Использование инновационных образовательных технологий
методическая разработка по биологии по теме
Активизация познавательной деятельности обучающихся через использование современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности»
Бондарева Виктория Игоревна,
учитель биологии МОУ школа №2,
г.о. Жуковский
Современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы выпускники школ были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Они должны грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. В соответствии с запросом общества федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость перехода от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.
Инновационные педагогические технологии направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно - ориентированное обучение, которое помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность. В системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется функция и форма организации урока, к нему предъявляется ряд особых требований, которым я стараюсь следовать. Одним из целевых ориентиров на уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить технологию дифференцированного обучения, модульное обучение, технологию проблемного обучения, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии. В своей работе активно использую технологию проблемного обучения, которая является стержневой в системе комплекса личностно-ориентированных технологий, так как преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы по выполнению заданий проблемного характера. Данная технология направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. При проблемном обучении у учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. Использование технологии проблемного обучения позволяет повышать интерес обучающихся к изучению предмета. Каждому ребенку предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт.
Я стала в эвристической беседе ставить перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.
Учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, я всегда стараюсь оказать учащимся коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.
Чаще всего на своих уроках я стараюсь сочетать традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д.
Один из примеров структуры проблемного урока: актуализация знаний, постановка проблемы, работа по теме урока с обсуждением, закрепление, домашнее задание.
Актуализация знаний - предлагаю дать определение базовых понятий, необходимых для изучения темы, выполнить тестовые задания, напоминаю алгоритм выполнения заданий.
Для постановки проблемы использую видеоматериалы, изречений, поговорки, исторические факты, рисунки.
Для обеспечения личностно-ориентированного подхода в основной части урока пользуюсь различными методами и приемами для развития познавательной деятельности обучающихся, совершенствования их возможностей и способностей.
Учитывая возрастную периодизацию и основные виды деятельности, характерные для возраста, использую для решения проблемы элементы группового и коллективного обучения. Уроки моделирую в режиме самостоятельного группового обучения. Выполняя проблемное задание в группе, ученик расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознаёт свои потребности.
Организую деление на группы с учетом взаимных привязанностей, симпатий, с учётом успеваемости. Каждая группа получает задание, оно бывает персональное для каждой группы или одно для всех. В групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы.
После выполнения заданий при обсуждении результатов работы группа отчитывается перед классом. В итоге обучающиеся вместе находят правильный ответ на поставленную проблему. По ходу отчёта группы направляю деятельность учащихся, управляю дискуссией.
Свой ответ группа представляет в виде схем, таблиц, рисунков; обучающиеся составляют тесты, вопросы репродуктивного и творческого характера для взаимопроверки и предлагают к ним ответы.
Контроль и оценку знаний осуществляю в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта.
В ходе урока проводится рефлексия: ответы на вопросы, высказывание своего мнения. Например:
- с каким настроением работал, доволен ли собой?
- насколько комфортно работалось в группе?
- в чём затруднялся? Как оценил свою работу?
- какие были проблемы, как их смогу преодолеть?
- что нового, полезного узнали на уроке ?
В заключение урока подвожу итог работы групп, даю оценку их деятельности.
- Проблемное обучение является очень эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Знания, добытые путем собственного поиска, надолго становятся достоянием человека. Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.
- Проблемное обучение способствует развитию логического мышления учащихся и этим содействует их умственному развитию. Мышление не только начинается с задачи, проблемы, но и в дальнейшем протекает в форме возникновения и решения ряда последовательных познавательных задач, проблемы в целом.
- Таким образом, проблемный подход в обучении по своей сущности является ведущим средством активизации учения школьников. Проблемное обучение - обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных образовательных технологий на уроках ОБЖ
Приведен сценарий урока в 6-ом классе, разработанный на примерах уроков по ознакомлению шестиклассников с методикой проектирования предстоящей деятельности при попадании в экстремальную ситуацию. ...
Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка
Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка...
Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...
Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...
Анализ эффективности использования инновационных образовательных технологий
В материале представлен анализ использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка: проектной технологии. ИКТ. проблемно - диалогического обучения...
Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий
Доклад к педсовету на тему: Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий...
доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Рассматриваются образовательные технологии используемые в образовательном учреждении....