Виртуальная экскурсия "Биоценоз смешанного леса".
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Виртуальная экскурсия "Биоценоз смешанного леса".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1perovae._t._konspekt_ve_biocenoz_smeshannogo_lesa_-_kopiya.docx | 70.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Перова Елена Тимофеевна
МОУ Больше-Ломовисская СОШ Пичаевского района Тамбовской области
Виртуальная экскурсия
Тема экскурсии: «Биоценоз смешанного леса»
Цель экскурсии: сформировать у учащихся представление о биоценозе смешанного леса как о совершенной и устойчивой экологической системе.
Задачи экскурсии:
- формировать представление учащихся о биоценотическом уровне жизни;
- организовать путешествие по компонентам биоценоза;
- изучить структуру биоценоза смешанного леса;
- обосновать механизмы устойчивости биоценоза смешанного леса;
- создать зрительный образ биоценоза смешанного леса;
- показать красоту русской природы.
Маршрут экскурсии:
- Понятие.
- Видовая структура биоценоза смешанного леса.
- Пространственная структура биоценоза смешанного леса.
- Отношения организмов.
- Механизмы устойчивости биоценоза.
Ход экскурсии:
Слайды 1-3. Пролог. Звучит музыка и идёт текст стихотворения и начало сказки о лесе, которые помогают подготовиться к восприятию материала.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах,
«КТО» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «ОТЧЕГО» на зелёном листке,
«КУДА» полетело верхом на жуке,
«ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Давайте отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за… чудесами! Протянул руку к цветку, а он… улетел. Оказывается – бабочка. А в траве маленький муравьишко – как он, такой маленький – дорогу домой находит?
Почему в природе такой строгий порядок? Всё в ней крепко связано и живёт по строгим законам: и растения, и насекомые, и птицы, и звери. А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц – ни за кем? Давайте совершим путешествие и ответим на все эти вопросы.
Слайд 4. Маршрутный слайд. С этого слайда осуществляется переход на любую станцию с помощью гиперссылок (картинок).
С помощью управляющей кнопки «Выход» завершение показа.
Слайд 5. Слайды 5-6-7-8 относятся к станции «Понятие». Слайд 5 имеет звуковое сопровождение «Что такое природный комплекс?» с картой природных зон России для формирования представления о местоположении зоны смешанных лесов. Сменяющиеся автоматически картинки с изображением пейзажей смешанных лесов помогают представить облик зоны и красоту русской природы.
Переход по управляющей кнопке на слайд 6.
Слайд 6. Справочный слайд, дополняющий информационно слайд 5. Что представляют собой смешанные леса, чем они отличаются в зависимости от географического положения.
Переход по управляющей кнопке на слайд 7.
Слайд 7. Что такое биоценоз? Совершенная и устойчивая экологическая система. Образована организмами, относящимися ко всем царствам живой природы – бактериями, животными, грибами и растениями. Единицей биоценоза является популяция. Биоценоз - совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания.
Переход по управляющей кнопке на слайд 8.
Слайд 8. Биоценоз как система имеет свойства:
- Естественная, исторически сложившаяся система.
- Система, способная к саморегуляции поддержанию своего состава на определенном постоянном уровне.
- Характерен круговорот веществ.
- Открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой — Солнце.
С этого слайда – возврат на маршрут и переход на следующую станцию.
маршрут
Слайды 9-10. К станции «Видовая структура». Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе. Устойчивость биоценоза обеспечивается биологическим разнообразием. Доминанты – виды, преобладающие по численности. Эдификаторы – виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза. Биоценоз смешанного леса составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных. Картинки с изображением различных видов дают представление о многообразии видов в смешанном лесе, о его богатстве.
Переход со слайда 8 на слайд 9 по управляющей кнопке.
Слайд 10. Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе. Слайд знакомит с характерными представителями биоценоза смешанного леса. Возврат на маршрут и переход на следующую станцию.
маршрут
Слайд 11. Пространственная структура биоценоза. Как растения располагаются в лесу? Какую пространственную структуру в биоценозе леса образуют растения? Это ярусность. В борьбе за свет у растений выработалось такое жизненно важное приспособление. Ярусы образуют как бы этажи, которые занимают все живые организмы леса.
Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярусы – результат конкуренции за основные жизненные условия.
- 1-й ярус - высокие деревья.
- 2-й ярус - низкие деревья.
- 3-й ярус - низкие и высокие кустарники.
- 4-й ярус - низкие и высокие травы.
- 5-й ярус - лесная подстилка.
- Существует и подземная ярусность.
Горизонтальная ярусность (мозаичность) – изменение животного и растительного мира по горизонтали.
Возврат на маршрут и переход на следующую станцию.
маршрут
Слайд 12. Положение, которое занимает вид в составе биоценоза, называется экологической нишей вида. Ее характеризует способ питания, образ жизни, характер связей с другими видами, приспособленность вида к комплексу внешних условий.
Какие связи (отношения) тесно связывают все виды в биоценозе?
Отношения организмов: трофические, фабрические, форические и топические. С помощью гиперссылок в схеме осуществляется переход на слайды, характеризующие эти типы отношений. С этого же слайда возврат на маршрут для перехода на следующую станцию.
маршрут
Слайды 13-14. Трофические отношения - возникают тогда, когда один вид в биоценозе питается другим (либо мертвыми остатками особей этого вида, либо продуктами их жизнедеятельности). Продуценты – производители органического вещества (автортофные растения и цианобактерии). Консументы первого порядка – потребители органического вещества
(травоядные животные). Консументы второго порядка – потребители органического вещества (хищные животные). Редуценты – разрушители органического вещества (бактерии и грибы). Пищевые цепи в смешанном лесу переплетены в сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему. Правило экологической пирамиды: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, в несколько раз больше, чем общая масса растительноядных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшается. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.
Слайд 15. Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Деревья первого яруса, затеняя почву, вытесняет светолюбивые виды из-под своей кроны, мхи и лишайники располагаются на коре деревьев. Все эти организмы связаны друг с другом топическими связями. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.
Слайд 16. Форические отношения — участие одного вида в распространении другого. Поползни, делая запасы семян, иногда забывают о
них, чем способствуют прорастанию семян и распространению сосны. Белка способствует распространению многих растений. Дрозд, поедая сочные плоды рябины, калины, боярышника, выделяет через некоторое время с помётом за пределами кормёжки непереваренные семена, способствуя расселению этих растений. Сойка, делая запасы желудей на зиму, прячет их в лесную подстилку, часто далеко от дерева, на котором они выросли. Часть плодов весной прорастает. Насекомые-опылители помогают растениям размножаться и расселяться. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.
Слайд 17. Фабрические отношения — тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида. Белка использует для устройства гнезда растительные остатки. Мышь-малютка, пауки и бумажная оса используют растительность для устройства жилищ и ловчих сетей. Птицы строят из растений гнёзда, а большой пёстрый дятел устраивает «кузницы», в которых извлекает из сосновых шишек семена. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.
Слайд 18. Механизмы устойчивости биогеоценоза – способность к саморегуляции, то есть к поддержанию своего состава на определенном стабильном уровне.
- достаточность жизненного пространства, то есть такой объем или площадь, которые обеспечивают один организм всеми необходимыми ему ресурсами;
- богатство видового состава - чем он богаче, тем устойчивее цепи питания и, следовательно, круговорот веществ;
- многообразие взаимодействия видов , которые также поддерживают прочность трофических отношений;
- средообразующие свойства видов, то есть участие видов в синтезе или окислении веществ;
- направление антропогенного воздействия.
С помощью управляющей кнопки переход на слайд 19.
Слайды 19-20. Наша экскурсия подходит к концу. И для того, чтобы полученная информация лучше запомнилась, предлагается пройти
небольшой тест для самопроверки. 12 вопросов, ответы на которые закрыты «шторками». Щелчок по вопросу позволяет открыть ответ для самопроверки.
- Пищевые связи в экосистеме называются (биотическими).
- Роль организмов-редуцентов в экосистеме состоит в (разрушении органических веществ до минеральных).
- В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся (растительноядные).
- Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к следующему происходит передача вещества, называют (экологической пирамидой массы).
- Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются (растения).
- Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем (её устойчивости).
- Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как (они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией).
- Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует (круговорот веществ).
- Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу (более длинные и разветвленные цепи питания).
- Тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида (фабрические отношения).
- Изменение животного и растительного мира по горизонтали (горизонтальная ярусность (мозаичность).
- Виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза (эдификаторы).
По завершении самопроверки переход на слайд 21 – завершение сказки (эпилог) по управляющей кнопке.
Слайд 21. Завершение сказки (эпилог).
…Надоело как-то зайцу волков бояться.
- Хватит, - стукнул он лапой по пеньку, - поразбойничали.
Пошёл он к кузнецу и говорит:
- Кузнец, кузнец, не скуёшь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие и такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись?
Выковал кузнец косому стальные клыкищи, когтищи и отправился тот на охоту. Идёт, стальными зубами лязгает, рычит: «Р-р-разорву!»
Волки как увидели это чудо-юдо кусачее – перепугались и наутёк. А за ними – лисы, а за лисами – филины… Совсем не осталось врагов у зайца. Раздолье косому.
Прошёл год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу – тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву – пропадать зайцам с голоду. Выходит, если у зайцев не останется врагов, косым будет не лучше, а хуже. Всем хуже будет.
И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда, если разобраться, нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы!
А каково тем, за кем они охотятся! Ведь эти бедняги совсем беззащитные.
И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда называют «разбойниками», «злодеями», а у природы, если разобраться, нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы! А каково тем, за кем они охотятся, ведь эти бедняги совсем беззащитные!
Нет, не такие они и беззащитные.
У каждого живого существа обязательно есть что-то, что помогает ему выжить. У оленя – рога и быстрые ноги; у кабана – длинные загнутые клыки; у зайца – и чуткие уши, и зоркие глаза, и быстрые ноги; птица от врага улетает, прячется в листве; пчела жалит; ёжик свернётся клубочком, иголки растопырит – попробуй, съешь его.
Но выживают только самые сильные, самые проворные, самые выносливые. Потому что есть в природе закон – выживает тот, кто лучше других приспособлен к трудной, полной опасностей жизни.
С этого слайда возврат на маршрут.
маршрут
Слайды 22-26. Используемые ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зона смешанных и широколиственных лесов
Презентация по географии о природной зоне России...
Презентация к уроку по географии: Зона смешанных и широколиственных лесов.
Презентация к уроку по географии в 8 классе: Зона смешанных и широколиственных лесов....
Окружающий мир.\Смешанные леса\
Презентация к уроку окружающий мир по теме "Смешаннынные леса"...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
Экскурсия (виртуальная) «Осень в лесу».
Цель: обобщить знания детей об осени, ее признаках и изменениях в природе Задачи: Ввести детей образно, эмоционально в мир осеннего леса,содействова...
Виртуальная экскурсия " Разнообразие лесов"
В Росии более 40 % территории занимают леса.В нашей стране существуют различные типы лесов......
Виртуальная экскурсия по лесу
- уточнить, обобщить знания и представления детей о признаках осени;- развивать познавательные интересы у детей, мышление, смекалку, речь;- воспитывать любовь и бережное отношение к природе....