Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_11_sayt.docx | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Решение задач по молекулярной биологии и генетике» 11класс.
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся 11 классов. Программа курса рассчитана на 34 часа. Элективный курс составлен на основе Программ элективных курсов «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение», сборник 4, Сивоглазов В.И., Пасечник В.В., Москва, «Дрофа», 2006 г.
Результаты освоения курса.
Знать:
- общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков;
- специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач
- законы Менделя и их цитологические основы;
- виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику;
- виды скрещивания;
- сцепленное наследование признаков, кроссинговер;
- наследование признаков, сцепленных с полом;
- генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека;
- популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней)
Уметь:
- объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
- применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
- решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
- анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
- описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
- находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- профилактики наследственных заболеваний;
- оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание курса.
1.Введение.
Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке,белки-ферменты), решение задач.
2. Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК, виды РНК, функция нуклеиновых кислот, принцип комплементарности, правило Чаргаффа), решение задач.
3.Биосинтез белка: актуализация знаний по теме ( генетический код, биосинтеза белка – реакция матричного синтеза: репликация, транскрипция, этапы трансляции:1. образование комплекса «рибосома –Ирнк»,2.активирование аминокислот, 3.собственно синтез белка, 4.окончание синтеза), решение задач.
4.Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (АТФ-главная энергетическая молекула клетки, метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задач.
5.Пластический обмен: фотосинтез, типы питания организмов. Фазы фотосинтеза: световая фаза и процессы происходящие в ней; темновая фаза-цикл Кальвина.
6.Обобщающее занятие: семинар «Белки, нуклеиновые кислоты, метаболизм».
7.Размножение. Размножение клеток. Митотический и жизненный циклы. Митоз-непрямое деление соматических клеток. Стадии митоза. Образование половых клеток: стадия размножения, стадия роста, стадия созревания – мейоз. Фазы мейоза. Актуализация знаний по теме, решение задач.
8.Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании), оформление генетических задач, решение задач на моно – и дигибридное скрещивание, предусмотренное программой и повышенной сложности. Анализирующее скрещивание. Решение задач
9.Формы взаимодействия аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование. Наследование групп крови: актуализация знаний по теме, решение задач.
10.Формы взаимодействия неаллельных генов: кооперация, комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. Актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности. «Генетические термины» кроссворд.
11.Генетика пола. Четыре основных типа хромосомного определения пола. Наследование признаков, сцепленное с полом. Нехромосомное определение пола: прогамное, эпигамное. Актуализация знаний по теме, решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности.
12.Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию.
13.Решение комбинированных задач.
14.Обобщающее занятие: семинар «Полигибридное скрещивание»
15.Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана, хромосомная теория наследственности. Актуализация знаний, решение задач на кроссинговер.
16.Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. Практическое значение закона. Решение задач по генетике популяций.
17.Заключительное занятие. Итоговая контрольная работа; решение занимательных задач.
Тематическое планирование.
1 час в неделю, 34 часа.
№ занятия | Тема занятия | Элементы содержания | Дата по плану | Дата по факту |
1.Решение задач по молекулярной биологии 12ч. | ||||
1. | Введение. | Цели и задачи элективного курса. | ||
2. | Белки. | Белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке, белки-ферменты. | ||
3. | Нуклеиновые кислоты. | Сравнительная характеристика ДНК и РНК, виды РНК, функция нуклеиновых кислот, принцип комплементарности. | ||
4. | Решение задач на правило Чаргаффа. | Правило Чаргаффа. | ||
5. | Биосинтез белка. | Генетический код, биосинтеза белка – реакция матричного синтеза: репликация, транскрипция, этапы трансляции. | ||
6. | Решение задач на синтез белка. | |||
7. | Энергетический обмен. | АТФ-главная энергетическая молекула клетки, метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание). | ||
8. | Решение задач на энергетический обмен. | |||
9. | Пластический обмен: фотосинтез. | Фотосинтез, типы питания организмов. | ||
10. | Фазы фотосинтеза. | Фазы фотосинтеза: световая фаза и процессы происходящие в ней; темновая фаза-цикл Кальвина. | ||
11. | Контрольная работа по теме «Решение задач по молекулярной билогии» | |||
12. | Обобщающее занятие: семинар «Белки, нуклеиновые кислоты, метаболизм». | Белки, нуклеиновые кислоты, метаболизм. | ||
2.Решение задач по генетике 22ч. | ||||
13. | Размножение. Размножение клеток. Митотический и жизненный циклы. | Митоз-непрямое деление соматических клеток. Стадии митоза. Образование половых клеток: стадия размножения, стадия роста, стадия созревания – мейоз. Фазы мейоза. | ||
14. | Решение задач по теме: «Митоз. Мейоз» | |||
15. | Законы Г. Менделя. | закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. | ||
16. | Решение задач на моно – и дигибридное скрещивание. | Оформление и решение генетических задач. | ||
17. | Формы взаимодействия аллельных генов. | Полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование. | ||
18. | Наследование групп крови. | Решение задач. | ||
19. | Формы взаимодействия неаллельных генов. | Кооперация, комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. | ||
20. | Решение задач на типы взаимодействия неаллельных генов. | |||
21. | Генетика пола. Четыре основных типа хромосомного определения пола. | Наследование признаков, сцепленное с полом. Нехромосомное определение пола: прогамное, эпигамное. | ||
22. | Решение задач на сцепленное с полом наследование . | |||
23. | Взаимодействие генов | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | ||
24,25. | Решение комбинированных задач. | Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию. | ||
26. | Контрольная работа по теме: «Решение задач по генетике» | |||
27. | Обобщающее занятие: «Полигибридное скрещивание». | Полигибридное скрещивание. | ||
28. | Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана. | Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана. | ||
29. | Хромосомная теория наследственности. | Хромосомная теория наследственности. | ||
30. | Решение задач на кроссинговер. | |||
31. | Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. | Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. Практическое значение закона. | ||
32. | Решение задач по генетике популяций. | |||
33. | Итоговая контрольная работа. | |||
34. | Заключительное занятие. | Решение занимательных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ:задачи по молекулярной биологии и по генетике
Данный материал поможет учителю и учащимся повторить материал по молекулярной биологии и генетике, и хорошо пдготовиться к экзамену....
"Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах"
Программа элективного курса по биологии«Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс является предметным, направленны...
Рабочая программа элективного курса «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»
Данный курс вписывается в современную концепцию естествознания, позволяет расширить кругозор учащихся старших классов в области биологии, химии, а также интегрировать полученные разрозненные зна...
Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»
Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»...
Задачи по молекулярной биологии, 10 класс. Линия УМК Н.И. Сонина Биология 10-11. Углубленный уровень. Авторы Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И..
Задачи рассчитваны на углубленный уровень. Здесь указаны все методы решения задач по молекулярной биологии....
Программа факультативного курса «Молекулярная биология и генетика в задачах» (10-11 класс, 34 часа)
Актуальность курса Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)
Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...