Педагогический опыт Косенок О.Г.
статья по биологии по теме
В данной статье рассматривается один из вариантов систематизации приёмов и методов для осуществления концепции личностно-ориентированного подхода в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskya_koncepciya_kosenok_o.g.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Косенок О.Г. учитель МБОУ «СОШ №25» г.Брянска
Индивидуальная карта
«Педагогический опыт»
Автор ПО | ||
Фамилия, Имя, Отчество автора | Косенок Оксана Григорьевна | |
Номер и/или название ОУ | МБОУ СОШ №25 г. Брянска | |
Название ПО: Педагогическая идея: | ||
Личностно- ориентированный подход, проблемное обучение , игровые технологии и технологии уровневой дифференциации. Интерактивные методики обучения | Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современного образования. Объясняется это тем, что решение практических задач: повышение качества образования, формирование активной жизненной позиции выпускников – является велением времени. В современных условиях невозможно обучить человека на всю жизнь. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания. Необходимо вырабатывать у школьников самостоятельность мышления и понимание объективной необходимости учиться и всесторонне совершенствоваться на протяжении всей жизни. Активными формами и методами являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности каждого ученика. Повышение интереса учащихся к изучению биологии путём развития внутренней мотивации, снижение уровня тревожности, формирование положительного отношения к предмету и образованию в целом, навыки социальной адаптации школьников – всё это решается через использование активных форм и методов. | |
Предметные области (Отметьте предметы, на которые нацелен ПО) | ||
▢ Иностранный язык | ▢ Физика | |
▢ Литература | ▢ Основы правоведения | |
▢ Родной язык | 0математика | ▢ География |
▢ Музыка | ▢ Физкультура | ▢ Химия |
▢ Основы бизнеса | ▢ Биология | ▢ Астрономия |
▢ История и граждановедение ▢ ОБЖ | ▢ Другое | |
Категории (Выберите категорию, на которую нацелен ПО) | ||
▢ дошкольное образование | ▢ 10–11 класс | |
▢ начальная школа | ▢ элективные курсы | |
▢ 5–7 класс | ▢ дополнительное образование | |
▢ 8–9 класс | ▢ другое | |
Формулировка цели | ||
|
Описание педагогических условий осуществления опыта |
Концепция модернизации образования, принятая Правительством РФ, определяет три приоритетные задачи: качество образования, общедоступность образования, эффективность образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной, самоопределяющей личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Целью изучения биологии является формирование личностных качеств, развитие самостоятельности, логического мышления, творческой деятельности учащихся. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Качество образования как основной результат учебно-педагогической деятельности включает в себя четыре основных компонента:
Другими словами, главными результатами образовательного процесса являются положительные изменения в развитии личности. Социальная ситуация в школе сложилась характерной для окраины современного города. Уровень интеллекта, грамотности и воспитанности взрослого населения постоянно снижается, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Чтобы противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы, необходимо работать над формированием положительной мотивации к тому, что изучается на уроке, посредством использования активных форм и методов обучения. |
Выбор и обоснование технологии |
На каждом из уроков перед учителем стоит проблема: как вовлечь всех учащихся класса в активную мыслительную деятельность по изучению материала? Какие условия для этого необходимо соблюдать? Активность мыслительной деятельности возрастает, если соблюдаются следующие условия:
Активными формами и методами, по моему мнению, являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности каждого ученика. Активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. Активность в учении связана с целенаправленной умственной или физической работой по овладению знаниями и способами деятельности. Поэтому любая педагогическая технология, метод или приём могут помочь активизировать деятельность учащихся. Необходимо только грамотно отобрать те из них, которые именно в этом классе, в этот период обучения принесут наибольшую пользу, при этом нужно соблюдать аспекты включения активных форм и методов в процесс обучения. Аспекты включения активных форм и методов в процесс обучения: процессуальный (организация разноуровневой познавательной деятельности; организация диалоговых форм взаимодействия учитель-ученик); эмоциональный (обеспечение комфортности процесса обучения; обеспечение разноуровневой успешности; возможность достижения каждым положительных результатов); содержательный (формирование предметных знаний; формирование способов решения задач; формирование общеучебных умений и навыков). Наиболее часто использую в своей работе следующие приёмы активной мыслительной деятельности:
Методы: 1.Метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся – самый продуктивный в учении старшеклассника: работа по образцам, планам, памяткам; составление конспектов, планов, тезисов; работа с учебными тестами; написание рефератов, сообщений, и др. 2.Практические методы учения, формирующие и совершенствующие практические умения и навыки. Овладев учебными умениями и навыками, ученик использует их как инструмент познания и развития: работа со справочниками и учебной литературой, словарная работа; групповая и индивидуальная работа; уроки-практикумы, уроки решения одной задачи, уроки-тренажёры - все это формирует не только общеучебные умения и навыки, но и необходимые для существования в обществе коммуникативные свойства личности, так как ученику приходится работать в коллективе и в группах, защищать и анализировать свои и чужие творческие работы, использовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля. 3. Метод проектно-исследовательской деятельности. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления. Этот метод наиболее успешно и продуктивно используется в работе элективных курсов. 4. Использование ИКТ технологии. На первый план выходит не использование информационных технологий, а изменение содержания образования и организации учебного процесса. ЦОРы являются вспомогательным средством обучения. Как известно, любая исследовательская или проектная работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам, как учителем, так и учениками. Но использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер. Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Для дальнейшего хода исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты – это простейшие формы использования компьютерных возможностей. Для того, чтобы представить результат исследовательской деятельности, ребята, как правило, создают презентацию своей работы. Т.е. отражение темы, цели, задач и этапов всей работы, результатов и выводов, а также страничка, посвящённая автору и список литературы, Интернет-ресурсы в том числе. |
Самоанализ деятельности |
Направления деятельности : 1. Организация разноуровневой познавательной деятельности, которая реализуется через систему индивидуальных дифференцированных проверочных работ и домашних заданий, дополнительную работа с дидактической литературой ведет к снижению уровня тревожности. 2. Увеличение доли самостоятельности познавательной деятельности деятельность по образцу через развитие навыков самоконтроля, дифференцированные самостоятельные работы приводит к разрешению индивидуальных затруднений. 3. Обеспечение комфортности в учебно-познавательной деятельности путем создания ситуации успеха с использованием дидактических игр, предоставления возможности выбора задания, направленности на достижение запланированных результатов создаёт ситуацию успеха. А все это в совокупности ведет к наличию познавательного интереса, снижению уровня тревожности, формированию положительного отношения к предмету и образованию в целом. И в этом, несомненно, большая роль отводится учебному кабинету. Поскольку вся образовательная деятельность проводится в его стенах. На базе конкретного учебного кабинета, заведующей которого я являюсь, ведется работа по активизации процесса обучения, формированию положительной мотивации к учению. В работе над темой по направлению «Учебно-методическая работа» были проведены следующие мероприятия:
Реализуя раздел плана «Работа с библиотекой» была проведена большая работа по систематизации учебной литературы. Продолжена работа по составлению библиографического указателя литературы по темам программы. Оказывалась помощь ученикам в подборке литературы при работе над рефератами, проектами и исследовательскими работами. Ведётся активная работа по внедрению учебных проектов, Уже осуществились и продолжают работать проекты: «Покормите птиц зимой», «Моя малая Родина», «Моя биосфера». В ходе обновления и создания дидактических материалов были систематизированы карточки с разноуровневыми заданиями. Постоянно ведётся работа по созданию презентаций к урокам и мероприятиям. Ежегодно проводятся дни консультаций по подготовке к ЕГЭ, олимпиадам, созданы творческие проектные группы в каждом классе. В условиях модернизации российского образования те инновационные преобразования, что реализует образовательное учреждение, отражены и в работе конкретного учебного кабинета. А именно:
курсов.
Для создания комфортных условий участникам образовательного процесса было проведено озеленение кабинета. Силами ученического коллектива проводились генеральные уборки кабинета. Кабинет был пополнен необходимыми материалами для изготовления наглядных пособий. Сделан ремонт кабинета. |
Результат |
Результат работы очевиден. Это и активизация познавательной деятельности учащихся, создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Организация работы по формированию у учащихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования, формированию специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера, обеспечению углублённого изучения отдельных тем (элективные курсы), использованию уроков-практикумов, имеющих преимущество перед традиционным уроком, использованию проектной и исследовательской технологий. Именно они формируют как коммуникативные речевые навыки учащихся, так и навыки самообразования. К тому же новые технологии требуют овладения новыми формами общения между учителем и учеником: это уже партнеры, сотрудники, только один старший, опытный, а другой – начинающий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Передовой педагогический опыт"
В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: " Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"...