Элективный курс
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Власть над геном. Программа элективного курса по биологии 9 класс
Курс «Власть над геном» предназначен для учащихся 9-х классов, интересующихся биологией и позволяющий им сделать осознанный и успешный выбор профиля. Этот элективный спецкурс посвящен отдельному разделу биологии «Генная инженерия», не входящему в обязательную программу данного предмета, включает в себя 8 часов. Разработан на основе элективного курса Приходской Л.И.
Актуальность курса определяется тем, что величайшие достижения биологии еще не стали известны широким массам, а школьные программы просто не успевают за развитием науки. Речь идет о направленном изменении наследственности - генной инженерии.
Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на значимость данной науки для человека, его здоровья.
Курс предусматривает лекционно-индивидуальную систему и самостоятельную работу с периодическими изданиями, где последнее время успешно освещаются итоги работ ученных в данном направлении.
Курс завершается написанием учениками работ с практическими выводами, предложениями о перспективах развития данной отрасли биологии в медицине, сельском хозяйстве и народном хозяйстве.
Результат: творческая работа учащихся.
Методические рекомендации
Данный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки, и соответствующего профиля обучения. Уже само название курса «Власть над генами» должно вызвать интерес учащихся, желание и стремление изучать биологию в старших классах. Отбор содержания курса «Власть над геном» и осуществлялся на основе ряда фактов, стимулирующих развитие познавательных интересов у школьников. Содержание занятий носит проблемный характер, благодаря рассмотрению вопросов, носящих дискуссионный характер, на которые до сих пор нет однозначных ответов. В содержание курса был включен ряд вопросов, которых исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации, например, проблемы клонирования, получения трансгенных продуктов питания, профилактика СПИДа.
Еще один фактор, помогающий школьнику определиться в выборе дальнейшего пути, связанного с изучением биологии, - это ориентация содержания курса на старшую школу.
В курс включены вопросы, детальное рассмотрение которых предлагается в старшей профильной школе.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
Знать:
- Понятие о наследственности, историю изучения наследственности.
- Основные этапы развития генетики как науки.
- Строение ДНК, одноцепочные ДНК вирусов.
- Редупликацию ДНК, генетический код.
- Особенности строения молекулы белка, этапы синтеза белка.
- Механизмы реализации генетической информации.
- Современные представления о гене.
- Метод обратной транскрипции.
- Достижение генной инженерии.
- Выделение плазмид, создание векторов.
- Методы искусственного синтеза гена. Открытие рестриктаз, скрининг.
- Структура генома человека.
- Наследственные заболевания человека.
Уметь:
- Объяснить рисунки и схемы, представленные по теме.
- Самостоятельно планировать предполагаемые пути дальнейшего развития генной инженерии.
- Иллюстрировать ответ простейшими схемами.
- Характеризовать сущность основных достижений человека над генами.
- Объяснять механизмы создания, встраивания новых генов в геном организма,
- На основе полученных знаний уметь объяснять огромные перспективы идентификации генов, ответственных за возникновение наследственных и приобретенных заболеваний.
- Уметь объяснять этические, моральные проблемы власти человека над генами.
Содержание программы
Занятие 1. Открытие существования генов
1) Понятие о наследственности, история изучения наследственности, причуды наследственности, изменение наследственности, бессознательный и методический отбор.
2) Развитие генетики как науки, история открытия, основные выводы и понятия.
3) Возникновение генной инженерии до своего рождения: поиски, эксперименты, открытия.
Оборудование:
портреты Г. Менделя, Н.И. Вавилова. Ч. Дарвина, Т. Моргана, таблицы, иллюстрирующие схемы наследования признака.
Занятие 2. Разгадка структуры генов
1) Строение нуклеиновых кислот:
-открытия Д. Уотсона и Ф. Крика;
- правило Э. Чаргафа, правило комплиментарности;
- одноцепочетные ДНК вирусов.
2) Удвоение (редупликация) ДНК.
3) Строение и свойства белков.
4) Механизм реализации генетической информации: виды РНК, процессы транскрипции,
- ДНК - РНК - гибридизация нетранскрибируемая ДНК, образование и - РНК.
5) От РНК к белку, т - РНК, процесс трансляции, генетический код, регуляция работы гена.
6) Современные представления о гене.
Оборудование: модель ДНК, модель «синтез белка»; шаблон «генетический код»; схема «строение гена», «гибрид ДНК - РНК».
Занятие 3. Передача генов из клетки в клетку
1) Создание первой рекомбинантной ДНК:
- геном прокариотической клетки;
-конъюгация бактерий; клетки-доноры и клетки-акцепторы.
2) Открытие бактериофагов, строение бактериофага, геном фага.
3) Открытие ферментов рестриктаз, разделение растрикционных фрагментов методом электрофореза, получение рестрикционных карт.
4) Открытие плазмид, обмен генов у бактерий через плазмиды, выделение плазмидных ДНК в чистом виде, метод селективных сред.
5) Перенос рекомбинантной плазмиды в бактериальную клетку, создание векторов.
6) Создание «библиотеки генов».
7) Клонирование генов в клетках эукариот.
Оборудование: схема получения рекомбинантной» ДНК; схема конструирования и переноса рекомбинантной ДНК в клетку бактерии; схема расщепления ДНК рестриктазой; рисунок строение бактериофага.
Занятие 4. Генная инженерия первые успехи
1) Болезни и наследственность: инфекционные заболевания, вызываемые бактериями (чума, холера, дизентерия, туберкулез, дифтерия) и вирусами (грипп, оспа, корь и т.д.), болезни, вызванные грибками и простейшими (малярия, сонная болезнь и т.д.) т.е. болезни, определяемые средой.
- Болезни, которые наследуются от родителей: генетические дефекты, мутации, (серповидно -клеточная анемия, гемофилия и др.)
- Предрасположенность организма к болезням (инфаркт, склероз, инсульт, гипертония, диабет, рак и т.д.).
2) Проблемы иммунологии: антигены, иммуноглобулин. Иммунная система человека, типы иммунных клеток, механизм иммунного ответа, проблемы пересадки органов,
- иммунодепрессанты, аутоаллергия.
3) Открытие и создание вакцин, работы Э.Дженнера, Л. Пастера, создание гаммаглобулинов (сыворотки).
Оборудование:
портрет Л. Пастера, Э. Дженнера; схема работы систем иммунного ответа.
Занятие 5. Успехи генной инженерии в медицине
1) Строение вирусов, получение субъединичных генно-инженерных вакцин, методы введения в геном вируса осповакцины.
2) Достижение современной иммунологии - гибридомы, способы получения моноклональных антител, их использование для диагностики инфекционных болезней, инфаркта, выявление метастаз рака и т.д. Создание противомалярийной вакцины: клонирование гена, кодирующего белок с антигенными свойствами к малярийному плазмодию. Поиски, эксперименты на пути борьбы с сонной болезнью.
3) Интерфероны и вирусы: явление интерференции, синтез в клетках интерферона, типы интерферонов, создание интерферонов из донорской крови и клеток человеческой плаценты. Получение генно-инженерных интерферонов: работы по клонированию генов интерферонов, получение штамма кишечной палочки, который синтезирует человеческий интерферон.
Оборудование: схемы получения гибридом; схема работы иммунной системы.
Занятие 6. Болезни, по-настоящему наследственные
1) Хромосомные болезни: изменение структуры отдельных хромосом, их количества в кариотипе, пороки развития, моносомия по аутосомам, моносомия по половым хромосомам, синдром Дауна, синдром «кошачьего крика», синдром Шершевского-Тернера и т.д.
2) Генные энзимопатии: наследственные дефекты обмена углеводов (галактоземия, мукополисахаридозы), наследственные нарушения обмена липидов и липопротеинов (сфинголипседозы), наследственные дефекты обмена аминокислот (фенилкетонурия, альбинизм), наследственные дефекты обмена витаминов, дефект белков крови (гемоглобинопатии), дефект структурных белков (коллагеновые болезни).
3) Наследственные болезни с невыясненным первичным биохимическим дефектом: муковисцидозы, ахондроплазия, миопатии.
4) Болезни с наследственным предрасположением: псориаз, шизофрения, сахарный диабет.
5) Первые попытки излечения наследственного дефекта: получение инсулина из поджелудочной железы животных.
6) Клонирование гена человеческого инсулина, саматропина. Лечение карликового роста, акромегалии. Открытие энкефалинов и эндорфинов, их связь с нервными и психическими расстройствами.
7) Попытки генной хирургии вставить «здоровый» ген в организм наследственно больного человека (ген ГГФРТ). Клонирование гена фактора VIII для лечения гемофилии.
8) Пренатальная диагностика наследственных заболеваний.
Оборудование: рисунок наследственно больных людей с ахондроплазией, Дауна, «кошачьего крика», синдром кляйнфельтера, Шершевского-Тернера, Эдвардса, Патау.
Занятие 7. Генная инженерия и онкология
1) Отличие клеток злокачественной опухали от здоровых клеток: неограниченный рост, метастазирование, миграция клеток по лимфатической и кровеносной системе.
2) Теории происхождения раковых клеток: нарушение регуляции работы генов под действием внешних и внутренних факторов, мутагенная теория - мутации в соматических клетках организма, концерогенная теория, концерогенные факторы. Вирусно-генетическая теория Л. А. Зильбера: включение нуклеиновой кислоты вируса в геном клетки, изменение регуляции генов в ней.
3) Открытие фермента обратной транскриптазы-ревертазы, ретровирусы, синтез ДНК на матрице РНК.
Потенциально концерогенные аденовирусы, онкогены и продукты их трансляции -онкобелки. Открытие протоонкогенов в нормальных клетках всех животных от низших червей до человека. Превращение протоонкогена в онкоген. Лейкозы, их формы и вирусы, которые могут их вызывать: вирус Т-клеточного лейкоза, вирус лейкоза крупного рогатого скота, вирус анемии лошадей, вирус СПИД, (иммунодефицита), строение вируса иммунодефицита, пути передачи вируса. Практическая сторона изучения злокачественных опухолей: активация клеток иммунной систем и химиотерапевтический, относительная эффективность их.
Оборудование: схемы выделения онкогена, строения генов вирусов Т-клеточного лейкоза и иммунодефицита, лечения человека, больного подулярной лимфомой.
Занятие 8. Генная инженерия и практическая микробиология
1) Биотехнология и ее этапы развития:
-древняя биотехнология (каменный век);
-промышленная микробиология (с середины XIX века), применение биотехнологических методов в пищевой промышленности и сельском хозяйстве;
-современная биотехнология: инженерная энзимология, получение иммобилизованных ферментов, иммобилизованных клеток с увеличенным числом генов, конструирование штаммов бактерий со сверхпродукцией незаменимых аминокислот для получения не только кормового, но и пищевого белка из микроорганизмов.
-проникновение биотехнологии в производство CMC , биометаллургию, интерес биотехнологий со сторон нефтяников.
Занятие 1 | Открытие существования генов |
Занятие 2 | Разгадка структуры генов |
Занятие 3 | Передача генов из клетки в клетку |
Занятие 4 | Генная инженерия первые успехи |
Занятие 5 | Успехи генной инженерии в медицине |
Занятие 6 | Болезни, по-настоящему наследственные |
Занятие 7 | Генная инженерия и онкология |
Занятие 8 | Генная инженерия и практическая микробиология |
- Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли. /Биология в школе - 1998 - №1.
- Богданов А.А., Медников В.М. Власть над геном. - М.: Просвещение. 1989 г.
- Боринская С.А. Гены в нашей жизни. /Биология в школе - 2001- №2.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» в 3 т. - М.: Мир, 2001 г.
- Дебабов В.Г. Биотехнология: вклад в решение глобальных проблем. /Биология в школе -1997-№1.
- Ленин В.С., Сухих Г.Т. Медицинская клеточная биология. - М.: БЭБ, 1998 г.
- Медицинская генетика. /Под редакцией Н.П. Бочкова - М.: Мастерство, 2001 г.
- Новинова Т.А. Генная инженерия бактерий. /Биология в школе - 2004-№1.
- Общая биология. /Под редакцией Рувинского А.О. - М.: Просвещение, 1993 г.
- Стволанская Н.С. Истоки и перспективы международной программы «Геном человека»./Биология в школе - 2002 - №2.
- Янковский Н.К., Боринская С.А. Человек и его гены /Биология в школе - 2001-№4, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...