительное занятие.  

Решение занимательных задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ:задачи по молекулярной биологии и по генетике

Данный материал поможет учителю и учащимся повторить материал по молекулярной биологии и генетике, и хорошо пдготовиться к экзамену....

"Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах"

Программа элективного курса по биологии«Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА    Элективный курс является  предметным, направленны...

Рабочая программа элективного курса «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»

Данный курс вписывается в современную концепцию естествознания, позволяет расширить кругозор учащихся старших классов в области биологии, химии, а также  интегрировать полученные разрозненные зна...

Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»

Элективный курс профильного обучения   в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии  и  генетике»...

Задачи по молекулярной биологии, 10 класс. Линия УМК Н.И. Сонина Биология 10-11. Углубленный уровень. Авторы Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И..

Задачи рассчитваны на углубленный уровень. Здесь указаны все методы решения задач по молекулярной биологии....

Программа факультативного курса «Молекулярная биология и генетика в задачах» (10-11 класс, 34 часа)

Актуальность  курса  Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)

Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...