Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технология ТРИЗ
Сущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)
ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образовании. Несмотря на солидный возраст, ТРИЗ – педагогику смело можно назвать инновационной педагогической моделью, первоочередной задачей которой является формирование творческой, смело мыслящей личности. Сегодня, наверное, только ТРИЗ – движение может похвастаться столь широким спектром своих слушателей, начиная от дошкольников и заканчивая специалистами узких отраслей.
«Учись мыслить смело!» - вот основная идея данной педагогической системы. Те, кто один раз столкнулись с ТРИЗ, не только начинают иначе мыслить и решать поставленные задачи, но и значительно меняют отношение к миру.
Кроме обучения творческой деятельности, в задачи триз – педагогики входит ознакомление учащихся с приемами творческого воображения, развитие умения и навыка решения изобретательских задач.
Триз – технологии базируются на следующих компонентах:
1. Решение открытых задач
В школе учат решать задачи, в которых четко сформулировано условие, есть неизвестное и конкретный способ решения. В жизни, зачастую, все не так однозначно: приходится сталкиваться с информацией, которая может совсем не пригодиться для решения задачи, вариантов нахождения неизвестного может быть несколько и нужно выбрать самый подходящий, а ответ может быть совершенно не прогнозированный. Решению таких «открытых задач» не учат в школе, этим занимается триз – педагогика.
2. Формирование творческого воображения
Сегодня ТРИЗ с уверенностью заявляет, что изобретателем может стать любой человек, начиная от программиста и заканчивая домохозяйкой. И это не пустые слова. Триз – педагоги обладают конкретными приемами, помогающими развивать творческое, креативное мышление. Познакомиться с ними можно прочитав книгу П. Р. Амнуэля «РТВ – это очень просто!»
3. Преодоление психической инерции
Приступая к решению поставленной задачи, наша услужливая память сразу навязывает нам привычные отработанные стереотипы нахождения ответа. Именно это и принято называть психической инерцией, преодолеть которую помогают методы развития творческого воображения, используемые в работе триз – педагогами.
4. Развитие ассоциативного и системного мышления
Как это ни парадоксально, но именно ассоциации помогают делать открытия. Для развития ассоциативного мышления, в первую очередь, нужно освободиться от стереотипов и клише в сознании, далее необходимо расширять сферу ассоциаций и на последнем этапе нужно работать над построением необходимых ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_urok_morfologiya_6klass.doc | 25 КБ |
morfologiya.pptx | 147.71 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс. Урок повторения по теме «Повторение и систематизация материалов, изученных в 5 классе, по теме «Морфология. Части речи». Урок с использованием технологии ТРИЗ — теория решения исследовательских задач.
Планируемые результаты:
предметные —
освоение базовых понятий лингвистики: языкознание и его основные разделы;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
уметь различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
метапредметные —
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи. Участия в спорах, обсуждениях;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
личностные -
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию:
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Технологии — здоровьесбережения, проблемного обучения, формирование творческих способностей, развития исследовательских навыков.
Оборудование: доска, тетради, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация «Морфология. Части речи».
ХОД УРОКА
- Стадия вызова — решение лингвистической головоломки. Слайд 1. Вспомним и перечислим все разделы лингвистики — языкознания . Записываем число в тетради.
- Круги Эйлера. Слайд 2. Зашифровано название одного из разделов языкознания. Если не сразу отвечают, то постепенно открываю скрытые надписи. Вывод. Итак Морфология изучает единицу языка — часть речи. Что это такое? Сформулируйте учебную задачу. Что мы должны вспомнить на сегодняшнем уроке. Записываем тему: Морфология. Части речи.
- Предлагаю в парах нарисовать круги Эйлера — Самостоятельные части речи ( именные — 4, глагол, наречия). Каким общим грамматическим признаком обладают именные части речи? Чем наречие отличается от остальных самостоятельных частей речи?
- Открываю Слайд 3 — Самостоятельные и Служебные. Перечислить. Назовите 3 главных отличия самостоятельных от служебных. Для чего нужны служебные?
- Как это правило работает, увидим, поработав над предложением-четверостишием. Слайд 4. Между Синтаксисом и Морфологией существует тесная взаимная связь Разберем предложение по членам предложения, назовем, какими частями речи выражены эти члены предложения, составим схему.
- Физкультминутка. Встали, если я называю понятие из Морфологии, поднимаем через стороны руки вверх. Если из другого раздела — приседаем. (Наречие, синоним, склонение, падеж, прошедшее время, приставка, неодушевленные существительные, частица, подлежащее, спряжение, род)
- Ну, если мы хорошо помним понятия Морфологии, то поиграем в игру «Да-нет». Задаем правильные, умные вопросы, постепенно отыскивая ответ. Вызываю ведущего, он загадывает слово, ребята задают вопросы, постепенно находя ответ.
- Заключение. Итак, чем мы занимались на уроке? Что вспоминали? Какие моменты урока показались вам простыми, что было сложно? Рефлексия: по карточкам попробуйте оценить степень своего участия в уроке, нарисуйте значок в тетради. Попробуйте оценить адекватно ответы ваших товарищей. Кто сегодня работал на уроке на 5, на 4? У нас есть еще несколько нерешенных задачек по морфологии. Слайды 5,6,7.
- Попробуйте в паре придумать лингвистическую загадку, задачку, головоломку. Напишите ее на листе с обратной стороны. Если времени нет, можно задать эту работу на дом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите лишнее! лукошко донышко домишко зернышко Нет суффикса Мужской род Восемь букв морфемика морфология фонетика
Самостоятель-ные части речи Служебные части речи МЕЖДОМЕТИЯ МОРФОЛОГИЯ
ЧАСТИ РЕЧИ Самостоятельные 1. Имя существительное 2. Имя прилагательное 3. Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Наречие Служебные 1.Предлог 2.Союз 3.Частица
Читаем стихотворение В последний раз румяный день Мелькнул за дальними лесами, И ночи пасмурная тень Слилась уныло с небесами. А. Поджидаев
Что нужно сделать, чтобы слова из одной части речи перевести в другую? мели, окуни, пряди, соли
Сколько прилагательных в приведенной ниже пословице? С миру по нитке – голому рубашка.
Найдите чужого среди своих. конечно, нарочно, игрушечный теннис, тема, текст свитер, тенор, ателье
Какой частью речи являются выделенные слова? Снег сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей , потечет, качая стаю отраженных голубей ». Снежное покрывало все покрывало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....
Презентация к статье "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает публичному выступлению при освещении данной темы...
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...
Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....
Использование инновационных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования.
Инновационные технологии в обучении позволяют так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как гов...