КТП по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
КТП по биологии 9 класс к учебнику А.А Каменский, Е.А Криксунов, В.В Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_bio_9_burmatnova_o.a.docx | 47.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 9 класс
Раздел | Тема | № | Часы | Дидактические единицы | Дата | Лабораторные работы | Дом работа |
Биология как наука | Введение | 1 | 1 | Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперемент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов | Стр 4 | ||
Биология как наука | Многообразие живого мира | 2 | 2 | Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава. Разнообразие организации живых объектов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани органы, системы органов | Стр 6 | ||
Признаки живых организмов | Многообразие живого мира | 3 | 3 | Обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособление к среде обитания. | Стр 19 | ||
Многообразие и эволюция живой природы | Многообразие живого мира | 4 | 1 | Молекулярный уровень: общая характеристика | 1.1 | ||
5 | 2 | Углеводы. Липиды | 1.2 1.3 | ||||
6 | 3 | Состав. Строение и функции белков | 1.4 | ||||
7 | 4 | Нуклеиновые кислоты | 1.6 | ||||
8 | 5 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1.7 | ||||
9 | 6 | Вирусы- неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. | 1.9 | ||||
Признаки живых организмов | Строение и функции клеток | 10 | 1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом | Л.Р №5 Изучение клеток бактерий | 2.1 | |
11 | 2 | Строение клетки. Клеточная мембрана | Л.р №6 Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассмотрение их под микроскопом | 2.2 | |||
12 | 3 | Ядро | 2.3 | ||||
13 | 4 | Эндоплазматическая сеть, Рибосомы, Комплекс Гольджи, Лизосомы, Митохондрии, Пластиды | 2.4 | ||||
14 | 5 | Клеточный центр, Органоиды движения, Клеточные включения | Л.Р №4 Изучение строения растительной и животной клеток и тканей под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание | 2.6 | |||
15 | 6 | Различия в строении клеток прокариот и эукариот | Л,Р№7 Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов | 2.7 | |||
16 | 7 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 2.8 | ||||
Обмен веществ и превращение энергии | 17 | 8 | Энергетический обмен в клетке | 2.9 | |||
18 | 9 | Питание клетки. Фотосинтез, хемосинтез, Гетеротрофы | 2.10 | ||||
19 | 10 | Синтез белков в клетке | 2.13 | ||||
20 | 11 | Деление клетки- основа размножения , роста, и развития организмов. Митоз | 2.14 | ||||
21 | 12 | Обобщающий урок | |||||
Признаки живых организмов | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 22 | 1 | Размножение организмов. Бесполое размножение | 3.1 | ||
23 | 2 | Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение | 3.2 | ||||
24 | 3 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 3.4 | ||||
Наследственность и изменчивость организмов | 25 | 4 | Наследственность и изменчивость- свойства организмов. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Открытие Менделем закономерностей наследования признаков. Анализирующее скрещивание. | 3.5 | |||
26 | 5 | Дигибридное скрещивание | 3.7 | ||||
27 | 6 | Сцепленное наследование признаков. Закон Томаса Моргана. | |||||
28 | 7 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом | 3.10 | ||||
29 | 8 | Решение генетических задач | Л.р №8 | ||||
Закономерности изменчивости | 30 | 9 | Наследственная изменчивость | 3.11 | |||
31 | 10 | Комбинативная изменчивость | Л.р№9 Выявление изменчивости у организмов | 3.12 | |||
32 | 11 | Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость | Л.р №10 Построение вариационной кривой | 3.12 | |||
Селекция растений и животных | 33 | 12 | Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции | 3.13 | |||
Взаимосвязь организма и окружающей среды | Структура биосферы | 34 | 1 | Популяция- элемент экосистемы. Агросистема. Особенности агросистем. | Л.р №14 Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме | 4.1 | |
Признаки живых организмов | Микроэволюция | 35 | 2 | Вид. Критерии вида. Типы взаимодействия разных видов | 4.2-4.3 | ||
Взаимосвязь организма и окружающей среды | Структура биосферы | 36 | 1 | Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Состав и структура экосистемы | Л.р №12 Изучение и описание экосистемы своей местности | 5.1 | |
37 | 2 | Пищевые связи в экосистеме Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме | Л.р №13 Составление схем передачи веществ и энергии | 5.2 | |||
38 | 3 | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме | 5.3 | ||||
39 | 4 | Роль производителей , потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе | Л.р 16 Анализ и оценка факторов окружающей среды | 5.4-5.5 | |||
Взаимосвязь организма и окружающей среды | Структура биосферы | 40 | 1 | Экология- наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. | Л.р 11 выявлеие приспособлений у организмов к среде обитания | 6.1 | |
41 | 2 | Биосфера – глобальная экосистема. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Круговорот и превращение и превращение энергии | 6.2 | ||||
42 | 3 | Обобщающий урок | 6.3 | ||||
Многообразие и эволюция живой природы | Теория Ч. Дарвина о происхождении видов | 43 | 1 | Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 7.1 | ||
44 | 2 | Изменчивость организмов | 7.2 | ||||
45 | 3 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения | 7.3 | ||||
46 | 4 | Борьба за существование и естественный отбор | 7.4 | ||||
47 | 5 | Формы естественного отбора | 7.5 | ||||
48 | 6 | Искусственный отбор | Л.Р 1 Изучение искусственного отбора на сортах культурных растений | 7.6 | |||
Приспособление организмов к среде обитания | 49 | 7 | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | Л.Р «,№2,3 «Выявление приспособлений у растений ик среде обитания». «Выявление приспособлений у растений ик среде обитания» | 7.7 | ||
50 | 8 | Макроэволюция | 7.8 | ||||
51 | 9 | Основные закономерности эволюции | 7.9 | ||||
52 | 10 | Обобщающий урок | |||||
Многообразие живой природы | Возникновение жизни на Земле | 53 | 1 | Гипотезы возникновения жизни | 8.1 | ||
54 | 2 | Развитие представлений о происхождении жизни. | 8.2 | ||||
55 | 3 | Современные гипотезы происхождения жизни | 8.3 | ||||
56 | 4 | Основные этапы развития жизни на Земле | 8.4 | ||||
57 | 5 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. | 8.5 | ||||
58 | 6 | Развитие жизни в протерозое | 8.6 | ||||
59 | 7 | Развитие жизни в палеозое | 8.7 | ||||
60 | 8 | Развитие жизни в мезозое | 8.8 | ||||
61 | 9 | Развитие жизни в кайнозое | 8.8 | ||||
62 | 10 | Обобщающий урок | |||||
Взаимосвязь организма и окружающей среды | Структура биосферы | 63 | 1 | Экологические факторы | 9.1 | ||
64 | 2 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | 9.2 | ||||
65 | 3 | Адаптация организмов к различным условиям существования | 9.4 | ||||
66 | 4 | Колебание численности организмов | 9.5-9.6 | ||||
Взаимосвязь организма и окружающей среды | Структура биосферы | 67 | 1 | Эволюция биосферы Антропогенное воздействие на биосферу | Л.р №15 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.. | 10.1-10.2 | |
68 | 2 | Обобщающий урок | |||||
69-70 | 2 | Резерв |
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 9 класса
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 9 классе выделено 70 ч. (2 ч. в неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2006г
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне.
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.
В данной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 ч.) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;
освоение следующих общепредметных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.
3 Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и
н а в ы к и, определяемые стандартами:
3.1 Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
3.2 Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
3.3 Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
3.4 Самостоятельное на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.
3.5 Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
3.6 Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
3.7 Определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.
4 Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются у м е н и я самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает н а в ы к и деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:
4.1 Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
4.2 Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
4.3 Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
4.4 Умение готовить и делать сообщения.
4.5 Умение пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации.
4.6 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5 Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие у м е н и я и
н а в ы к и, определяемые стандартами:
5.1 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5.2 Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
5.3 Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
5.4 Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
5.5 Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7 Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
7.1 Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
7.2 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
7.3 Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
7.4 Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
7.5 Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса биологии 9 класса
Введение. Биология в системе наук (3 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Раздел I. Уровни организации живой природы (39 ч)
Глава 1. Молекулярный уровень (6 ч)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.
Вирусы.
Глава 2. Клеточный уровень ( 12 ч)
Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Деление клетки. Митоз.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
• Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.
• Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Глава 3. Организменный уровень ( 12ч)
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
• Изучение изменчивости у растений и животных.
• Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
• Решение генетических задач.
Генетика человека
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа:
• Составление родословных.
Основы селекции и биотехнологии
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 4. Популяционно – видовой уровень ( 2ч)
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.
Глава 5. Экосистемный уровень (4ч)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Лабораторные работы:
• Строение растений в связи с условиями жизни.
• Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
• Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Практические работы:
• Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
• Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Глава 6. Биосферный уровень (3ч)
Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Экскурсия:
• Среда жизни и ее обитатели.
Раздел II. Эволюция органического мира (20ч)
Глава 1. Основы учения об эволюции (10ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа:
• Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 2. Происхождение и развитие жизни на Земле (10 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Экскурсия:
• История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).
Раздел III. Основы экологии (6ч)
Глава 1 Организм и среда ( 4ч)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.
Лабораторная работа• Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме
Глава 2. Биосфера и человек (2ч)
.
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лабораторная работа.
• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Ресурсное обеспечение рабочей программы по биологии для 9 класса:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.
м е т о д и ч е с к ое п о с о б и е д л я у ч и т е л я:
Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
д о п о л н и т е л ь н ая л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я:
Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.
Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;
н а у ч н о - п о п у л я р н а я л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я:
Ауэрбах, Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 2009.
Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО»Астрель», 2009. – 464 с.: ил.
Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2008. – 400 с.: ил.
MULTIMEDIA-поддержка курса «Биология. Животные».
Лабораторный практикум. Биология. 6–11 классы: учебное электронное издание. – Республиканский мультимедиа-центр, 2004 г.
Лаборатория КЛЕТКА.
Лаборатория ГЕНЕТИКА.
Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....