Отличительные признаки живых организмов (5 класс)
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта урока по теме "Отличительные признаки живых организмов" для 5 классов по УМК Пономарёва И.Н. построена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otlichitelnye_priznaki_zhivyh_organizmov.rar862.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отличительные признаки живых организмов

Цель и задачи урока:

Цель: Обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о свойствах  живого. 

Задачи:

- обучающие  

  • отличие живых тел от тел неживой природы;
  • признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость;
  • организм — единица живой природы;
  • органы организма, их функции;
  • согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

-развивающие

  • продолжить формировать умение учащихся делать из них выводы;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

-воспитательные

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание культуры в организации учебного труда.
  1. Тип урока Урок изучения нового материала.
  2. Формы работы учащихся групповые, парные и индивидуальные.

Необходимое техническое оборудование Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

  1. Структура и ход  урока

Этапы урока

Содержание урока

УУД

1

Организационный момент

Регуляторные: волевая саморегуляция

Личностные: действие самообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2

Проверка усвоения  домашнего задания

-Какова роль растений и животных в жизни человека?

-Что изучает биология?

- Почему появились культурные растения и домашние животные?

- Какие биологические науки вы знаете?

- Расскажите об интересных для Вас обитателях Земли.

2

Подготовка к работе на основном этапе

  1. - По каким признакам вы отличите живые организмы от неживых? (живые и неживые объекты  - на столе)
  2.  - Построение плана изучения

– С помощью чего можно получить знания по данной теме? (справочники, учебник и т.д.)

Регуляторные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

3

Усвоение новых знаний и способов действий

1.(Работа в группах)

 - Назовите признаки, которые позволят вам утверждать, что организм живой? ( 1). попугай, 2). герань, 3). фикус, 4). рыбы в аквариуме). Запишите их на доске.

2.  Сравните результаты работы 4 групп. Укажите общие признаки, названные всеми группами.

Регуляторные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

4.

Реализация построенного проекта

1.Признаки живой природы (слайд 2,3,4…)

  • обмен веществ и энергии;
  • раздражимость;
  • рост;
  • развитие;
  • размножение;
  • имеют органы, которые выполняют определённые функции.

Орган – это часть организма, которая выполняет в нём особую функцию и обладает особым строением.

Все органы взаимосвязаны.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеобучающие: поиск и выделение необходимой информации, применение методовинформационного поиска; смыловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепирассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Какое свойство живых организмов представлено на слайдах? Обсудите с соседом по парте. Ответ поясняйте.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

6.

Самостоятельная работа

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

 - Реагирование на изменения в окружающей среде (раздражимость).

- Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества  (обмен веществ).

- Увеличение размеров тела (рост).

- Приобретение новых свойств (развитие).

- Воспроизведение себе подобных (размножение).

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекции; оценка – оценивание качества и уровня усвоении; коррекция.

Познавательные:

общеучебные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

7.

Включение в систему знаний и повторение

 - Докажите, что … живой организм.

Регулятивные: прогнозирование

8.

Рефлексия учебной деятельности

  1. Знания, полученные на уроке мне нужны, так как…
  2. Оценка работы на уроке…

 - самооценка

 - оценка учащимися

 - оценка учителем

3. Д/з п 2.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляия; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозированию. 

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.

Закончите предложения, используя термины из списка ДЛЯ СПРАВОК.

Реагирование на изменения в окружающей среде…

Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества…  

Увеличение размеров тела…

Приобретение новых свойств…

Воспроизведение себе подобных…

ДЛЯ СПРАВОК: раздражимость, размножение, рост, развитие, обмен веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов

видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...

технологическая карта урока "Отличительные признаки живого", 5 клас, УМК Пономарёва И.Н.

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого"

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого"...