Неделя экологии в школе
занимательные факты по биологии по теме

Материал о проведении предметной недели по экологии:

- План проведения недели;

- Разработки мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_ekologii_v_shkole.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 25 хутора Первая Синюха

муниципального образования Лабинский район

НЕДЕЛЯ ЭКОЛОГИИ

«Эта  хрупкая планета»

Подготовила  Афонина Л.А.

учитель биологии

МОБУ СОШ № 25

х. Первая Синюха

Лабинского района

Краснодарского края

   Цели и задачи:

  1. Развивать познавательный  интерес и любознательность к различным проявлениям  живой природы;
  2. развивать адекватную самооценку, умения слушать друг друга, сопереживать, радоваться успеху товарища;
  3. воспитывать экологическую культуру личности школьника;  чувство ответственности, любовь и бережное отношение к окружающему миру;
  4. Развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

Неделя экологии в школе

«Эта хрупкая планета»

                           

 Понедельник-     Открытие недели. Линейка

                               КВН «Мы и природа»     7 –е классы.

Вторник   -           Викторина «Знай и люби свой край»

Среда –               Устный журнал «Эта хрупкая планета» 5-  6 классы

               Экологический вестник. ( Подборка статей по                              экологии из периодической   печати.)

Четверг -              «Научить свое сердце добру»  8 класс.

                               Конкурс рисунков «Боль Земли» 5-8 классы

Пятница -              Пресс-конференция «Колокола тревоги» 9-11 классы

                               Конкурс рисунков «Планета глазами детей».2-4 кл.                                

                               Операция «Живи Земля»

ВИКТОРИНА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »

1.Когда был образован Краснодарский край?

2.Как раньше назывался город Краснодар?

3.Каковы координаты Краснодара? Какие города мира находятся на одной широте с   Краснодаром?

4.Назовите горные вершины края, высота которых более 3000 метров.

5.Как можно точнее назовите количество рек в крае.

6.Какая река края не имеет названия? Где она течет?

7.Где в крае находится самый высокий водопад?

8.Где в крае находится тисо - самшитовая роща - редкий памятник природы?

9.Какое растение, завезенное из Африки в 1950 году, встречается в Гривенских лиманах?

10.Какие морские млекопитающие обитают в Черном море?

11.В крае 15 заказников. Назовите их.

12.Почему Краснодарский край называют «житницей России»?

13.Назовите млекопитающих края, внесенных в красную книгу.

14.Какие промышленные предприятия края особенно загрязняют окружающую среду?

КВН «МЫ И ПРИРОДА»

 

Подготовка к КВНу (домашнее задание).

 

1.Название команды, эмблема, девиз, приветствие.

2.Плакат на экологическую тему, его защита.

3.Сказочная поляна (поделки из природного не живого материала).

4. Напиток из ягод, трав (название, состав, назначение).

 

                    ХОД  ИГРЫ

         

1.Представление команд (название, девиз, эмблема, приветствие).

2. Разминка. Исполнение строк песен о природе.

3.Домашнее задание. Сказочная поляна.

4.Викторина «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

 

  А) В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит

слово «лауреат». Что это за растение, где оно используется в настоящее время? (ЛАВР).

Б) Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти ягоды только что снятые с грядки? Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда - любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «черном ящике» (ОГУРЕЦ. Его плод – ягода).

 

В) В «черном ящике» лежит плод,  употребляемый в свежем, сушеном, моченом воде.  Этот плод принадлежит растению класса двудольных, дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестно опыляемое (опылители - насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма человека ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь? (ЯБЛОКИ).

Г) В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воинов от стрел и ударов мечей.

    Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение  Вселенной, т.е. он был наглядным пособием  при изучении астрономии.

     Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, и в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит в «черном ящике»? (ЛУКОВИЦА)

Д) В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика.  В1874 году Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным  исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что за лакомство лежит в ящике? (СЕМЕЧКИ).

Е) Рассмотрите ветки трех растений. Что это за растения? Почему данные растения можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех признаков

.(БЕРЕЗА, КЛЕН, ТОПОЛЬ, Все эти растения деревья, многолетние растения, опыляются ветром, их семена имеют приспособления для распространения ветром).

5.Конкурс напитков «Фантазии природы».

    (Участники конкурса приготовили напитки из трав и ягод, дают им названия, состав дегустируют противники)

6. Конкурс болельщиков.

   Сочинение «обвинительный акт» (отношение к природе, живым уголкам школы, имуществу)

 

7.Конкурс-защита плаката на экологическую тему (домашнее задание).

 

8. Конкурс капитанов.

    В течение 2-х минут написать названия растений и животных Краснодарского края, которые внесены в Красную книгу края.

      ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ

«КОЛОКОЛА ТРЕВОГИ».

( Звучит колокольный звон. Сначала тихо, потом постепенно набирает силу.)

  1. ВЕДУЩИЙ:. Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали «во дни торжеств» и людских бед, когда голосу человеческому не под силу было выкричать боль…
  2. ВЕДУЩИЙ: По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля! Они возвещают о приблизившейся вплотную ко всем нам экологической катастрофе!

1-ВЕДУЩИЙ:   Моя планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!..

2-ВЕДУЩИЙ:   Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет, все еще людям верит!..

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!..

1- ВЕДУЩИЙ:  Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали сознавать: наш дом, планета Земля в опасности! Она медленно погибает.

(звучат сигналы)

2-ВЕДУЩИЙ: Вы слышите звуки телетайпов?.. О чем же говорят сегодня телетайпные ленты мира?

 1-ВЕДУЩИЙ: Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

2-ВЕДУЩИЙ:Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

1- ВЕДУЩИЙ: В минуту вырубается 20 гектаров тропического леса.

2- ВЕДУЩИЙ: 5 млрд. тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.

1- ВЕДУЩИЙ: На грани превращения в пустыню 200 млрд. км. кв.- территория, в два раза превышающая площадь Канады.

2- ВЕДУЩИЙ: Экологическая катастрофа нависла  темной тенью над каждым человеком планеты Земля!

1- ВЕДУЩИЙ: Великие умы прошлого предвидели последствия безумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя, истребляя растительный и животный мир, отравляя, землю, воду, воздух. Сегодня, в начале 21 века, наступил кризис в отношениях между человеком и природой.

2- ВЕДУЩИЙ: Да, мы живем, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомбы замедленного действия, готовые в любой момент взорваться!

1- ВЕДУЩИЙ: Бомбы замедленного действия?!

2- ВЕДУЩИЙ: Да! Это так называемые ползучие катастрофы, когда беда на планете накапливается исподволь, как бы подкрадывается незаметно. Бомба замедленного действия – вода, ее гибель – наша гибель. Бомба замедленного действия – воздух. Бомба замедленного действия – перенаселение планеты, истощение природных ресурсов, истончение озонового слоя в атмосфере… Земля - исчезающая планета…

1 - ВЕДУЩИЙ: Земля - исчезающая планета?! Неужели столь мрачный прогноз может оправдаться? Вам не кажется, что ученые слишком сгущают краски?

2 – ВЕДУЩИЙ: Нет! Колокола тревоги зазвучали вовремя. Но опасность катастрофы слишком велика, чтобы не бить в набат!

1- ВЕДУЩИЙ: Можно только поражаться тому, с какой катастрофической скоростью человек научился умерщвлять природу! Еще вчера мы и не подозревали, что мир так изменился, что Земля уже не цветущий сад!

2- ВЕДУЩИЙ: Еще совсем недавно мы со спокойной совестью охотились, ловили рыбу, собирали охапки цветов, грибы, ягоды. Еще совсем недавно дым из каменных труб мог в худшем случае испачкать белье, висевшее на веревке у соседа. Сегодня дым из труб достигает соседних стран и грозит уже загрязнить землю целого государства. Еще вчера мы не задумывались, а хватит ли будущим поколениям чистой воды и чистого воздуха. Еще вчера…А сегодня…

1- ВЕДУЩИЙ: (в руках глобус Земли) Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она нам уже не кажется голубой, огромной, бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной, как голова ребенка! Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности…Она нуждается в скорой экологической помощи!

2- ВЕДУЩИЙ: Скорая экологическая помощь?

1- ВЕДУЩИЙ: Да! Центр экологической помощи создается при ООН. Со временем ученые экологи по заданию центра будут выезжать в места экологических бедствий, а сейчас проводится пристрастный «врачебный» осмотр планеты.

2- ВЕДУЩИЙ: Каков же диагноз?

1- ВЕДУЩИЙ: «Кожа» нашей планеты, ее живая оболочка- биосфера - заболела «раком», и возникает вопрос, излечима ли эта болезнь?

2- ВЕДУЩИЙ: Многие серьезные специалисты отвечают на этот вопрос отрицательно. Они указывают на повсюду распространившиеся «опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, трупы рыб в отравленных реках, завесу смога над городами.

1- ВЕДУЩИЙ: Словно гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение.

2- ВЕДУЩИЙ: «Шрамы на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю.

1- ВЕДУЩИЙ: Затуманились «глаза» Земли – озера, моря, океаны…

2- ВЕДУЩИЙ: Вам не кажется, что в пушкинской « Сказке о рыбаке и рыбке» есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли? В Золотой рыбке мы увидели природу – мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе – самих себя! Сказка подсказывает: Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться, в конце концов, у разбитого корыта!..

1- ВЕДУЩИЙ: Будем же беречь нашу Землю!!  Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано… Земля с ее биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!

2- ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы проводим пресс-конференцию «Колокола тревоги», поднимаем вопросы экологии нашего хутора. У нас в гостях глава поселения Убоженко В. Ф., депутаты местной власти, директор школы Тарасенко Е.Н., представители здравоохранения.

    (выступления гостей, ответы на вопросы учащихся)    

  1- ВЕДУЩИЙ.

Давайте будем беречь планету.

Во всей вселенной похожей нету,

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?..

УЧИТЕЛЬ. А сейчас мы предлагаем вашему вниманию выдержки экологического манифеста, который составил  отечественный ученый Н.Ф. Реймерс. Слово манифест в переводе с латинского языка означает призыв, обращение к людям.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ   МАНИФЕСТ

ЧАСТЬ 1

    Природа! Тысячелетиями мы боролись с ней, покоряли ее, преобразовывали, уничтожали. Мы не заметили, что уже не прежняя, а измененная нами природа довлеет над нами. Брошенный нами бумеранг возвращается. Мы сами занесли меч над своей головой.

       Миллион транзисторов не заменит куска хлеба голодному, миллиард телевизоров не спасет от жажды, триллион машин не даст глотка задыхающемуся. Умереть под горой технических побрякушек – удел лишь жадных глупцов.

        Выбрасывать 98%  используемого природного вещества и потреблять из него не более 2% - не лучшая стратегия развития.

          Если химия умеет все, то прежде всего убивать. Пестициды уничтожают не только вредителей. Они угрожают всему живому на  Земле, и прежде всего человеку.

           Физика Земли должна быть неизменной. Атом войны – это вечная зима смерти, испепеляющий планету ураган.

           Шум – враг номер один. Он физический наркотик, калечит тело и душу. Тишина нужна миру.

          Радиоволны несут одну информацию и разрушают другую – генетическую. Они способны уничтожить банк данных жизни. Им место лишь в закрытых каналах связи.

          Океан – мировая свалка и сточная канава – уже задыхается от грязи, теряет способность к самоочищению. В наших интересах сохранить его чистоту.

           Вода – кровь Земли и должна течь хрустальными струями.

           Почва – кожа Земли. Эрозия ее разрушает, химия травит, свалки душат. Без почвы нет, и не будет процветания.

            Безмерные возможности планеты – неумный вредный миф. Мы живем на маленьком космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной. Не природе нужна наша защита – это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Человек лишь миг в ее жизни, она же бесконечна.

Человек для нее деталь, она для него – все. А ПОТОМУ – НЕ ВРЕДИ!!!

ЧАСТЬ 2

       Люди, прозрейте! Труд вас сделал разумными, Земля дала пищу и кров, капитал  обогатил, наука повела в будущее. Грядет новая эпоха. На пороге -  глобальная революция, мировая революция экологии. Ее   цели – выживание и благополучие человека. Это революция гуманизма, путь любви и счастья, здоровья, мира и радости для всей планеты.

      Биосфера серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека в ее жизнь. Безумная техника  сминает природу, кромсает биосферу, давит человечество, травит Землю. Смог, удушающий людей, озоновые дыры над полюсами и чума 20 века -  СПИД достаточное тому доказательство. В обращении с планетой, с самим человеком нужны глубокие знания и мудрая осторожность. Они – символ экологии. Природа требует воспроизводства. В особой заботе нуждается человек.

            Мы – за науку и технику здоровья и жизни.

            Мы – против техники и науки разрушения.

            Гений человечества должен служить только людям, их процветанию.

            Зеленый цвет – всему, что сберегает ресурсы жизни.

            СТОП – любому, кто транжирит их.

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«ЭТА ХРУПКАЯ ПЛАНЕТА»

ВЕДУЩИЙ. Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотография и из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся  вместе с тобой в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца…  (выходит ученик  с глобусом в руках)

1-й ЧТЕЦ: Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

2-й ЧТЕЦ: Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-20% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки – на 60%.

1-й ЧТЕЦ: Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления разведанных запасов нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа - через 50 лет, угля - через 200 лет, железа – 250 лет, цинка – 25, свинца – через 20 лет.

2-й ЧТЕЦ: Концентрация токсических синтетических веществ в сточных промышленных водах, поступающих в естественные водоемы, превышает предельно допустимые нормы в 50- 150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все ее запасы уже к 2100 году…

ВЕДУЩИЙ. Закончился 20 век. Век, в котором человечество приблизилось к грани экологической катастрофы. 20 век оставил нерешенными вопросы выживания. Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

Прощай, 20 век, ты стал великой болью.

Мы верили в тебя, когда ты был не прав.

Прощай, 20 век, ведь мы тебя любили.

Прости своих детей за их нелегкий нрав.

Прощай, 20 век, убогий и прекрасный.

Прощай, 20 век, в безмерной высоте.

Прощай, 20 век, великий и ужасный,

Мелькнувший над Землей в крови и нищете…

Прощай, 20 век, святоша и безбожник,

Обманщик и мудрец, философ и факир.

Прощай, 20 век, убийца и художник,

Оставишь ли в живых безумный этот мир?!

УЧИТЕЛЬ: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»,- так писал более ста лет тому назад Л.Н.Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц – становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная – охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля  шарообразная. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает,- ученые, писатели, работники заповедников, многие другие,- обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.

    А сейчас мы отправляемся по страницам путешествия нашего устного журнала.

СТРАНИЦА 1: ЗАГАДКИ

  1. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук- серебрянка)
  2. Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок)
  3.  Лыко дерет, а лаптей не носит. (Коза)
  4. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
  5. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)
  6. Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
  7. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)

  1. Угадайте, это кто ходит в костяном пальто? (Черепаха)
  2. Грызун, который набивает щеки едой. (Хомяк)

10. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановок! (Стриж)

СТРАНИЦА 2: ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

   ВЕДУЩИЙ. Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картины. Сейчас перед вами развернется выставка работ очень известных художников, а нашему жюри предстоит оценить ожившие картины.

Инсценировка по картине В.М.Васнецова «Три богатыря».

 

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: (глядя вперед, из- под ладони) Эх, полюшко – поле! Ни живо ни мертво ты стоишь, будто после побоища…

АЛЕША ПОПОВИЧ: (кивая на камень). Тут что-то написано. (читает) Налево пойдешь – на химзавод попадешь… Направо пойдешь – на свалке пропадешь…Прямо поедешь – на бездорожье костей не соберешь… Ну и заехали мы! (снимает шлем, вытирает испарину со лба)

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ: (тревожно) Глядите, туча черная над полем стелется – не к добру все это! Неужто силы темные, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб химзавода валит.

АЛЕША ПОПОВИЧ: А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле? Отчего трава на нем пожухла, а птицы улетели?

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Оттого что много лет на этом поле шла битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растет: всю-то ее замучили, землю-матушку, пестицидами да нитратами.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ: Это что же, зря значит, мы, богатыри русские, поля эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Нет, не зря, Никитич! А, ну-ка, поворачивай своих коней, поедем к меру, вече соберем! Видать опять наше время пришло, богатырское!..

Инсценировка по картине В.Г. Перова «Охотники на привале».

( Действующие лица расположены в тех же позах, что и на картине, но вместо дичи на переднем плане авоська с консервами и бутылками лимонада)

1-й ОХОТНИК:  (продолжая рассказ)  Иду я,  значит, по лесу, а на меня из-за кустов волчище! Пасть-то! Глаза горят!..

2-й ОХОТНИК: (перебивая) Ну ты и хватил, Петрович!

1-й: А что?

2-й: (насмешливо) А то, что волков в этих лесах годов сорок как истребили!

3-й: Да не спорьте вы! Петрович, давай дальше!

1-й: Да… А этот волк… то есть я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда-сюда! Я ее на мушку взял…

2-й: (хохочет) Ой, не могу! Не могу! Надо же, лису увидел!

3-й: (примиряющее) Ну что ты к нему пристал?

2-й: ( с вызовом ) А что он! (первому) Может ты лес с зоопарком перепутал?

1-й: ( смущенно)  Ничего я не перепутал..

2-й: Вот в зоопарке звери точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира одни туристы остались.

1-й: ( смущенно) Ничего я не перепутал… А может, я того…и впрямь в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была! А этот, как его? С ушами, который все от волка бегает.

3-й: Заяц, что ли?

1-й: Точно, косой такой…

2-й: (третьему) Не слушай ты его. Это он с мультиками перепутал. Правда, Петрович? Там еще волк все время кричит «Ну, заяц, погоди!» Он у тебя так не кричал?( довольный хохочет).

1-й: Ох и скучный ты человек!

2-й: Не скучный, а трезвомыслящий.

1-й: (в сердцах) Думаете, я не знаю, что наши леса пустые да вытоптанные стоят? Что в них поганки и те уже не растут? Да я ружье-то с собой давно уже не ношу. Один чехол, для вида. Что же, мне и помечтать нельзя?

2-й: Ладно, не сердись, Петрович! У самого муторно на душе. Давай-ка лучше порадуемся за тех хищников, которые от нас, людей, убереглись! Дай им Бог хорошего потомства!

СТРАНИЦА 3: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ВЕДУЩИЙ: Чтобы любить природу, нужно ее знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных  фактов из жизни зеленых обитателей: зверей, птиц, насекомых.

ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ.

     А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору – и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

        Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Не так давно его завезли в Крым и на Кавказ. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет. А вот плоды колбасного дерева хоть и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.

        В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево, Конечно на нем поспевают не булки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

       Самое твердое на свете дерево – железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах – черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

          Бумажное дерево - из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.

         Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, используемое при производстве свечей и мыловарении.

          Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

          Карандашное дерево – красный можжевельник – растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с  розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она на оболочку карандашей.

КОНКУРС «ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

1.В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)  

2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. ( Кузнечик).

3. В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. ( Божья коровка).

4. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирают личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков листоедов.( Скворцы)

СТРАНИЦА 4: ПРО ЗЕЛЕНЫЕ ЛЕСА

ВЕДУШИЙ: Перелистываем еще одну страницу нашего журнала. Ребята, но на ней ничего не написано. Она совершенно чистая. Вам предстоит ее заполнить самим.

Создаем 2 команды по 4 человека. Каждой команде надо написать названия известных вам пород деревьев. Кто больше вспомнит их, тот и победит в этом конкурсу. Время 2 минуты.

СТРАНИЦА 5: ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА

1. Самое большое животное на Земле. ( Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой – голубой или синий. Его длина примерно 33 метра. На его спине могут уместиться 30 слонов).

2. Самые страшные или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов)

3. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает собака – кошка. Развивает скорость до     120 км\час.)

4.Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м. и весят более 300 кг.)

5. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Длина до 10 метров.)

6.Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 метра, весит до 100 кг.,  развивает скорость до 50 км\час).

7. Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывается 400-500 видов. Самые маленькие величиной со шмеля. Съедает птица в 2 раза больше своего веса.)

8. Самый большое животное на суше. (Слон. Индийский слон весит 5-6 тонн, африканский- 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9.Самое высокое животное. (Жираф. Достигает роста 5,5-6 метров. Весит 1 тонну.)

10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии, около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом свыше 2,5 метров, а на свет появляется размером всего 3 см. Прыгает до 3 м. в высоту и до 12 м. в длину.)

11. Самые большие обезьяны. (Гориллы. Длина тела взрослого самца может достигать 2 метра, а вес 270 кг.)

12. Самая большая черепаха. ( Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 метра. Может голодать по 18 месяцев.)

СТРАНИЦА 6: ЦЕЛЕБНОЕ ЛУКОШКО (О ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЯХ)

Много трав растет полезных на земле родной.

Помогают от болезней мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства люди делают лекарства.

 

1.Ты растение не тронь, жжется больно, как огонь. (Крапива)

(На экране высвечивается растение)

     Отваром крапивы моют голову. Она останавливает кровь. « Берем сырую крапиву, толчем ее и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит»,- так писали в 17 веке русские врачи. Это применение основано на том, что в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь.

   

   2.Стоят кругом сестрички - желтые глазки, белые реснички. (Ромашки.)

      (На экране высвечивается растение)

      Родина ромашки – Америка. У кого горло болит, возьми стакан молока, стакан воды,  одну щепотку ромашки и одну ложечку липового меда, смешай все, вскипяти, процеди , остуди и пей вместо чая.

      Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. А кто часто умывается крепким отваром, у того кожа лица делается бархатистой и нежной. Ромашку полезно держать там, где хранятся продукты, тогда не будет мышей. Врачи лечат ею простуду, лихорадку, зубную боль.

   3. Называют «ноготки» цвета желтого цветки.

       Как еще нас называют? Для чего нас применяют? (Календула).

(На экране высвечивается растение)

     Календула – излюбленное народное средство. В практической медицине используют настойку. Применяют как противовоспалительное, ранозаживляющее, болеутоляющее средство. Помогает при порезах, ожогах, фурункулезе. Препараты календулы применяют при гастритах, язвенной болезни, заболевании печени.

    4. Горел в траве росистой, затем померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик).

       ( На экране высвечивается растение)

      Одуванчик – растение лекарственное. Его применяли от разных болезней еще в древности. Сейчас в основном, используют корни, которые выкапывают поздней осенью. Пьют настои из корня для улучшения аппетита и при  некоторых желудочно-кишечных заболеваниях. Молодые листья одуванчика содержат много витаминов и годятся в салат, только предварительно надо подержать их полчаса в соленой воде, чтобы удалит горечь.

 5. Тонкой стебель у дорожки, на конце его – сережки,

     На земле лежат листки – маленькие лопушки. (Подорожник)

(На экране высвечивается растение)

        Люди давно знают лечебные свойства подорожника. Древнегреческие, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, - плантаглюцид, который помогает при болезни желудка.

6. На больших столбах подряд лампы белые висят.

Расцветает он весной, только снег сойдет лесной. (Ландыш)

( На экране высвечивается растение)

        Все растение ландыша ядовитое, но препараты из его листьев, цветков, семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца и действуют как успокаивающее средство. Это растение используют и в парфюмерии – ведь аромат ландыша незабываем.

7.Дикой розой называют, как лекарство применяют. (Шиповник)

( На экране высвечивается растение)

Природе не известно растение, более богатое витаминами С,  чем плоды шиповника. Из лепестков можно приготовить варенье, вкусный чайный напиток. А из плодов шиповника готовят множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов. На Алтае и в Сибири в ход идут семена растения. Их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе. Медики считают, что те, кто пьет полстакана отвара в день, запасаются бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

УЧИТЕЛЬ: Как видите, растительный мир – неисчерпаемая кладовая природных лекарств. На протяжении тысячелетий растения помогали людям, и сегодня препараты их служат незаменимым сырьем для получения целого ряда лекарственных средств. Но помните: в целях усиления охраны и воспроизводства лекарственных растений сбор их  бывает ограничен, а иногда и строго запрещен. Поэтому нужно знать меру!

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты и деревья, и кусты.

И не будет красоты, и не будет доброты,

Если только я и ты, если мы сорвем цветы…

СТРАНИЦА 7: ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ

 

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются звери, охраняются  змеи,

Охраняются даже цветы.

             Обеднение растительного мира продолжается по многим причинам. Некоторые растения очень страдают от вытаптывания. Люди, не пользующиеся тропинками во время прогулки по лесу, приносят им немалый вред.

             Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают все до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать их в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. И еще есть одна привычка людей, собирать букеты, хотя букет очень быстро увядает. Цветы погублены. Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Конечно, у нас кое-что делается для охраны редких и исчезающих растений. В тех местах, где они растут, создают заказники. Но ведь это крохотные и очень не многочисленные клочки земли. А цветы исчезают повсюду. Поэтому во многих местах, и у нас в Краснодарском крае, запрещен сбор десятков видов растений. Многие из них занесены в Красную книгу Краснодарского края. (Демонстрируется книга). Красная книга – это сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждение. В эту книгу занесены животные и растения, которых на земле осталось очень мало. Они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасти: запретить охотиться на них, охранять в заповедниках. Люди думали, что природа неисчерпаема, но просчитались. В Красную книгу Краснодарского края внесено 150 видов растений и 100 видов животных. Некоторые встречаются в нашей местности: пион узколистный, мускари (фотографии растений демонстрируются на экране). Мы их должны сохранить!

      Отбирая у природы самое-самое: самое красивое, самое яркое, самое душистое,- мы в результате грабим себя.

УЧИТЕЛЬ. Перевернута последняя страница нашего журнала. Уверена, что наша встреча не прошла даром. Кто-то задумался над своими поступками, так как не всегда поступал правильно, кто-то решил уже сегодня посадить дерево, а кто-то понял, что любит природу и всегда будет ей помогать.

НАУЧИТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ ДОБРУ

( информационный блок)

1-й ученик. «Природа дала нам в руки  большую  интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестным и диким». Так сказал Аристотель.

2-й ученик. Пройдет время, и другой философ – Гегель разовьет эту мысль таким образом: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то это еще не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

3-й ученик. Все верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать.

4-й ученик. А могу ли я чувствовать чужую боль, как свою собственную, могу ли делать добро, не раздумывая, не рассчитывая получить что-то взамен? Представим простую ситуацию. Она будет своеобразным тестом на человечность. Из душного города мы выезжаем на природу. Выбираем поляну получше, покрасивее. Природа нас встречает радушно. Как хорошо любоваться прелестью яркой листвы, лесной земляникой на солнечном пригорке, отражением солнца в каплях росы…

Заходите в орешник! Орехи поспели.

Нагибайте орешник, не ломайте без цели.

Всех орехов не рвите, оставьте для белок.

Нет  им лучше утехи,

им лесные орехи важней посиделок.

Покидая орешник, скажите спасибо.

Улыбнется орешник, скажет в путь вам: -  Счастливо!

5-й ученик. Да, полянка ничего себе, и орешник тоже. Только я знаю по опыту: все наши сразу кинутся рвать цветы, а потом ты просто оглохнешь от треска ломаемых веток орешника

Мы в букет собрали маки жаркие,

много незабудок голубых

А потом цветы нам стало жалко,

снова в землю посадили их

Только ничего не получается:

от любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней  расти они не станут.

6-й ученик. Да, цветы всегда трогательны и беззащитны. Вот что сказал об этом        Р. Гамзатов. ( Звучит музыка П. И. Чайковского – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

7-й ученик.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

1-й ученик. Да, мы привыкли относиться ко всему на свете, не задумываясь о последствиях. Помню, как нас охватила жажда. И мы накинулись на березовый сок. Кто наберет, кто выпьет больше?

Кору березы рассекли – глазком живым чернела ранка,

И слезы чистые текли в подставленную кем-то банку.

(Звучит песня «Не рубите, мужики» в исполнении группы «Любэ»)

2-й ученик. И вот, отведав березового сока, мы возвращаемся в город. А что же осталось после нас?

Все так изранено в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет

3-й ученик. Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного и беспристрастного свидетеля наших поступков. Замечали ли вы, какой радостью наполняется оно, когда в морозное утро вы сыплете на подоконник теплые хлебные крошки, а воробьи и синички с удовольствием клюют их?

Дощечка и четыре планки,

Кормушка есть, к чему вопрос.

Насыпал зернышки вразброс.

Клюет, стучит лесов беглянка.

А может, это СОС морзянки

О том, как гибелен мороз?

4-й ученик. Говорят, одна и та же птица в разное время года может быть то полезной человеку, то вредной. А, по-моему,  все это пустое, мне кажется, что самая маленькая птаха – это теплый кусочек Родины. Как же не любить ее? Мысль о небе заставляла уральских шахтеров  брать с собой под землю веселых канареек. Петр 1, когда строил северную столицу, велел наловить певчих птиц в средней полосе России и выпустить их на берегах Финского залива. Пусть-де люди радуются пению родных птиц. Красота – она всем нужна!

5-й ученик. Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны, мы хвалимся достижениями науки и техники, а с другой – вынуждены говорить о поступках безнравственных и позорных, которые не должны иметь место в жизни.

6-й ученик. 

Я предал пса, что был ко мне привязан,

Как добрый человек, как друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.  

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал,-

Я тоже был с разлукою знаком,-

И вот он у меня под боком дышит

И руку лижет вязким языком.

Ну что тут скажешь? – Рабская натура!

Давно ли от обиды голосил?

Ну, хоть бы раз в отместку или сдуру

Меня по-зверски яро укусил!

7-й ученик. Собаке за верную и жертвенную службу не раз ставили памятники. В Санкт-Петербурге есть такой монумент.            

1-й ученик. Цена жестокости… Это рубль, доллар? И да, и нет! Оказалось ее нельзя вычислить на счетах…

           Группа подростков ночами угоняла лошадей из совхоза. Мальчишки мчались на них по полям и лугам, а потом взмыленных лошадей бросали. Нередко коней загоняли насмерть. Рабочая лошадь к скачкам не привычна, от бешеного кросса у нее может разорваться сердце. А мальчики? Жестокость обезображивает человеческую душу.

2-й ученик. Примеров людской дикости, увы, много.

Мне вспоминать об этом горько,

Но я не вспомнить не могу:

Гнедая кобылица Зорька

Паслась на пушкинском лугу.

Вокруг нее, такой же масти,

Играл и путался у ног

Смешной, глазастый, голенастый,

С волнистой шерстью сосунок.

Она густой травы  наелась,

Стряхнула гриву с головы.

Ей поваляться захотелось

В прохладной свежести травы.

Весь день она возила сено,

Звеня колечком под дугой,

Согнув точеное колено

Одной ногой, потом другой.

В истоме легкости и лени

Предзакатного тепла

Она склонилась на колени

И на бок медленно легла.

Заржала радостно и сыто,

Собой довольная вполне,

Над брюхом вскинула копыта

И закружилась на спине.

Откуда было знать кобыле,

Что на нескошенном лугу

Вчера здесь гости были. Пили

И пели в дружеском кругу.

А кто-то с мудрою ухмылкой,

В хмельной беспечности удал,

Бутылки бил пустой бутылкой

И в воздух горлышки бросал.

Дрожит кобыла стертой холкой,

Всей кожей с головы до ног,

И конюх ржавою карболкой

Ей заливает красный бок.

Стекает кровь из рваной  раны

В мою горячую строку,

И ребра, как меридианы,

Сквозь кровь белеют на боку.

3-й ученик. Мы сумели подняться на целую ступень выше зверей и птиц. Мы воспитали в себе человеческие чувства: душевную отзывчивость, Сознание своей ответственности перед другими, готовность прийти на выручку.

4-й ученик. Люди! Берегите добро в своем сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его. Помните: от того, куда приведет эта борьба, зависит не только чья-то жизнь, но и ваша судьба.

5-й ученик. Мне кажется, если человек хоть раз от души сделал добро незнакомому человеку или животному,- это уже человек. «Доброта есть исполнение нравственной силы»,- утверждал Л. Толстой. Значит, доброта – средство совершенствования человека, это оружие, страхующее нас от грядущих бед, гарантия процветания всей планеты.

6-й ученик. Человек берет уже 2% естественной биологической продукции планеты! Немного? Но как берет! Ведь при этом он подрывает воспроизводящие силы природы. Да, от нас с вами пока мало что зависит, но ведь и мы порой решаем вопрос: пожалеть, к примеру, лягушку или, растоптав ее, спокойно пойти дальше?   Лягушка мыслить не умеет…Что о ней беспокоиться!

7-й ученик. У каждого живого существа есть свое законное место в биосфере. Истребите ту же лягушку - и биосфера будет больна. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у него в крови пропали какие-нибудь ферменты. С этой точки зрения вообще любая тварь так же ценна, как человек. Такова жизнь, человек не может отменить ее законы – так он отменил бы самого себя …

( Звучит музыкальная заставка программы «В мире животных».)

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Дмитриев Ю. Большая книга леса. Москва, 1974.
  2. Рахманова А.И. Птицы – наши друзья. Москва, 1989.    
  3. Журналы «Биология в школе» разных лет.
  4. Журналы География в школе» разных лет.
  5. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1974.
  6. Красильникова Н.А. Жизнь растений. Москва. Просвещение. 1974.
  7. Наумов С.П. Жизнь животных. Москва. Просвещение. 1971.
  8. Сухин И.Г. 800 загадок. 100 кроссвордов. Москва. Новая школа. 1996.
  9. Вахромеев М.Г. Растения Красной книги. Москва. Педагогика. 1990.
  10. Нагалевский В.Я.  Красная книга Краснодарского края. Краснодарское книжное издательство. 1994.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя биологии и экологии в школе

План проведения недели биологии и экологии в школе, положения по ряду конкурсов, планы уроков в игровой форме, анализ проведенной недели биологии...

Методическая разработка по теме "Неделя экологии в школе"

В данной методической разработке представлен опыт работы по проблемам экологического воспитания. Ценность материалов состоит в том, что приложения имеют практико-ориентированную направленность, ...

Неделя экологии в школе

План мероприятий на неделю экологии в школе...

План к неделе биологии и экологии в школе 2014

подробный план проведения недели биологии и экологии в школе...

Неделя экологии в школе

План мероприятий при проведении в школе недели экологии...

Неделя экологии в школе.

Проект " Экологические проблемы сельской местности"...

Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...