Урок 11 класс по теме "царство вирусы"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Общая биология
11 класс
Тема: Царство вирусы.
Цель: Организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний по вирусам, как особой, уникальной форме жизни
Задачи:
создать дляобучающихсяусловия по обобщению и систематизации знаний в рамках данной темы;
организовать деятельность обучающихся по самостоятельному поиску знаний с помощью словарей, дополнительной литературы, учебника, интернета (свободный Wi-fi);
создание условий для развития биологической речи, коммуникативных навыков
обеспечитьпроверку и первичную оценку знаний обучающихся по теме;
обеспечить информацию обучающимися для применения знаний об особенностях вирусов для профилактики вирусных заболеваний.
Место проведения занятия: кабинет
Продолжительность занятия: 45 минут
Материально-техническое обеспечение занятия:компьютер, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: словари, дополнительная литература, тексты учебника.
Технология: продуктивного чтения, исследовательская технология, прием составление «Фишбоуна»
Тип занятия: урок получение новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sarstvo_virusov_11_klass.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок учителя биологии Воробьёва Д.С.
Общая биология
11 класс
Тема: Царство вирусы.
Цель: Организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний по вирусам, как особой, уникальной форме жизни
Задачи:
создать дляобучающихсяусловия по обобщению и систематизации знаний в рамках данной темы;
организовать деятельность обучающихся по самостоятельному поиску знаний с помощью словарей, дополнительной литературы, учебника, интернета (свободный Wi-fi);
создание условий для развития биологической речи, коммуникативных навыков
обеспечитьпроверку и первичную оценку знаний обучающихся по теме;
обеспечить информацию обучающимися для применения знаний об особенностях вирусов для профилактики вирусных заболеваний.
Место проведения занятия: кабинет
Продолжительность занятия: 45 минут
Материально-техническое обеспечение занятия:компьютер, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: словари, дополнительная литература, тексты учебника.
Технология: продуктивного чтения, исследовательская технология, прием составление «Фишбоуна»
Тип занятия: урок получение новых знаний
1. Организационный момент | Основные элементы | |
Сообщается тема урока и проблемный вопрос, на который они должны дать полный ответ в конце урока Сообщаются: план работы, форма результата к концу урока Фронтальный опрос, словестный метод | • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); • организация планирования деятельности по достижению целей; • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог) | |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Обучающиеся предлагают свои варианты доказательств Предполагаемые ответы - он размножается - нет клеточного строения - способен изменяться - не растет и развивается и т.д. | В начале урока обучающимся сообщается общая тема урока и ставиться проблемный вопрос «Является ли вирус живым организмом» Учитель фиксирует информацию на доске и при необходимости предлагает противоположные доказательства | Главное при таком опросе выявить противоречие, как только оно появилось, сделать вывод |
Ученики после обсуждения формулируют вывод «Вирус живой или не живой объект» Предполагаемый вывод - вирус имеет признаки живого и неживого | Учитель акцентирует внимание на том, что вирус интересный объект для изучения и соответственно на уроке они это докажут. | Окончательный вывод не принимается, так как нет однозначного объяснения |
Учитель предлагает пройтись по доказательствам более подробно, используя дополнительную литературу и учебник | ||
2. Изучение нового учебного материала | Основные элементы | |
Обучающиеся должны в ходе проблемно-поисковой работы с дополнительной литературой и учебником составить «Фишбоун» доказательств Основные положения материала обучающиеся находят сами, учитель корректирует знания в конце данного блока Индивидуальная и парная (групповая работа), методы: самостоятельной работы, частично-поисковый, обсуждения, беседа. Поиск информации в Интернете Метод обсуждения, форма индивидуальная и парная Создание схемы «Рыбьего скелета», схемы проникновения вируса в клетку (полная ил неполная информация) Поиск информации в Интернете | • организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися ( на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов организации изучения нового учебного материала, используемых средств; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Обучающиеся находят ответ Происходит обмен информацией (индивидуальный поиск – кто быстрее) | Найдите в справочной литературе ответы на вопросы: - определение вируса - кто открыл вирусы | На слайде обобщенный материал - определение «Вирус» - история открытия вирусов |
Учащиеся разбиваются на пары или группы, получают дополнительную литературу для работы | Учитель предлагает заполнить таблицу Правая часть вирус живой, левая часть вирус не живой объект | Желательно текстучебника вынести на отдельные листочки, скомпоновав абзацы по плану урока, чтоб не было возможности сделать вывод заранее |
Обучающиеся зачитывают свою информацию, добавляют той, которой нет | После самостоятельной работы учитель предлагает обобщить сведения | К первоначальной информации на доске добавляется новая |
Ученики в ходе обсуждения делают вывод, что вирус особая уникальная форма жизни | Учитель просит сформулировать ответ на поставленный в начале урока вопрос | Для закрепления материала просматриваются слайды |
Обучающиеся делают записи в тетради | Учитель объясняет строение вируса, классификацию вирусов | Слады презентации |
Ученик предлагают свои варианты ответов | Учителем ставиться следующий проблемный вопрос «Почему нет действенных лекарств от вирусов?». После небольшого обсуждения ответ на вопрос или корректировка возможного варианта | Слад презентации |
У обучающихся чаще всего возникает однозначный ответ«Да» | Постановка следующего проблемного вопроса «Вирус убийца или нет» При ответе «Да» приводятся примеры опровержения и идет корректировка ответа на вопрос | Слайд презентации |
Три ученика представляют сообщения на тему «Происхождение вирусов» | Учитель предлагает прослушать информацию выступающих и сделать краткую запись в тетрадь | Слайд презентации |
3. Закрепление учебного материала | Основные элементы | |
Определить, полученный уровень знания по данной теме у обучающихся Определить на каком уровне усвоен материал Опрос (устный или письменный) Количество правильных ответов – 90-100% хорошее усвоение, менее 50% плохое усвоение материала. Акцентирование внимание на проблемных вопросах, изучение параграфа дома | • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока) • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Выполняют задание | Предлагается небольшой тест на понимание материала | Оценивается сразу- для определения проблемных зон (лучше список вопросов с ответами «Да» и «Нет») |
4. Подведение итогов занятия | Основные элементы | |
Результаты опроса (теста) показывают уровень усвоения материала Изучение параграфа, индивидуальные задания на поиск информации по вирусным заболеваниям Устный метод: опрос Количество поднятых рук при опросе; количество желающих выполнить дополнительное домашнее задание | • организацию определения продвижения к целям занятия; • определение целей, содержания и способов выполнения самостоятельной домашней работы обучающимися; • описание методов, позволяющих определить достижения обучающихся на уроке; • описание критериев, позволяющих определить степень удовлетворенности учащихся. | |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Ответы обучающихся | Проведение опроса: Что нового узнали на уроке? Насколько понят материал урока? Какие материалы урока вызывают затруднение? | |
Определение группы обучающихся для подготовки докладов на следующий урок | Комментирование домашнего задания. Предложение тем сообщений на следующий урок | Определить количество выступлений и основные заболевания, которые необходимо заслушать на следующем уроке |
«Фишбоун» Вирусы
Является ли вирус
живым организмом?
Есть ДНК, РНК | Нет клеточного строения |
Размножается | Не растет, не развивается |
Состоит из белка и нуклеиновых кислот (орг. Соединения) | Не синтезирует белки |
Способен мутировать | Не аккумулирует энергию |
Способен эволюционировать | Геометрическое пространственное строение |
Занимает разные экологические ниши |
Вирус особая
уникальная жизненная форма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Конспект урока по биологии в 9 классе по теме:"Вирусы".
Данный конспект можно использовать только с соответствующей презентацией, которую можно найти на этом же сайте....
Урок биологии для 9 класса по теме "Вирусы".
Урок биологии для9 класса по теме "Вирусы" к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. « Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.»...
Урок биологии в 9 классе по теме: "Вирусы"
Разработка урока биологии в 9 классе...
Урок биологии в 9 классе на тему: "Вирусы-неклеточные формы жизни".
Эпиграф: "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию" Я.А. КоменскийТип урока: изучение нового материала.Мет...
Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.
Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....
Урок "Неклеточные формы жизни. Вирусы" 10 класс.
конспект урока...