Практическая часть образовательной программы по биологии 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
В практической части разработаны лабораторные работы по темам биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_chast_obrazovatelnoy_programmy_po_biologiii_8_klass.doc | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИИ 8 КЛАСС:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
В 8 классе проводится 19 лабораторных работ:
- по теме «Общий обзор организма человека»
- лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки»
- лабораторная работа № 2 «Ткани»
- по теме «Координация и регуляция»
- лабораторная работа № 1 «Безусловный рефлекс человека»
- лабораторная работа № 2 «Объем внимания»
- лабораторная работа № 3 Объем памяти при механическом запоминании»
- по теме «Опора и движение»
- лабораторная работа № 1 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»
- лабораторная работа № 2 «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц, суставов»
- лабораторная работа № 3 «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя»
- лабораторная работа № 4 «Выявление гибкости позвоночника»
- по теме «Внутренняя среда организма»
- лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
- по теме «Транспорт веществ»
- лабораторная работа № 1 «Подсчет пульса в разных условиях»
- лабораторная работа № 2 «Приемы остановки кровотечений»
- по теме «Дыхание»
- лабораторная работа № 1 «Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего»
- по теме «Пищеварение»
- лабораторная работа № 1 «Качественные реакции на углеводы»
- лабораторная работа № 2«Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы»
- лабораторная работа № 3 «Действие слюны на крахмал»
- лабораторная работа № 4 «Действие антибиотиков на фермент слюны»
- лабораторная работа № 5 «Цветные реакции на белок»
- лабораторная работа № 6 «Пищеварение в желудке»
Лабораторная работа № 1 по теме:
«Строение животной клетки».
Цель работы: изучить строение животной клетки под световым микроскопом.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.
Инструктивная карточка
- Рассмотреть выданные готовые препараты под световым микроскопом при увеличении в 300 раз;
- Найти хорошо видную клетку и зарисовать ее; подписать на рисунке основные части клетки.
- Сделать выводы, ответив на вопросы.
Существуют ли сходные черты в строении данных клеток? Какие?
О чем говорят данные факты?
Отметили ли вы черты различия клеток? В чем они проявляются? Каковы причины их возникновения?
Лабораторная работа № 2 по теме: «Ткани»
Цель работы: познакомиться со строением эпителиальной и соединительной тканей.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты
Инструктивная карточка
- рассмотреть поочередно два выданных учителем препарата тканей;
- изучить, сравнить их строение и зарисовать;
- описать особенности строения каждой ткани, указать, какие функции они выполняют; заполнить таблицу «Типы и виды тканей»
№ п/п | Тип тканей | Характерные особенности тканей | Виды тканей | Где встречаются в организме | Какую роль играют |
1 | Эпителиальная | Клетки плотно прилегают друг к другу; располагаются в одни или несколько рядов; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замешаются новыми | 1)покровный эпителий | Образует поверхностные слон кожи; выстилает оболочки внутренних органов | Зашитая функция; обмен веществ |
2) железистый эпителий | Образует железы внешней и внутренней секреции | Образую секреты: пот, слюну, молоко, гормоны |
2 | Соединительная | Имеет хорошо развитое межклеточное вещество | 1) рыхлая волокнистая | Заполняет промежутки между органами; окружает сосуды, нервы, мышечные пучки | Функции: опорная; зашитая |
2) жировая | Образует слой жировой клетчатки под кожей | функции: опорная, зашитая, теплоизоляционная. энергетическая функции | |||
3) костная 4) хрящевая | Образуют скелет человека | Функции: опорная и зашитая | |||
5) кровь | Движется по органам кровеносной системы | Функции: питательная. транспортная, защитная | |||
3 | Мышечная | Образована небольшими по размеру веретенообразный однополярными клетками | 1) гладкая | В стенках внутренних органон; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез | Перемещение жидкостей внутри органов |
Образована многоядерными клетками | 2)поперечнополосатая | Образует скелетные мышцы | Приводит в движение скелет | ||
Образована удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами | 3)сердечная | Образует сердечную мышцу | Обеспечивает сокращение сердца | ||
4 | Нервная | Образована нейронами и нейроглией; нейрон = тело + отростки | Образует нервную систему | Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов
|
- сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями.
Лабораторная работа № 3 по теме:
«Безусловный рефлекс человека»
Цель работы: показать особенности рефлексов спинного мозга, их врожденную, анатомически закрепленную связь между определенным рецептором и исполнительным органом; на опыте увидеть безусловный рефлекс и научиться рисовать его дугу.
Инструктивная карточка
- Вспомните, что такое безусловный и условный рефлексы. Приведите примеры.
- Учитель информирует учащихся о природе коленного рефлекса.
Под коленной чашечкой располагается сухожилие четырехглавой мышцы бедра. (Испытуемый должен сесть на стул, сложить руки в замок и сжать их. Положить ногу на ногу)
Если экспериментатор легко ударит ребром ладони по сухожилию четырехглавой мышцы бедра, нога испытуемого подскачет. Это и есть коленный рефлекс.
При ударе сухожилие прогибается и тянет за собой мышцу. Мышца растягивается, что вызывает раздражения воспринимающих нервных окончаний. Возникающий при этом поток импульсов по центростремительным нейронам доходит до спинного мозга, а оттуда по центробежным нейронам возвращается к мышце, вызывая ее сокращение.
- Учащиеся, работающие в паре, друг на друге демонстрируют природу коленного рефлекса.
- Учащиеся зарисовывают рефлекторную дугу коленного рефлекса, обозначив цветом и цифрами ее части.
Схема рефлекторной дуги:
- - рецепторы (окончания чувствительного, или центростремительного нейрона);
- - тело чувствительного, или центростремительного нейрона;
- - вставочный, или промежуточный нейрон;
- - тело двигательного, или центробежного нейрона;
- - окончание двигательного, или центростремительного, нейрона в мышце.
Лабораторная работа № 4 по теме: « Объем внимания»
Цель работы : определить объем внимания учащегося.
Оборудование: часы с секундной стрелкой, таблица чисел, карандаш.
Инструктивная карточка
- Каждому учащемуся приготовить таблицу чисел. Для этого листа бумаги расчертить на 36 квадратов и в каждом из них записать числа от 101 до 136 в произвольной последовательности.
- Учащимся, работающим в паре, поменяться подготовленными таблицами.
- Каждому учащемуся на время найти числа в порядке возрастания - 101, 102, 103 и т. д. Каждое число зачеркнуть карандашом. Работу начинать по команде учащегося, выполняющего роль экспериментатора.
- Определить объем внимания по формуле: В = 648: t, где В -объем внимания, t - время, за которое были найдены числа в порядке возрастания от 101 до 136.
- Сравнить полученные данные с таблицей «Показатель внимания»:
№ п/п | Показатель объема внимания | Оценка показателя |
1 | Более 6 | Высокий показатель |
2 | 4 - 6 | Средний показатель |
3 | Менее 4 | Низкий показатель |
6) Сделать выводы.
Лабораторная работа № 5 по теме:
«Объем памяти»
Цель работы: определить возможность памяти при разном способе запоминания.
Оборудование: подготовленные ряды слов, часы.
Перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
Перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
Инструктивная карточка
- Экспериментатор зачитывает ряд слов из логического ряда. Через 1 минуту испытуемые получают задание их записать.
- Через 3-4 минуты экспериментатор зачитывает ряд слов механического ряда. Испытуемые записывают их через 1 минуту.
3) Подсчитывают количество и порядок записанных слов и
объясняют разницу в первом и во втором случае.
Запоминание
Виды запоминания | Количество слов в тексте | Воспроизведено |
Логическое | ||
Механическое |
|
Лабораторная работа № 6 по теме:
«Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»
Цель работы: убедиться в наличии в составе кости минеральных и ор1анических веществ; ознакомиться с особенностями костной ткани.
Оборудование: свежие натуральные (с надкостницей), пережженные и декальцинированные кости млекопитающих животных, распилы костей крупного млекопитающего (позвонки, лопатки, трубчатые кости конечности): жаберные крышки рыб, набор для микрокопирования, микроскоп.
Инструктивная карточка
- Рассматривание на натуральном объекте строения свежей кости. Нахождение на ней выступов, гребней, бороздок, которые служат для крепления связок, сухожилий, мышц.
- Попытка сломать или растянуть свежую кость.
- Нахождение надкостницы на поверхности кости. С нею связан рост кости в толщину, так как клетки внутренней поверхности надкостницы делятся и образуют на поверхности кости новые слои костных клеток, а вокруг этих клеток - межклеточное вещество.
4) Рассматривание кости на распиле. Нахождение, плотного и
губчатого вещества.
5) Рассматривание декальцинированной кости, которая вместе с
неорганическими веществами утратила твердость и стала мягкой, и
прокаленной кости, которая стала хрупкой вместе с потерей органических веществ.
Примечание. Прокаливание костей ведется под тягой в химическом кабинете или на открытом воздухе. Чтобы прокаленная кость сохранила форму, с ней нужно обращаться осторожно.
Для декальцинирования берут хорошо вываренные и высушенные кости и помешают их в раствор 10 %-ной соляной кислоты на несколько дней до тех пор, пока они не станут мягкими. После извлечения из раствора кости тщательно промывают- водой.
- Вывод о том, что неорганические вещества придают костям твердость, а органические - эластичность и упругость.
- Приготовление микропрепарата из жаберной крышки рыбы и рассматривание его при увеличении.
- Нахождение на микропрепарате темных звездчатых образований - канальцев и полостей. В полостях находятся живые клетки
кости, отростки которых идут внутрь канальцев. Таким образом, клетки кости связаны между собой. Основная масса костной ткани -плотное межклеточное вещество между канальцами и полостями.
9) Зарисовывание мик-
ропрепарата и обозначение
полостей, канальцев и меж 3
клеточного вещества.
- - полости;
- - канальца; „
- - межклеточное вещество.
10) Формулирование вывода о том, что костная ткань - разновидность соединительной ткани, для которой характерно хорошо
развитое межклеточное вещество.
Лабораторная работа № 7 по теме:
«Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов».
Цель работы: ознакомиться с основными группами мышц.
Оборудование: рисунки, изображающие расположение костей и мышцу человека.
Инструктивная карточка
1) Повторить изученное о месторасположении костей верхней конечности, движения в плечевом суставе. С этой целью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, рисунок «Скелет верхней конечности» на с. 100, таблицу в тетради «Мышцы человека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей» на с. 109.
Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости верхней конечности на своем теле, мышцы, которые обеспечивают движение в плечевом суставе, и проделать сами движения.
Выводы. Самая мощная мышца плечевого сустава - дельтовидная; она прикрепляется с одной стороны к ключице и к лопатке, с другой - к плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука поднимается до горизонтального уровня.
2) Согнуть руку в локте и нащупать двуглавую мышцу на внутренней стороне плеча. Затем разогнуть руку в локте и найти трехглавую мышцу.
Выводы. Двуглавая мышца прикрепляется одним концом к лопатке, а другим - к предплечью. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе.
Трехглавая мышца расположена на наружной стороне плеча. От ее верхнего конца отходят три сухожилия: одно прикрепляется к лопатке, а два других - к головке плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука разгибается.
3) Сделать ряд разнообразных движений пальцами кисти.
Выводы. Движения пальцев человека происходят благодаря
сокращению и расслаблению многих мышц, расположенных на предплечье, запястье, пясти.
4) Повторить названия костей нижней конечности. С этой целью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, рисунок «Скелет нижней конечности» на с. 101, таблицу в тетради
«Мышцы человека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей»
нас. 109.
Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости нижней конечности на своем теле, мышцы, которые обеспечивают движение в тазобедренном суставе, и проделать эти движения.
Выводы. Портняжная мышца имеет форму узкой длинной ленты, пересекающей по диагонали переднюю поверхность бедра. Она начинается от верхнего края таза и прикрепляется к большой берцовой кости. При сокращении портняжной сгибаются бедро и г олень, голень поворачивается внутрь.
5) На передней стороне бедра найти четырехглавую мышцу
бедра.
Выводы. Четырехглавая мышца бедра начинается от таза четырьмя головками и прикрепляется одним общим сухожилием к большеберцовой кости. Мышца является разгибателем голени и участвует в сгибании бедра.
6) На задней стороне голени прощупайте икроножную мышцу.
Выводы. Икроножная мышца одним концом прикрепляется к
пяточной кости, а другим - к бедренной кости. Икроножная мышца сгибает стопу и поднимает пятку над землей.
7) На рисунке и на себе найдите ягодичные мышцы.
Выводы. Ягодичные мышцы прикреплены к тазу и бедренной кости. Ягодичные мышцы закрепляют тазобедренный сустав и играют большую роль в сохранении вертикального положения тела.
8) Изучите мышцы спины и шеи, найдите их на рисунке и на
своем теле. Нащупайте у себя на шее грудино-ключично-сосцевидную мышцу.
Выводы. Грудино-ключично-сосцевидная мышца прикрепляется двумя сухожилиями к грудине и ключице, а другим концом к сосцевидному отростку височной кости. При одностороннем сокращении мышца поворачивает лицо в противоположную сторону, наклоняя при этом голову в сторону сократившейся мышцы. При двустороннем сокращении наклоняет голову назад.
9) Найдите на рисунке и на своем теле трапециевидную мышцу
спины.
Выводы. Трапециевидная мышца начинается от остистых отростков всех грудных позвонков и затылочной кости и прикрепляется к лопатке и ключице.
- Сведите лопатки к позвоночнику и откиньте голову назад -это работа трапециевидной мышцы. Прощупайте трапециевидную мышцу на себе.
- Найдите на рисунке и на своем теле широчайшую мышцу спины. Поднимите руки вверх, вращайте плечо внутрь - это происходит сокращение широчайшей мышцы спины. При фиксированных руках мышца подтягивает туловище к рукам.
Выводы. Широчайшая мышца спины занимает всю нижнюю часть спины. Начинается она у остистых отростков четырех-пяти нижних грудных, всех поясничных и крестцовых позвонков, тазовой кости, четырех нижних ребер. Мышечные пучки идут вверх и узким сухожилием прикрепляются к плечевой кости.
Мышцы спины и шеи удерживают тело в вертикальном положении. Они тянутся вдоль позвоночника и прикрепляются к его отросткам, направленным назад. При сокращении этих мышц туловище прогибается назад.
Мышцы груди участвуют в движении рук и в дыхательных движениях.
12) Найдите на рисунке и на своем теле большую грудную мышцу.
Мышцы, приводящие в движение грудную клетку, расположены между ребрами и называются внутренними и наружными межреберными. В связи с разным направлением мышечных волокон первые опускают ребра, а вторые - поднимают их.
К мышцам грудной клетки относят и диафрагму - плоскую широкую мышцу с сухожильным центром. Она отделяет грудную полость от брюшной и участвует в процессе дыхания.
13) Рассмотрите на рисунке «Мышцы головы» на с. 108 учебника. На какие две группы их можно подразделить? Прикоснитесь рукой к вискам, сделайте жевательные движения и почувствуйте движение жевательных мышц. Найдите на своем лице мимические мышцы: круговые мышцы глаза и рта.
Выводы. На лице располагаются жевательные и мимические мышцы, жевательные обеспечивают движение нижней челюсти, а благодаря мимическим мышцам наше лицо может выражать все многообразие чувств.
4) Отразите результаты своей работы в таблице:
№ п/п | Название мышцы | Часть тела | Место прикрепления | Функции |
Примечание. Для выполнения лабораторной работы в предложенной форме потребуется привлечение дополнительной литературы.
Лабораторная работа № 8 по теме:
«Выявление нарушения осанки и
сохранение правильной осанки в положении стоя и сидя».
Цель работы: выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.
Оборудование: хоккейная шайба или любой другой небольшой предмет.
Инструктивная карточка
- Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.
- Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то просуньте туда ладонь.
- Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стенкой проходит ладонь.
- Встаньте к стене. Голову держите прямо, поднимите и слегка отведите плечи назад, живот втяните. Пространство между поясницей и стеной должно быть сужено до нормы. Отойдите от стены и постарайтесь удерживать такое положение тела в положении стоя.
- Положите на темя хоккейную шайбу и попробуйте сесть и пройтись по комнате с предметом на голове.
6) Проконтролируйте себя следующим образом: подойдите к
стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.
Лабораторная работа № 9 по теме:
«Выявление гибкости позвоночника»
Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.
Оборудование: линейка.
Инструктивная карточка
- Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперед и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.
- Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже ее, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись - знак «-».
- Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6...+9, а у девушек +7...+9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.
Лабораторная работа № 10 по теме:
«Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки; найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?».
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы; таблица «Кровь».
Инструктивная карточка
- Подготовить микроскоп к работе.
- Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.
- Рассмотреть препарат. Найти эритроциты и зарисовать их.
- Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.
- Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови лягушки.
- Сделать выводы:
- Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?
- Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?
Выводы:
1) Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не
имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.
2) Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем
эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что
эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны,
утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую
форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило
одновременно переносить большое количество молекул кислорода.
Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.
Лабораторная работа № 11 по теме:
«Подсчет пульса в разных условиях»
Цель работы: доказать изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма
Оборудование: часы с секундной стрелкой (или секундомер).
Инструктивная карточка
- Найдите у себя пульс на запястье; шее; висках.
- Подсчитайте пульс:
а) в положении сидя;
б) в положении стоя;
в) после десяти приседаний.
Запишите полученные данные в таблицу.
3) Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.
Показания пульса
В положении сидя | В положении стоя | После 10 приседаний |
77 сокращений в минуту | 87 сокращений в минуту | 97 сокращений в минуту |
Вывод. Чем выше нагрузка на организм, тем больше количество сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении органических питательных веществ. И кислород, и питательные вещества доставляются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии, а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще сокращаясь, сердце увеличивает скорость поставки питательных веществ и кислорода в ткани.
При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз больше крови, чем в покое. Тренированное сердце достигает такого положения благодаря увеличению порции выбрасываемой крови, а нетренированное - за счет увеличения числа сокращений, что кратковременно, а затем наступает усталость.
Лабораторная работа № 12 по теме:
«Приемы остановки кровотечения».
Цель работы: научиться практически оказывать первую помощь при кровотечениях.
Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем (имитатор стрептоцидовой мази), вата, ножницы.
Инструктивная карточка
Капиллярное кровотечение.
- Обработайте края условной раны йодом.
- Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. 11анесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.
Артериальное кровотечение.
1. Ознакомьтесь по таблице «Типичные места для прижатия артерий к костям с целью остановки кровотечения» с точками, где надо прижимать артерию при кровотечении, и найдите их на себе.
- Определите место наложения жгута при условном ранении.
Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет
- прощупываться пульсация.
Внимание! Жгут сразу же ослабьте!
4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.
Запомните правила наложения жгута: жгут накладывают
на 1,5-2 часа в теплое время года и на 1 час - в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута.
Венозное кровотечение.
- Определите условное место повреждения (на конечности). Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.
- При появлении венозного кровотечения наложите давящую повязку.
3. При повреждениях крупного венозного сосуда наложите жгут.
Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу или поликлинику.
После выполнения лабораторной работы сделайте вывод (можно в форме таблицы «Наружное кровотечение»).
Вид кровотечения | Признаки | Способ оказания первой помощи |
Артериальное | Алая кровь, текущая пульсирующей струей | Давящая повязка при повреждении мелкого сосуда. Жгут при повреждении крупной артерии. |
Венозное | Темная кровь, вытекающая непрерывной струей | Давящая повязка |
Капиллярное | Кровь вытекает медленно, свертывается нормально | Обычная стерильная повязка. |
Лабораторная работа № 13 по теме:
«Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего».
Цель работы: сравнить строение органов дыхания человека и млекопитающего.
Оборудование: таблицы с изображением органов дыхания человека и млекопитающего (собаки); муляжи органов дыхания человека и собаки.
Инструктивная карточка
- Рассмотреть таблицы, рисунки, муляжи, отражающие особенности строения органов дыхания у человека и млекопитающего (собаки).
- Прочитав материал учебника и предложенную учителем дополнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего, заполнить таблицу:
Орган | Где расположен | Особенности строения | Функции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Носовая полость | В лицевой части черепа | Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа (три носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь |
|
Носоглотка | Соединяет носовую полость и гортань | ||
Гортань | В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков | Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани - щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидными хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью | • гортань - • в гортани имеется голосовой аппарат - орган, в котором образуются звуки |
Трахея | Трубка длиной 8,5-15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия | • часть воздухоносных путей • увлажняет воздух | |
Бронхи | На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха | В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием | • часть воздухоносных путей • очищают и |
Легкие | В грудной полости | Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой - плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает | • орган газообмена |
Вывод. Органы дыхательной системы человека и крупных млекопитающих имеют существенное сходство в строении и функциях, что свидетельствует о принадлежности к одному классу - классу млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров, формы и некоторых других особенностей.
Лабораторная работа № 14 по теме:
«Качественные реакции на углеводы».
Цель работы: изучить качественные реакции на углеводы.
Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, водяная баня, реактивы и материалы: крахмал, раствор иода в йодистом калии, 10 %-ный раствор аммиака, 1 %-ный раствор глюкозы, 10 % раствор едкого натрия, 5 %-ный раствор медного купороса, глюкоза в порошке.
Инструктивная карточка
- Возьмите в пробирку немного крахмала и прилейте к нему воды. Растворяется ли крахмал? Прибавьте немного раствора йода. Что произошло?
- Исследуйте глюкозу на растворимость.
- В пробирку налейте 8 мл раствора глюкозы и 4 мл раствора щелочи. К смеси прибавьте (встряхивая) раствор медного купороса и наблюдайте окрашивание раствора в синий цвет. С какой функциональной группой в строении молекул взаимодействует гидроксид меди?
- Нагрейте пробирку в верхней части до кипения. Наблюдайте появление желтого, а затем красного осадка. Объясните химические процессы, происходящие в пробирке. Какое вещество окисляется, а какое восстанавливается? Напишите уравнения реакций.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) в щелочной среде при комнатной температуре приводит к образованию сахарата меди - вещества синего цвета.
При окислении глюкозы кипячением с гидроксидом меди (II) образуется желтый садок CuOH, который при дальнейшим нагревании преобразуется в красную закись меди.
Лабораторная работа № 15 по теме:
«Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы».
Цель работы: путем наблюдений ознакомиться со строением ротовой полости и расположением зубов.
Оборудование: зеркало, череп человека, черепа позвоночных животных или челюсти с зубами (кошки, собаки, кролика, овцы и т. д.)
Инструктивная карточка
- Рассмотрение с помощью зеркала свои органы ротовой полости, сравните их с изображенными на рисунках в учебнике на с. 152-153, твердое и мягкое небо, язычок, миндалины. Мягкое небо лучше видно при резком выдохе.
- Вспомните строение зубов различных отрядов млекопитающих. Найдите различные зубы на раздаточном материале. Какова функция зубов различной формы?
- Прочитайте в учебнике материал о расположении и строении зубов и порядок их появления у ребенка. Рассмотрите различные зубы у себя.
- Какие болезни зубов вы знаете и как их предупредить?
- Сделайте подряд несколько глотательных движений. Почему наступает момент, когда вы не сможете это сделать? Изучите на себе расположение слюнных желез:
а) сожмите пальцами щеки впереди ушей - рот заполняется слюной - это работа парных околоушных желез;
6) слегка сожмите кожу под нижней челюстью - слюна выделяется из подчелюстной железы;
в) подъязычная железа находится глубоко, но можно увидеть ее работу. Для этого возьмите зеркало, откройте рот и захватите верхними зубами кончик языка и резко отогните язык вверх.
Видно выделение слюны. Выход протока железы находится под уздечкой языка, которая соединяет середину нижней стороны языка с дном ротовой полости. Иногда можно видеть небольшое отверстие протока железы.
6) Приложите руку к гортани и сделайте глотательное движение. Почувствуйте, что гортань поднимается вверх, а потом возвращается вниз. Почему пища при глотании не попадает в трахею? Почему во время еды нельзя разговаривать, смеяться?
Лабораторная работа № 16 по теме:
«Действие слюны на крахмал».
Расщепление (переваривание) сложных питательных веществ пищи на более простые начинается уже в ротовой полости.
Слюна имеет щелочную среду. Это можно проверить с помощью индикатора лакмуса. В нейтральной среде лакмус имеет фиолетовый цвет, в кислой - красный, а в щелочной - синий. Если в раствор по каплям добавлять щелочь или кислоту, то лакмус соответственно меняет окраску.
Цель работы: показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны.
Приготовление раствора слюны. Ополосните рот 2-3 раза кипяченой или дистиллированной водой, чтобы удалить остатки пищи. Отмерьте цилиндром 20 мл дистиллированной воды и слейте ее в стакан. Их этого стакана ополаскивайте рот в течение 1-2 минут и сливайте жидкость в другой стакан. Повторите операцию 2-3 раза. Собранную жидкость (50-60 мл) профильтруйте через вату и используйте для работы.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы.
Реактивы и материалы : жидкий крахмальный клейстер,) пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, растворы NaOH (10 %), CuS04 (0,1 %), горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом, разбавленная соляная кислота (НС1), лакмусовая бумажка) или раствор лакмуса.
Инструктивная карточка
1) Пронумеруйте четыре пробирки.
- В первую пробирку налейте 3 мл жидкого крахмального клейстера. Во вторую - столько же разбавленной слюны. В третью -клейстер с добавлением чистой воды. В четвертую - клейстер с добавлением слюны.
- Прилейте пипеткой в третью и четвертую пробирку по 2-3 капли слабого раствора йода. Что наблюдаете? Объясните результат опыта.
- В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания доливайте горячую воду.
- Как изменилась окраска раствора через 10-15 минут? Какова причина произошедших изменений?
- Проверьте содержимое обеих пробирок на содержание глюкозы с помощью выданных реактивов.
- Повторите опыт, изменяя:
а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в
воду с температурой 60-80 °С);
б) кислотность среды (добавляют по каплям разбавленную соляную кислоту до изменения окраски лакмуса). В каких случаях
проба на глюкозу получилась отрицательной? Сделайте вывод.
Результаты проведенных экспериментов оформите в виде т а б л и ц ы :
Действие слюны на крахмал
Пробирка | Что добавили | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
Лабораторная работа № 17 по теме:
«Действие антибиотиков на ферменты слюны».
Цель работы: изучить влияние антибиотиков на ферменты
СЛЮНЫ.
Оборудование: фарфоровая ступка с пестиком, штатив с пробирками, раствор крахмала, раствор йода в йодистом калии, ноля пая баня, термометр, таблетка антибиотика.
Инструктивная карточка
- Выдвинуть гипотезу исследования.
- Разработать последовательность операций
- Проделать опыты.
- Сделать выводы о влиянии антибиотиков на ферменты слюны.
Лабораторная работа № 18 по теме:
«Цветные реакции на белок».
Цель работы: изучить качественные реакции на белок.
Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, реактивы (раствор белка, 20 % раствор щелочи, раствор медного купороса, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака).
Инструктивная карточка
1) Биуретовая реакция. К 4-5 мл раствора белка прилейте
столько же раствора щелочи, перемешайте и осторожно прилейте
1 мл раствора медного купороса. Наблюдайте окрашивание жидкости в красно-фиолетовый цвет.
- Какую связь обнаруживает эта реакция?
- Ксантопротеиновая реакция. К 2-3 мл раствора белка прилейте несколько капель концентрированной азотной кислоты и подогрейте. Белок окрашивается в желтый цвет. Прибавьте к раствору несколько капель раствора аммиака - белок окрасится в оранжевый цвет.
Вывод. При ксантопротеиновой реакции происходит нитрование бензольных ядер белковой молекулы, а биуретовая реакция характерна для группировки атомов , которая называемся пептидной связью. За счет пептидной связи образуется первичная структура белка.
Лабораторная работа № 19 по теме:
«Пищеварение в желудке».
Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический ни 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.
Реактивы и материалы : 10 %-ный раствор NaOH, лакмусовая бумажка или раствор лакмуса, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.
Инструктивная карточка
- Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
- Пронумеруйте четыре пробирки.
- В первую пробирку налейте 1 мл жидкого крахмального клейстера и 1 мл желудочного сока. Во вторую - 1 мл свежеприготовленной взвеси и столько же желудочного сока. В третью - взвесь белка с добавлением чистой воды. В четвертую - взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.
- В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
- Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чём объяснить произошедшие изменения?
6. Повторите опыт, изменяя:
а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 °С);
- кислотность среды (добавляют по каплям раствор щелочи до изменения окраски лакмуса).
- Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:
Действие желудочного сока на белок
Пробирки | Что добавили | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более простые соединения.
Кроме пепсина, в желудочном соке имеются различные органические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.
Фермента, способного действовать на углеводы, в составе желудочного сока нет. Однако переваривание углеводов в полости желудка все же происходит, так как слюна, поступающая из ротовой полости, содержит птиалин. Птиалин действует в слабощелочной среде. Поэтому расщепление углеводов в желудке происходит в течение лишь 20-30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную реакцию на кислую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по биологии 9 класс
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» б...
Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс
Данная рабочая образовательная программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...
Игровая часть образовательной программы «Тайны, хранящиеся в земле»
Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск 14-15 мая 2009 С.120-123 Школьное время – всегда продолжительная пора, перед педа...
Рабочая программа по математике 7-9 класс как часть образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС
Разработка рабочей программы по математике 7-9 класскак части образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС (Макарычев Ю.Н.; Атанасян Л.С.; Тюрин Ю.Н.)...
Теоретическое осмысление и практическая реализация образовательной программы УУД (универсальные учебные действия) в классе ансамблевого исполнительства
В сообщении преподавателей лицея рассматривалась история камерного исполнительства и его роль в формировании коммуникативных и социальных навыков учащихся. Были обоснованы возможности музыкального исп...
Решение проблемы реализации практической части образовательной программы учебного предмета «Химия» в дистанционном режиме (из опыта работы)
В конце прошлого учебного в мире сложилась очень непростая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции. В результате этого от федеральной и региональной властей последовали решения,...