Урок 11 класс по теме "царство вирусы"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

 

Общая биология

11 класс

Тема: Царство вирусы.

Цель: Организовать деятельность обучающихся по изучению и первично­му закреплению знаний по вирусам, как особой, уникальной форме жизни

Задачи:

создать  дляобучающихсяусловия по обобщению и система­тизации  знаний в рамках данной темы;

организовать деятельность обучающихся по самостоятельному поиску знаний с помощью словарей, дополнительной литературы, учебника,  интернета (свободный Wi-fi);

создание условий для развития биологической речи, коммуникативных навыков

обеспечитьпроверку и первичную оценку  знаний обучающихся по теме;

обеспечить информацию обучающимися для применения знаний об особенностях вирусов для профилактики вирусных заболеваний.       

 

Место проведения занятия: кабинет

 

Продолжительность занятия: 45 минут

 

Материально-техническое обеспечение занятия:компьютер, проектор.

 

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: словари, дополнительная литература, тексты учебника.

 

Технология: продуктивного чтения, исследовательская технология, прием составление «Фишбоуна»

 

Тип занятия: урок получение новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sarstvo_virusov_11_klass.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок учителя биологии Воробьёва Д.С.

Общая биология

11 класс

Тема: Царство вирусы.

Цель: Организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний по вирусам, как особой, уникальной форме жизни

Задачи:

создать  дляобучающихсяусловия по обобщению и систематизации  знаний в рамках данной темы;

организовать деятельность обучающихся по самостоятельному поиску знаний с помощью словарей, дополнительной литературы, учебника,  интернета (свободный Wi-fi);

создание условий для развития биологической речи, коммуникативных навыков

обеспечитьпроверку и первичную оценку  знаний обучающихся по теме;

обеспечить информацию обучающимися для применения знаний об особенностях вирусов для профилактики вирусных заболеваний.        

Место проведения занятия: кабинет

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия:компьютер, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: словари, дополнительная литература, тексты учебника.

Технология: продуктивного чтения, исследовательская технология, прием составление «Фишбоуна»

Тип занятия: урок получение новых знаний

1. Организационный момент

Основные элементы

Сообщается тема урока и проблемный вопрос, на который они должны дать полный ответ в конце урока


Сообщаются: план работы, форма результата к концу урока


Фронтальный опрос, словестный метод

•        постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);



•        организация планирования деятельности по достижению целей;



•        описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание




Обучающиеся предлагают свои варианты доказательств

Предполагаемые ответы

- он размножается

- нет клеточного строения

- способен изменяться

- не растет и развивается и т.д.

В начале урока обучающимся сообщается общая тема урока и ставиться проблемный вопрос «Является ли вирус живым организмом»


Учитель фиксирует информацию на доске и при необходимости предлагает противоположные доказательства

Главное  при таком опросе выявить противоречие, как только оно появилось, сделать вывод

Ученики  после обсуждения формулируют вывод «Вирус живой или не живой объект»

Предполагаемый вывод

- вирус имеет признаки живого и неживого

Учитель акцентирует внимание на том, что вирус интересный объект для изучения и соответственно на уроке они это докажут.

Окончательный вывод не принимается, так как нет однозначного объяснения

Учитель предлагает пройтись по доказательствам более подробно, используя дополнительную  литературу и учебник

2. Изучение нового учебного материала

Основные элементы

Обучающиеся должны  в ходе  проблемно-поисковой работы с дополнительной литературой и учебником составить «Фишбоун» доказательств


Основные положения материала обучающиеся находят сами, учитель корректирует знания в конце данного блока


Индивидуальная и парная (групповая работа), методы: самостоятельной работы, частично-поисковый, обсуждения, беседа. Поиск информации в Интернете


Метод обсуждения, форма индивидуальная и парная



Создание схемы «Рыбьего скелета», схемы проникновения вируса в клетку (полная ил неполная информация)

Поиск информации в Интернете

•        организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);




•        изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися ( на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);


•        описание форм и методов организации изучения нового учебного материала, используемых средств;






•        описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;


•        описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;



•    описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Обучающиеся находят ответ

Происходит обмен информацией (индивидуальный поиск – кто быстрее)

Найдите в справочной литературе ответы на вопросы:

- определение вируса

- кто открыл вирусы

На слайде  обобщенный материал

- определение «Вирус»

- история открытия вирусов

Учащиеся разбиваются на пары или группы, получают дополнительную литературу для работы

Учитель предлагает заполнить таблицу

Правая часть вирус живой, левая часть вирус не живой объект

Желательно текстучебника  вынести на отдельные листочки, скомпоновав абзацы по плану урока, чтоб не было возможности сделать вывод заранее

Обучающиеся  зачитывают свою информацию, добавляют той, которой нет

После самостоятельной работы учитель предлагает  обобщить сведения

К первоначальной информации на доске добавляется новая

Ученики в ходе обсуждения делают вывод, что вирус особая уникальная форма жизни

Учитель просит сформулировать ответ на поставленный в начале урока вопрос

Для закрепления материала просматриваются слайды

Обучающиеся делают записи в тетради

Учитель объясняет строение вируса, классификацию вирусов

Слады презентации

Ученик предлагают свои варианты ответов

Учителем ставиться  следующий проблемный вопрос

«Почему нет  действенных лекарств от вирусов?».

После небольшого обсуждения ответ на вопрос или корректировка возможного варианта

Слад презентации

У обучающихся  чаще всего возникает однозначный ответ«Да»

Постановка следующего проблемного вопроса

«Вирус убийца или нет»

При ответе «Да» приводятся примеры опровержения  и идет корректировка ответа на вопрос

Слайд презентации

Три ученика представляют сообщения на тему «Происхождение вирусов»

Учитель предлагает прослушать информацию выступающих и сделать краткую запись в тетрадь

Слайд презентации

3. Закрепление учебного материала

Основные элементы

Определить, полученный уровень знания по данной теме у обучающихся


Определить на каком уровне усвоен материал


Опрос (устный или письменный)



Количество правильных ответов – 90-100% хорошее усвоение, менее 50% плохое усвоение материала.


Акцентирование внимание на проблемных вопросах, изучение параграфа дома

•        постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)



•        определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;


•        описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

•        описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;




•     описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Выполняют задание

Предлагается небольшой тест на понимание материала

Оценивается сразу-  для определения проблемных зон

(лучше список вопросов с ответами «Да» и «Нет»)

4. Подведение итогов занятия

Основные элементы

Результаты опроса (теста) показывают уровень усвоения материала

Изучение параграфа, индивидуальные задания на поиск информации по вирусным заболеваниям

Устный метод: опрос


Количество поднятых рук при опросе; количество желающих выполнить дополнительное домашнее задание

•        организацию определения продвижения к целям занятия;



•        определение целей, содержания и способов выполнения самостоятельной домашней работы обучающимися;



описание методов, позволяющих определить достижения обучающихся на уроке;

•  описание критериев, позволяющих определить степень удовлетворенности учащихся.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Ответы обучающихся

Проведение опроса:

Что нового узнали на уроке?

Насколько понят материал урока?

Какие материалы урока вызывают затруднение?

Определение группы обучающихся для подготовки докладов на следующий урок

Комментирование домашнего задания.

Предложение тем сообщений на следующий урок

Определить количество выступлений и основные заболевания, которые необходимо заслушать на следующем уроке

«Фишбоун» Вирусы

Является ли вирус

живым организмом?

Есть ДНК, РНК

Нет клеточного строения

Размножается

Не растет,

 не развивается

Состоит из белка и нуклеиновых кислот (орг. Соединения)

Не синтезирует белки

Способен мутировать

Не аккумулирует энергию

Способен эволюционировать

Геометрическое пространственное строение

Занимает разные экологические ниши

Вирус особая

уникальная жизненная форма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Конспект урока по биологии в 9 классе по теме:"Вирусы".

Данный конспект можно использовать только с соответствующей презентацией, которую можно найти на этом же сайте....

Урок биологии для 9 класса по теме "Вирусы".

Урок биологии для9 класса по теме "Вирусы" к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. « Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.»...

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вирусы"

Разработка урока биологии в 9 классе...

Урок биологии в 9 классе на тему: "Вирусы-неклеточные формы жизни".

Эпиграф: "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"      Я.А. КоменскийТип урока: изучение нового материала.Мет...

Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....