отделы растений, голосеменные, покрытосеменные.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
краткое повторение ботаники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 352.69 КБ |
![]() | 19.5 КБ |
![]() | 465.7 КБ |
![]() | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Царство Растения. Основные отделы растений. Классы цветковых растений. Особенности строения, жизнедеятельности и размножение цветковых растений. Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения и приемы их выращивания.
ПРИЗНАКИ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ
Царство растений объединяет около 300 тыс. видов.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ:
- Им характерно автотрофное питание (в процессе фотосинтеза используют энергию света и вырабатывают органические вещества из неорганических).
- Клетки имеют клеточную стенку из клетчатки (поэтому могут питательные вещества получать только в растворенном виде и они поступают к растениям путем осмоса т.е. из стороны большей концентрации в сторону меньшей ).
- Прикреплены к субстрату (так как они неподвижны, « в поисках питания» идет постоянный рост корней и побегов.)
- Растут непрерывно, в течении всей жизни.
- Развитие растений идет с чередованием поколений - бесполое поколение (спорофит) чередуется с половым поколением (гаметофитом).
- Только в растительной клетке есть пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты), крупная центральная вакуоль, заполненная клеточным соком, а клеточная стенка состоит из клетчатки.
- Основным запасным углеводом является крахмал.
- Новые места обитания осваивают в состоянии покоя (в виде семян и спор).
СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ
ИМПЕРИЯ -Клеточные
НАДЦАРСТВО - Эукариоты
ЦАРСТВО – Растения
ПОДЦАРСТВА – Низшие и Высшие растения
ОТДЕЛЫ: Водоросли – зеленые, бурые и красные; Моховидные; Папоротниковидные; Голосеменные; Покрытосеменные (Цветковые)
КЛАССЫ – например, у Покрытосеменных: Однодольные и Двудольные
ПОРЯДКИ - например, в классе Двудольных, порядок Крапивные
СЕМЕЙСТВА –например, в порядке Крапивных семейство Крапивные
РОДЫ – например, в семействе Крапивные, род Крапива
ВИДЫ - Крапива двудомная, Крапива жгучая.
ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ
ВОДОРОСЛИ – это низшие растения, не имеющие тканей и органов. Тело водорослей представляет собой или одну клетку, или слоевище (таллом). Почти все обитают в воде, некоторые в почве и на деревьях (например, плеврококк). Многоклеточные водоросли для прикрепления к субстрату имеют ризоиды (нитевидные образования), хлорофилл у водорослей содержится в хроматофоре – крупной пластиде разнообразной формы.
Отдел Зеленые водоросли : одноклеточные (хлорелла, хламидомонада), колониальные (вольвокс), многоклеточные (улотрикс, спирогира, ульва, нителла). Хроматофоры разной формы.
Отдел Бурые водоросли :многоклеточные, морские, имеют желто-бурую окраску слоевища. Клетки всегда одноядерные с множеством бурых хроматофоров. Представители: ламинария (морская капуста), цистозейра.
Отдел Красные водоросли (Багрянки) – все морские, обитают на больших глубинах, в клетках имеют, кроме хлорофилла, красные и синие пигменты. Представители: порфира, агар-агар и др.
РАЗМНОЖЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ:
Одноклеточные – путем деления клетки;
Многоклеточные – частями таллома, зооспорами (споры, со жгутиками), половое – путем слияния гамет (из спор развиваются мужские и женские гаметофиты, в которых созревают гаметы. Происходит оплодотворение, образуется зигота, из которой развивается водоросль, в которой созревает спорангий со спорами).
Колониальные – путем распада колонии.
ЗНАЧЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ
В природе:
- Обеспечивают обитателей водоемов кислородом и органическими веществами
- Участвуют в круговороте веществ в водной экосистеме
В жизни человека:
- Получение солей, йода, удобрений, лечебной грязи, лекарств, клея.
- Использование в кондитерских изделиях, в лабораториях (агар-агар)
- Для очистки сточных вод (хлорелла)
- В сельском хозяйстве – удобрения, корм для скота
ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ
К высшим растениям относятся растения, тело которых разделено на органы и состоит из настоящих тканей. Высшие растения делятся на две группы: споровые (моховидные, папоротники, хвощи, плауны) и семенные (голосеменные и покрытосеменные)
Предварительный просмотр:
Они появились от древних семенных папоротников. По сравнению со споровыми растениями голосеменные имеют ряд прогрессивных черт:
- во - первых –гаметофит развивается на спорофите;
- во-вторых – перенос пыльцы (мужских гаметофитов) по воздуху, для оплодотворения не нужна вода;
- в-третьих – размножение семенами, за счет сформированного зародыша и запаса питательных веществ происходит быстрое развитие молодого растения.
ПРИЗНАКИ ГОЛОСЕМЕННЫХ:
- Жизненные формы только в виде деревьев и кустарников (травянистых форм нет).
- Листья у большинства вечнозеленые, в виде иголок или чешуйчатые (кипарис), покрытые кутикулой. Некоторые виды листопадные (лиственница). Такое строение листьев объясняется тем, что у голосеменных очень слабо развита проводящая ткань – настоящих сосудов нет, имеются только трахеиды. По этой причине вода очень медленно поднимается по стволу и возникает необходимость уменьшения испарения.
- Корневая система у большинства стержневая, хорошо развиты боковые корни.
- Стебель (ствол) состоит из коры, древесины, слабо развита сердцевина, но хорошо видны годичные кольца.
- Размножаются только семенами, которые содержат зародыш, запас питательных веществ и оболочку. Они созревают в шишках или шишкоягодах (можжевельник), лежат открыто на чешуях шишек (поэтому и назвали голосеменные). Шишка – это укороченный побег, где ось – это стебель, а чешуи – это листья.
- Очень часто для нормального развития голосеменным растениям необходим симбиоз с грибами и на корне развивается микориза (грибокорень).
- Многие голосеменные выделяют смолу, фитонциды.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Сосна (обыкновенная и кедровая), ель, пихта, лиственница, кипарис, можжевельник, тисс, туя и др.
Размножение. В жизненном цикле преобладает спорофит, представляющий собой само растение. На спорофите происходит образование женских и мужских шишек, где развиваются гаметофиты. Мужские гаметофиты редуцированы до микроскопически маленьких пыльцевых зерен, созревающих в мужских шишках. В пыльце содержится мужские гаметы без жгутиков – спермии. Женские гаметофиты представлены семязачатками, в которых развиваются яйцеклетки. Семязачатки располагаются открыто (голо) на семенных чешуях; и из них после оплодотворения развиваются открыто лежащие семена. Оплодотворению предшествует опыление. Оплодотворение осуществляется спермиями, доставляемыми к яйцеклеткам пыльцевой трубкой.
У сосны обыкновенной оплодотворение происходит только через год после опыления, а семена созревают за 2 года.
Значение голосеменных в природе:
- Определяют ландшафт многих территорий, образуя лесные массивы, составляют основу многих биоценозов.
- Выделяя кислород, участвуют в поддержании состава атмосферы, в круговороте веществ.
- Хвоя, молодые побеги и семена являются пищей для многих животных (белок, бурундуков, лосей, глухарей, клестов и др.)
- Фитонциды хвойных деревьев оздоравливают леса, убивая болезнетворные бактерии.
- Имеют водоохранное и противоэрозионное значение.
Значение в жизни человека:
- Хвойные растения дают основную массу строительной древесины, используются как топливо, являются сырьем для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Из них получают вискозу, шелк, целлюлозу, бальзамы и смолы, сосновую шерсть и камфару, спирт и уксусную кислоту, дубильные экстракты, скипидар и канифоль, деготь и древесный уголь, сосновое эфирное масло и т.д.
- Служат исходным сырьем для получения витаминов, из семян сибирской сосны получают кедровое масло.
- Используются в медицине (сосновые почки, эфирные масла и др.) и косметологии.
- Из древесины некоторых видов ели делают музыкальные инструменты.
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ)
Произошли от голосеменных растений. Цветковые – самый крупный и высокоорганизованный отдел в царстве растений, объединяющий 250 тыс. видов из 350 тыс. видов всех растений. По сравнению с голосеменными растениями, покрытосеменные растения имеют ряд преимуществ, которые позволили им стать господствующей группой растений на Земле. Появление цветка обеспечило более надежное опыление, а плода – защиту семян и их распространение. Двойное оплодотворение, обеспечивает развитие не только диплоидного зародыша, но и триплоидного эндосперма (питательной ткани для зародыша). Разнообразие приспособлений позволяет обитать в различных условиях.
ПРИЗНАКИ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ:
- Имеют цветок, в котором семязачатки защищены внутри завязи.
- Образуют плод, внутри которого находятся семена, а зародыш семени защищен и семенной кожурой, и околоплодником.
- Двойное оплодотворение, в результате которого образуется диплоидный зародыш и триплоидный эндосперм - питательная ткань для развития зародыша (у голосеменных – эндосперм гаплоидный).
- Хорошо развиты проводящие ткани (сосуды и ситовидные трубки с клетками -спутниками).
- Имеют разнообразные жизненные формы (травы, деревья, кустарники, кустарнички и деревья), образующие многоярусные биоценозы. Травы – наиболее приспособленная форма.
- Имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, испарению, питанию, получению света и т.д.
- В жизненном цикле преобладает спорофит, представляющий собой листостебельное растение, а гаметофиты очень сильно редуцированы (мужской – до пыльцевого зерна, женский – до зародышевого мешка).
В отделе Покрытосеменных растений различают два класса: Двудольные и Однодольные
Характерные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные
Признаки | Класс Двудольные | Класс Однодольные |
Жизненные формы | Имеются все формы -травы, кустарнички, кустарники, деревья | Почти все травянистые |
Количество семядолей в зародыше | 2 семядоли | 1 семядоля |
Тип корневой системы | Стержневая | Мочковатая |
Листья | Простые и сложные | Только простые |
Жилкование листьев | Сетчатое или пальчатое | Параллельное или дуговое |
Цветок | Четырехчленный или пятичленный, с двойным околоцветником | Трехчленные, реже четырехчленные, с простым околоцветником |
Проводящие пучки | Распределены по центральному цилиндру кольцеобразно | Распределены в центральном цилиндре беспорядочно |
Камбий | Имеется | Отсутствует |
Представители | Семейства: Крестоцветные, Пасленовые, Розоцветные, Сложноцветные, Бобовые и др. | Семейства: Злаковые, Лилейные, Орхидные и др. |
Семейства класса Двудольных
Крестоцветные (около 3 тыс.видов)
Жизненные формы: только травы.
Цветки : правильные, формула цветка - Ч 2+2 Л 2+2 Т 2+4 П1,
Соцветие: кисть.
Плод: стручок или стручочек
Особенности вегетативных органов: стебли часто укороченные, листья простые цельные или рассеченные, видоизменения корней - корнеплоды.
Значение: пищевое, декоративное, много сорняков.
Представители: капуста, редис, редька, сурепка, пастушья сумка, рапс, горчица
Розоцветные (около 3500видов)
Жизненные формы: травы, деревья, кустарники
Цветки : правильные., формула цветка Ч5 Л5 Т ~П1 или Ч5 Л5 Т~П~.
Соцветие: кисть, простой зонтик, щиток, метелка.
Плоды: разнообразные: костянка, яблоко, многоорешек, многокостянка и др.
Особенности вегетативных органов: стебли часто с шипами, встречаются побеговые колючки, листья простые и сложные с прилистниками.
Значение: пищевое, лекарственное, декоративное.
Представители: шиповник, яблоня, рябина, лапчатка, гравилат, земляника, боярышник, груша, вишня, слива, малина.
Бобовые (Мотыльковые) (около 18 тыс.видов)
Жизненные формы: травы, деревья, кустарники.
Цветки: неправильные, формула цветка - ↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+П1 или ↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(10)П1, лепестки:, парус, 2 весла, лодочка (2 сросшихся лепестка).
Соцветие: кисть, головка.
Плод: боб.
Особенности вегетативных органов: стебли различные, листья у большинства сложные, с крупными прилистниками, часто листья видоизменены в усики.
Другие особенности: бобовые богаты белками, вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями.
Значение: кормовое, пищевое, лекарственное, декоративное, медоносы.
Представители: бобы, соя, люпин, горох, чина луговая, акация, фасоль, клевер, вика, донник.
Паслёновые
Жизненные формы: травы, редко кустарники.
Цветки: цветки правильные, одиночные или образуют соцветия, формула цветка Ч(5)Л(5)Т(5) П1.
Соцветие: кисть, завиток, метелка.
Плоды: ягода, коробочка.
Особенности вегетативных органов: стебли вильчатого ветвления, листья простые, некоторые виды имеют видоизмененные побеги – клубни.
Другие особенности: все пасленовые содержат ядовитые вещества – алкалоиды.
Значение: пищевое, декоративное, лекарственное.
Представители: томаты, паслен, душистый табак, петуния, перец, баклажан, белена, дурман.
Сложноцветные (около 25 тыс.видов)
Жизненные формы: многолетние и однолетние травы, в тропиках встречаются полукустарники.
Цветки: разнообразные - трубчатые, воронковидные язычковые, ложноязычковые, типичной чашечки нет, чашелистики превратились в волоски, которые образуют хохолок. формула цветка:- Ч(0)Л(5)Т(5) П1.
Соцветие: корзинка.
Плод: семянка.
Значение: пищевое, масличное, кормовое, медоносное, лекарственное и декоративное, многие являются сорняками.
Представители: астра, одуванчик, бархатцы, васильки, подсолнечник и др.
Семейства класса Однодольных
Лилейные (около 1500 видов)
Жизненные формы: в основном травы
Цветки: правильные, с простым околоцветником, крупные, одиночные, редко образуют соцветие, опыляются насекомыми, формула цветка - О3+3 Т3-3 П1
Соцветие: кисть (чаще одиночные цветки).
Плод: ягода, коробочка.
Особенности вегетативных органов: стебли часто видоизменены в луковицу, имеются корневища. Листья простые, цельные, с параллельным жилкованием, часто сидячие, влагалищные с очередным листорасположением.
Значение: декоративное, пищевое, лекарственное, есть ядовитые.
Представители: лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны и др.
Злаковые (Мятликовые)
Жизненные формы: одно- или многолетние травы.
Цветки: мелкие, невзрачные, пленчатые, опыляются ветром,
формула цветка - #О(2)+2 Т3 П1
Соцветие: сложный колос, султан, метелка, початок (женское соцветие у кукурузы).
Плод: зерновка
Особенности вегетативных органов: стебель соломина, полый внутри междоузлий, с выраженными узлами. Рост вставочный. Листья простые, сидячие, влагалищные, с параллельным жилкованием. Могут иметь видоизменения побега – корневище. Развито подземное ветвление в форме кущения.
Значение: пищевое, техническое (получение спирта, крахмала, сахара и др.), много сорняков, бамбук применяется как поделочный и строительный материал.
Представители: пшеница, овес, рис, кукуруза, овсюг, пырей, бамбук, тростник, мятлик и др.
Космическая роль растений на Земле заключается в использовании и преобразовании солнечной энергии. Растения можно назвать посредником между Солнцем и Землей, так как они улавливают энергию солнечных лучей и используют ее в процессе фотосинтеза для образования кислорода и органических веществ, необходимых живым организмам.
Роль растений в природе:
- Зеленые растения обеспечивают атмосферный воздух кислородом, который необходим для дыхания живых организмов.
- Благодаря фотосинтезу в атмосфере образовался озоновый экран Земли, защищающий все живое от ультрафиолетовых лучей.
- Растения являются пищей для других организмов (растений, животных и человека), так как содержат органические вещества, которые образуются и накапливаются в организме или идут на процессы роста организма, оставаясь в нем в виде строительного материала.
- Благодаря процессу фотосинтеза растения поддерживают относительно постоянный уровень содержания кислорода и углекислого газа в воздухе.
- Корни растений препятствуют эрозии (разрушению) почв.
- Растения как продуценты в экосистемах участвуют в процессах круговорота веществ, происходящих в биосфере.
- Древние растения образовали на Земле залежи каменного угля, нефти, природного газа, торфа.
Роль растений в жизни человека.
Человек использует растения в различных целях:
- Для получения продуктов питания и сырья (сельскохозяйственные культуры).
- Для борьбы с загрязнением воздуха (озеленение городов).
- Для борьбы с эрозией почв (посадка деревьев вокруг полей и на склонах).
- Для дизайна интерьера (комнатные растения).
Предварительный просмотр:
Культурные растения делятся на группы:
- зерновые (пшеница, рожь, овес, рис, кукуруза, просо, гречиха, ячмень)
- кормовые (клевер, люцерна, вика, чечевица, кормовая свекла, кукуруза, подсолнечник, горох)
- овощные (огурцы, капуста, редис, томаты, перец, баклажаны, картофель, морковь, лук, кабачки)
- плодово-ягодные (яблоня, груша, смородина, клубника, персик, крыжовник, облепиха, малина)
- бахчевые (арбуз, дыня, тыква)
- цитрусовые (апельсин, мандарин, лимон)
- технические (лен, картофель, сахарная свекла, тростник, хлопок)
- декоративные (розы, тюльпаны, хризантемы, астры и др.)
- масличные (подсолнечник, соя, рапс, маслины)
- пряные (укроп, петрушка, базилик, хрен, тмин и др.)
Агротехнические приемы выращивания культурных растений и их значение
Агротехника выращивания культурных растений зависит от их отношения к свету (светолюбивые, теневыносливые, растения длинного дня и короткого дня), теплу, требованиям к почве (плодородию, структуре), к влажности, от особенностей опыления и т.д.
- Удобрение почвы (минеральными и органическими удобрениями) – для повышения плодородия.
- Рыхление – для улучшения структуры почвы, ее водного и воздушного режима, для уничтожения сорняков, для улучшения роста корней.
- Прополка (ручная и междурядная культиваторами) - для уничтожения сорняков.
- Прореживание сеянцев – для снижения конкуренции, для улучшения развития сеянцев.
- Обработка семян и растений гербицидами – для борьбы с паразитами, вредителями и сорняками.
- Окучивание – для усиления роста придаточных корней, на которых развиваются клубни, улучшения роста растений, повышения урожайности.
- Прищипка кончика корней или побега – усиливает рост боковых корней или побегов.
- Пасынкование (удаление лишних цветоносных побегов, например, применяют к томатам) – удаление лишних побегов способствует более быстрому созреванию и укрупнению плодов.
- Побелка стволов плодовых деревьев – для защиты от солнечного ожога и для борьбы с вредителями, грызунами.
- Подкормка (внесение удобрений во время роста) - для усиления роста корней, побегов и ускорения созревания плодов.
Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.
Растения, как и все живые организмы, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются. В растительном организме идет обмен и транспорт веществ, испарение воды. Но только в растительном организме идет процесс фотосинтеза.
Фотосинтез. Сущность фотосинтеза заключается в том, что зеленые растения за счет солнечной энергии из воды и углекислого газа при участии минеральных веществ создают сложные органические соединения, этот процесс идет с выделением кислорода. Он идет во всех зеленых частях растения, где в клетках имеются хлоропласты. Но основной процесс фотосинтеза (воздушного питания) идет в листьях.
Энергия света, поглощенная хлорофиллами, идет на синтез органических веществ. В результате фотосинтеза выделяется кислород. Органические вещества, образованные в ходе фотосинтеза, используются для процессов жизнедеятельности самого растения, а кислород – для дыхания.
Дыхание у растений идет круглосуточно, в отличие от фотосинтеза. Газообмен осуществляется через устьица, а когда они закрыты, кислород поступает из межклетников. Дышат все органы растения: стебли (стволы) – через чечевички (бугорки с отверстиями в коре), листья – через устьица, зародыш семени – через микропиле, другие органы – через всю поверхность. При дыхании органические вещества окисляются (разрушаются) с выделением тепла.
Питание у растений автотрофное (неорганическими веществами). Различают корневое (минеральное) питание, осуществляемое с помощью корневых волосков, и воздушное питание, т. е. фотосинтез. В минеральном питании важно наличие в почве основных трех элементов: азота (влияет на рост растения), фосфора ( влияет на созревание плодов), и калия (влияет на развитие корневой системы).
Испарение воды (транспирация) – происходит через устьица (основная часть) и через покровы органов. Испарение зависит от времени суток, температуры, влажности воздуха и почвы, количества устьиц на листьях и др. Благодаря испарению по растению передвигаются вода и соли, растение защищается от перегрева в жаркую погоду. Испарение регулируется открыванием и закрыванием устьиц. Избыток СО2 ночью, когда растения дышат, а фотосинтез отсутствует, вызывает подкисление цитоплазмы, изменение рН приводит к закрыванию устьиц. В отсутствие света фотосинтез в замыкающих клетках прекращается (как и во всех других), тургорное давление снижается и устьица закрываются. При недостатке поступления воды в растение устьица тоже закрываются, сберегая таким образом то небольшое количество влаги, которое доступно растению.
При повышении влажности почвы и воздуха устьица открываются, при понижении концентрации углекислого газа в воздухе – устьица открываются, а вот при температуре выше 35ºС – закрываются. Скорость испарения зависит также от ветра, который сдувает с поверхности листа пленку влажного воздуха, поэтому растения засушливых мест часто густо опушены. Интересно, что у многих суккулентов устьица днем закрыты, ночью – открыты. Углекислый газ ночью связывается и запасается в форме органических кислот, а днем используется для фотосинтеза, а устьица днем закрыты и потери воды минимальны.
Количество устьиц у растений зависит и от мест обитания – чем суше, тем меньше устьиц на мм2.
Транспорт веществ у растений осуществляется за счет проводящих тканей.
Вода и минеральные вещества поглощаются растением из почвы корнями, поступают в сосуды и трахеиды стебля и поднимаются вверх за счет корневого давления и транспирации (испарения воды листьями). Транспорт органических веществ выполняют ситовидные трубки и клетки-спутницы луба. По ним растворенные органические вещества перемещаются в двух направлениях – вверх и вниз (в отличие от сосудов, по которой вода и минеральные вещества транспортируются только вверх). Горизонтальный транспорт органических веществ в клетки сердцевины и обратно осуществляется по сердцевинным лучам, которые соединяют луб и сердцевину. Скорость транспорта веществ зависит от температуры окружающей среды. Чем выше температура, тем быстрее идет транспирация, увеличивается сила корневого давления и быстрее идет транспорт веществ. В зимний период сокодвижение у растений прекращается.
Рост – это увеличение размеров растения и его органов. Он идет за счет образовательной ткани, расположенной в различных органах, и за счет накопления в клетках питательных веществ. Корни растут в длину за счет деления клеток, расположенных в зоне деления. Стебли растут в длину за счет деления клеток в конусе нарастания, расположенного внутри верхушечной почки (верхушечный рост) или за счет деления клеток у основания междоузлий (вставочный рост). Вставочный рост стебля характерен для злаковых растений. Рост стебля в толщину идет за счет деления клеток камбия.
Развитие – это качественные изменения растения в ходе индивидуального развития. В развитии растений наблюдается чередование поколений: бесполого (спорофита) и полового (гаметофита).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-150601-1353912811.jpg)
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-362816-1386652375.jpg)
Тест 12 по теме "Многообразие растений. Основные отделы растений. Классификация покрытосеменных".
Тест предназначен для подготоки К ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-399613-1391721073.jpg)
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс
Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136747-1351956263.jpg)
Тесты "Покрытосеменные растения. Семейства покрытосеменных"
Тестовый контроль знаний по теме "Многообразие покрытосеменных растений"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-697152-1560874048.jpg)
Тесты 11 класс "Мхи.Водоросли,Голосеменные.Покрытосеменные"
Данный материал включает задания по группам растений. Можно проверить внешнее и внутреннее строение, способы размножения растений данных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/08/picture-797960-1620472230.jpg)
Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".
Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72370.jpg)
Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.
Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.Вариант можно использовать для подготовки к ЕГЭ по биологии....