Методическая разработка урока по теме "Зоны корня"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Зоны корня", практический урок с использованием презентации, мультимедийных тестовых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zony_kornya.zip | 1020.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 классе по теме «Зоны корня».
Учебник В.В. Пасечник «Биология Растения. Грибы. Бактерии», 6 класс .
Учитель биологии МО-Михайловская СОШ № 1 г.Михайлова, Рязанской области Гусева Лидия Александровна.
Цель урока: познакомить учащихся с клеточным строением корня: изучить зоны корня, особенности их строения в связи с выполняемой функцией, прививать
практические навыки по работе с микроскопом.
Оборудование: Интерактивная доска, плакаты к ней по теме, презентация к уроку, нетбуки с мультимедийными тестовыми заданиями, демонстрационный микроскоп и видеокамера к нему, микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик», проростки фасоли, таблицы «Зоны корня», «Ткани растений»,
модель «Зоны корня», алгоритм выполнения лабораторной работы.
Ход урока:
1.Оргмомент
1 слайд Тема урока: Зоны корня. ( Приложение 1)
2.Проверка знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему «Виды корней, типы корневых систем», читали басню И.А. Крылова «Листы и корни», сегодня хочу предложить фрагмент еще одной басни этого великого баснописца.
2 слайд Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит,
Вопрос: Прав ли ворон? Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться?
Ответы детей.
Учитель: Мы вспомнили функции корня, а теперь давайте подумаем, что еще знаем о корнях, корневых системах.
3 слайд Для этого проведем игру «Аукцион знаний». Правила: учащиеся сообщают по одному факту о типах корневых систем, видах корней и т.д., кто последним даст достоверную информацию, выигрывает аукцион и получает пятерку.
Аукцион знаний (учащиеся дают информацию: что такое корневая система, типы корневых систем, для каких растений они характерны, какими корнями образованы, виды корней, от каких частей растения они отрастают и другие), подведение итогов.
Учитель: Предлагаю вам выполнить мультимедийный тест на нетбуках на 2 варианта.
(Приложение 2, слайд 2)
Один ученик выполняет тренажер на интерактивной доске по типам корневых систем ( распределить изображения растений на две группы: растения со стержневыми и мочковатыми корневыми системами).
Проверяем тесты и выставляем оценки по шкале. (Приложение 2, слайд 3)
3. Изучение нового материала.
4 слайд Записываем в тетрадь тему урока «Зоны корня»
Учитель: Сейчас вы попытаетесь поставить перед собой цель, что вы хотите узнать на уроке. Для этого давайте посмотрим какие слова, составляющие тему вам знакомы, что они означают.
В ходе беседы дети самостоятельно ставят цель: Узнать какие бывают зоны, из каких клеток они состоят и какие функции выполняют.
Коллективно отвечаем на вопросы перед параграфом:
- Что такое ткань?
- Какие виды растительных тканей вы знаете?
Самостоятельная работаем с текстом учебника « Корневой чехлик, зоны деления и
размножения», дифференцированное заполнение таблицы. (Приложение 3)
Проверяем таблицу, показываем корневой чехлик и зоны деления и размножения на таблице и не модели.
Демонстрация микропрепарата приготовленного учителем и готового «Корневой чехлик» через видеокамеру с демонстрационного микроскопа учителя.
Проблемный вопрос: Почему рассаду лучше выращивать и затем высаживать в торфяных горшочках?
Коллективное решение проблемного вопроса.
Учитель: Для научного объяснения данного вопроса нам необходимо получить ещё некоторые знания о зонах корня. На корне выше кончика можно увидеть множество мелких волосков. Здесь выше кончика корня располагается зона всасывания, состоящая из корневых волосков. У некоторых растений корневые волоски напоминают легкий пушок, покрывающий часть корня. Ученые измерили длину всех корней у растения ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми волосками - 11 тыс. км. Корневой волосок - вырост наружной клетки корня, длиной до 1 см.. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком. Волоски живут несколько дней, затем отмирают. Новые корневые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Поэтому зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и находится вблизи кончика корня. Корневые волоски всасывают воду и растворенные в ней минеральные элементы. При пересадке растений молодые участки корня, несущие корневые волоски, можно легко повредить.
Рассказ сопровождаю демонстрацией модели, таблицы «Зоны корня», микропрепарата «Корневые волоски» через видеокамеру с демонстрационного микроскопа учителя.
Физкультминутка
Лабораторная работа по инструктивной карточке.
Проблемный вопрос: Иногда при пересадке комнатных растений можно наблюдать, что растения имеют увядшие листья, но через некоторое время они приобретают нормальный вид. С чем это связано? Можно ли этого избежать?
Коллективное решение проблемного вопроса.
Самостоятельная работа с текстом учебника «Зона проведения», заполнение таблицы.
5 слайд Фронтальная беседа:
- Где расположена зона проведения? (показывают на модели и таблице)
- Какие ткани составляют?
- Для чего нужна эта зона?
4.Закрепление.
На плакатах к интерактивной доске учащиеся делают подписи зон корня, называют какими тканями они образованы, какое имеют назначение.
5.Рефлексия:
6 слайд На слайде записано начало фразы, каждому ученику необходимо выбрать любое (или несколько) и дописать в тетради.
- Я понял, что…
- Оказывается…
- Меня удивило то, что…
- Мне понравилось то, что…
- Я задумался над тем….
Дети зачитывают свои фразы.
Подведение итогов урока, оценки за тесты, аукцион знаний, работу на уроке.
6.Домашнее задание:
7 слайд параграф 20, вопросы после параграфа, дополнительное (по желанию учащихся) -задание после параграфа.
ЛИТЕРАТУРА:
- Багрова Л.А. Я познаю мир: Растения/ Сост. Л.А. Багрова; Под общ.ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, О.М. Войтенко.-М.: ТКО «АСТ», 1997.- 512с.
- Галушкова Н.И. Биология. Бактерии, грибы, растения, 6 класс, поурочные планы по учебнику Пасечника В.В. Волгоград: Учитель, 2005.- 271с.
- Каменский А.А. 1000 вопросов и ответов. БИОЛОГИЯ: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы: / А.А. Каменский, Н.А. Соколова, С.А. Титов.- 2-е изд., исправ.- М.: «Книжный дом «Университет»», 1999.- 224с.
- Оданович М.В. Биология. 6 класс: тесты по всем программам/ авт.- сост. М.В. Оданович.- Волгоград: Учитель, 2007.- 97с.
- Пасечник В.В.Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб.для общеобразоват. учреждений.- 7-еизд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-272с.
- Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно- метод. пособие.- М.: Дрофа, 1997.-80с.
- Шаблон интерактивной презентации игры Можаева Г.М. http:/Kontren.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...
Методическая разработка урока "Преобразования выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня"
Отработка определения и свойств квадратного корня....
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"
Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...
Методический материал "Чередование в корне слова"
Карточки с правилом и заданиями по теме....
Методическая разработка открытого урока "Корни, степени,логарифмы"
.Аннотация (методическое обоснование темы урока) Методическая разработка открытого урока «Степени. Корни. Логарифмы»» демонстрирует возможности формирования общих компетенций студенто...