Использование ИКТ в преподавании биологии
статья (биология) по теме
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в преподавании биологии.
«Мы должны получить новых
учителей и новых учеников
(в переносном смысле этого слова),
то есть подготовленных учителей ,
независимо от их возраста,
которые любят свое дело и хотят
работать в школе…»
«Наша новая школа»
Д.А. Медведев
Сейчас много говорят о важности мотивации в обучении. И если взрослых можно стимулировать материальными поощрениями, то с детьми все проще и одновременно сложнее: им или интересно, или нет. Если интересно – информация усваивается, если нет – сколько ни заставляй ребенка сидеть за книжками, сколько ни пугай контрольными, знания выветриваются из головы сразу же после получения оценки. И наоборот: если материал понятен и увлекателен, зубрежка не нужна. Наглядные и интерактивные уроки всегда эффективны.
В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ. Сформировался новый тип восприятия информации, то, что современные ученые – обществоведы называют «экранной культурой». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения.
При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. Происходит внедрение компьютерной техники в процесс обучения. Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность вырабатывается способность к самосовершенствованию, самостоятельному поиску, и творчеству, меняются отношения «учитель – ученик», возникает атмосфера сотрудничества, применение мультимедиа-технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением личностно-ориентированного обучения.
Развивающее обучение
Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий, совещаний, деловых презентаций и семинаров. Интерактивная доска позволяет преподавателю или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.
Интерактивная доска:
● повышает успеваемость
Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки динамичными.
●у ваших учеников все получается
Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе
● поддерживает различные стили обучения
Интерактивная доска SMART Board использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки
● привлекает внимание всего класса
Интерактивные доски SMART Board не только побуждают детей к активной работе, но и помогают вам донести материал до каждого ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает таких возможностей.
● экономит время
Подготовьтесь к уроку на своем компьютере. Программа SMART
позволяет открывать на интерактивной доске сразу несколько окон, а также предлагает обширную коллекцию рисунков
● мудрое вложение
Интерактивные доски SMART Board делают занятия увлекательными и помогают ученикам лучше усвоить материал.
Необходимо отдельно отметить целесообразность и эффективность использования документ камер совместно с интерактивными досками
Что такое документ-камера?
Это устройство, предназначенное для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже препаратов с микроскопа
Документ-камера – это многофункциональное устройство
Что же на практике дает учителю документ-камера?
Во-первых, позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более результативным.
Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя. И весь класс принимает участие в этом процессе.
В-третьих, у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию.
В-четвертых, упрощает процесс подготовки к уроку.
В-пятых, все это реально и существенно экономит время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала
Основной метод использования ДК – это воспроизведение наглядного материала:
- Разные коллекции
- Гербарии
- Материалы, которые приносят сами дети
- Демонстрация учебников и материалов, которые приносят сами дети
- Использование изображений с микроскопа
Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.
Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение:
- обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- работать в группе;
- находить информацию в различных источниках;
- формирует коммуникативную компетентность;
- позволяет осознать полезность получаемых знаний и умений.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала; (иллюстративная презентация, моделирование биологических процессов, использование обучающих программ)
- как форма закрепления изученного;
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ проверки знаний в процессе урока. для закрепления материала и проверки знаний учащихся, на обобщающих уроках по определенным темам (тренажеры, тесты, мультимедийные диски);
- для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся (использование учебных программ, работа с Интернет-ресурсами);
- для проведения внеклассной работы по предмету (использование ресурсовов Интернета.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Мною использовались следующие ИКТ: компьютерное тестирование, метод проектов Intel “Обучение для будущего”, уроки и игры с использованием интерактивной доски, Интернет-уроки, разработаны серии уроков или фрагменты к ним по биологии в программе Power Point, используются электронные учебники, энциклопедии и практикумы, создаются презентации и буклеты.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование ИКТ в преподавании биологии"
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в прив...
Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.
Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...
"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии"
"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии" Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является...
Использование ИКТ в преподавании биологии
Методические рекомендации....
Использование ЭОР в преподавании биологии.
Представлены 5 уроков с использованием ЭОР по биологии.Дан перечень ЭОР по теме: "Пресмыкающиеся"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ.
Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, ср...
Использование ИКТ в преподавании биологии.
Сейчас много говорят о важности мотивации в обучении. И если взрослых можно стимулировать материальными поощрениями, то с детьми все проще и одновременно сложнее: им или интересно...