Статья: "Методика составления определителя древесных форм в безлиственном состоянии".
методическая разработка по биологии по теме

В статье описано как составить самостоятельно краткий определитель древесных форм в безлиственном состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_sostavleniya_opredelitelya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

   

   

Методика составления определителя древесных форм

в безлиственном состоянии.

Деревья и кустарники входят в число тех природных объектов, которые составляют ближайшее окружение человека. К сожалению, даже интересующиеся жизнью природы люди не всегда имеют возможность узнать, какие именно растения их окружают, чем они интересны, чем отличаются от других деревьев.

   Большинство учащихся затрудняются назвать древесные растения, когда они находятся в безлиственном состоянии. Определителей растений в Ленинградской области в зимнем состоянии очень мало. Пользоваться ими затруднительно из-за большого количества видов и недостатка знаний.  

           

Методика составления определителя (ключа).

   

   Для создания ключа необходимо собрать по 2-3 двухлетних побега каждого вида с каждых экземпляров с живыми почками и хорошим годичным приростом. Далее составить список собранных видов, присвоив каждому порядковый номер. Внимательно рассмотрев собранный материал, выявить самые яркие отличительные признаки (наличие хвои; колючек; почкорасположение; цвет побегов; осушение; форма, цвет и количество почечных чешуй; количество почек и другое). Для этого надо хорошо знать особенности строения побегов в зимнем состоянии. Затем, используя принцип дихотомии, по которому построены все определители и все поисковые системы, раскладывать побеги на 2 группы по выбранному признаку, записывая на большом листе бумаги порядок распределения побегов, каждый раз тщательно вписывая все собранные растения (можно под номерами) в каждую группу. При этом очень важно для каждой ступени брать сравниваемые признаки. Получается схема, которую легко превратить в таблицу, присваивая порядковый номер каждой ступени: тезе-положению и знак 0 - антитезе-                    противоположению. Каждая теза и антитеза заканчивается либо названием вида, который обладает набором вышеперечисленных признаков, либо следующим номером, к которому надо перейти. Иногда, у очень похожих побегов приходиться искать отличия не столь явно заметные. Например опушение, которое надо смотреть в лупу, или форма сердцевины побега, для этого надо делать поперечный разрез междоузлия и др.

   Работа по составлению ключа будет успешна в случае правильного сбора материала, хорошего знания морфологии побега и умения выявлять общие и отличительные признаки.

                   Например:

                   1. Собираем виды и произвольно присваиваем им номера:

 1.Сосна

2. Клен

    3. Сирень

          4.Боярышник

          5.Смородина

6.Липа

                       

                        2. Составляем дихотомическую схему.

1. Побеги с хвоей                                               0. Побеги с почками и опавшими листьями

      1. Сосна                                                            2, 3,4,5,6(номер присваивается произвольно )

                                               

                               

                       

                        2. Почкорасположение                                                           0.  Почкорасположение

                                       супротивное  3                                                                                очередное 4

4.5.6

3. Почки черешчатые         0. Почки сидячие                            4. Побеги                               0.       

                                                                                                       с колючками.                 Побеги

2. Клен                  3. Сирень                       4. Боярышник                                    без колючек                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                             5.6.

                         

             

           5. Побеги и почки                 0. Побеги

                 с янтарными                      и почки

              желёзками со                         без

              специфическим                   желёзок

                   запахом                             6.липа

             5. смородина

 

 3.Превращаем схему в таблицу , добавляя  к основным отличительным признакам  более  подробную характеристику побегов .

1.Растение  зимует  с зелёными листьями (хвоёй). Хвоинки  сидят по две на укороченных    побегах  …………………………………………………………...…  Сосна обыкновенная

0.Побеги с почками и опавшими листьями (листоядные растения)…………………….….2

2.Почкорасположение супротивное…. …………………………………………………...….3

0.Почкорасположение очередное…. …………………………………………………...…….4

3.Почки черешчатые, побеги заканчиваются 3-мя почками, листовые рубцы соединяются,          почки прижаты к побегу………………………………………………Клён остролистный

0.Почки сидячие, побеги заканчиваются 2-мя почками, листовые   рубцы не соединяются

…………………………………………………………………………Сирень  обыкновенная

4.Побеги с колючками побегового происхождения, крепкие, 3-5 см

   длиной …………………………………………… ……… Боярышник кроваво-красный

0.Побеги без колючек………………………………………………………………………..…5

5.Побеги и почки с янтарными  желёзками и  специфическим  запахом.   Почечных чешуй много…………………………………………………………………….. Смородина чёрная

0. Побеги и почки без желёзок. Почечных чешуй 2, из которых нижняя превышает

    верхнюю, из-за это почки неравнобокие…………………………….Липа мелколистная

   Определение древесных растений в зимнее время трудная, но очень интересная задача. В зимнее время жизнь продолжается, только надо быть более внимательным.

   Вы можете воспользоваться другим определителем (на 10 растений), который приведен в методической разработке урока «Определение деревьев и кустарников зимой», помещенном на сайте nsportal.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методика оптимизации действительности при обучении учащихся решению задач по математике"

  Текстовые алгебраические задачи представляют собой традиционный раздел элементарной математики. Решение задач подобного рода способствует развитию логического мышления, сообразител...

Статья "Методика использования возможностей мультимедийных презентаций, созданных в программе Power Point, на разных этапах урока"

Статья "Методика использования возможностей мультимедийных презентаций, созданных в программе Power Point, на разных этапах урока" включает в себя теоретическую часть и  Таблицу "Приемы организац...

Статья "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

В данной работе осуществлена попытка проанализировать и обобщить собстенные практические наработки по данной теме и попытаться привести их в соответстие с теоретическими выкладками по данному вопросу....

Статья "Методика решения задач части B ЕГЭ по информатике"

В статье проанализированы темы задач ЕГЭ по информатике, указаны знания и умения, необходимые для решения этих задач. Рассказано про изменения в ЕГЭ, которые произошли в последние годы. Дана методика ...

Статья. Составление кроссвордов как форма внеклассной работы по предмету.

Статья с описанием методики подготовки и проведения школьного конкурса кроссвордов по учебному предмету...

Конструирование таблиц для определения древесной флоры в зимнем состоянии

Методика составления кратких определителей древесной флоры в безлиственном состоянии....