Урок "Форменные элементы крови"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Урок по теме «Форменные элементы крови» построен с применением методики проблемного и личностно-ориентированного обучения, предполагает активную групповую и индивидуальную деятельность учащихся при изучении материала. На уроке используются электронная презентация, видеофрагменты и анимация, позволяющие наглядно представить изучаемые структуры и процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 51 КБ |
презентация к уроку "Форменные элементы крови" | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 8 классе.
Тема урока: Форменные элементы крови, или почему мы сдаем кровь на анализ.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и функциях ее форменных элементов.
Задачи образовательные: выявить особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями.
развивающие: развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, сравнивать клетки крови, делать выводы, применять знания о количестве клеток крови для определения состояния организма.
воспитательные: формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач, стимулировать развитие познавательного интереса.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Что такое внутренняя среда организма?
- Из каких жидкостей она состоит? (слайд 2)
- Какая из них является основой внутренней среды?
- Что такое кровь? (слайд 3)
3. Как вы понимаете высказывание: «Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме» (Н. А. Кассирский)? (слайд 4)
Люди ежегодно проходят медицинский осмотр и обязательно сдают кровь на анализ.
Почему? Что мы сегодня будем изучать? (тема и задачи урока) (слайды 5, 6)
Постановка проблем урока: (слайд 7)
- В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
- Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?
- Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови.
- Работа по группам.
Задания для 1 группы:
- Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1 дм3 пластилина, если его разрубить на одинаковые куски по 1 мм3?
- Где содержится больше частиц: в стакане с пшеном или в стакане с фасолью? Почему? В каком случае суммарная площадь поверхности частиц будет больше? Сделайте вывод.
- Прочитайте текст «Эритроциты». Каково строение и функции эритроцитов?
- У взрослого человека около 5 л крови. В каждом 1 мм3 находится примерно 5 млн. эритроцитов, что составляет поверхность в 3500 м2. Дайте объяснение этому явлению.
- Сделайте вывод о том, как строение эритроцита связано с выполняемой функцией.
Задания для 2 группы:
- В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
- Прочитайте текст «Перенос эритроцитами кислорода». Что такое гемоглобин? Какова его функция?
- Рассчитайте, какой объем кислорода получает организм человека в покое в течение часа, если известно, что гемоглобина в крови содержится 750 г, а 1 г гемоглобина может связать 1,34 см3 кислорода. Один полный оборот кровь совершает в среднем за 0,5 минуты.
Задания для 3 группы:
- Прочитайте текст «Эритроциты». Каково строение и функции эритроцитов?
- Выполните лабораторную работу.
- Подготовьте микроскоп к работе: поставьте его в 10-15 см от края стола, с помощью зеркала осветите поле зрения.
- Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови лягушки. Найдите красные клетки – эритроциты. Обратите внимание на их форму, размеры, наличие ядра.
- Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови человека, найдите на нем эритроциты. Обратите внимание на их форму и размеры.
- Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите в таблицу:
Эритроцит и его характеристика | Кровь лягушки | Кровь человека |
Форма | ||
Размер | ||
Наличие ядра |
- Сделайте вывод: чья кровь – лягушки или человека переносит больше кислорода? Почему?
Задания для 4 группы:
- Прочитайте текст «Лейкоциты».
- Каково строение и функции лейкоцитов? Как лейкоциты приспособлены к выполнению этой функции?
- При исследовании больного обнаружили, что лейкоцитов в 1 мм3 крови содержится 20 тыс., в то время как норма 6-8 тыс. Дайте объяснение этому явлению.
Задания для 5 группы:
- Прочитайте текст «Тромбоциты».
- Что такое свертывание крови? Как оно осуществляется? Какую роль в свертывании крови играют тромбоциты?
- Выполните упражнение 64 на стр. 29 в рабочей тетради.
- Почему свертывание считают защитной реакцией организма?
5. Отчет групп о работе.
- Отчет 1 группы (слайды 8, 9, 10).
- Отчет 2 группы (слайды 11, 12).
- Отчет 3 группы (слайды 13,14).
- Просмотр фильма «Эритроциты» (слайд 15)
- Заполнение таблицы упр.62 на стр. 28 об эритроцитах (слайд 15).
- Сообщение об анемии.
- Отчет 4 группы (слайды 16, 17).
- Просмотр фильма «Фагоцитоз» (слайд 18).
- Заполнение таблицы упр. 62 на стр. 28 о лейкоцитах (слайд 19).
- Отчет 5 группы (слайды 20,21).
- Выполнение упр.64 на стр. 29 (слайд 22).
- Просмотр фильма «Тромбоциты» (слайд 23).
- Заполнение таблицы упр. 62 на стр. 28 о тромбоцитах (слайд 23).
- Сообщение о гемофилии.
6. Обсуждение проблемных вопросов урока (слайды24, 25, 26)
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание: § 17, упр. 63 (слайд 27).
Подписи к слайдам:
Если считать число эритроцитов со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, потребуется почти 450 тысяч лет!
Задания для 2 группы: В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?Прочитайте текст «Перенос эритроцитами кислорода». Что такое гемоглобин? Какова его функция?Рассчитайте, какой объем кислорода получает организм человека в покое в течение часа, если известно, что гемоглобина в крови содержится 750 г, а 1 г гемоглобина может связать 1,34 см3 кислорода. Один полный оборот кровь совершает в среднем за 0,5 минуты. Гемоглобин Наличие ядра
Размер
Форма
Кровь человека
Кровь лягушки
Эритроцит и его хар-ка
Сделайте вывод: Чья кровь – лягушки или человека переносит больше кислорода? Почему?
Задания для 3 группы: Прочитайте текст «Эритроциты». Каково строение и функции эритроцитов?Выполните лабораторную работу. Кровь лягушки под микроскопом
Кровь человека под микроскопом
Эритроциты Строение: красные безъядерные клетки в форме двояковогнутого диска.Функция: транспорт кислорода и углекислого газа.Количество в 1 мм2: 4-5 млн. Задания для 4 группы: Прочитайте текст «Лейкоциты». Каково строение и функции лейкоцитов? Как лейкоциты приспособлены к выполнению этой функции?При исследовании больного обнаружили, что лейкоцитов в 1 мм3 крови содержится 20 тыс., в то время как норма 6-8 тыс. Дайте объяснение этому явлению. Лейкоциты Фагоцитоз – процесс захвата, поглощения и уничтожения чужеродных частиц. Лейкоциты Строение: бесцветные клетки с хорошо развитыми ядрами.Функция: распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма.Количество в 1 мм2: 4-8 тысяч. Задания для 5 группы: Прочитайте текст «Тромбоциты».Что такое свертывание крови? Как оно осуществляется? Какую роль в свертывании крови играют тромбоциты?Выполните упражнение 64 на стр. 29 в рабочей тетради. Почему свертывание считают защитной реакцией организма? Травма сосуда
Тромбоциты выделяютферменты
Растворимый белокплазмы кровифибриноген
Условия:1) Соли кальция2) Витамин К3) ферменты
Нерастворимый белок плазмы кровифибрин
тромб
Тромбоциты Строение: безъядерные кровяные пластинки неправильной формы.Функция: участвуют в свертывании крови.Количество в 1 мм2: 300-400 тысяч. Проблемы урока: В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма его нужно значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода? Проблемы урока: Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? Почему мы сдаем кровь на анализ? Домашнее задание: Учить § 17 до конца.Выполнить упр. 63 в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плазма крови. Её состав. Форменные элементы крови» . урок биологии
Урок позволит изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями....
Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"
Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....
Урок биологии в 8 классе по теме "Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов"
Конспект открытого урока по биологии в 8 Г классе.Учитель Пушина Анна Владимировна Тема урока: Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов.Цель урока: создать условия для...
Урок "Форменные элементы крови. Их строение и функции"
Урок для 8 класса. Использованы элементы технологии развития критического мышления....
Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты , лейкоциты , тромбоциты , их строение и функции .
Урок биологии 8 класс.Тема : Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты ,...
Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".
Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особ...
Обобщающая таблица "Форменные элементы крови"
Таблица содержит обобщающий материал по форменным элементам крови...