Урок-игра Покорение вершины
методическая разработка по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Урок «Плесневые грибы. Дрожжи».
Урок-игра в форме экспедиции «Покорение вершины»
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей , расширить знания учащихся, актуализировать личностную значимость материала.
Обучающие задачи: содействовать овладению знаниями о строении плесневых грибов и дрожжевых клеток, процессах питания , размножения, выработать умения различать мукор и пеницилл.
Развивающие задачи: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений ( самостоятельной работы, выделение существенного, делать вывод, давать самооценку)
Воспитательные задачи: развивать коммуникативные взаимодействия, формировать познавательный интерес, показать практическое значение грибов и дрожжей в природе и жизни человека.
Оборудование: таблица «Килиманджаро», таблица «плесневые грибы» карточки ,лото, микроскопы, микропрепараты «мукор», чашки Петри с плесенью на субстрате, дрожжи, мультимедиапроектор, презентация.
Организационный момент
Сегодня у нас не просто урок, а урок экспедиция «Покорение вершины», и вы не просто ученики, а альпинисты.
Как известно экспедиции всегда предшествует подготовка, поэтому экспедиция пройдет в 2 этапа: 1 этап « Подготовка к экспедиции», 2 этап «Восхождение на вершину»
В процессе 1 этапа проверяем ранее пройденный материал и выявляем пробелы в знаниях , на 2 этапе воспринимаем, запоминаем, закрепляем полученные знания.
Проверка выполнения домашнего задания
1этап « Подготовка к экспедиции».
Получите карточки маршрута, в которых вы будете фиксировать прохождение дистанции в баллах.
Проверка снаряжения
«Что возьмем с собой в дорогу».
В импровизированных рюкзачках карточки с заданиями через копировальную бумагу. (приложение)
Метеосводка.
(на магнитной доске контуры облаков с вопросами, ученики по очереди отвечают на вопросы, переворачивая облака.)
-Почему грибы выделяют в особое царство живой природы?
-Какая наука изучает грибы?
-Как питаются шляпочные грибы?
-Почему некоторые шляпочные грибы живут рядом с деревьями? Как называется сожительство гриба и дерева?
(обратная сторона облаков красного цвета)
Погода ясная: восхождение разрешено.
Тренажер.
(перед восхождением потренируемся)
1)Восстанови порядок.
(цикл развития шляпочных грибов в виде карточек на магнитной доске. Ученики цифрами показывают правильный порядок.)
2) Отгадай какой гриб в руке?
(ученики по очереди задают вопросы, касающиеся морфологических признаков и среды обитания грибов, учитель отвечает «да» «нет») Примерные вопросы. Гриб съедобный? Он трубчатый? Гриб желтого цвета? Это лисичка?
3) Лото «Грибы»
(загадки о грибах, фишки перевернуть слова на обратной стороне «В путь»)
2 этап «Восхождение на вершину»
I высота « Снежная лавина»
( рассказ учителя с демонстрацией плесени на субстрате. Классификация плесневых грибов, среда обитания, отличия от шляпочных грибов. Мукор, его строение, питание, размножение.)
II высота «Ледовая трещина»
Лабораторная работа: « Строение мукора». (по инструктивной карточке.) Работа в тетради.
Привал «медицинский»
Презентация. Пеницилл.
III высота «Камнепад»
Дрожжи строение, питание ,размножение .Презентация. Демонстрация.
Привал «экологический»
Сообщения учеников: «Пенициллин».
Роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека.
Закрепление.
Итак, мы совершили восхождение на вершину горы Килиманджаро, где она находится? Спустится сможем выполнив задание. (ученики получают диффиринцированные карточки на бумаге разного цвета красные-5, синие-4, желтые-3. Тест через копировальную бумагу, второй экземпляр учителю на проверку.
Итог.
Альпинисты по карточкам выясняют удалось ли им покорить вершину, выставляют самооценку за урок. Домашнее задание составить кроссворд и выучить по учебнику.
Рефлексия.
Как вы чувствовали себя на уроке? С каким настроением работали? Поднимите карточку зеленая – комфортно, спокойно, желтая - хорошо, красная- напряженно, плохо .Достигли цели?
Приложение к уроку.
Зачетная карточка маршрута.
Этапы урока | баллы | Количество баллов | самооценка | Итоговая оценка |
Проверка снаряжения | 5 | |||
метеосводка | 1 | |||
тренажер | ||||
1. восстанови порядок | 1 | |||
2. отгадай | 5 | |||
3. лото | 5 | |||
тест | 5 |
Проверка снаряжения.
карточки (проверка устная с пояснением)
рыжик - лисичка – масленок
подберезовик – масленок – мухомор
Восстанови порядок . ( карточки с рисунками и набор цифр)
грибница спора плодовое тело
Лото (фишки с цифрами 1-6)
боровик | лисичка | сыроежки |
подосиновик | опенок | мухомор |
1. Второе название белого гриба
2. Из-под травки прошлогодней
вылезают на свободу
неразлучные сестрички
рыжеватые - …. лисички
3. Нас много , а название одно, отличаемся по цвету шляпки синие, зеленые, красные – очень хрупкие грибы.
4. Гриб растет в симбиозе с дрожащим деревом ( поговорка дрожит как осиновый лист)
5. Пластинчатые грибы растут группами на пнях
6. Самый красивый гриб леса.
Карточки с понятиями на стенде «К уроку»
гифы мицелий плодовое тело микориза спора спорангий конидии микология симбиоз
Тест. Клетка гриба не включает:
1.оболочку
2. ядро
3. хлоропласты
Гриб в виде белого мучнистого налета:
1. мукор
2. пеницилл
Гриб, состоящий из ветвящихся нитей, разделенный перегородками на отдельные клетки, споры располагаются на концах нитей в мелких кисточках (конидиях):
1. пеницилл
2.мукор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вершинам физики
Внеклассное мероприятие по физике для 8 класса...
План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"
Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...
К Вершине Света
Статья о путешествии учащихся школы №16 в Национальный парк Таганай, Челябинская область. Уроки краеведения, 7 класс. ...
Интегрированный урок физика+литература "Вершина"
Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий - развить у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможнос...
Звездный час « Восхождение к вершине»
Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых!...
Восхождение на вершину "Интеграл".
Презентация к повторительно - обобщающему уроку по теме: «Интеграл». Содержит 16 слайдов.Содержит :Повторение формул первообразных;Использование формул первообразных при помощи устного сче...
Восхождение на вершину "Интеграл".
Урок-зачет, который проводится в форме игры, что позволяет активизировать учащихся, сделать урок более живым и разнообразным по видам деятельности. Групповая форма работы способствует развитию ч...