Образовательная программа по биологии, 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме

Яцыкова Ольга Михайловна

Это образовательная программа по биологии 11 класса (автор учебника Пономарева И.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_po_biologii_11_klass.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Центр образования №2» города Чебоксары Чувашской Республики

Рассмотрено                                                                          «Утверждаю»

на заседании ТО                                                                    Директор МБВ(С)ОУ «ЦО №2»                

Протокол №_____                                                                 г. Чебоксары»

от «__» _________ 20__ г.                                                    ___________Е. М. Надеждина

                                                                                                «____»___________ 20____ г.

                                         

Рабочая учебная программа

БИОЛОГИЯ

11 класс

на 2012/2013 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основании Программы:

Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы /авторы: Пономарева И.Н., Сухова Т.С., Строганов В.И. и др. М. : "Вентана-Граф" — 2010 год

Учитель:  Яцыкова Ольга Михайловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая учебная программа разработана в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ.

За основу рабочей учебной программы взята программа по общей биологии для общеобразовательных учреждений (авторы Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.), соответствующая федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, опубликованная издательским центром «Вентана-Граф» в 2010 году.

Данная учебная программа является непосредственным продолжением программ по биологии 7-9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии» и 10 класса.

На изучение курса биологии  на третьей ступени обучения выделено 90 часов, в том числе в 10 классе – 36 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 54 часа (1,5 часа в неделю).

Изложение учебного материала в 11 классе начинается с организменного уровня жизни (так как в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается популяционно-видовым уровнем жизни) и завершается изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, происходящих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.

Цель преподавания: подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных особенностей учащихся, формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Задачи курса:

- актуализировать и углубить ранее приобретенные знания, обеспечить освоение учащимися основных положений общей биологии, понимания биологии как науки и как явления культуры;

- осуществлять интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи;

- способствовать развитию у молодежи экологической и валеологической культуры, направленной на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

Требования к знаниям и умениям:

- усвоение и воспроизведение учебного материала;

- понимание смысла биологических понятий и явлений,

- объяснение физических и химических явлений,

- приведение примеров практического использования изучаемых явлений и законов.

Распределение учебного материала в 11 классе по темам и часам:

№ темы

Название темы

Количество часов

Организменный уровень организации жизни

24

Клеточный уровень организации жизни

15

Молекулярный уровень проявления жизни

11

Заключение

4

Итого в 11 классе

54

          

Календарно-тематическое планирование

11 класс

 (54 часа в год / 1,5 часа в неделю)


Номер и тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

Приме чание

ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (24 часа)

1

Урок 1. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе

1

  1. 1

2

Урок 2. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

1

  1. 2

3

Урок 3. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов

1

  1. 3

(до с. 17)

4

Урок 4. Лабораторная работа 1. Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

1

Оформление работы

5

Урок 5. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

1

  1. 1-3

6

Урок 6. Размножение организмов

1

  1. 4

7

Урок 7. Оплодотворение и его значение

1

  1. 5

8

Урок 8. Онтогенез.

1

  1. 6

(до с.31)

9

Урок 9. Постэмбриональное развитие

1

  1. 1-6

10

Урок 10. Урок повторения и обобщения знаний по изученным темам

1

  1. 1-6

11

Урок 11. Контрольная работа №1 «Основные характеристики организменного уровня»

1

Повторить термины

12

Урок 12. Основные понятия генетики. Изменчивость признаков организма и ее типы

1

  1. 7-8

13

Урок 13. Изменчивость признаков организма и ее типы.

1

  1. 8

14

Урок 14. Генетические законы Г. Менделя

1

  1. 9

15

Урок 15. Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа 2 «Решение элементарных задач по генетике»

1

  1. 10

(до с.48),

стр.223,

записи

16

Урок 16. Взаимодействие генов.

1

  1. 10

17

Урок 17. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

1

  1. 12

18

Урок 18. Решение генетических задач

1

Задания на карточках

19

Урок19. Наследственные болезни, их профилактика.

1

  1. 13

(до с.63)

20

Урок 20. Генетические основы селекции.

1

  1. 11,

записи

21

Урок 21. Мутагены и их влияние на живые организмы

1

  1. 13

22

Урок 22. Факторы, определяющие здоровье человека

1

  1. 14, 15

23

Урок 23. Вирусы. Вирусные заболевания и их профилактика

1

  1. 16, 17, глава 1

24

Урок 24. Контрольная работа №2 «Основы генетики»

1

КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (16 часов)

25

Урок 1. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе

1

  1. 18

26

Урок 2. Клетка – этап эволюции живого в истории Земли

1

  1. 19

27

Урок 3. Лабораторная работа 3

Основные части клетки, их строение и свойства.

1

  1. 20

28

Урок 4. Органоиды клетки, их строение и функции

1

  1. 21

 (до с.116)

29

Урок 5. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл

1

  1. 21, 22

30

Урок 6. Зачет 1 по теме «Строение клетки»

31

Урок 7. Деление клеток – митоз, мейоз

1

  1. 23

 (до с.128)

32

Урок 8. Лабораторная работа №4

Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

1

  1. 23

33

Урок 9. Особенности  и образование половых клеток. Хромосомы, их структура и функции

1

  1. 23, 24

(до с. 135)

34

Урок 10. Достижения и этические аспекты медицинской генетики

1

Записи

35

Урок 11. Бактерии как представители прокариот. Бактерии в организме человека и в природе.

1

  1. 24

 (до с.144)

36

Урок 12. Многообразие одноклеточных  организмов

1

  1. 24

 (до с.155)

37

Урок 13. Микробиология на службе человека

1

  1. 24

38

Урок 14. История развития науки о клетке

1

  1. 25

39

Урок 15. Влияние экологических факторов на клетки

1

Записи, глава 2

40

Урок 16. Контрольная работа №3 «Клеточный уровень организации жизни»

1

 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ  (11 часов)

41

Урок 1. Молекулярный уровень жизни и его особенности

1

  1. 27

42

Урок 2. Основные химические соединения живой материи. Лабораторная работа 5.

1

  1. 28

записи Оформление работы

43

Урок 3. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке

1

  1. 29,

записи

44

Урок 4. Процессы синтеза в живых клетках

1

  1. 30

45

Урок 5. Процессы биосинтеза белка

1

  1. 30-31

46

Урок 6. Зачет №2 «Процессы синтеза в живых клетках» (тест)

1

     31

47

Урок 7. Молекулярные процессы расщепления

1

  1. 32

(до с.197)

48

Урок 8. Регуляторы биохимических процессов в клетке

1

  1. 32

(до с.201), сообщения

49

Урок 9. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем

1

     32, сообщения

50

Урок 10. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема

1

  1. 33,

Глава 3.

51

Урок 11. Контрольная работа №4 «Молекулярный уровень жизни»

1

Заключение (3 часа)

52

Урок 1. Время экологической культуры. Семинарское занятие

1

  1. 34

Стр.215-216

53

Урок 2. Биологическое разнообразие живого мира. Экскурсия 

1

Стр.215-216

54

Резервное время

1

Содержание учебного материала

11 класс

Тема 1. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ    (24 часа)

Цели: сформировать знания об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; сформировать умение использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубить знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности.

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания организмов: автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Размножение организмов: бесполое и половое. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Хромосомная теория наследования признаков. Изменчивость признаков и ее типы. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. Взаимодействие генов. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека, их профилактика. Этические аспекты применения генных технологий. Мутагены и их влияние на живые организмы. Факторы, определяющие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Творчество в жизни человека и общества. Организмы царства вирусов. Вирусные заболевания и меры борьбы с ними (лабораторная работа). Урок обобщения и подведения итогов по теме.

Лабораторная работа №1

Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

Лабораторная работа №2

Решение экспериментальных задач по генетике.

Учебно-познавательная компетенция

Базисный уровень

Продвинутый

характеризовать

уметь

применять знания

характеризовать

организменный уровень жизни; понятие о биосистеме; структурные элементы организменного уровня; особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма, способы размножения организмов, оплодотворение и его значение; периоды и этапы онтогенеза, основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности, изменчивость, ее виды и причины, норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа; значение мутаций в эволюции, значение генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; знать особенности одноклеточных и многоклеточных организмов.

сравнивать свойства биосистем разных уровней, роль полового и бесполого размножения, типы  изменчивости; обосновывать значение уровней организации в природе, значение мутаций и естественного отбора для эволюции, роль законов генетики для селекции; сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературой по биологии.

для доказатель

ства уникальности и ценности жизни, всего живого, сохранения своего здоровья.

аллельное и неаллельное взаимодействие генов; уметь решать ге-нетические задачи; характеризовать этические аспекты применения генных технологий

Уровень освоения

Репродуктивный

Продуктивный

Творческий

Давать определение терминам; перечислять уровни организации жизни, свойства биосистем, способы приема пищи, способы питания, основные периоды и этапы онтогенеза, механизмы регуляции процессов жизнедеятельности организмов, способы размножения организмов, важнейшие свойства живых организмов, формы изменчивости, типы взаимодействия генов; факторы, определяющие здоровье человека

Характеризовать организменный уровень жизни; понятие о биосистеме; структурные элементы организменного уровня; особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, значение генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; особенности одноклеточных и многоклеточных организмов. Уметь доказывать уникальную ценность жизни, всего живого; обосновывать необходимость сохранения своего здоровья. Уметь проводить сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературой по биологии.

Прогнозировать последствия игнорирования биологических законов и закономерностей в различных сферах деятельности человека, факторов, определяющих здоровье человека.

Информационная компетенция

Осуществлять поиск информации; извлекать необходимую информацию из источников; переводить информацию из одной знаковой системы в другую; использовать различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизировать и анализировать полученные сведения. Создавать на основе собранной информации проекты и презентации

Тема 2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ         (16 часов)

Цель: сформировать знания о клеточном уровне организации жизни и его роли в природе; углубить знания об основных частях клетки и их функциях; о становлении и развитии клеточной теории, об основных положениях клеточной теории и о значении цитологии.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Основные части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро), их строение и свойства. Органоиды клетки, их строение и функции. Особенности клеток прокариот и эукариот. Цикл жизни клетки. Деление клеток – митоз, мейоз. Особенности половых клеток. Образование мужских и женских половых клеток. Хромосомы, их структура и функции. Достижения медицинской генетики. Общая характеристика бактерий как представителей прокариот. Бактерии в организме человека. Роль бактерий в природе. Общая характеристика одноклеточных организмов, их многообразие. Роль простейших животных в природе. Микробиология на службе человека. История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии.

Лабораторная работа №3

Многообразие клеток и тканей.

Лабораторная работа №4

Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Учебно-познавательная компетенция

Базисный уровень

Продвинутый

характеризовать

уметь

применять знания

характеризовать

клеточный уровень жизни, его компоненты, процессы и значение в природе, понятие о биосистеме; знать основные положения клеточной теории, основные структурные элементы клетки и ее части; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки – митоз и мейоз; особенности гамет; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Характеризовать значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; знать, что такое ген и генетический код.

сравнивать свойства биосистем разных уровней, строение клеток прокариот и эукариот, митоз и мейоз; обосновывать значение уровней организации в природе, роль эволюции в живой природе, роль хромосом и генов в передаче наследственности.

для формирования научной картины мира, для доказательства единства органического мира, для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции, для сохранения своего здоровья.

особенности образования и развития половых клеток; иметь представление о сущности различных гипотез возникновения эукариотических клеток.

Уровень освоения

Репродуктивный

Продуктивный

Творческий

Давать определение терминам; перечислять общие характеристики клеточного уровня, стадии развития жизни на планете Земля; знать различные типы тканей, функциональные части клетки, этапы клеточного цикла, фазы митоза и мейоза; перечислять периоды развития половых клеток, структурные компоненты бактериальной клетки; знать фамилии ученых, внесших определенный вклад в науку цитологию.

Характеризовать клеточный уровень жизни, его компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; основные положения клеточной теории; основные структурные элементы клетки и ее части; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, деление клетки – митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Характеризовать значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом, ген и генетический код. Показывать и доказывать на конкретных примерах единство органического мира; объяснять происхождение жизни, характеризовать этапы эволюции. Уметь сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературой по биологии. Уметь работать с микроскопом, лабораторным оборудованием.

Уметь готовить культуры различных видов простейших, проводить наблюдения, делать выводы, оформлять экспериментальную часть.

Информационная компетенция

Осуществлять поиск информации; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах; переводить информацию из одной знаковой системы в другую; использовать различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизировать и анализировать полученные сведения. Создавать на основе собранной информации презентации и проекты.

Тема 7. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ    (11 часов)

Цели: углубить знания учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни; о роли химических элементов в жизни клетки и организма в целом; о роли органических веществ, строении и функции их молекул; о процессах синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.

Молекулярный уровень жизни и его особенности. Углеводы, липиды и белки клетки, их строение и значение. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке. Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез. Процесс биосинтеза белков в клетке. Процессы расщепления молекул в клетке. Обмен веществ как взаимосвязь процессов синтеза и распада молекул в клетке. Регуляторы биохимических процессов в клетке. Естественные и искусственные биополимеры. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

Лабораторная работа 5

Химический состав клетки (выявление активности процесса фотосинтеза, обнаружение   органических веществ в тканях растений).

Учебно-познавательная компетенция

Базисный уровень

Продвинутый

характеризовать

уметь

применять знания

иметь представление

молекулярный уровень жизни, химический состав клетки, основные биополимерные молекулы; знать роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; характеризовать процессы биосинтеза и расщепления биополимеров, роль ферментов

сравнивать свойства биосистем разных уровней, биосинтез белка и фотосинтез, особенности строения РНК и ДНК, способы энергетического обмена; обосновывать значение уровней организации в природе.

для формирования научной картины мира, доказательства единства органического мира, для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции.

об особенностях работы акцепторного и донорного участков рибосом в процессе трансляции; уметь решать задачи по молекулярной биологии.

Уровень освоения

Репродуктивный

Продуктивный

Творческий

Давать  определение терминам; перечислять общие характеристики молекулярного уровня; называть основные биологические молекулы живой природы, типы фотосинтезирующих пигментов, стадии фотосинтеза. Перечислять необходимые составляющие, участвующие в процессе биосинтеза белков, этапы биосинтеза, стадии энергетического обмена, регуляторы биомолекулярных процессов; называть группы химических компонентов, входящих в состав живых организмов; перечислять группы химических загрязнителей окружающей среды

Характеризовать  молекулярный уровень жизни; химический состав клетки; основные биополимерные молекулы, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; знать процессы биосинтеза и расщепления биополимеров, роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов; сравнивать свойства биосистем разных уровней, биосинтез белка и фотосинтез; особенности строения РНК и ДНК, кислородный и бескислородный способы энергетического обмена. Обосновывать значение уровней организации в природе. Объяснять роль знаний по биологии в формировании научной картины миры; приводить доказательства единства органического мира; объяснять происхождение жизни, характеризуя этапы эволюции. Уметь проводить сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом.

Выполнять  компьютерные презентации, позволяющие проводить наглядную демонстрацию процессов синтеза и расщепления биологических полимеров.

Информационная компетенция

Осуществлять поиск информации; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах; переводить информацию из одной знаковой системы в другую; использовать различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизировать и анализировать полученные сведения. Создавать на основе собранной информации компьютерный проект.

Тема 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  (3 часа)

Цель: обобщить знания учащихся о структурных уровнях организации живой природы.

Структурные уровни организации живой природы. Биологическое разнообразие животного мира. Экологическая культура

Экскурсия: Биологическое разнообразие живого мира.

Учебно-познавательная компетенция

Базисный уровень

Продвинутый

характеризовать

уметь

применять знания

иметь представление

различные уровни жизни, биологическое разнообразие живой материи (видовое – систематическое, социально-этологическое, генетическое– биохимическое, структурно-уровневое, экологическое, географическое).

сравнивать свойства биосистем разных уровней,

обосновывать значение уровней.

по биологии для формирования научной картины мира, для доказательства единства органического мира, для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции, владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом.

о философском обосновании своеобразия сущности отдельных уровней организации живой материи.

Уровень освоения

Репродуктивный

Продуктивный

Творческий

давать определение терминам;

перечислять общие характеристики различных уровней жизни, биологические группы, представляющие природное разнообразие живого.

характеризовать различные уровни жизни, биологическое разнообразие живой материи. Сравнивать свойства биосистем разных уровней. Обосновывать значение уровней организации в природе. Применять знания для формирования научной картины мира, для доказательства единства органического мира, для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции. Проводить сравнение, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературой по биологии.

прогнозировать последствия выпадения какого-либо уровня организации жизни для сохранения единой картины мира.

Учебно-методический комплект

Учебник, методическая

литература

ЦОРы

Дополнительная литература
для учащихся

1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А. и др. Общая биология : Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. / Под. ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М. : Вентана-Граф, 2012.


2. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы  : программы. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 176 с.


3. Сивоглазов, В. И., Сухова, Т. С., Козлова, Т. А. Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: пособие для учителя. – М. : Айрис-пресс, 2004.



1. www.1september.ru – газета «Биология» – приложение к газете «Первое сентября»


2. www.nature.ru – научные новости биологии


3. www.km.ru/education  – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»;


4. http://www.wc.ssu.samara.ru/  ~nauka/   – Путеводитель в мире науки для школьников.

5. http://www.sbio.info/ - проект «Вся биология»

1. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ: уч.-мет. пособие.- Ростов н/Д : Легион, 2010.


2. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. - Ростов н/Д : Легион, 2010.


3. Лемеза, Н. А., Камлюк, Л. В., Лисов, Н. Д. Биология в вопросах и ответах. – Минск : Попурри, 1997. – С. 6–13.


4. Богданова, Т. Л., Солодова, Е. А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-Пресс школа, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по биологии 9 класс

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» б...

Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс

Данная рабочая образовательная программа по биологии  составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...

Практическая часть образовательной программы по биологии 8 класс.

В практической части разработаны лабораторные работы по темам биологии....

Образовательная программа по биологии 9 класс

1) знать основные принципы и правила  отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированности ...