Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progrmma_9_klass.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 9 класса
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 8 классе выделено 70 ч. (2 ч. в неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2006г
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне.
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.
В данной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 ч.) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;
освоение следующих общепредметных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.
3 Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие у м е н и я и
н а в ы к и, определяемые стандартами:
3.1 Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
3.2 Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
3.3 Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
3.4 Самостоятельное на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.
3.5 Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
3.6 Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
3.7 Определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.
4 Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются у м е н и я самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает н а в ы к и деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:
4.1 Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
4.2 Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
4.3 Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
4.4 Умение готовить и делать сообщения.
4.5 Умение пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации.
4.6 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5 Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие у м е н и я и
н а в ы к и, определяемые стандартами:
5.1 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5.2 Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
5.3 Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
5.4 Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
5.5 Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7 Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
7.1 Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
7.2 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
7.3 Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
7.4 Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
7.5 Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса биологии 9 класса
Введение. Биология в системе наук (3 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Раздел I. Уровни организации живой природы (44 ч)
Глава 1. Молекулярный уровень (9 ч)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.
Вирусы.
Глава 2. Клеточный уровень ( 10 ч)
Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Деление клетки. Митоз.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
• Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.
• Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Глава 3. Организменный уровень ( 14ч)
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
• Изучение изменчивости у растений и животных.
• Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
• Решение генетических задач.
Генетика человека
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа:
• Составление родословных.
Основы селекции и биотехнологии
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 4. Популяционно – видовой уровень ( 3ч)
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.
Глава 5. Экосистемный уровень (4ч)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Лабораторные работы:
• Строение растений в связи с условиями жизни.
• Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
• Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Практические работы:
• Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
• Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Глава 6. Биосферный уровень (4ч)
Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Экскурсия:
• Среда жизни и ее обитатели.
Раздел II. Эволюция органического мира (13ч)
Глава 1. Основы учения об эволюции (7ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа:
• Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 2. Происхождение и развитие жизни на Земле (6 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Экскурсия:
• История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).
Раздел III. Основы экологии (8ч)
Глава 1 Огранизм и среда ( 5ч)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.
Лабораторная работа• Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме
Глава 2. Биосфера и человек (3ч)
.
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лабораторная работа.
• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Ресурсное обеспечение рабочей программы по биологии для 9 класса:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008. – 303 с.
м е т о д и ч е с к ое п о с о б и е д л я у ч и т е л я:
Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
д о п о л н и т е л ь н ая л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я:
Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.
Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;
н а у ч н о - п о п у л я р н а я л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я:
Ауэрбах, Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 2009.
Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО»Астрель», 2009. – 464 с.: ил.
Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2008. – 400 с.: ил.
MULTIMEDIA-поддержка курса «Биология. Животные».
Лабораторный практикум. Биология. 6–11 классы: учебное электронное издание. – Республиканский мультимедиа-центр, 2004 г.
Лаборатория КЛЕТКА.
Лаборатория ГЕНЕТИКА.
Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ.
Календарно – тематическое планирование курса биологии в 9 классе
№ п/п | Система уроков | Оборудова ние | Планируемые результаты обучения | Тип, форма урока | Дата по плану | Дата факт. | |
Содержание урока в соответствии с ФГОС | Планируемый результат: учащийся должен знать/уметь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | |||||||
1(1) | Биология – наука о жизни | Таблицы, рисунки, фотографии | Базисный уровень: знать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видо-вой, экосистемный, биосферный. Приводить примеры Продвинутый уровень: иметь представление о том, что современная биология – комплексная наука. Знать о роли биотехнологии | Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи Продуктивный: характеризовать уров-ни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Доказывать, что современная биология – комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры | ИНМ, беседа, лекция | ||
2(2) | Методы исследования в биологии | Таблицы «Условия прорастания семян», «Фотосин тез», схемы | Базисный уровень: Знать методы изучения живой природы. Приводить примеры Продвинутый уровень: иметь представление об основных этапах научного исследования. Знать основополагающий принцип в науке. Сравнивать понятия «гипотеза» и «теория» | Репродуктивный: называть методы изучения живой природы Продуктивный: характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования. Характеризовать основополагающий принцип в науке. Проводить сравнение гипотезы и закона или теории | КУ, групп. работа | ||
3(3) | Сущность жизни и свойства живого | Схема на доске, магниты | Базисный уровень: знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма Продвинутый уровень: приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук. Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры | Репродуктивный: называть общие признаки (свойства) живого организма Продуктивный: характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры | ИНМ, беседа, лекция | ||
II. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (44 часа) | |||||||
2.1. Молекулярный уровень (9 часов) | |||||||
1(4) | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | Схемы на доске, рисунок на с. 17 учебника; разноцветные магнитные «кнопки» | Базисный уровень: называть элементы, преобладающие в составе живых организмов, перечислять их свойства и значение Продвинутый уровень: обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне | Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение Продуктивный: характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне | КУ, групп. работа | ||
2(5) | Углеводы | Рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать и называть вещества, входящие в состав углеводов. Знать основные функции углеводов в организме Продвинутый уровень: знать классификацию углеводов; общую формулу углеводов; приводить примеры моно-, ди- и полисахаридов, знать особенности их строения. Обосновывать принадлежность углеводов к биомолекулам | Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов Продуктивный: характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп | ИНМ, беседа, лекция | ||
3(6) | Липиды | Рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: иметь представление о составе и строении липидов, знать их функции | Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов | ИНМ, беседа, лекция | ||
Продвинутый уровень: обосновывать принадлежность липидов к биомолекулам | Продуктивный: характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам | ||||||
4(7) | Состав и строение белков. Функции белков | Таблица, модель белка, рисунки и схемы на страницах учебника | Базисный уровень: знать состав и строение, уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул; функции белков в организме Продвинутый уровень: обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения | Репродуктивный: называть мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме Продуктивный: характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам | ИНМ, беседа, лекция | ||
5(8) | Нуклеиновые кислоты | Таблица, рисунки на страницах учебника, модель ДНК | Базисный уровень: знать типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Знать функции ДНК и РНК, типы РНК. Продвинутый уровень: знать строение нуклеотидов – мо-номеров ДНК и РНК; обосновывать значение НК в организме. Сравнивать молекулы ДНК и РНК | Репродуктивный: давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК Продуктивный: характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение | ИНМ, беседа, лекция | ||
молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам | |||||||
6(9) | АТФ и другие органические соединения клетки | Таблица, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: иметь представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции (о превращениях молекулы АТФ в клетке). Иметь представление о роли витаминов в организме Продвинутый уровень: знать классификацию витаминов. Приводить примеры авитаминозов | Репродуктивный: давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов Продуктивный: характеризовать особенности строе- ния молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов | КУ, групп. работа | ||
7(10) | Биологические катализаторы | Рисунки на страницах учебника; лаборатор-ное оборудова-ние | Базисный уровень: знать свойства ферментов и механизм катализа. Продвинутый уровень: объяснять роль ферментов в организме. Иметь представление о коферменте | Репродуктивный: давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций Продуктивный: характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме | КУ, групп. работа | ||
8(11) | Вирусы | Таблица, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать особенности строения и функционирования вирусов. Знать способы борьбы со СПИДом Продвинутый уровень: знать об особенностях различных вирусных заболеваний; приводить примеры вирусных заболеваний растений, животных и человека | Репродуктивный: перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом Продуктивный: характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам | ИНМ, беседа, лекция | ||
9(12) | Обобщение и контроль знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | Базисный уровень: знать особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение Продвинутый уровень: Обосновывать качественный скачок от неживой к живой природе | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение Продуктивный: характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значение | КУ, групп. работа | |||
2.2. Клеточный уровень (10 часов) | |||||||
1(13) | Основные положения клеточной теории | Таблица, фотографии ученых; микроскопы, микропрепараты | Базисный уровень: знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Продвинутый уровень: знать и называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток | Репродуктивный: называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории Продуктивный: характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии | ИНМ, беседа, лекция | ||
2(14) | Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки | Таблица, рисунки на страницах учебника. Микроскоп. микропрепараты | Базисный уровень: знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Знать строение и функции ядра Продвинутый уровень: знать механизм фаго- и пиноцитоза, объяснять их значение. Сравнивать диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Обосновывать значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра Продуктивный: характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз). Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. | ИНМ, беседа, лекция | ||
Проводить сравнение прокариотических и эукариотических организмов | |||||||
3(15) | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | Таблица, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, перечислять их функции. Знать виды пластид Продвинутый уровень: обосновывать наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами | Репродуктивный: называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид Продуктивный: характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами | ИНМ, беседа, лекция | ||
4(16) | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки) | Таблица, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: иметь представление о строении клеточного центра и органоидов движения; знать функции клеточного центра и органоидов движения; сравнивать прокариоты с эукариотами. Обосновывать роль спор в жизни прокариот Продвинутый уровень: знать признаки отличий включений от органоидов клетки, приводить примеры клеточных включений; выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами | Репродуктивный: называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки Продуктивный: характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки. Объяснять роль спор в жизни прокариот | КУ, групп. работа | ||
5(17) | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке | Таблицы, схемы, разноцветные магнитные «кнопки» | Базисный уровень: описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке; знать этапы энергетического обмена | Репродуктивный: давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма | ИНМ, беседа, лекция | ||
Продвинутый уровень: обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. Иметь представление об образовании АТФ в ходе энергетического обмена в клетке | Продуктивный: характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки | ||||||
6(18) | Типы питания клетки | Таблицы, схема процесса фотосинтеза на странице 67 учебника | Базисный уровень: знать характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания. Знать особенности процессов фото- и хемосинтеза Продвинутый уровень: знать о гетеротрофном питании некоторых растительных организмов, об организмах со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов Продуктивный: характеризовать (описывать) особен- ности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза | КУ, групп. работа | ||
7–8 (19–20) | Синтез белков в клетке | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, таблица генетического кода | Базисный уровень: иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов) Продвинутый уровень: обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции) Продуктивный: характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль | ИНМ, беседа, лекция | ||
ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке | |||||||
9 (21) | Деление клетки. Митоз | Таблица, микроскоп, микропрепараты, модели клеток | Базисный уровень: знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки Продвинутый уровень: обосновывать биологический смысл митоза | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки Продуктивный: характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза | ИНМ, беседа, лекция | ||
10 (22) | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); основные положения клеточной теории; сравнивать автотрофные и гетеротрофные организмы; знать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); объяснять сущность митоза Продвинутый уровень: Обосновывать утверждение: «Вне клетки жизни нет»; биологический смысл митоза | Репродуктивный: знать термины; называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза Продуктивный: характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток | ОСЗУ | |||
2.3. Организменный уровень (14 часов) | |||||||
1(23) | Размножение организмов | Таблицы, рисунки на страницах | Базисный уровень: знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого | Репродуктивный: знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения | ИНМ, беседа, лекция | ||
учебника, живые объекты | размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения Продвинутый уровень: обосновывать биологическую роль различных видов и форм размножения | организмов; называть мужские и женские половые гаметы Продуктивный: описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым | |||||
2(24) | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, микроскоп, микропрепараты | Базисный уровень: иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза, сущность процесса оплодотворения; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет Продвинутый уровень: иметь представление о механизмах оплодотворения у растений и млекопитающих, обосновывать необходимость выработки большего числа сперматозоидов при наружном оплодотворении | Репродуктивный: давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза Продуктивный: характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий | ИНМ, беседа, лекция | ||
3 (25) | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Таблицы, рисунки на страницах учебника, влажные препараты, коллекции | Базисный уровень: знать периоды онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды. Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Формулировать биогенетический закон Продвинутый уровень: обосновывать значение биогенетического закона | Репродуктивный: давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития Продуктивный: характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение | ИНМ, беседа, лекция | ||
4(26) | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет | Таблица, схемы на страницах учебника, модели-аппликации | Базисный уровень: знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления Продвинутый уровень: давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание | Репродуктивный: давать определение терминам Продуктивный: характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание | ИНМ, беседа, лекция | ||
5(27) | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | Таблица, рисунок на странице 106 учебника | Базисный уровень: знать генетические термины и понятия, законы наследственности Продвинутый уровень: обосновывать практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Уметь решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание Углубленный уровень: знать и объяснять взаимосвязь ге- нотипа и фенотипических признаков организмов | Репродуктивный: давать определение терминам Продуктивный: характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание | ИНМ, беседа, лекция, практикум | ||
6(28) | Дигибридное скрещивание | Таблица, рисунки на стр. учебника, модели-аппликации | Базисный уровень: знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Объяснять, что является материальным носителем наследственности. | Репродуктивный: давать определение терминам Продуктивный: характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования | КУ, групп. работа | ||
Иметь представление о независимом наследовании признаков Продвинутый уровень: уметь решать задачи на дигибридное скрещивание | признаков. Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов | ||||||
7(29) | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана | Таблица, схема на | Базисный уровень: знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана; обосновывать биологическое значение перекреста хромосом Продвинутый уровень: обосновывать механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом). Иметь представление о значении составления генетических карт человека | Репродуктивный: давать определение терминам Продуктивный: характеризовать сущность закона | ИНМ, беседа, лекция | ||
8(30) | Взаимодействие генов | Рисунок на с. 113 учебника | Базисный уровень: знать законы наследственности, иметь представление о различных видах взаимодействия неаллельных генов Продвинутый уровень: уметь решать задачи на различного вида взаимодействия неаллельных генов | Репродуктивный: называть виды взаимодействия неаллельных генов Продуктивный: характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов | КУ, групп. работа | » | |
9(31) | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Таблица, схема на | Базисный уровень: знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом Продвинутый уровень: приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть группы хромосом Продуктивный: характеризовать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование | КУ, групп. работа | ||
10 (32) | Модификационная изменчивость | Таблица, живые объекты (фиалка, аквариумные рыбки и др.) | Базисный уровень: знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа Продвинутый уровень: иметь представление о норме реакции (ее пределах) организма на внешние условия | Репродуктивный: давать определение терминам Продуктивный: характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия | ИНМ, беседа, лекция | ||
11 (33) | Мутационная изменчивость | Схемы, микроскопы, микропрепараты (плодовые мушки дрозофилы) | Базисный уровень: знать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями. Знать виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций Продвинутый уровень: проводить сравнительную характеристику мутаций различных видов. Обосновывать биологическую роль мутаций | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций Продуктивный: характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания | КУ, групп. работа | ||
12 (34) | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова | Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, геогр. карта | Базисный уровень: знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть центры происхождения культурных растений Продуктивный: характеризовать задачи и значение | ИНМ, беседа, лекция | ||
Продвинутый уровень: обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости | селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций | ||||||
13 (35) | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | Коллекции семян зерновых культур | Базисный уровень: знать основные методы селекции; обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса Продвинутый уровень: иметь представление о методике, позволяющей преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть основные методы селекции; виды гибридизации Продуктивный: характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ | ИНМ, беседа, лекция | ||
14 (36) | Обобщение и контроль по теме «Организменный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям Продвинутый уровень: обосновывать использование учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Уметь решать задачи | Репродуктивный: давать определение терминам Продуктивный: характеризовать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции; знать законы наследственности, приспособленность организмов к среде обитания. Объяснять суть использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Решать задачи | ОСЗУ | |||
2.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) | |||||||
1(37) | Вид. Критерии вида | Рисунки на страницах учебника, фотографии, открытки, живые объекты, чучела и др. | Базисный уровень: знать основную систематическую единицу в биологии, определение понятия «вид». Определять критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, эко-логический, географический, исторический) Продвинутый уровень: обосновывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть критерии вида Продуктивный: характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны | ИНМ, беседа, лекция | ||
2(38) | Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: струк-тура и динамика численности | Таблицы | Базисный уровень: знать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы Продвинутый уровень: знать характеристики популяционно-видового уровня организации живой природы | Репродуктивный: давать определение терминам Продуктивный: характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы | ИНМ, беседа, лекция | ||
3(39) | Биологическая классификация | фотографии и др. | Базисный уровень: знать основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных) Продвинутый уровень: уметь определять таксономическую принадлежность растений и животных | Репродуктивный: давать определение терминам Продуктивный: характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определять таксономическую принадлежность растений и животных | КУ, групп. работа | ||
2.5. Экосистемный уровень (4 часа) | |||||||
1(40) | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Таблицы, схема, с. 148 | Базисный уровень: знать природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знать границы биогеоценоза. Иметь представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере) Продвинутый уровень: проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза Продуктивный: характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ | ИНМ, беседа, лекция | ||
2(41) | Состав и структура сообщества | Таблицы, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях Продвинутый уровень: иметь представление о связи биогеоценозов с географической зональностью | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные) Продуктивный: характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, на-ходящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жиз-ни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания | ИНМ, беседа, лекция | ||
3(42) | Потоки вещества и энергии в экосистеме | Таблица, рисунок на с. 160 учебника | Базисный уровень: знать характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах, количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям Продвинутый уровень: знать характеристику пирамид численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества Продуктивный: характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания | ИНМ, беседа, лекция | ||
4(43) | Саморазвитие экосистем | Таблица, рисунок на с. 167 учебника | Базисный уровень: знать характеристику экологической сукцессии, ее природы и механизмов; стадий сукцессии (первичная, вторичная); обосновывать значение сукцессий. Находить сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем Продвинутый уровень: иметь представление об общем дыхании сообщества | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем Продуктивный: характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах | ИНМ, беседа, лекция | ||
2.6. Биосферный уровень (4 часа) | |||||||
1(44) | Биосфера. Среды жизни | Таблица, рисунки на страницах учебника, фотографии ученых | Базисный уровень: знать среды жизни живых организмов; особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы Продуктивный: | ИНМ, беседа, лекция | ||
среде, которые выработались в процессе эволюции; границы и свойства биосферы Продвинутый уровень: демонстрировать на конкретных примерах особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде | характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; знать границы и свойства биосферы. Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде | ||||||
2(45) | Средообразующая деятельность организмов | Таблица, фотографии | Базисный уровень: знать особенности воздействия живых организмов на среду обита- ния (механического воздействия, физико-химического и др.); приводить примеры | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов Продуктивный: характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания | ИНМ, беседа, лекция | ||
3(46) | Круговорот веществ в биосфере | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника | Базисный уровень: знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере Продвинутый уровень: знать биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы Продуктивный: характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | ИНМ, беседа, лекция | ||
4(47) | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы. | ККЗУ | |||
Продвинутый уровень: обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Продуктивный: характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение, последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | ||||||
III. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (13 часов) | |||||||
3.1. Основы учения об эволюции (7 часов) | |||||||
1(48) | Развитие эволюционного учения | Портреты К. Линнея, Ж.-Б. Ламар-ка, Ч. Дарвина | Базисный уровень: знать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, выделять основную заслугу Ч. Дарвина. Продвинутый уровень: знать историю развития эволюционных идей | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина Продуктивный: характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина | ИНМ, беседа, лекция | ||
2(49) | Изменчивость организмов | Таблицы, рисунок на с. 196 учебника | Базисный уровень: знать основную характеристику различных видов изменчивости (ненаследственной, наследственной), их роли в эволюции. Иметь представление о генофонде популяции Продвинутый уровень: иметь представление о дрейфе генов | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть виды изменчивости Продуктивный: характеризовать виды изменчивости, их роль в эволюции; объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда | ИНМ, беседа, лекция | ||
3(50) | Борьба за существование. Естественный отбор | Таблицы, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать характеристику борьбы за существование, формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отбора Продвинутый уровень: обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть формы борьбы за существование, формы естественного отбора Продуктивный: характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование | КУ, групп. работа | ||
4(51) | Видообразование | Рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать характеристику понятия «микроэволюция», основные формы видообразования, приводить примеры. Знать форму отбора, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования Продвинутый уровень: приводить примеры различных видов растений и животных, возникших в результате хромосомных перестроек | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть основные формы видообразования Продуктивный: характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции | ИНМ, беседа, лекция | ||
5(52) | Макроэволюция | Набор коллекций, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать основные таксономические группы, что такое макроэволюция, доказательства макроэволюции. Знать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции Продуктивный: характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции. | ИНМ, беседа, лекция | ||
Иметь представление о значении исследования филогенетических рядов Продвинутый уровень: иметь представление о главных направлениях (линиях) эволюции, сформулированных А. Н. Северцовым | Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Объяснять значение исследования филогенетических рядов | ||||||
6(53) | Основные закономерности эволюции | Набор коллекций, фо-тографии, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция); главные линии эволюции. Обосновывать разницу понятий «параллелизм» и «конвер- генция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) Продвинутый уровень: иметь представление о синтетической теории эволюции | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции Продуктивный: Характеризовать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | ИНМ, беседа, лекция | ||
7(54) | Семинар по теме «Основы учения об эволюции» | Портреты | Базисный уровень: иметь представление об истории взглядов на эволюцию живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, понятия «борьба за существование» и «естественный отбор». Обосновывать роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции. | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционис-тов, типы эволюционных изменений, линии эволюции. Продуктивный: характеризовать развитие представлений об эволюции живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина; сравнивать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор». Объяснять роль генетики в формировании современных | ОСЗУ, семинар | ||
Знать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции Продвинутый уровень: иметь представление о синтетической теории эволюции | взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции. Характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции | ||||||
3.2. Происхождение и развитие жизни на Земле (6 часов) | |||||||
1(55) | Гипотезы возникновения жизни | Фотографии, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции) | Репродуктивный: называть основные гипотезы возникновения жизни Продуктивный: характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции) | ИНМ, беседа, лекция | ||
2(56) | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы | Фотографии ученых, рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); иметь представление о современных гипотезах происхождения жизни Продвинутый уровень: знать основные этапы развития жизни на Земле | Репродуктивный: называть этапы развития представлений о возникновении жизни Продуктивный: характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни | ИНМ, беседа, лекция | ||
3(57) | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: иметь представление о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Знать характеристику состояния органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. | Репродуктивный: называть эры и периоды, крупные ароморфозы Продуктивный: характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, | КПЗУ, инд. работа | ||
Знать условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим Продвинутый уровень: обосновывать смену господствующих групп растений и животных | протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных | ||||||
4(58) | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника | Базисный уровень: знать характеристику состояния органического мира в мезозое; основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных Продвинутый уровень: обосновывать смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | Репродуктивный: называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации Продуктивный: характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | КПЗУ, инд. работа | ||
5–6 (59–60) | Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебни-ка. Коллекции окаменелостей, отпечатков и т. д. | Базисный уровень: знать современные представления о возникновении жизни на Земле; основные этапы развития жизни на Земле; методы и результаты пале-онтологических исследований. Обосновывать появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Знать основные ароморфозы растений и | Репродуктивный: давать определение терминам. Называть фамилии ученых, гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле; знать эры и периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации Продуктивный: характеризовать современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы развития | ОСЗУ, семинар | ||
животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных Продвинутый уровень: обосновывать проявления сопряженной эволюции растений и животных на протяжении развития жизни на Земле | жизни на Земле, методы и результаты палеонтологических исследований. Объяснять появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Характеризовать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных | ||||||
Раздел IV. Основы экологии. Биосфера и человек. ( 8ч) | |||||||
61 | Экологические факторы. Условия среды. | Таблиц, схема, рис. учебника | Окружающая среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяции. Типы взаимодействия популяций разных видов. Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов. | Знать абиотические и биотические, антропогенные факторы ( температура, влажность, свет, др.). Уметь называть загрязняющие вещества. | ИНМ, лекция, беседа | ||
62 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. | Таблиц, схема, рис. учебника | Знать понятия: толерантность, экотипы, лимитирующие факторы. Закон минимума. | ИНМ, лекция, беседа | |||
63 | Экологические ресурсы. | Таблиц, схема, рис. учебника | Уметь объяснять, что собой представляют экологические ресурсы, энергетские ресурсы., пищевые ресурсы | ИНМ, лекция, беседа | |||
64 | Адаптация организмов к различным условиям существования. | Таблиц, схема, рис. учебника | Уметь определять жизненные формы организмов. Знать морфологические приспособления к жизни у различных организмов. | ИНМ, лекция, беседа | |||
65 | Межвидовые отношения организмов | Таблиц, схема, рис. учебника | Знать понятия: нетрализм, аменсализм, комменсазм, симбиоз, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм. | ИНМ, лекция, беседа | |||
66 | Эволюция биосферы | Таблиц, схема, рис. учебника | Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. | Уметь объяснять вклад В.И.Вернадского в развитие биологии. Знать понятия: Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокостное вещество | ИНМ, лекция, беседа | ||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу | Таблиц, схема, рис. учебника | Уметьобъяснять влияние человека на природу. Знать возобновимые и невозобновимые ресурсы. | КПЗУ, инд работа | |||
68 | Основы рационального природопользования | Таблиц, схема, рис. учебника | ИНМ, лекция, беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...