Урок-игра Покорение вершины
методическая разработка по биологии по теме

Охотина Надежда Борисовна

урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок «Плесневые грибы.  Дрожжи».

Урок-игра в форме экспедиции «Покорение вершины»

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей , расширить знания учащихся, актуализировать личностную значимость материала.

      Обучающие задачи: содействовать овладению знаниями о строении плесневых грибов и дрожжевых клеток, процессах питания , размножения, выработать умения различать мукор и пеницилл.

       Развивающие задачи: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений ( самостоятельной работы, выделение существенного, делать вывод, давать самооценку)

       Воспитательные задачи:  развивать коммуникативные взаимодействия, формировать познавательный интерес, показать практическое значение грибов  и дрожжей в природе и жизни человека.

          Оборудование: таблица «Килиманджаро», таблица «плесневые грибы» карточки ,лото, микроскопы, микропрепараты «мукор», чашки Петри с плесенью на субстрате, дрожжи, мультимедиапроектор, презентация.

Организационный момент

    Сегодня у нас не просто урок, а урок экспедиция «Покорение вершины», и вы не просто ученики, а альпинисты.

Как известно экспедиции всегда предшествует подготовка, поэтому экспедиция пройдет в 2 этапа: 1 этап « Подготовка к экспедиции», 2 этап «Восхождение на вершину»

В процессе 1 этапа проверяем ранее пройденный материал и выявляем пробелы в знаниях , на 2 этапе воспринимаем, запоминаем, закрепляем полученные знания.

Проверка выполнения домашнего задания

                       1этап « Подготовка к экспедиции».

Получите карточки маршрута, в которых вы будете фиксировать прохождение дистанции в баллах.

             Проверка снаряжения 

«Что возьмем с собой в дорогу».

В импровизированных рюкзачках карточки с заданиями через копировальную бумагу. (приложение)

             Метеосводка.

(на магнитной доске контуры облаков с вопросами, ученики по очереди отвечают на вопросы, переворачивая облака.)

-Почему грибы выделяют в особое царство живой природы?

-Какая наука изучает грибы?

-Как питаются шляпочные грибы?

-Почему некоторые шляпочные грибы живут рядом с деревьями? Как называется сожительство гриба и дерева?

(обратная сторона облаков красного цвета)

 Погода ясная: восхождение разрешено.

      Тренажер.

 (перед восхождением потренируемся)

1)Восстанови порядок.

      (цикл развития шляпочных грибов в виде карточек на магнитной доске. Ученики цифрами показывают правильный порядок.)

2) Отгадай какой гриб в руке?

  (ученики по очереди задают вопросы, касающиеся морфологических    признаков и среды обитания грибов, учитель отвечает «да» «нет») Примерные вопросы. Гриб съедобный? Он трубчатый? Гриб желтого цвета? Это лисичка?

3) Лото «Грибы»

(загадки о грибах, фишки перевернуть слова на обратной стороне «В путь»)

             

2 этап «Восхождение на вершину»

 

I высота « Снежная лавина»

 ( рассказ учителя с демонстрацией плесени на субстрате. Классификация плесневых грибов, среда обитания, отличия от шляпочных грибов. Мукор, его строение, питание, размножение.)

II высота «Ледовая трещина»

      Лабораторная работа: « Строение мукора». (по инструктивной карточке.) Работа в тетради.

Привал «медицинский»

Презентация. Пеницилл.

III высота «Камнепад»

     Дрожжи строение, питание ,размножение .Презентация. Демонстрация.

Привал «экологический»

          Сообщения учеников: «Пенициллин».

 Роль плесневых грибов  и дрожжей в природе и жизни человека.

           Закрепление.

Итак, мы совершили восхождение на вершину горы Килиманджаро, где она находится? Спустится сможем выполнив задание. (ученики получают диффиринцированные карточки на бумаге разного цвета красные-5, синие-4, желтые-3. Тест через копировальную бумагу, второй экземпляр учителю на проверку.

                Итог.

Альпинисты по карточкам выясняют удалось ли им покорить вершину, выставляют самооценку за урок. Домашнее задание  составить кроссворд  и выучить  по учебнику.

                Рефлексия.

 Как вы чувствовали себя на уроке?  С каким настроением работали? Поднимите карточку зеленая – комфортно, спокойно, желтая - хорошо, красная- напряженно, плохо .Достигли цели?

Приложение  к уроку.

 Зачетная карточка маршрута.

Этапы урока

баллы

Количество

баллов

самооценка

Итоговая оценка

Проверка снаряжения

5

метеосводка

1

тренажер

1. восстанови порядок

1

2. отгадай

5

3. лото

5

тест

5

Проверка снаряжения.

карточки (проверка  устная с пояснением)

рыжик  - лисичка – масленок

подберезовик – масленок – мухомор

Восстанови порядок .  ( карточки с рисунками и набор цифр)

грибница   спора   плодовое тело

Лото (фишки с цифрами 1-6)

боровик

лисичка

сыроежки

подосиновик

опенок

мухомор

1. Второе название белого гриба

2. Из-под травки прошлогодней

    вылезают на свободу

    неразлучные сестрички

     рыжеватые - …. лисички

3. Нас много , а название одно, отличаемся по цвету шляпки синие, зеленые,        красные – очень хрупкие грибы.

4. Гриб растет в симбиозе с дрожащим деревом ( поговорка дрожит как осиновый лист)

5. Пластинчатые грибы растут группами на пнях

6. Самый красивый гриб леса.

Карточки с понятиями на стенде  «К уроку»

гифы мицелий  плодовое тело микориза спора  спорангий конидии микология симбиоз

Тест.       Клетка гриба не включает:

                                                                1.оболочку

                                                              2. ядро

                                                              3. хлоропласты

                 Гриб в виде белого мучнистого налета:    

                                                                1.  мукор

                                                             2. пеницилл

Гриб, состоящий из ветвящихся нитей, разделенный перегородками на отдельные клетки, споры располагаются на концах нитей в мелких кисточках (конидиях):

                                              1. пеницилл

                                               2.мукор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вершинам физики

Внеклассное мероприятие по физике для 8 класса...

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

К Вершине Света

Статья о путешествии  учащихся школы №16  в Национальный парк Таганай, Челябинская область.  Уроки краеведения, 7 класс. ...

Интегрированный урок физика+литература "Вершина"

Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий -  развить  у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможнос...

Звездный час « Восхождение к вершине»

Внимание! Начинаем наше состязание  умных и смекалистых, находчивых и умелых!...

Восхождение на вершину "Интеграл".

Презентация к повторительно - обобщающему уроку по теме: «Интеграл».  Содержит 16 слайдов.Содержит :Повторение формул первообразных;Использование формул первообразных при помощи устного сче...

Восхождение на вершину "Интеграл".

Урок-зачет, который проводится в форме игры, что позволяет активизировать учащихся, сделать урок более живым и разнообразным по видам деятельности. Групповая форма работы способствует развитию ч...