Методическая разработка урока по теме "Зоны корня"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Гусева Лидия Александровна

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Зоны корня", практический урок с использованием презентации, мультимедийных тестовых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zony_kornya.zip1020.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  в 6 классе  по теме  «Зоны корня».

Учебник В.В. Пасечник «Биология Растения. Грибы. Бактерии», 6 класс .

Учитель биологии МО-Михайловская СОШ № 1  г.Михайлова, Рязанской области Гусева Лидия Александровна.

Цель урока:  познакомить учащихся с клеточным строением корня: изучить зоны корня,   особенности  их   строения  в   связи с выполняемой   функцией,     прививать

практические навыки по работе с микроскопом. 
Оборудование:  Интерактивная доска,  плакаты к ней по теме,  презентация к уроку, нетбуки с мультимедийными тестовыми заданиями,  демонстрационный микроскоп и видеокамера к нему, микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик», проростки  фасоли, таблицы   «Зоны корня»,  «Ткани растений»,

модель «Зоны корня», алгоритм выполнения лабораторной работы.


Ход урока:

1.Оргмомент
 1 слайд  Тема урока: Зоны корня.                                                              ( Приложение 1)

2.Проверка знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему «Виды корней, типы корневых систем»,  читали  басню И.А. Крылова «Листы и корни»,  сегодня хочу предложить фрагмент еще одной басни этого великого баснописца.

 2 слайд  Свинья под Дубом вековым

                 Наелась желудей досыта, до отвала;

                 Наевшись, выспалась под ним;

                Потом, глаза продравши, встала

                И рылом подрывать у Дуба корни стала.

               "Ведь это дереву вредит, -

                Ей с Дубу Ворон говорит,

Вопрос: Прав ли ворон? Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться?

Ответы детей.

Учитель: Мы вспомнили функции корня, а теперь давайте подумаем, что еще  знаем о корнях, корневых системах.

 3 слайд  Для этого проведем игру «Аукцион знаний». Правила: учащиеся сообщают по одному факту о  типах корневых систем, видах корней и т.д., кто последним даст достоверную информацию, выигрывает аукцион и получает пятерку.

Аукцион знаний (учащиеся дают информацию: что такое корневая система, типы корневых систем, для каких растений они характерны, какими корнями образованы, виды корней, от каких частей растения они отрастают и другие), подведение итогов.

Учитель: Предлагаю вам выполнить мультимедийный тест на нетбуках на 2 варианта.

                                                                                                           (Приложение 2, слайд 2)

Один ученик выполняет   тренажер на интерактивной доске  по типам корневых систем ( распределить изображения растений на две группы: растения со стержневыми и мочковатыми  корневыми системами).

 Проверяем  тесты и  выставляем оценки по шкале.                    (Приложение 2, слайд 3)

3. Изучение нового материала.

4 слайд  Записываем в тетрадь тему урока  «Зоны корня»

Учитель: Сейчас вы попытаетесь поставить перед собой  цель, что вы хотите узнать на уроке. Для этого давайте посмотрим какие слова, составляющие тему вам знакомы, что они означают.

В ходе беседы дети самостоятельно ставят цель:  Узнать какие бывают зоны, из каких клеток они состоят и какие функции выполняют.

Коллективно отвечаем на вопросы перед параграфом:

  1. Что такое ткань?
  2. Какие виды растительных тканей вы знаете?

Самостоятельная работаем с текстом  учебника « Корневой чехлик, зоны деления и

размножения»,  дифференцированное  заполнение таблицы.              (Приложение 3)

Проверяем таблицу, показываем корневой чехлик и зоны деления и размножения на таблице и не модели.

Демонстрация микропрепарата приготовленного учителем и готового «Корневой чехлик» через видеокамеру с  демонстрационного микроскопа учителя.

Проблемный вопрос:  Почему рассаду лучше выращивать и затем высаживать в торфяных горшочках?

Коллективное решение проблемного вопроса.

Учитель: Для научного объяснения данного вопроса нам необходимо получить ещё некоторые знания о зонах корня. На корне выше кончика можно увидеть множество мелких волосков. Здесь выше кончика корня располагается зона всасывания, состоящая из корневых волосков. У некоторых растений корневые волоски напоминают легкий пушок, покрывающий часть корня. Ученые измерили длину всех корней у растения ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми волосками - 11 тыс. км. Корневой волосок -  вырост наружной клетки корня, длиной до 1 см.. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком. Волоски  живут несколько дней, затем отмирают. Новые корневые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Поэтому зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и находится вблизи кончика корня. Корневые волоски всасывают воду и растворенные в ней минеральные элементы. При пересадке растений молодые участки корня, несущие корневые волоски, можно легко повредить.

Рассказ сопровождаю  демонстрацией модели, таблицы «Зоны корня», микропрепарата «Корневые волоски» через видеокамеру с демонстрационного микроскопа учителя.

Физкультминутка 

Лабораторная работа по инструктивной карточке.

Проблемный вопрос: Иногда при пересадке комнатных растений можно наблюдать, что растения имеют увядшие листья, но через некоторое время они приобретают нормальный вид. С чем это связано? Можно ли этого избежать?

Коллективное решение проблемного вопроса.

Самостоятельная работа с текстом учебника «Зона проведения», заполнение таблицы.

5 слайд Фронтальная беседа:

  1. Где расположена зона проведения?  (показывают на модели и таблице)
  2. Какие ткани составляют?
  3. Для чего нужна эта зона?

4.Закрепление.

На плакатах к  интерактивной доске учащиеся делают подписи зон корня,  называют какими тканями они образованы, какое имеют назначение.

5.Рефлексия:

6 слайд   На слайде  записано начало фразы, каждому ученику необходимо выбрать любое (или несколько) и  дописать в тетради.

  1. Я понял, что…
  2. Оказывается…
  3. Меня удивило то, что…
  4. Мне понравилось то, что…
  5. Я задумался над тем….

Дети зачитывают свои фразы.

Подведение итогов урока, оценки за тесты, аукцион знаний, работу на уроке.

6.Домашнее задание:

7 слайд  параграф 20, вопросы после параграфа,  дополнительное (по желанию учащихся) -задание после параграфа.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Багрова Л.А. Я познаю мир: Растения/ Сост. Л.А. Багрова; Под общ.ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, О.М. Войтенко.-М.: ТКО «АСТ», 1997.- 512с.
  2.  Галушкова Н.И. Биология.  Бактерии, грибы, растения, 6 класс, поурочные планы по учебнику  Пасечника В.В. Волгоград: Учитель, 2005.- 271с.
  3.  Каменский А.А. 1000 вопросов и ответов. БИОЛОГИЯ: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы: / А.А. Каменский, Н.А. Соколова, С.А. Титов.- 2-е изд., исправ.- М.: «Книжный дом «Университет»», 1999.- 224с.
  4.  Оданович М.В. Биология. 6 класс: тесты по всем программам/ авт.- сост. М.В. Оданович.- Волгоград: Учитель, 2007.- 97с.
  5.  Пасечник В.В.Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб.для общеобразоват. учреждений.- 7-еизд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-272с.
  6.  Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно- метод. пособие.- М.: Дрофа, 1997.-80с.
  7. Шаблон интерактивной презентации игры Можаева Г.М. http:/Kontren.narod.ru



   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"

Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...

Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"

Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Методический материал "Чередование в корне слова"

Карточки с правилом и заданиями по теме....

Методическая разработка открытого урока "Корни, степени,логарифмы"

.Аннотация (методическое обоснование темы урока)  Методическая разработка открытого урока «Степени. Корни. Логарифмы»» демонстрирует возможности формирования общих компетенций  студенто...