мхи. папоротники
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ МХИ
ПРИЗНАКИ МХОВ:
- Есть стебли, листья, нет корней, но большинство имеет ризоиды.
- Жизненные формы — однолетние и многолетние травянистые растения.
- Обитают во влажных местах, так как развитие спор и половое размножение возможно только при наличии воды.
- В жизненном цикле преобладает гаметофит (само растение). Бесполое поколение – спорофит (коробочка со спорами на ножке) – развито слабо, и не способно к самостоятельному существованию. Этим они отличаются от остальных высших растений.
Представители: листостебельные - кукушкин лен, сфагнум (белый или болотный мох); печеночные - маршанция, риччия и др.
Характеристика кукушкина льна и сфагнума
Кукушкин лен | Сфагнум |
Стебель не ветвящийся, листья узкие, темно-зеленые, имеются ризоиды, различают мужские и женские растения. На верхушке женских растений развивается коробочка со спорами на длинной ножке. | Стебель ветвящийся, листья узкие, светло-зеленые, ризоиды отсутствуют, растение однодомное. Листья и стебли образованы живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки имеют отверстия, поры и способны накапливать и удерживать большое количество воды (в 25-37 раз больше своего веса). Содержит вещество – сфагнол, обладающее бактерицидным действием. |
Значение мхов в природе:
- Пища для некоторых животных.
- Часто выступают в роли пионерной растительности, играя большую роль в почвообразовательных процессах.
- Играют существенную роль в регуляции водного баланса суши.
- Приводят к заболачиванию и закисанию почвы (особенно сфагновые мхи).
- Отложения мхов образуют торф.
Значение мхов в жизни человека:
- Путем сухой перегонки получают метиловый спирт, воск, парафин, краски, и т.д.
- Из торфа изготавливают бумагу и картон, используют как топливо, удобрение, подстилку.
- В строительстве торф используется как звуко – и теплоизолирующий материал.
- Отложения торфяных болот используют в грязелечении.
ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ (папоротники, хвощи, плауны).
Папоротниковидные возникли от риниофитов (псилофитов) – первых растений суши. Первые сосудистые растения на земле.
ПРИЗНАКИ:
- Почти все травянистые многолетние растения, обитающие во влажных местах.
- Относятся к высшим споровым растениям, имеют стебель, листья, корни и корневища.
- Имеют хорошо развитые проводящую, механическую и покровную ткани.
- Размножаются спорами, вегетативно (корневищами) и гаметами. Развитие спор и оплодотворение происходит при наличии воды.
- Споры развиваются в спороносных колосках (у плаунов и хвощей) и на нижней стороне листа (у папоротников).
- В цикле развития преобладает бесполое поколение - спорофит (само растение).
Представители: плауны (плаун булавовидный, плаун баранец), хвощи (хвощ полевой, хвощ лесной, хвощ болотный и др.) и папоротники (орляк, щитовник мужской и др.)
Характеристика представителей:
Папоротники | Хвощи | Плауны |
Большинство травянистые, есть древовидные формы. Некоторые обитают в воде. Листья (вайи) долго растут верхушкой и на нижней стороне образуют спорангии. Корни отходят от корневища, где накапливаются питательные вещества. Образуют равные споры (кроме водных форм) из которых формируется сердцевидный заросток с ризоидами. На нем развиваются и архегонии (женский гаметофит), и антеридии (мужской гаметофит). | Обитают на кислой почве в лесу, на лугах, полях, болотах. Побег состоит из узлов и междоузлий, мутовчатое расположение листьев. Весенние побеги бурые со спороносными колосками, летние побеги – зеленые. Образуют равные споры из которых формируется заросток. На нем развиваются и женский и мужской гаметофиты. Хвощи способны накапливать из почвы кремнезем. | Растут в хвойных и смешанных лесах, стебель стелющийся, на верхушке побега образуют спороносный колосок, листья мелкие темно-зеленые. Могут образовать и равные и разные споры, из которых формируется заросток. |
Особенности развития: в цикле развития преобладает спорофит (само растение), а гаметофит представляет собой заросток, на котором развиваются мужские и женские гаметы. Заросток имеет вид небольшой зеленой пластинки, имеет ризоиды и способен самостоятельно питаться.
Значение папоротникообразных в природе:
- Из древних древовидных форм образовались залежи каменного угля.
- Являются важным компонентом многих растительных сообществ.
- В природе – пища для животных, но плаунов и хвощей животные практически не едят.
Значение в жизни человека:
- Хвощи и папоротники являются индикаторами различных типов почв.
- Хвощи – сорняки пастбищ и огородов. Многие хвощи содержат ядовитые вещества.
- Плаунов используют для получения желтой и зеленой краски для шерсти. Споры плаунов используются при обсыпке пилюль, в качестве детской присыпки (натуральный тальк), иногда в промышленности при фасонном литье для обсыпания моделей.
- Некоторые виды папоротников и хвощей применяются в медицине.
- Некоторые папоротники используются в декоративном цветоводстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
человек и папоротник
презентация ученика...
Папоротники
Тест по теме "Папоротникообразные". 44 вопроса. Формат ЕГЭ. Можно использовать в 7 классе, а также при подготовке к ЕГЭ по биологии....
Использование технологии РКМЧП по теме: "Папоротники. Хвощи. Плауны"
Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи.Плауны." Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последова...
Папоротники, хвощи, плауны. 6 класс
Папоротники, хвощи, плауныПапоротникообразные – многолетние травянистые растения, папоротники обычно древовидные растения в тропических широтах. Растут во влажных тенистых местах. Эт...
Биология 6 класс. Папоротники
общие признаки папоротников; особенности их строения и жизнедеятельности; особенности цикла развития папоротников; их эволюционные преимущества по сравнению с мхами, хвощами, плаунами....
Урок биологии в 7 классе. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок биологии был представлен на ЕМД в школе....
Урок биологии 6 класс "Размножение папоротников"
Урок - практическая работа с использованием дидактического материала и микроскопов....