Образовательная программа по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_obr_prog_rbiologiya10_bm.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Планируемые результаты обучения», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Лабораторные работы | Практические работы |
Лабораторная работа №1 «Строение животной, растительной, грибной клетки и бактерий под микроскопом» | Практическая работа №1 «Решение генетических задач» |
Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» | Практическая работа №2 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм» |
Лабораторная работа №3 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Практическая работа №3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
Лабораторная работа №4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | |
Лабораторная работа № 5 «Составление и анализ родословных» |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
- Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
- Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2008.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2008.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2008.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2007.
- В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
Литература для учителя:
- Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Е.В. Основы молекулярной биологии: Учебное пособие. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Литература для учащихся:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Базовый уровень. (авторы Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2005) и Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные единицы | Количество часов |
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | 2 |
КЛЕТКА. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. | 15 1 |
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека | 4 |
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. | 4 |
Вирусы - неклеточные формы | 1 |
ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. | 2 |
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. | 3 |
ОРГАНИЗМ. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. | 17 2 |
Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. | 1 1 |
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. | 1 |
Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 1 |
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. | 6 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 3 |
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | 2 |
Итого: | 34 |
1.ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(1) Биология – наука о жизни | Учебно-познавательная компетенция Базисный уровень: давать определение терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи, знать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Приводить примеры Продвинутый уровень: иметь представление о том, что современная биология – комплексная наука, характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Доказывать, что современная биология – комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры. | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»). | Контроль, коррекция, оценка | 1.тест 2. Создать на основе собранной информации компьютерный проект Зачет №1 Введение |
2(2) Методы исследования в биологии | Базисный уровень: Знать методы изучения живой природы. Приводить примеры, называть методы изучения живой природы Продвинутый уровень: иметь представление об основных этапах научного исследования. Характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования. Характеризовать основополагающий принцип в науке. Проводить сравнение гипотезы и закона или теории | ||||
3(3)Сущность жизни и свойства живого | Базисный уровень: знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма Продвинутый уровень: приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук. Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры |
II. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (44 часа)
2.1. Молекулярный уровень (9 часов)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(4)Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | Учебно-познавательная компетенция Базисный уровень: давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне Уметь характеризовать молекулярный уровень, неорганические вещества, их биологическое значение. Уметь объяснять качественный скачок от неживой к живой природе. | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование. | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци Зачет№2Молекулярный уровень |
2(5)Углеводы | Базисный уровень: давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп Знать характеристику углеводов и липидов, входящих в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры | ||||
3(6)Липиды | Базисный уровень: давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам | ||||
4(7)Состав и строение белков. Функции белков | Базисный уровень: называть мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам | ||||
5(8) Нуклеиновые кислоты | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение | ||||
й 6(9) АТФ и другие органические соединения клетки | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов Продвинутый уровень: характеризовать особенности строе- ния молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов | ||||
7(10) Биологические катализаторы | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций Продвинутый уровень: характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме | ||||
8(11) Вирусы | Базисный уровень: перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам | Зачет №3 Вирусы | |||
9(12) Обобщение и контроль знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение Продвинутый уровень: характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значение |
2.2. Клеточный уровень (10 часов)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятивные действия | Измерители |
1 (13) Основные положения клеточной теории | Базисный уровень: знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Продвинутый уровень: характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци Зачет№4 Органоиды клеток Зачет№5 Метаболизм Зачет№6 Синтез белка |
2(14) Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра Продвинутый уровень: характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз). Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. | ||||
3(15) ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | Базисный уровень: называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид Продвинутый уровень: характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами | ||||
4(16) Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки) | Базисный уровень:называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки Продвинутый уровень: характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки. Объяснять роль спор в жизни прокариот | ||||
5(17) Ассимиляция и диссимиляциМетаболизм. Энергетический обмен в клетке | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма Продвинутый уровень: характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки | ||||
6(18) Типы питания клетки | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов Продвинутый уровень: характеризовать (описывать) особен- ности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза | ||||
7-8(19-20) Синтез белков в клетке | Базисный уровень: этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции) Продвинутый уровень: характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке | ||||
9(21) Деление клетки. Митоз | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки Продвинутый уровень: характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза | ||||
10(22) Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); основные положения клеточной теории; сравнивать автотрофные и гетеротрофные организмы; знать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); объяснять сущность митоза Продвинутый уровень: Обосновывать утверждение: «Вне клетки жизни нет»; биологический смысл митоза, характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток |
2.3. Организменный уровень (14 часов)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятивные действия | Измерители |
1(23) Размножение организмов | Базисный уровень: знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть мужские и женские половые гаметы Продвинутый уровень: описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач. | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци Зачет№7 Размножения организма и Мейоз и Митоз Зачет №8 Моногибридное и Неполное доминирования Зачет№9 Генетика |
2(24) Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза Продвинутый уровень: характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий | ||||
3(25) Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Базисный уровень: давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития Продвинутый уровень: характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение | ||||
4(26) Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет | Базисный уровень: знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления Продвинутый уровень: характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание | ||||
5(27) Неполное доминирование. Анализирующее скрещивани | Базисный уровень: давать определение терминам Продвинутый уровень: характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание | ||||
6(28) Дигибридное скрещивание | Базисный уровень: знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Объяснять, что является материальным носителем наследственности. Иметь представление о независимом наследовании признаков Продвинутый уровень: характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков. Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов | ||||
7(29) Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана | Базисный уровень: знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана; обосновывать биологическое значение перекреста хромосом Продвинутый уровень: характеризовать сущность закона | ||||
8(30) Взаимодействие генов | Базисный уровень: называть виды взаимодействия неаллельных генов Продвинутый уровень: характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов | Зачет№10 Изменчивость | |||
9(31) Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Базисный уровень: знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом. давать определение терминам. Называть группы хромосом Продвинутый уровень: характеризовать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование | ||||
10(32) Модификационная изменчивость | Базисный уровень: знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа Продвинутый уровень: характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия | ||||
11(33) Мутационная изменчивость | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций Продвинутый уровень: характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания | ||||
12(34) Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова | Базисный уровень: давать определение терминам. Называть | ||||
центры происхождения культурных растений Продвинутый уровень: характеризовать задачи и значение селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций | |||||
13(35) Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмо | Базисный уровень: основные методы селекции; виды гибридизации Продвинутый уровень: характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ | Зачет№11 Селекция Итого контрольная работа | |||
14(36) Обобщение и контроль по теме «Организменный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям Продвинутый уровень: характеризовать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции; знать законы наследственности, приспособленность организмов к среде обитания. Объяснять суть использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Решать задачи |
2.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1 (37 )Вид. Критерии вида | Базисный уровень:давать определение терминам. Называть критерии вида Продвинутый уровень: характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(38)Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: струк-тура и динамика численности | Базисный уровень: знать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы Продвинутый уровень: знать характеристики популяционно-видового уровня организации живой природы, характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы | ||||
3(39)Биологическая классификация | Базисный уровень: знать основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных) Продвинутый уровень: уметь определять таксономическую принадлежность растений и животных. характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определять таксономическую принадлежность растений и животных |
2.5. Экосистемный уровень (4 часа)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(40) Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Базисный: давать определение терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза продвинутый: характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(41) Состав и структура сообщества | Базисный: давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные) продвинутый: характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, на-ходящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жиз-ни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания | ||||
3(42) Потоки вещества и энергии в экосистеме | Базисный: давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества продвинутый: характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания | ||||
4(43) Саморазвитие экосистем | Базисный: давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем продвинутый: характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах |
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(44) Биосфера. Среды жизни | Базисный: давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы продвинутый: характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; знать границы и свойства биосферы. Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(45) Средообразующая деятельность организмов | Базисный: давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов продвинутый: характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания | ||||
3(46) Круговорот веществ в биосфере | Базисный: давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы продвинутый: характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов |
Фундаментальное ядро | 2.6. Биосферный уровень (4 часа) Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(48) Развитие эволюционного учения | Базисный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина продвинутый: характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, к/р, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(49) Изменчивость организмов | Базисный: давать определение терминам. Называть виды изменчивости продвинутый: характеризовать виды изменчивости, их роль в эволюции; объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда | ||||
3(50) Борьба за существование. Естественный отбор | Базисный: давать определение терминам. Называть формы борьбы за существование, формы естественного отбора продвинутый: характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование | ||||
4(51) Видообразование | Базисный: давать определение терминам. Называть основные формы видообразования продвинутый: характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции | ||||
5(52) Макроэволюция | Базисный: давать определение терминам. Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции продвинутый: характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции. Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Объяснять значение исследования филогенетических рядов | ||||
6(53) Основные закономерности эволюции | Базисный: давать определение терминам. Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции продвинутый: Характеризовать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | ||||
7(54) Семинар по теме «Основы учения об эволюции» | Базисный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционис-тов, типы эволюционных изменений, линии эволюции. продвинутый: характеризовать развитие представлений об эволюции живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина; сравнивать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор». Объяснять роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции. Характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции |
III. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (13 часов)
3.1. Основы учения об эволюции (7 часов)
3.2. Происхождение и развитие жизни на Земле (6 часов)
Фундаментальное ядро | Предметные требования | Метапредметные требования | Личностные требования | Регулятив-ные действия | Измерители |
1(55) Гипотезы возникновения жизни | Базисный: называть основные гипотезы возникновения жизни продвинутый: характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции) | Информационная компетенция извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий; работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; готовить и делать сообщения; пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Компетенция личностного саморазвития и смыслопоисковая компетенция Информационный поиск - Использование сети Интернет (например, www.km.ru/education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, развитие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. ). | Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности | 1.тест, итоговый контроль, зачет 2. Создать на основе собранной информации проектная деятельность учащихся по темам этого раздела. выполнение компьютерных презентаци |
2(56) Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы | Базисный: называть этапы развития представлений о возникновении жизни продвинутый: характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни | ||||
3(57) Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое | Базисный: называть эры и периоды, крупные ароморфозы продвинутый: характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных | ||||
4(58) Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Базисный: называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации продвинутый: характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | ||||
5–6 (59–60) Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Базисный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых, гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле; знать эры и периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации продвинутый: характеризовать современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы развитияжизни на Земле, методы и результаты палеонтологических исследований. Объяснять появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Характеризовать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных | ||||
61-68 обобщение и контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс
Данная рабочая образовательная программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...
Образовательная программа по биологии, 11 класс
Это образовательная программа по биологии 11 класса (автор учебника Пономарева И.Н.)...
Практическая часть образовательной программы по биологии 8 класс.
В практической части разработаны лабораторные работы по темам биологии....
Образовательная программа по биологии 9 класс
1) знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированности ...
Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 7 класса "Высшие растения"
Методическая разработка...