Урок "Форменные элементы крови"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Иванова Ольга Валентиновна

Урок по теме «Форменные элементы крови» построен с применением методики проблемного и личностно-ориентированного обучения, предполагает активную групповую и индивидуальную деятельность учащихся при изучении материала. На уроке используются электронная презентация, видеофрагменты и анимация, позволяющие наглядно представить изучаемые структуры и процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 8 классе.

Тема урока: Форменные элементы крови, или почему мы сдаем кровь на анализ.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и  функциях ее форменных элементов.

Задачи  образовательные: выявить особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями.

развивающие:      развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, сравнивать клетки крови, делать выводы, применять знания о количестве клеток крови для определения состояния организма.

воспитательные: формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач, стимулировать развитие познавательного интереса.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

- Что такое внутренняя  среда организма?

- Из каких жидкостей она состоит? (слайд 2)

- Какая из них является основой внутренней среды?

- Что такое кровь? (слайд 3)

3. Как вы понимаете высказывание: «Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме» (Н. А. Кассирский)? (слайд 4)

Люди ежегодно проходят медицинский осмотр и обязательно сдают кровь на анализ.

Почему? Что мы сегодня будем изучать? (тема и задачи урока) (слайды 5, 6)

Постановка проблем урока: (слайд 7)

  1. В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода,  а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
  2. Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?
  3. Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови.

  1. Работа по группам.

 Задания для 1 группы:

  1. Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1 дм3 пластилина, если его разрубить на одинаковые куски по 1 мм3?
  2. Где содержится больше частиц: в стакане с пшеном или в стакане с фасолью? Почему? В каком случае суммарная площадь поверхности частиц будет больше? Сделайте вывод.
  1. Прочитайте текст «Эритроциты». Каково строение и функции эритроцитов?
  2. У взрослого человека около 5 л крови. В каждом 1 мм3 находится примерно 5 млн. эритроцитов, что составляет поверхность в 3500 м2. Дайте объяснение этому явлению.
  3. Сделайте вывод о том, как строение эритроцита связано с выполняемой функцией.

 Задания для 2 группы:

  1. В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода,  а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
  2. Прочитайте текст «Перенос эритроцитами кислорода».  Что такое гемоглобин? Какова его функция?
  3. Рассчитайте, какой объем кислорода получает организм человека в покое в течение часа, если известно, что гемоглобина в крови содержится 750 г, а 1 г гемоглобина может связать 1,34 см3 кислорода. Один полный оборот кровь совершает в среднем за 0,5 минуты.

Задания для 3 группы:

  1. Прочитайте текст «Эритроциты». Каково строение и функции эритроцитов?
  1. Выполните лабораторную работу.
  1. Подготовьте микроскоп к работе: поставьте его в 10-15 см от края стола, с помощью зеркала осветите поле зрения.
  2. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови лягушки. Найдите красные клетки – эритроциты. Обратите внимание на их форму, размеры, наличие ядра.
  3. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови человека, найдите на нем эритроциты. Обратите внимание на их форму и размеры.
  4. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите в таблицу:

Эритроцит и его характеристика

Кровь лягушки

Кровь человека

Форма

Размер

Наличие ядра

  1. Сделайте вывод: чья кровь – лягушки или человека переносит больше кислорода? Почему?

 Задания для 4 группы:

  1. Прочитайте текст «Лейкоциты».
  2. Каково строение и функции лейкоцитов? Как лейкоциты приспособлены к выполнению этой функции?
  3. При исследовании больного обнаружили, что лейкоцитов в 1 мм3 крови содержится 20 тыс., в то время как норма 6-8 тыс. Дайте объяснение этому явлению.

Задания для 5 группы:

  1. Прочитайте текст «Тромбоциты».
  2. Что такое свертывание крови?  Как оно осуществляется? Какую роль в свертывании крови играют тромбоциты?
  3. Выполните упражнение 64 на стр. 29 в рабочей тетради.
  4. Почему свертывание считают защитной реакцией организма?

5.  Отчет групп о работе.

  1. Отчет 1 группы (слайды  8, 9, 10).
  2. Отчет 2 группы (слайды  11, 12).
  3. Отчет 3 группы (слайды 13,14).
  4. Просмотр фильма «Эритроциты» (слайд 15)
  5. Заполнение таблицы упр.62 на стр. 28 об эритроцитах (слайд 15).
  6. Сообщение об анемии.
  7. Отчет 4 группы (слайды 16, 17).
  8. Просмотр фильма «Фагоцитоз» (слайд 18).
  9. Заполнение таблицы упр. 62 на стр. 28 о лейкоцитах (слайд 19).
  10. Отчет 5 группы (слайды 20,21).
  11. Выполнение упр.64 на стр. 29 (слайд 22).
  12. Просмотр фильма «Тромбоциты» (слайд 23).
  13. Заполнение таблицы упр. 62 на стр. 28 о тромбоцитах (слайд 23).
  14. Сообщение о гемофилии.

6. Обсуждение проблемных вопросов урока (слайды24, 25, 26)

7. Подведение итогов.

8.  Домашнее задание: § 17, упр. 63 (слайд 27).



Подписи к слайдам:

Урок биологии в 8 классе по теме «Кровь» Учитель: Иванова О. В. Внутренняя среда организма Состав крови «Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме». Н.А. Кассирский Форменные элементы крови,или почему мы сдаем кровь на анализ Задачи: Рассмотреть особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями.Установить, почему состав крови является важной характеристикой организма. Проблемы урока: В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма его нужно значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? Задания для 1 группы: Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1 дм3 пластилина, если его разрубить на одинаковые куски по 1 мм3? Сделайте вывод.Где содержится больше частиц: в стакане с пшеном или в стакане с фасолью? Почему? В каком случае суммарная площадь поверхности частиц будет больше? Сделайте вывод.Прочитайте текст «Эритроциты». Каково строение и функции эритроцитов?У взрослого человека около 5 л крови. В каждом 1 мм3 находится примерно 5 млн. эритроцитов, что составляет поверхность в 3500 м2. Дайте объяснение этому явлению.Сделайте вывод о том, как строение эритроцита связано с выполняемой функцией. Эритроциты Если все эритроциты человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору.
Если считать число эритроцитов со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, потребуется почти 450 тысяч лет!
Задания для 2 группы: В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?Прочитайте текст «Перенос эритроцитами кислорода». Что такое гемоглобин? Какова его функция?Рассчитайте, какой объем кислорода получает организм человека в покое в течение часа, если известно, что гемоглобина в крови содержится 750 г, а 1 г гемоглобина может связать 1,34 см3 кислорода. Один полный оборот кровь совершает в среднем за 0,5 минуты. Гемоглобин Наличие ядра
Размер
Форма
Кровь человека
Кровь лягушки
Эритроцит и его хар-ка
Сделайте вывод: Чья кровь – лягушки или человека переносит больше кислорода? Почему?
Задания для 3 группы: Прочитайте текст «Эритроциты». Каково строение и функции эритроцитов?Выполните лабораторную работу. Кровь лягушки под микроскопом
Кровь человека под микроскопом
Эритроциты Строение: красные безъядерные клетки в форме двояковогнутого диска.Функция: транспорт кислорода и углекислого газа.Количество в 1 мм2: 4-5 млн. Задания для 4 группы: Прочитайте текст «Лейкоциты». Каково строение и функции лейкоцитов? Как лейкоциты приспособлены к выполнению этой функции?При исследовании больного обнаружили, что лейкоцитов в 1 мм3 крови содержится 20 тыс., в то время как норма 6-8 тыс. Дайте объяснение этому явлению. Лейкоциты Фагоцитоз – процесс захвата, поглощения и уничтожения чужеродных частиц. Лейкоциты Строение: бесцветные клетки с хорошо развитыми ядрами.Функция: распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма.Количество в 1 мм2: 4-8 тысяч. Задания для 5 группы: Прочитайте текст «Тромбоциты».Что такое свертывание крови? Как оно осуществляется? Какую роль в свертывании крови играют тромбоциты?Выполните упражнение 64 на стр. 29 в рабочей тетради. Почему свертывание считают защитной реакцией организма? Травма сосуда
Тромбоциты выделяютферменты
Растворимый белокплазмы кровифибриноген
Условия:1) Соли кальция2) Витамин К3) ферменты
Нерастворимый белок плазмы кровифибрин
тромб
Тромбоциты Строение: безъядерные кровяные пластинки неправильной формы.Функция: участвуют в свертывании крови.Количество в 1 мм2: 300-400 тысяч. Проблемы урока: В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма его нужно значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода? Проблемы урока: Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? Почему мы сдаем кровь на анализ? Домашнее задание: Учить § 17 до конца.Выполнить упр. 63 в рабочей тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плазма крови. Её состав. Форменные элементы крови» . урок биологии

Урок позволит изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями....

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....

Урок биологии в 8 классе по теме "Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов"

Конспект  открытого урока  по биологии в 8 Г классе.Учитель Пушина Анна Владимировна Тема урока: Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов.Цель урока: создать условия для...

Урок "Форменные элементы крови. Их строение и функции"

Урок для 8 класса. Использованы элементы технологии развития критического мышления....

Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты , лейкоциты , тромбоциты , их строение и функции .

Урок биологии 8 класс.Тема :   Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы  крови : эритроциты ,...

Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".

Цели урока:  познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях;  особ...

Обобщающая таблица "Форменные элементы крови"

Таблица содержит обобщающий материал по форменным элементам крови...