Внеклассное мероприятие "Дела сердечные"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели биологии. Оно завершает изучение темы "Сердце и кровеносная система".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dela_serdechnye.zip | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Вступительное слово учителя: Ваша задача – слушать, думать, активно и быстро работать Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с"нечистой силой" говорил: "Кровь, надо знать, совсем особый сок". В этих словах отражается мистическое верование в кровь, как в нечто таинственное. За кровью признавалась могучая сила: кровью скреплялись клятвы, жрецы заставляли своих деревянных идолов "плакать кровью", древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы древней Греции считали кровь и душу одним целым. Гиппократ назначал душевнобольным людям кровь здоровых людей и думал, что у них здоровая душа.
Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма, а ее подвижность важнейшее условие жизни.
С незапамятных времен люди понимали, какое значение для организма имеет кровь. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей - здоровая душа. Именно в крови заключается жизненная сила. Благодаря своей подвижности кровь поддерживает постоянную связь между всеми органами и тканями человеческого тела, а содержащиеся в ней химические вещества, главным образом гормоны, осуществляют их взаимное влияние друг на друга.
Сегодня на уроке мы закрепим и обобщим материал по теме “Кровь и кровообращение”. Урок пройдет необычно в форме игры, где вы должны показать свои знания понятий темы, умения их применять при ответах на вопросы и при выполнении практической работы.
Знакомство с ходом игры
Слайд № 2
Игра будет проходить в шесть этапов, их названия записаны на доске.
1 – «Разминка»
2 – «Объясни процесс»
3 – Конкурс капитанов
4 – «Своя игра»
5 – защита презентаций «Это интересно…»
6 – практическая работа
7- «Ты мне – я тебе»
На уроке будет проводиться оценка, как коллективной работы, так и индивидуальной.
На партах списки команд, где будут выставляться капитаном команды баллы за участие в конкурсах. После каждого этапа – подведение итогов. Уровень успешности каждой команды будет отражать табло на доске. Для работы с табло выбирается арбитр. Участники – победители получают в журнал «5».
2. Игра
(каждому этапу игры соответствует слайд презентации – приложение )
Слайд № 3
этап 1 «Разминка»
Для каждой команды зачитывается по 15 вопросов, за 2 минуты надо дать правильные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишке (1фишка - 1 балл). Проводится жеребьёвка. Максимальное количество баллов – 15 Команда № 2 может дополнить ответы команды № 1. Ответы команды № 2 дополняет команда № 3 и т.д.
Вопросы для 1 команды
- Как называются клетки крови? (форменные элементы)
- Жидкая часть крови (плазма)
- Какой металл входит в состав гемоглобина? (железо)
- Сколько оболочек у сердца? (три)
- Постоянство внутренней среды организма… (гомеостаз)
- Как называются сосуды, несущие кровь к сердцу? (вены)
- Сколько фаз различают в работе сердца? (три)
- В лёгких гемоглобин окисляется и превращается в… (оксигемоглобин)
- Человек, получивший часть крови для переливания, называется… (реципиент)
- Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека, называется (вакцина)
- Кровеносная система состоит из… (сердца и сосудов)
- Функция эритроцитов… (газообмен)
- Ритмичное колебание стенок артерии называется … (пульсом)
- Плазма крови, лишённая фибриногена… (сыворотка)
- Что такое антиген? (чужеродная частица, бактерия, вирус)
- Сокращение сердца … (систола)
- Наследственное заболевание, при котором кровь не сворачивается … (гемофилия)
- Функция лимфоцитов… (образование антител)
- Как называются сосуды, несущие кровь от сердца? (артерии)
- В каком органе происходит газообмен? (лёгкие)
- Человек, дающий кровь для переливания, называется… (донор)
- Способность организма защищаться от чужеродных веществ, называется.. (иммунитет)
- Функция тромбоцитов… (образование тромба)
- Клетки крови, которые могут изменять свою форму и проходить сквозь стенки кровеносных сосудов , называются… (лейкоцитами)
- Почему гемоглобин называют дыхательным пигментом? (переносит О2 и СО2)
- Фаза расслабления сердца - … (диастола)
- Малый круг кровообращения иначе называют… (лёгочным)
- Нерастворимый белок, образующий нити тромба… (фибрин)
- Фамилия учёного, который открыл явление фагоцитоза… (ИИ Мечников)
- В каких клетках крови отсутствует ядро? (эритроциты)
- Самый крупный сосуд (капиллярах)
- В каких кровеносных сосудах давление максимальное? (артериях, аорте)
- Газообмен осуществляется в сосудах ( капиллярах)
- Движение крови по кровеносным сосудам (кровообращение)
- Красные кровяные клетки (эритроциты)
- Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз).
- Кровь насыщенная углекислым газом (венозная)
- Путь крови от левого желудочка до правого предсердия (большой круг кровообращения).
- Белые кровяные клетки (лейкоциты).
- Жидкая часть крови (плазма)
- Кровь насыщенная кислородом (артериальная)
Этап 2 «Объясни процесс»
Задание в синих конвертах.
Используя изображения слайдов, ответить на вопросы.
1 команда Воспаление, вызванное занозой (приложение №2)
2 команда Образование тромба (приложение №3)
Этап 3 Конкурс капитанов. Капитаны получают задания выполнить тест (максимальное количество баллов – )
Этап 4 «Своя игра»
(максимальное количество баллов – 15)
Этап 5 Защита презентаций
Но, например, в Древнем Китае верили, что сердце участвует в процессе пищеварения. Древние Египтяне, арабы, индейцы полагали, что сердце –это вместилище души. Мысль, что сердце – это сложно устроенная мышца пришли далеко не сразу. Но в настоящее время нет такого другого органа, который был бы изучен так хорошо, как сердце, но оно все все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и до настоящего времени.
Тема презентаций: «Это интересно…» (максимальное количество баллов – 20)
Этап 6 Практическая работа
Разве здоровье не чудо?"
Чехов А.П.
На столах красные конверты с заданием для практической работы (приложение № 11) Выдаются необходимые материалы и оборудование.
Проводится жеребьёвка.
Участники команд демонстрируют практические навыки.
Этап 7 “Ты – мне, я – тебе”.
На вопросы вы отвечали, а сейчас – время самим задать вопросы друг другу – ваши домашние заготовки для группы соперников. В качестве домашнего задания было: придумать вопрос по теме Команда, получившая вопрос, должна понять, о чем идет речь и дать ответ.
3. Подведение итогов
4. Заключительное слово учителя
Каждому человеку нетрудно осязать и слышать биение сердца, приложив руку на грудь или на пульс. Гнев, радость, испуг вызывают резкий скачок в частоте сокращения сердца, мы это ощущаем, но вряд ли задумываемся, к каким последствиям это может привести. Сердце необходимо беречь, ведь именно оно своим тихим"тук – тук" скажет вам все о ваших чувствах, состоянии здоровья и поможет каждой клеточке справиться с проникшими в организм возбудителями заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья зависит от состояния сердечно-сосудистой системы, а главным гигиеническим условием ее охраны является отказ от курения и употребления спиртных напитков и подвижный образ жизни. Именно для того, чтобы знать, как дольше сохранить свое здоровье мы знакомимся со строение нашего организма. Я думаю,что знания, полученные на уроках о сердце и кровеносной системе и так хорошо закрепленные сегодня, надолго сохранятся в вашей памяти и помогут вам в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сердечно-сосудистые заболевания
Предмет "Биология". Класс - 9. Форма урока - урок - конференция. В связи с тем , что Россия по смертности населения от сердечно – сосудистых заболеваний практически занимает первое место в мире...
Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Урок биологии в 8 классе....
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы
Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...
урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."
Тип урока: КомбинированныйМетоды обучения: обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные, выполнение...
Тест "Помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте"
Тест разработан в программе Excel, содержит шесть вопросов и варианты ответа, результат оценивается...
Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую и дыхательную системы
Здесь вы узнаете о влиянии двух, самых распространённых из всех - алкоголизме и курении....
Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...