АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ
статья по биологии по теме
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ
Бутырина Е.И.
МБОУ – СОШ № 35, г. Белгород
Повышение эффективности обучения, уровня мотивационно-потребностной сферы, познавательной активности обучающихся на современном этапе обучения выходит на особое место. Овладение обучающимися методами научного познания окружающего мира вызывает затруднения у обучающихся с низкой познавательной активностью.
Применение ИКТ на уроках биологии позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить такую задачу, как повышение мотивации к предмету. Использование ИКТ помогает сделать преподавание биологии интереснее, более полным по содержанию, а так же привлекательнее для обучающихся. Это достигается за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Большое внимание на уроках биологии уделяется наглядному материалу. Компьютер даёт возможность демонстрировать строение организмов, их жизнедеятельность, взаимоотношения с другими организмами. В своей работе я использую учебные диски авторов В.В Пасечника. Это большое подспорье в том случае, если оснащение кабинета не позволяет использовать натуральные объекты, фиксированные объекты, наглядные пособия, организовать лабораторные и практические работы с живыми объектами. А ведь именно это стимулирует обучающихся к активной образовательной деятельности на уроке. Именно тогда использование ИКТ целесообразно и необходимо для достижения успехов в обучении. Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации.
Особую познавательную активность и интерес к изучаемому обучающиеся проявляют при включении в урок электронных лабораторных практикумов, демонстрационных опытов. Проведение лабораторных работ, требующих исследования натуральных объектов, которые можно найти только летом, невозможно в зимний период. При использовании готовых, созданных самостоятельно или записанных в летний период экскурсий и практикумов учащиеся получают возможность окунуться в природу родного края и экзотических мест, виртуально проделать неосуществимые в условиях класса опыты, обследовать процессы живой природы.
Я считаю, что к наиболее эффективным формам представления материала по биологии, относятся мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия обучающихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ следует помнить, что:
- на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
- на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где обучающиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
- на контрольном уроке, используя компьютер, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил необходимый объем пройденного материала;
- на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы.
На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного я использую:
- мультимедийные путеводители – интерактивная справочная инфор-мация по какому-либо объекту природы с красочными фотографиями, видеороликами;
- мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная инфор-мация с включением красочной графики, анимации, звукоэффектов.
Самостоятельно создаю и использую в работе фрагменты мультимедийных приложений, свои видео и фотоматериалы, а также ресурсы сети Интернет.
При помощи компьютера готовлю разнообразные дидактические материалы для использования непосредственно на уроке (карточки-задания, тесты на выбор, тесты на соотнесение, тексты с пропуском символов, тексты с ошибками, в том числе и с использованием иллюстраций, варианты контрольных и самостоятельных работ).
Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Именно поэтому, в первую очередь, я использую несложные электронные пособия - мультимедиа-презентации. Она позволяет мне сочетать элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. При объяснении она выполняет иллюстративную функцию.
Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией я отвожу активную роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных естествоведческих объектов и явлений, под моим руководством учатся запоминать, сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
При проверке знаний обучающихся использую следующие подходы с применением информационных технологий:
-использую контролирующие компьютерные программы (тесты, индивидуальные задания), предназначенные для автоматизированной проверки уровня знаний и умений. Виртуальные практикумы из Единой коллекции ЦОР содержат краткий курс теории, описание экономической модели, ход лабораторной работы и контрольные вопросы.
Особый интерес обучающиеся проявляют к работе на компьютере самостоятельно (выполнение практической работы, работа с номенклатурой на компьютере, выполнение индивидуальных тестов, работа со слайдами по составлению описания какой – либо местности), составление собственных тестов по изученному материалу. Такая форма работы привлекает даже слабоуспевающих учащихся и позволяет учителю заинтересовать их, привлечь к работе на уроке.
На уроках повторения, обобщения и систематизации полученных знаний я использую тесты и тестовые задания, которые необходимо составлять или подбирать в соответствии со степенью понимания темы группами детей. В составленные тесты включаю простые вопросы, а оценку знаний ставлю только словесно (т.е. «молодец», «подумай ещё», «отлично» и т.д.), иначе интерес детей к таким заданиям пропадает. Оживить восприятие учащимися материала и совершенствовать их творческие способности мне помогают электронные кроссворды. Улучшается память и внимание детей. Игровая мотивация постепенно переходит в учебную, когда возникает интерес к содержанию занятия.
Использование разных форм ИКТ способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
- способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Используемая литература:
1. Никишов А.И. теория и методика обучения биологии: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032400 – биология / А.И. Никишов. – М.: Колосс, 2007.
2. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. - 2002. - №2.
3. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. – М.: МПУ, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....
Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"
Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-213455-1485140352.jpg)
Статья: «Использование различных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»
laquo;Знание в собственном смысле слова сообщить невозможно.Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности».А. Дистервег Нов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/30/picture-1141155-1556651779.jpg)
Использование электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Современный ребёнок живет и развивается в мире электронной культуры. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества. Учитель должен стать координатором этого информационного п...
Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивац...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-213455-1485140352.jpg)
Статья:«Использование различных приемов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»
Новая парадигма образования приводит каждого педагога к поиску новых педагогических технологий, которые бы смогли мотивировать обучающихся на изучение предмета, активизировать познавательную деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-175488-1700545804.jpg)
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»
Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...