Признаки живых организмов
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Признаки живых организмов. Царства живой природы.
Задачи урока:
- Сформировать представление о царствах живой природы, признаки, представителей царств.
- Научить определять растения, животные, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.
- Познакомить учащихся с многообразием живых организмов.
- Объяснить роль представителей разных царств в биосфере.
Оборудование и материалы: учебник, тетрадь-тренажер, рабочий лист ученика, комнатные растения.
Ход урока
- Орг.момент (готовность учащихся к уроку)
- Изучение нового материала
Организмы очень разнообразны по форме, размерам, внешнему и внутреннему строению, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем живым организмам, отличающие их от тел неживой природы.
- Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы? (ответы детей)
Пользуясь параграфом 3, пунктом : Важнейшие признаки живых организмов заполните рабочий лист.
Признаки живых организмов.
- Клеточное строение ( тело может состоять как из одной клетки, так и из множества) ( слайд 2, 3)
- Индивидуальное развитие (видеофильм)
- Размножение ( в результате из желудя вырастает дуб, из икринки развивается рыба, из куриного яйца появляется цыпленок) (слайд 4)
- Раздражимость (слайд 5)
Как же разобраться во всем многообразии живых организмов. Для этого необходимо разделить на несколько больших групп живых организмах, называемых царствами.
- Попробуйте дать определение понятию «царство»
Царство- самая крупная единица систематики.
Систематика- это наука о классификации. (запись в рабочий лист)(6 слайд)
- Пользуясь параграфом 3, выделите царства живой природы и запишите их в рабочий лист.
-Царства растения (слайд 7)
-Какими признаками характеризуются растения? (ответы учащихся) (растения могут приспосабливаться к различным условиям окружающей среды; растения не могут убежать от врагов, растут всю жизнь)
- Царства животные (слайд 8)
-Какими признаками характеризуются животные? (ответы учащихся)
- Царства грибы (слайд 9)
-Какими признаками характеризуются грибы? (ответы учащихся)
-Царство бактерии (слайд 10)
-Какими признаками характеризуются бактерии? (ответы учащихся)
- Закрепление
Загадки на тему: Царства живой природы
- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
- Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. (Березы.)
- Я из крошки – бочки вылез.
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) - В золотой клубочек, спрятался дубочек. (Желудь.)
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
- Какую траву любят кошки? (Валериану.)
- Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
- Есть дерево: свет наставляет,
Больных исцеляет. (Береза.) - Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) - Шевелились у цветка все 4 лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) - На когтях, на столб сосновый влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу, но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел.) - Что за птица, на яйца не садится, по чужим гнездам шныряет, своих деток не знает? (Кукушка.)
- Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она? (Ворона.) - Ей в ночь глухую не до сна. Промысел ведет она. (Сова.)
- Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
И все же голос свой имеет. (Скворец.) - У нее во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котел попала. (Щука.) - Маленькая, легенькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица.)
- Буро- серая птичка, которая отличается красивым пением. (Соловей.)
- Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки.)
- Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб).
- Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай не мешкай, это – ... (сыроежки.) - В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая как пень. (Боровик.)
Во время дальнейшей учебы вы получите много новых знаний о царстве природы, но главное правило, надеюсь, вы усвоите: береги и преумножай богатства родной природы! Не вреди ей!
- Выставление оценок, д/з выучить записи в рабочем листе, параграф 3. Сочинить мини-сказку на тему «Царства живой природы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Признаки живых организмов. Царства живой природы"
Урок разработан в соответствие ФГОС в 2015 году. Урок предназначен для 5-го класса по биологии. Учебно-методический комплекс "Сферы" по биологии для основной школы "Биология. Живой о...
Клеточное строение - общий признак живых организмов.
Презентация разработана к уроку "Клеточное строение - общий признак живых организмов" биология 5 класс УМК "Живая природа"...
Отличительные признаки живых организмов (5 класс)
Технологическая карта урока по теме "Отличительные признаки живых организмов" для 5 классов по УМК Пономарёва И.Н. построена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит презентацию....
Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов
видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...
Признаки живых организмов
Лекционный материал...
Методическая разработка проверочной работы к уроку по теме урока "Признаки живых организмов" в 9 классе
Эта проверочная работа может быть использована на этапе урока Актуализация, в качестве проверки домашнего задания, либо при первичном закреплении изученного материала в конце урока, либо как задания д...
Урок" Клеточное строение - общий признак живых организмов."
Урок открытия новых знаний...