Урок биологии в 10 классе "биосинтез белка"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Урок биологии в 10 классе
Тема урока: Биосинтез белка
Цель урока: Создание условий для усвоения темы урока и формирования познавательного интереса к предмету через использование технологии развития интеллектуально-информационной компетентности ( ТРИИК) и информационно-коммуникационных технологий.
Задачи урока:
1.Образовательные:
· Расширить знания учащихся о специализации различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белка. Познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.
2. Воспитательные:
- Формировать познавательный интерес к предмету через использование технологии развития интеллектуально-информационной компетентности ( ТРИИК) и информационно-коммуникационных технологий.
- Воспитывать у учащихся корректного отношения к мнению окружающих.
3. Развивающие:
- Развивать поисково-информационные умения.
- Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
- Продолжить развитие учебно-познавательных умений: сравнивать процессы трансляции и транскрипции, высказывать свою точку, зрения решения биологических задач, имеющих математическую или логическую основу (перекодировка из одной знаковой системы в другую, расчётные задачи); высказывать тезисы, пользоваться предметным языком.
- Продолжить формирование умений по выполнению тестов заданий ЕГЭ.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний (лекционное занятие с элементами индивидуальной работы учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_10_klasse.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 10 классе
Тема урока: Биосинтез белка
Цель урока: Создание условий для усвоения темы урока и формирования познавательного интереса к предмету через использование технологии развития интеллектуально-информационной компетентности ( ТРИИК) и информационно-коммуникационных технологий.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Расширить знания учащихся о специализации различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белка. Познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.
2. Воспитательные:
- Формировать познавательный интерес к предмету через использование технологии развития интеллектуально-информационной компетентности ( ТРИИК) и информационно-коммуникационных технологий.
- Воспитывать у учащихся корректного отношения к мнению окружающих.
3. Развивающие:
- Развивать поисково-информационные умения.
- Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
- Продолжить развитие учебно-познавательных умений: сравнивать процессы трансляции и транскрипции, высказывать свою точку, зрения решения биологических задач, имеющих математическую или логическую основу (перекодировка из одной знаковой системы в другую, расчётные задачи); высказывать тезисы, пользоваться предметным языком.
- Продолжить формирование умений по выполнению тестов заданий ЕГЭ.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний (лекционное занятие с элементами индивидуальной работы учащихся).
Этапы урока:
- Этап самоопределения ( определение темы урока)
Учащиеся работают с текстом (приложение №1), в котором описывается биологический процесс. Их задача определить процесс, разделить текст на этапы назвать этапы процесса.
Используя глоссарий к уроку учащиеся дают определения терминам, названием веществ и органоидов клетки, проговариваемых в ходе работы над темой.
- Этап изложения нового материала
Учащиеся рисуют схемы процессов транскрипции и трансляции, опираясь на текст процесса.
- Этап рефлексии
Учащиеся выполняют задания технологий конструкт, реконструкт
( приложение№2)
Учащиеся решают задачу ( приложение№3)
Учащиеся решают задание С5 вариата ЕГЭ по биологии
- Этап самоанализа
Учащиеся заполняют лист самоанализа
- Этап заключение
- Подведение итогов урока, домашнее задание.
Приложение №1
Процесс осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза.
При участии ферментов РНК-полимеразы на соответствующих участках молекулы ДНК (генах) синтезируются все виды РНК (иРНК, тРНК, рРНК).
В цитоплазму через ядерную оболочку перемещаются иРНК и тРНК, в субъединицы рибосом встраиваются рРНК.
Рибосома вступает на один из концов иРНК (именно на тот, с которого начинается ее синтез в ядре) и начинает перемещаться прерывисто по иРНК, триплет за триплетом, соответственно наращивается полипептидная цепочка, одна за другой соединяются аминокислоты, поднесенные с соответствующим участкам иРНК транспортными РНК. Каждой аминокислоте соответствует свой фермент, присоединяющий ее к тРНК.
Приложение №2
Технология « Конструкт»
Г Т Г – Г Г А - Т Т Т – Ц Г Т
Технология « Реконструкт»
ВАЛ ГЛИ ФЕН АРГ
Приложение № 3
Решение задачи
Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с?
Решение задачи:
5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.).
(Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)
- Действительно, скорость передвижения рибосомы по u -РНК составляет 5–6 триплетов в секунду, а на синтез белковой молекулы, состоящей из сотен аминокислот, клетке требуется 1-2 минуты.
- Инсулин является первым белком, синтезированным искусственно. Но для этого потребовалось провести около 5000 операций, над которыми трудились 10 человек в течение 3 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 10 классе. Биосинтез белка.
Конспект урока биологии в 10 классе с применением инновационных ТРИИК - технологий...
Презентация к уроку биологии по теме:"Белки", 9, 10 класс
Презентацию «Белки» можно использовать на уроках биологии 9,10 классах, внеклассных мероприятиях, в кружковой работе....
Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»
Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля) посредством интегрированных технологий....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Цикл уроков по курсу "Общая биология" - 17 разработок уроков по генетике, Биосинтезу белка, экологии
разработка уроков для 9-11 классов по биологии с использованием элементов английского языка ( для некоторых тем)...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ
Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...