Обмен белков, жиров и углеводов
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Конспект по биологии для 8 класса учебник Н.И. Сонин, Н.И. Сапин. "Биология. Человек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок "Обмен белков, жиров и углеводов" | 124 КБ |
Презентация к уроку | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кощеевская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородская область»
Открытый урок
по биологии 8 класс
Тема: «Обмен белков, жиров и углеводов»
Выполнил: учитель биологии
Артебякин А.В.
Тема урока: «Обмен белков, жиров и углеводов».
Цели: познакомить учащихся с обменом и ролью белков, жиров и углеводов.
Оборудование: Таблица: «Калорийность продуктов», презентация, анкета.
Ход уроков
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Подготовка класса к работе.
3. Наличие учащихся.
4. Сообщение новой темы урока (слайд 1), цели урока (слайд 2)и постановка проблемного вопроса (слайд 3).
П. Проверка домашнего задания.
1.Провести фронтальный опрос уч-ся по д/з. (слайд 4-5)
III. Изучение нового материала.
1.Рассказать новую тему урока с элементами беседы используя презентацию.
Метаболи́зм (от греч. μεταβολή, «превращение, изменение») (обмен веществ) — полный процесс превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом. Организм человека состоит из белков (19,6 %), жиров (14,7) углеводов (1 %) (слайд 6)
С пищей человеку в организм поступают органические вещества, но они не могут усваиваться организмом пока не произойдут с ними превращения, которые проходят в пищеварительном тракте. Схему обмена белков перерисуйте к себе в тетрадь. Рассказать по схеме (слайд 7)
А как же происходит обмен жиров в организме? Мы можем рассмотреть на слайде 8. Схему обмена жиров перерисуйте в тетрадь.
А теперь давайте определим кто сколько употребляет жиров, для этого надо ответить на вопросы анкеты и подсчитать баллы. (слайд 9-12)
Теперь посмотрим, как проходит обмен углеводов в организме? Слайд 13.
Но органические вещества могут взаимопревращаться друг в друга. Слайд 14.
Проведём физкультминутку, а то вы устали, давайте немного разомнёмся. Олег Дмитриев проводи физкультминутку.
Теперь перейдём к следующему этапу урока. Рассмотрим роль белков в организме. Слайд 15.
Одна из основных функций белков - пластическая: они входят в состав ядра протоплазмы, мембран клеток всех тканей и органов; участвуют в процессах производства живой материи; выполняют опорную функцию, так как входят в состав костной и хрящевой тканей.
Белки - это катализаторы, так как все ферменты имеют белковую природу. Они поддерживают защитные функций организма, так как при попадании в организм токсинов образуют с ними соединения, которые затем выводятся из организма. Белки препятствуют большим кровопотерям. так как процесс свертывания крови протекает при участии белков плазмы.
Белки пищи оказывают влияние на процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга (регуляторная функция белков). Белок гемоглобин выполняет транспортную функцию, так как обеспечивает перенос питательных веществ и кислорода. Белки являются источником энергии: при окислении 1 г белка освобождается в организме человека энергия, равная 4,0 ккал.
Одной из важнейших функций белков является передача наследственных свойств организма. Ведущая роль здесь отводится нуклеиновым кислот, рибонуклеиновой (РНК) и дезоксирибонуклеиновой (ДНК).
Белок, входящий в состав зрительного пурпура сетчатки глаз обеспечивает восприятие света; белок лизоцим растворяет некоторые виды микробов; белок интерферон препятствует размножению вирус в организме.
Согласно данным Института питания АМН, для лиц, работа которые не связана с интенсивным физическим трудом, норма белка должна примерно составлять около 1 г на 1 кг массы тела. Но для лиц. занят физическим трудом, спортсменов эта норма повышается. Запишите функции белков в организме в тетрадь.
Роль жиров в организме огромна. Слайд 16.
Жиры в организме человека не только источник энергии, но с выполняют важную пластическую роль, являясь структурной часть клеток. Жиры растворяют витамины и служат источником биологически активных веществ, участвуют в построении тканей организма, входа состав протоплазмы клеток. Суточная норма потребления жира трудоспособного населения составляют 60-154 г в зависимости возраста, пола, характера труда и климата. Запишите функции жиров в тетрадь.
Рассмотрим роль углеводов в организме. Слайд 17.
Углеводы покрывают 58 % потребность организма в энергии. Организм человека содержит небольшое количество углеводов (до 1 % от массы тела человека). Велико значение углеводов в защитных реакциях организма особенно протекающих в печени.
IV. Закрепление знаний.
Ответить на вопросы, которые даны в презентации. Слайд 18- 19.
V. Работа с учебником Выполнить рубрики «Выберите правильный ответ» на с. 164 учебника.
Задание на дом: изучить текст и рисунки в учебнике на с. 163; выполнить задания в рабочей тетради.
Слайды презентации.
1. Тема урока: Обмен и роль белков, жиров, углеводов.
2. Цель урока: Познакомить учащихся с обменом и ролью белков, жиров и углеводов.
3. Проблемный вопрос. Для чего необходимо знать об происходящем обмене органических веществ в организме?
4 - 5. Вопросы:
1. Вспомните основные признаки живых организмов?
Для живых организмов характерен обмен веществ, питание, дыхание, выделение продуктов жизнедеятельности, рост, развитие, размножение, подвижность, раздражимость.
2. Почему «питание», «дыхание», «выделение продуктов жизнедеятельности» выделены среди других признаков живого?
Являются компонентами или составными частями обмена веществ.
3. Дайте определение «обмена веществ».
Это поступление из внешней среды в организм одних веществ и выделение из организма во внешнюю среду других.
4. Что такое питание?
Это процесс получения организмом из внешней среды веществ и энергии
5. Что такое дыхание?
Это газообмен между организмами и внешней средой: из внешний среды в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.
6. Что называется выделением у живых организмов?
Это процесс удаления из организма во внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.
7. Остаются ли неизменными вещества и энергия, поступившие из внешней среды в организм?
Нет
8. Что с веществами происходит в организме?
Вещества, поступившие из внешней среды в организм, подвергаются различным превращениям.
6. Метаболи́зм (от греч. μεταβολή, «превращение, изменение») (обмен веществ) — полный процесс превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.
Организм человека состоит из белков (19,6 %), жиров (14,7) углеводов (1 %)
- Обмен белков
Белки пищи Фермент пепсин в желудке
Фермент трипсин в тонком кишечнике
Пищеварительный канал
Аминокислоты Клетка
Кровь Синтез видоспецифических белков (миозин, козеин и др.)
Органоиды клеток тела, мембраны, ферменты
- 1г белка при расщеплении дает 17,6 кДж
8. Обмен жиров.
Липиды пищи Фермент липаза в 12-перстной кишке.
Фермент липаза в тонком кишечнике.
Пищеварительный канал
Клетка.
Жирные кислоты, глицерин
Синтетические процессы
Лимфа. Кровь.
Жировое депо (сальник, подкожная клетчатка)
1г жира при расщеплении дает 38,9 кДж
9 - 12. Анкета
1. Как часто вы едите жареную пищу?
а) почти каждый день; б) один-два раза в неделю; в) изредка или никогда.
2. Что вы любите заказывать в столовой или кафе?
а) пиццу с сыром и колбасой;
б) мясо или курицу с жирной подливкой;
в) макароны с томатным соусом и салатом.
3. Какое молоко вы пьете?
а) цельное молоко; б) полужирное молоко; в) обезжиренное или соевое молоко
4. Часто ли вы едите мясо, включая мясо на бутербродах?
а) примерно раз в день или чаще; б) несколько раз в неделю; в) редко или никогда.
5. Какой десерт вы бы предпочли?
а) яблочный торт с двойной порцией взбитых сливок;
б) фруктовый салат и мороженое; в) свежие фрукты.
6. Какие бутерброды вы предпочитаете?
а) жирный сыр, сосиски, майонез;
б) холодное мясо, курицу, тунца, лосося, в) салат, творог.
7. Чем бы вы, скорее всего, заправили готовый картофель?
а) сливочным маслом; б) сметаной;
в) творогом, йогуртом или сливочным сыром.
8. Какой из приведенных ниже вариантов больше всего соответствует вашему обычному завтраку?
а) яичница с ветчиной;
б) тосты со сливочным маслом или маргарином; в) сухой завтрак и фрукты.
9. Как вы готовите ветчину, отбивные, сосиски или другое жирное мясо?
а) поджариваю; б) поджариваю на гриле; в) не ем жирного мяса.
10. В каком виде вы любите овощи?
а) запеченные и подаваемые со сливочным маслом или с густым сырным соусом;
б) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару, приправленные небольшим количеством сливочного или оливкового масла;
в) запеченные в микроволновой печи, сверенные в воде или на пару и нечем не приправленные.
Подсчет баллов.
За каждый ответ «а» дается 0 очков, за каждый «б» - 1 очко; а за «в» 2 очка. Сложите полученные очки.
15-20 - потребление нормального количества жира, но здесь важно иметь в виду тип жира и его количество.
9-14 - потребление жира немного превышает норму, и это в дальнейшем может привести к возникновению проблем со здоровьем. Следует внести незначительные изменения, которые не ведут к полному отказу от любимых блюд.
8 или меньше - чрезмерное потребление жира. В этом случае необходимо полностью перестроить. Диету, заменив в ней жирные продукты, все жареное, торты и сладости на блюда с большим количеством круп, бобов и овощей.
13. Обмен углеводов.
Углеводы пищи.
Пищеварительный канал
Глюкоза.
Кровь. Клетка.
Печень (гликоген). Мышцы.
Глюкоза. Окисление с выделением энергии.
- 1г углевода при расщеплении дает 17,6 кДж
14. Обмен веществ и его регуляция.
Превращения веществ идут на ферментных системах клеток печени
Взаимное превращение веществ в организме
Белки
Жиры Углеводы
Регуляция обмена веществ
Нервная Гуморальная
Гипоталамус Эндокринные железы
Регуляция обмена белков, жиров, Гормоны участвуют в регуляции ОВ и Е,
углеводов, воды, солей, обмена тепла влияя на проницаемость мембран,
и потребление пищи. активируя ферментные системы организма.
15. Роль белков в организме.
- Пластическая;
- Защитная;
- Транспортная;
- Передача наследственных свойств организма;
- Регуляторная;
- Обеспечивает восприятие света;
- Строительная;
- Источник энергии.
16. Роль жиров в организме.
- Источник энергии;
- Пластическая;
- Строительная;
- Растворяют витамины;
- Защитная.
17. Роль углеводов в организме.
- Источник энергии;
- Защитная;
- Строительная
18. Закрепление изученного материала.
1.Какая роль белка в организме?
2.Какая роль жиров в организме?
3.Какая роль углеводов в организме?
4.Сколько выделяется энергии при расщеплении 1 г. белков, жиров, углеводов.
5.Сколько в организм человека входит % белков, жиров и углеводов?
Укажите номера верных утверждений
1. Все питательные вещества, поступающие в организм, подвергаются перевариванию.
2. Химическая переработка пищи происходит с помощью ферментов.
3. В ротовой полости находятся 3 слюнные железы.
4. У взрослого здорового человека 32 зуба.
4. Зубы мудрости не имеют предшественников - молочных зубов.
5. В желудке пища обрабатывается желудочным соком.
6. Белки в желудке перевариваются до аминокислот.
7. Все переваренные пищевые частицы всасываются в кровь.
8. Ожирение и дистрофия возникают в результате нарушения обмена веществ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Белки жиры и углеводы"
Презентация "Белки, жиры и углеводы" предназначена для краткого знакомства в теме "Органические вещества" с важнейшимиорганическими веществами. Можно некоторые слайды показать и в 10 кл. при изучении ...
Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе «Белки, жиры и углеводы»
Интегрированный урок «Белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся по химии и биологии и сохранению здоровья человека. Этот урок по проблемно-исследовательскому обучению, на ко...
Тест по биологии "Белки, жиры и углеводы" 9 класс
тестовые задания по теме "Белки.Жиры.Углеводы"...
тест по теме " Белки, жиры и углеводы"
тест по теме "Молекулярный уровень: белки, жиры и углеводы" , 9 класс...
Классный час на тему: «Продукты разные нужны – блюда разные важны. Белки, жиры и углеводы- лаборатория на кухне»
Основные задачи: Расширить представление об основных питательных веществах и их роли для организма Расширить знания о продуктах-основных источниках питательных веществ Форми...
Проектная работа на тему "Белки, жиры и углеводы в питании подростков"
Проектная работа на тему "Белки, жиры и углеводы в питании подростков" 9 класс...