Современные вопросы генетики
элективный курс по биологии (11 класс) на тему
Элективный курс для учащихся 10-11 классов для расширения знаний по генетике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursasovremennye_voprosy_genetiki.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Современные вопросы генетики»
С.Н.Киселева
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение. Программа курса охватывает основные разделы молекулярной генетики прокариот и эукариот, которые знакомят учащихся с современными представлениями об основных генетических и биохимических процессах, протекающих в клетках, с главными механизмами функционирования генов у микроорганизмов, растений и животных, с принципами организации их генов и геномов. Особое внимание уделено развитию у учащихся понимания того, каким образом функционируют белки и гены; как различные генетические и метаболические процессы взаимосвязаны друг с другом и как они координировано регулируются факторами окружающей среды; каким образом знания молекулярно-генетических процессов применяются в генной инженерии для конструирования трансгенных организмов. Полученные знания могут стать основой, на которой в дальнейшем должно формироваться освоение основных биологических дисциплин, понимание механизмов эволюции и принципов, на которых основывается современная трансгенная биотехнология.
Международный проект «Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетики, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики — вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому, на наш взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах средней школы химико-биологического профиля. Это актуально и с позиций концепции профильного обучения, и с позиций формирования естественнонаучного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого, и была разработана данная программа элективного курса «Современные вопросы генетики».
Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучения генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.
Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам. Программой предусмотрено также выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.
Наибольшее внимание в курсе уделено:
- принципам строения генов у прокариот и эукариот и механизмам их функционирования;
- принципам и правилам конструирования трансгенных (или рекомбинантных, генетически модифицированных) организмов, имеющих заданные свойства;
- основным методам и приемам генной инженерии;
- проблемам, связанным с возможной экологической опасностью трансгенных организмов
- геному человека;
■ генетическим основам антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики.
Приобрести и отработать умения:
- применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;
- давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
- изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
- осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;
- работать над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.
Особое внимание уделяется проблемам, возникающим при генно-инженерном конструировании прокариотных и эукариотных трансгенных организмов, содержащих чужеродные гены, соответственно из эукариот и прокариот, и методам решения этих проблем.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции. Следует отметить, что ряд вопросов, изучаемых в данном курсе, носят интегративный характер. Большую роль в его усвоении играют знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла (химии, физики, математики) и общественных дисциплин (географии, обществознания и права).
Курс базируется на обязательных учебных предметах, прежде всего на биологических дисциплинах и химии.
Таким образом, изучение элективного курса «Современные вопросы генетики» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Элективный курс «Современные вопросы генетики» рассчитан на 34 часа в 10 или 11 классе средней школы.
Цель курса
Формирование знания основных молекулярно-генетических процессов и представлений, как на их основе проводится генно-инженерное конструирование трансгенных организмов с заданными свойствами, целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Задачи курса
Расширить и углубить знания учащихся о строении и функционировании генов прокариот и эукариот.
Дать представление о современном понимании молекулярных механизмов эволюции.
Обосновать основные принципы и методы генной инженерии как необходимое условие применения на практике знаний молекулярно-генетических процессов и принципов строения различных генов.
Расширить знания о молекулярных механизмах регуляции генов и о генно-инженерных методах, направленных на создание трансгенных организмов с заданными полезными свойствами.
Познакомить учащихся с основными принципами и проблемами современной трансгенной биотехнологии, основанной на применении организмов, полученных с помощью генной инженерии.
Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:
- строение различных классов генов прокариот и эукариот;
- основные молекулярные механизмы репликации, рекомбинации и репарации генов;
- основные механизмы регуляции транскрипции генов и процессинга (сплайсинга) информационных РНК;
- основные механизмы, обеспечивающие биосинтез белков (трансляцию);
- важнейшие методы генной инженерии (выделение генов, модификацию генов, сшивание генов, внесение чужеродных генов в реципиентные организмы);
- принципы техники безопасности работ с трансгенными организмами;
- принципы оценки токсикологического и экологического риска при интродукции трансгенных организмов в окружающую среду (в особенности принципы оценки экологического риска трансгенных растений);
- важнейшие принципы биоэтики, связанные с генной терапией, с клонированием эмбриональных стволовых клеток человека, с репродуктивным клонированием человека.
- особенности человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
- особенности организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
- различные механизмы наследования признаков у человека;
- генетические основы онтогенеза человека;
- мутагены, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;
- основные виды наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
- особенности генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;
- особенности модификационной изменчивости в популяциях человека;
Учащиеся должны уметь:
- охарактеризовать основные принципы строения структурных и регуляторных генов и регуляторных белков прокариот и эукариот;
- объяснить молекулярные механизмы репликации, репарации и рекомбинации генов и принципы применения знания этих механизмов в генной инженерии;
- охарактеризовать основные механизмы экспрессии генов и применение этих механизмов в генно-инженерном конструировании;
- составлять принципиальные схемы конструирования рекомбинантных ДНК, экспрессирующих чужеродные гены, и обосновать принципы такого конструирования;
- охарактеризовать основные области практического применения трансгенных организмов
- применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;
- давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
• составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
- изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
- осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;
- работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.
Содержание курса
Общее количество часов — 34
Введение {1 ч)
Молекулярная генетика как наука. Связь молекулярной генетики с биохимией нуклеиновых кислот и биохимией белков, с генетикой микроорганизмов, молекулярной биологией и биоинформатикой. Генная инженерия как технология конструирования трансгенных организмов. Значение молекулярной генетики для развития генной инженерии. Роль генной инженерии в биотехнологии, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, медицине, охране окружающей среды.
Объекты и методы молекулярной генетики и генной инженерии. История развития молекулярной генетики и генной инженерии.
Демонстрация схемы, иллюстрирующей взаимосвязь молекулярной генетики и генной инженерии между собой и с другими науками.
Прокариотные и эукариотные организмы. Клетки микроорганизмов, клетки животных, клетки растений: разница и сходство. Нуклеоид микроорганизмов и ядро эукариотных клеток. Строение бактериальной и эукари-отной хромосомы. Уровни организации эукариотной хромосомы. Эухроматин и гетерохроматин — активные и инертные области эукариотной хромосомы.
Демонстрация схем:
- основные открытия в области молекулярной генетики;
- этапы развития генной инженерии;
- строение прокариотной и эукариотной клеток;
- организация прокариотных и эукариотных хромосом.
Раздел 1. Строение структурных генов (2 ч)
Что такое ген: от морфологического признака к молекулярному механизму его формирования. Строение ДНК, РНК и белков. Центральный постулат молекулярной биологии: ДНК— РНК— белок и его развитие. «Простое» строение генов прокариот и сложное «мозаичное» строение генов эукариот. Экзоны и интроны. Сплайсинг. Альтернативный сплайсинг — механизм, с помощью которого один эукариотный ген может кодировать множество разных белков. Расположение генов в прокариотной хромосоме — опероны. Расположение генов в эукариотной хромосоме — мультигенные семейства. Повторяющиеся последовательности (сателлитная ДНК), их роль в организации хроматина. Пути генно-инженерного преодоления несовместимости механизмов экспрессии генов у прокариот и эукариот. Методы разрезания ДНК — эндонуклеазы рестрикции. Методы выделения генов: химический синтез, комплементация, обратная транскрипция, полимеразная цепная реакция и др.
Демонстрация схем:
- строение типичного прокариотного гена;
- строение типичного эукариотного гена (экзоны и интроны);
- конститутивный и альтернативный сплайсинг;
- строение оперона;
- строение мультигенного семейства;
- механизм действия эндонуклеаз рестрикции;
- методы выделения генов.
Раздел 2. Механизмы экспрессии генов (4 ч)
Молекулярные механизмы транскрипции. ДНК-зависимые РНК-полимеразы прокариот и эукариот, их функции. Активация генов как инициация транскрипции ДНК. Гены, регулирующие инициацию транскрипции: промотор, оператор, энхансер, сайленсер, инсулятор и др. Белки — регуляторы транскрипции: репрессоры и активаторы. Модификация нуклеосом как фактор регуляции транскрипции генов у эукариот. Элонгация и терми-нация транскрипции — терминаторы. Типичные механизмы регуляции транскрипции у прокариот: лактозный оперон. Типичные механизмы регуляции инициации транскрипции у эукариот — регуляция активности ДНК-зависимой РНК-полимеразы II — сборка транскриптосо-мы. Генно-инженерные методы обеспечения экспрессии чужеродных генов, векторы для экспрессии.
Демонстрация схем:
- ДНК-зависимые РНК-полимеразы прокариот и эукариот, их функции;
- строение регуляторных областей транскрипции у прокариот и эукариот;
- основные типы белков, регуляторов транскрипции у прокариот и эукариот;
- механизм регуляции транскрипции эукариотных генов за счет ковалентной модификации нуклеосом;
- строение и функционирование лактозного оперона;
- сборка транскриптосомы и активация ДНК-зависимой РНК-полимеразы II;
- векторы для экспрессии клонированных генов.
Раздел 3. Механизмы репликации, репараций и рекомбинации ДНК (4 ч)
Полуконсервативный механизм репликации ДНК. ДНК-зависимые ДНК-полимеразы прокариот и эукариот, их функции, механизм их действия. Белки и ферменты репликации: ДНК-лигаза, топоизомераза, ДНК-гираза и др. Суперспирализация ДНК. Участок инициации репликации хромосомы — origin. Применение ферментов репликации в генной инженерии. Векторы для автономной репликации чужеродной ДНК.
Обеспечение точности репликации ДНК и спонтанный мутагенез. Механизмы репарации неправильно спаренных оснований и их роль в эволюции. Эксцизионная репарация ДНК. Индуцируемая репарация, SOS-ответ, индуцируемые стрессами мутагенные ДНК-зависимые ДНК-полимеразы, их роль в адаптивном мутагенезе и эволюции. Применение ферментов репарации в генной инженерии. Направленная модификация генов — сайт-направленный мутагенез. Основные принципы белковой инженерии.
Механизмы рекомбинации. Законная (гомологическая) рекомбинация и сайт-специфическая рекомбинация. Рекомбинационная репарация. Их генетическая роль. Эволюционная роль рекомбинации. Применение гомологической и сайт-специфической рекомбинации в генной инженерии для интеграции чужеродных генов в хромосому реципиентного организма и для инактивации хромосомных генов. Векторы для адресованной интеграции чужеродной ДНК в хромосому. Получение новых высокоактивных генов путем рекомбинационной «перетасовки» экзонов.
Незаконная рекомбинация и мобильные генетические элементы прокариот и эукариот. Механизм перемещения бактериальных мобильных генетических элементов. Роль транспозонов в эволюции микроорганизмов, в распространении лекарственной устойчивости среди микроорганизмов. Применение транспозонов в генной инженерии для конструирования векторных молекул и для проведения перестроек в геноме.
Мобильные генетические элементы эукариот. Транспозиция за счет обратной транскрипции — ретротранспо-зоны. Связь между ретротранспозонами и ретровируса-ми. Роль мобильных генетических элементов в эволюции эукариот. Применение обратной транскрипции в генной инженерии. Мобильные генетические элементы как векторы для эукариот. Плазмиды, бактериофаги и вирусы эукариот. Принципы их строения и методы их применения в генной инженерии в качестве векторов. Трансмис-сибельные и конъюгативные плазмиды, их роль в эволюции микроорганизмов и в генной инженерии. Умеренные бактериофаги как векторы. Эукариотные вирусы в генной инженерии эукариот. Проблемы структурной и реп-ликативной стабильности рекомбинантных ДНК.
Демонстрация схем:
- репликация ДНК;
- векторы для автономной репликации чужеродных генов;
- репарация неправильно спаренных оснований;
- эксцизионная репарация, применение репаративного синтеза ДНК в генной инженерии;
- методы направленного внесения мутаций в ген, сайт-направленный мутагенез, принципы белковой инженерии;
- гомологическая и сайт-специфическая рекомбинация;
- векторы для адресованной интеграции клонированных генов в хромосому;
- транспозоны и механизм их транспозиции;
- применение транспозонов в генной инженерии;
- классы мобильных генетических элементов эукариот, механизмы их транспозиции;
- применение ретротранспозонов и обратной транскрипции в генной инженерии;
- строение разных классов плазмид, бактериофагов и вирусов эукариот;
- методы конструирования и применения векторов на основе плазмид и вирусов.
Раздел 4. Механизмы трансляции {2 ч)
Основные свойства генетического кода: вырожденность (избыточность), систематичность, помехоустойчивость. Разные эффективности декодирования различных синонимичных кодонов при кодировании различных типов генов. Аппарат трансляции у прокариот и эукариот. Строение рибосомы, белковые факторы трансляции. Связь между транскрипцией и трансляцией у прокариот. Механизм регуляции экспрессии оперонов биосинтеза аминокислот — аттенюация транскрипции за счет трансляции лидерного пептида — триптофановый оперон. Просходит ли трансляция в ядрах эукариот? Строение лидерных зон у матричных РНК прокариот и эукариот. Методы генной инженерии, обеспечивающие высокоэффективную трансляцию чужеродных мРНК. Векторы для суперпродукции белков клонированных генов. Проблемы генной инженерии штаммов суперпродуцентов низкомолекулярных соединений (аминокислот) — принципы метаболической инженерии.
Демонстрация схем:
- строение рибосом прокариот и эукариот, рРНК, рибосомальных белков;
- стадии трансляции у прокариот и эукариот;
- строение лидерных зон прокариотных и эукариотных мРНК;
- механизм регуляции транскрипции триптофанового оперона;
- векторы для суперпродукции.
Практическое занятие
Разработка и защита проектов конструирования рекомбинантных ДНК, предназначенных для решения различных научных и практических задач.
Раздел 5. Методы получения трансгенных микроорганизмов, растений и животных (2ч)
Методы введения рекомбинантных ДНК в реципиент-ные организмы. Трансформация микроорганизмов и методы селекции трансформантов. Векторы для селекции рекомбинантных ДНК. Основные классы трансгенных микроорганизмов: суперпродуценты полезных соединений, штаммы биодеструкторы для очистки (биоремеди-ации) окружающей среды от загрязнителей, трансгенные микроорганизмы, повышающие эффективность сельского хозяйства.
Культуры клеток растений. Трансформация клеток растений, методы селекции трансформантов и регенерации из них трансгенных растений. Векторы для растений. Основные классы трансгенных растений: инсектицидные, устойчивые к гербицидам, устойчивые к стрессам, продуцирующие ценные соединения.
Культуры клеток животных. Трансформация клеток животных и методы селекции трансформантов. Получение трансгенных животных. Микроинъекция рекомбинантных ДНК в ядра яйцеклеток. Основные типы трансгенных животных: с повышенной продукцией биомассы, трансгенные животные как биореакторы для получения ценных белков.
Принципы и проблемы репродуктивного клонирования животных. Эпигенетические эффекты и жизнеспособность клонов.
Демонстрация схем:
- методы трансформации микроорганизмов, клеток растений и клеток животных;
- методы селекции трансформантов;
- получение трансгенных растений и животных;
- репродуктивное клонирование.
Раздел 6. Трансгенные организмы и проблемы обеспечения биобезопасности {1 ч)
Потенциальные опасности, связанные с применением трансгенных организмов. Токсикологический риск при применении трансгенных организмов для производства пищи и кормов. Типы экологических рисков при интродукции трансгенных организмов (в особенности, транс-генных растений) в окружающую среду и принципы их оценки. Государственное регулирование промышленного применения трансгенных организмов. Отношение общества к трансгенной биотехнологии. Принципы биоэтики при генной терапии.
Демонстрация схем:
- основные типы рисков, связанных с применением трансгенных организмов;
- принципы оценки рисков, связанные с интродукцией трансгенных организмов в окружающую среду.
Раздел 7. Методы изучения генетики человека (1 ч)
Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования.
Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков у человека.
Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.
Биохимические методы.
Метод моделирования.
Метод дерматографики.
Популяционно-генетический (статистический) метод. Генетика популяции человека. Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. Принципы равновесия мутационного процесса и естественного отбора в популяциях человека. Изоляты и инбридинг. Балансированный наследованный полиморфизм: геногео-графия групп крови, аномальных гемоглобинов.
Модификационная изменчивость в популяциях человека. Признаки с широтой нормы реакции. Признаки с однозначной нормой реакции. Практическое применение знаний о закономерностях модификационной изменчивости в популяции человека.
Практическая работа
Решение задач по темам: «Генеалогические древа», «Популяционная генетика и закон Харди—Вайнберга в применении к популяции человека».
Лабораторная работа
Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных количественных признаков человека).
Темы для рефератов: «Родословные древа известных людей»; «Близнецы как биологическое явление».
Раздел 8. Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека (2 ч)
Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин, половой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления.
Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.
Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека.
Лабораторная работа
Изготовление и изучение микропрепарата щечного эпителия.
Тема для реферата: «Международный проект «Геном человека».
Раздел 9. Механизмы наследования различных признаков у человека (3 ч)
Менделизм; закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.
Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные полом.
Сцепленное наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.
Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов.
Цитоплазматическое наследование у человека.
Практическая работа
Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».
Раздел 10. Генетические основы онтогенеза человека (3 ч)
Особенности гаметогенеза человека. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека, их генетический аппарат. Генетический смысл процесса оплодотворения.
Генетические аспекты эмбриогенеза человека. Регуляция активности генов в ходе онтогенеза (ядерно-цито-плазматическое взаимодействие, межклеточное влияние, действие гормонов, контроль транскрипции и т. д.). Генетический контроль клеточной пролиферации. Гены и дифференцировка клеток. Гипотеза морфогенетических полей. Детерминация, индукция, компетенция. Клональная гипотеза цитодифференцировки. Роль генов в морфогенезе. Депрессия генов в ходе органогенеза.
Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвестизм).
Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта. Общая и специальная одаренность.
Тема для реферата: «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта».
Раздел 11. Основы медицинской генетики (4 ч)
Мутации, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов: физические, химические и биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнеспособность организма и т.д.). Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.
Наследственные заболевания.
Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муко-висцидоз и т.д.), аутосомно-доминантные (ахондро-плазия, полидактилия, анемия Минковского—Шоффара и т. д.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин D-резистентный рахит и т. д.), сцепленные с Y-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.).
Хромосомные и геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа целых аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа половых хромосом (синдромы Шерешевского—Тернера, Кляйнфельтера, трисомии Хит. д.).
Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а также продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Биологические терратогены.
Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные): ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т. д.), особенности их проявления и профилактика.
Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.
Практическая работа
Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».
Темы для рефератов'. «Мутагены антропогенного происхождения»; «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; «Генная терапия».
Раздел 12. Эволюционная генетика человека (2 ч)
Генетические основы антропогенеза. Биомолекулярные доказательства животного происхождения человека. Молекулярно-генетическое сходство человека и других приматов. Происхождение рас и расогенез. Генетическое родство и генетические различия представителей разных рас. Роль географической и социальной изоляции в формировании генофонда человечества. Homo sapiens как единый полиморфический вид. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника. Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы.
Темы для рефератов: «Происхождение рас и расогенез с точки зрения генетики»; «Евгеника»; «Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы».
Заключение (3 ч)
Итоговая конференция
Рекомендуемая литература
- Антропология: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. М.: ВЛАДОС, 2003.
- Дубинин Л. Б. Горизонты генетики. М.: Просвещение, 1970.
- Константинов А. В. Биология индивидуального развития. Минск: Изд-во БГУ, 1978.
- Конюхов Б. В. Генетика развития позвоночных. М.: Наука, 1980.
- Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л.: Недра, 1991.
- Орехова В. А. и др. Медицинская генетика. Минск: Вы-шэйшая школа, 1997.
- Проблемы эволюции человека и его рас: Сборник. М.: Наука, 1968.
- Сингер М., Берг П. Гены и геномы. М.: Мир, 1998.
- Сойфер С. Г. Международный проект «геном человека» // Соросовский образовательный журнал. 1996. № 12. С. 4— 12.
- Фоули Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990.
- Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985.
- Шевченко В. А. Генетика человека: Учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002.
- ЭфроимсонВ. П. Введение в медицинскую генетику. М.: Гос. изд-во медицинской литературы, 1964.
14.ЯблоковА. В. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1998.
15. Д.Тейлор, Н.Грин, У.Стаут «Биология» 1-3 том, М.: Мир, 2004
Тематическое планирование элективного курса
«Современные вопросы генетики»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Введение | 1 | ||
Раздел 1. Строение структурных генов | 2 | |||
2 | Что такое ген: от морфологического признака к молекулярному механизму его формирования | 1 | ||
3 | Расположение генов. Пути преодоления несовместимости. | 1 | ||
Раздел 2. Механизмы экспрессии генов. | 4 | |||
4 | Молекулярные механизмы транскрипции. | 1 | ||
5 | Гены, регулирующие инициацию транскрипции | 1 | ||
6 | Белки – регуляторы транскрипции | 1 | ||
7 | Механизмы регуляции инициации транскрипции | 1 | ||
Раздел 3. Механизмы репликации, репараций и рекомбинации ДНК | 4 | |||
8 | Полуконсервативный механизм репликации ДНК | 1 | ||
9 | Обеспечение точности репликации ДНК и спонтанный мутагенез. | 1 | ||
10 | Механизмы рекомбинации. | 1 | ||
11 | Незаконная рекомбинация и мобильные генетические элементы прокариот и эукариот. | 1 | ||
Раздел 4. Механизмы трансляции | 2 | |||
12 | Основные свойства генетического кода. | 1 | ||
13 | Практическое занятие. Разработка и защита проектов конструирования рекомбинантных ДНК. | 1 | ||
Раздел 5. Методы получения трансгенных микроорганизмов, растений и животных | 2 | |||
14 | Трансформация микроорганизмов и методы селекции трансформатов. | 1 | ||
15 | Культура клеток растений и животных. | 1 | ||
Раздел 6. Трансгенные организмы и проблемы обеспечения биобезопасности | 1 | |||
16 | Потенциальные опасности, связанные с применением трансгенных организмов. | 1 | ||
Раздел 7. Методы изучения генетики человека. | 1 | |||
17 | Методы изучения генетики человека. | 1 | ||
Раздел 8. наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека. | 2 | |||
18 | Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. | 1 | ||
19 | Геном человека. | 1 | ||
Раздел 9. Механизмы наследования различных признаков у человека. | 3 | |||
20 | Менделизм, закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования. | 1 | ||
21 | Сцепленное наследование. | 1 | ||
22 | Практическая работа. Решение задач по теме «различные механизмы наследования признаков у человека» | 1 | ||
Раздел 10. Генетические основы онтогенеза человека | 3 | |||
23 | Особенности гаметогенеза человека. | 1 | ||
24 | Генетические аспекты эмбриогенеза человека. | 1 | ||
25 | Цитогенетические основы определения пола | 1 | ||
Раздел 11. Основы медицинской генетики | 4 | |||
26 | Мутации, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов. | 1 | ||
27 | Наследственные заболевания. | 1 | ||
28 | Болезни с наследственной предрасположенностью. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. | 1 | ||
29 | Практическая работа. Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями». | 1 | ||
Раздел 12. Эволюционная генетика человека | 2 | |||
30 | Генетические основы антропогенеза | 1 | ||
31 | Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы. | 1 | ||
32-34 | Заключение. Итоговая конференция | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах"
Программа элективного курса по биологии«Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс является предметным, направленны...
Презентация к уроку Проблемы современной генетики
Урок для 10 класса построен в режиме мастерская построения знаний. На уроке обсуждаются проблемы современной генетики - евгеника, клонирование......
Вопросы к итоговому уроку по теме "Генетика"
Возможные темы рефератов по теме "Генетика. Основные методы, задачи и перспективы развития"...
Методическое пособие (разработка) для проведения студенческой научно-практической конференции «Современные достижения генетики»
Данная методическая разработка поможет студентам правильнее и более эффективно усвоить дисциплину и раздел «Генетика». В работе представлены указания для выполнения докладов и различных самостоя...
Презентация "Клонирование. Нравственные проблемы современной генетики".
Презентация может быть использована на уроке биологии для 10 класса....
Генетика-современный подход
Модифицированная программа элективного курса по биологии...
Основные понятия и термины современной генетики. (Подготовка к ЕГЭ)
В работе собраны основные понятия и термины современной генетики, необходимые при подготовке к ЕГЭ по биологии....