Игра по биологии "Что? Где? Когда?"
материал по биологии (9 класс) по теме

Тарасова Ольга Алексеевна

Участники: учащиеся 9 класса. Цель:  данное внеклассное мероприятие способствует повышению интереса учащихся к биологии, качества знаний и успеваемости, развитию и закреплению навыков самообразования, стремлению к самостоятельному поиску решения сложных вопросов, расширяет кругозор учащихся, помогает более глубоко осознать красоту окружающего мира, также уделено внимание межпредметным связям биологии с химией, экологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_gde_kogda.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что? Где? Когда?

Участники: учащиеся 9 класса (заранее отбирается команда, ее капитан)

Цель:  данное внеклассное мероприятие способствует повышению интереса учащихся к биологии, качества знаний и успеваемости, развитию и закреплению навыков самообразования, стремлению к самостоятельному поиску решения сложных вопросов, расширяет кругозор учащихся, помогает более глубоко осознать красоту окружающего мира, также уделено внимание межпредметным связям биологии с химией, экологией.

Оборудование: стол игроков, на котором расположен волчек, конверты с заданиями; черный ящик; телевизор, DVD,диск с  музыкальными записями.

Ход мероприятия

  1. Приветствие игроков и капитана команды
  2. Правила игры
  3. Игра
  4. Подведение итогов
  5. Награждение победителей

Вопросы команде

  1. Кто быстрее?

Известно, что бактерии размножаются лишь один раз в жизни и производят только двух потомков. Дуб же образует огромное количество семян. В тоже время бактериальная популяция может увеличиваться быстрее, чем популяция дуба. Чем это можно объяснить?

(Дуб дает семена один раз в год, а бактерии при благоприятных условиях дают потомство каждые 20 минут, т.е. 1.892.160 раз в году.)

  1. Маугли

Широкую известность получили результаты наблюдений над детьми, выросшими в изоляции от взрослых или в логове зверей. У детей «маугли» отсутствуют специфические особенности поведения, свойственные человеку, не развита психика. О чем говорят эти факты?

( Человек – биосоциальное существо, и формирование поведения идет через общение, через подражание окружающим)

  1. Оплодотворение

Многие виды животных – гермафродиты. Однако для большинства из них характерно перекрестное оплодотворение. С чем это связано?

( При гермафродитизме каждая особь способна произвести потомство, а перекрестное оплодотворение дает возможность возникновения особей с новым набором признаков)

  1. Биохимия

При окислении одного грамма белков выделяется столько энергии, сколько при окислении одного грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?

(Т.к. белок – основной строительный материал организма, то его использование как топлива для организма невыгодно)

      5. Эксперимент

Один из исследователей с несколькими друзьями провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 оС без вреда для здоровья, в то время как кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным. Как можно объяснить результаты этого эксперимента?

( Живой человеческий организм с помощью механизмов терморегуляции – теплоизлучения и испарения пота с поверхности тела – способен поддерживать постоянную температуру тела)

  1. Мозг и музыка

У скрипача образовалась опухоль на мозжечке. Сможет ли он по-прежнему играть на музыкальном инструменте?

( Нет, т.к. нарушается координация движений)

  1. История

В 1492 году папе римскому Иннокентию VII с целью омоложения дали выпить кровь, взятую от трех десятилетних мальчиков. Могло ли это заменить папе римскому переливание крови?

( Нет, т.к. в пищеварительном тракте кровь переваривается)

  1. Радиация

Человек получил небольшую дозу ионизирующего облучения. Повреждение каких клеток наиболее опасно для последующих поколений? Для мужчин или женщин более опасно облучение?

( Повреждение опасно для половых клеток. Особенно опасно для женщин, т.к. яйцеклетки ее организма формируются еще до рождения и сохраняются в течение жизни. Таким образом, при облучении женщины повреждаются все яйцеклетки.)

  1. Экология

Миллионы лет живые организмы дышат и потребляют органические вещества. Почему кислород, пища и топливо не иссякают?

( Растения в результате фотосинтеза постоянно возобновляют запасы кислорода и органических веществ)

  1. Генетика

Два идентичных близнеца - мужчины вступили в брак с двумя идентичными близнецами - женщинами. Будут ли дети от этих браков похожи между собой так же, как идентичные близнецы?

( Нет, т.к. в каждом случае потомство будет иметь особую комбинацию генов)

  1. Подумай!

В клетках всех организмов имеется вода. При замерзании она может разорвать внутренние структуры клетки и вызвать гибель организмов. Почему же зимой не погибают растения, лягушки, насекомые при охлаждении их тела ниже 0 оС?

( Внутренняя среда этих организмов содержит особые вещества – антифриза, препятствующие замерзанию воды)

  1. Размножение

Большинство живых организмов размножаются половым путем. Однако, для некоторых организмов характерно и бесполое размножение. Почему в ходе эволюции эти организмы не утратили способности к бесполому размножению?

(При бесполом размножении быстро растет количество особей, что способствует сохранению вида)

  1. Черный ящик

Поспорили два ученика. Один считает ее растением, другой – животным. Ученые относят ее к животным, хотя способ питания у нее смешанный – автогетеротрофный. Кто из ребят прав? Кто в черном ящике?

( Эвглена зеленая)

Вопросы капитану команды

  1. Назовите плод дуба.  (желудь)
  2. Лес, в котором растут только сосны.  (бор)
  3. Чем полезна морская капуста?  ( йодом для щитовидной железы)
  4. Какое растение раскрыло законы изменчивости?  (горох)
  5. Чем болеют толстяки?  (ожирение, плоскостопие, варикозное расширение вен)
  6. Почему осенью листья на деревьях желтеют?  (недостаток света, понижение температуры приводит к разрушению хлоропластов)

Вопросы зрителям

  1. У любителей позагорать кожа приобретает коричневый оттенок. Почему это происходит? В чем значение этого явления?
  2. В Одессу шло грузовое судно, нагруженное горохом. И, вдруг, неведомая сила разорвала корабль на две части. Взрыва не было. Попробуйте объяснить причину аварии.
  3. Что такое чага? Где она используется?
  4. Если верить древнему историку, то во времена походов Александра Македонского в Индию, офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Пища у них была одинаковая, а вот посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготавливали офицерскую посуду?
  5. Какой организм-симбионт является индикатором качества окружающей среды?
  6. Замечено, что ягоды, созревшие в условиях интенсивной освещенности. Имеют более сладкий вкус. Объясните это явление.
  7. Назовите защитные дыхательные рефлексы.
  8. Кого цыпленок считает своей матерью?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...