урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ),
Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные, выполнение лабораторной работы.
Формы обучения: использование дидактических средств, решение проблемной задачи, выполнение тестового задания. Данный урок проводится в 8 классе при изучении темы " Кровообращение". Основная цель урока:обобщить и углубить знания учащихся о сердечно- сосудистой системе, выяснить причины, вызывающие заболевания сердца и сосудов . Воспитывать санитарно- гигиеническую привычку к здоровому образу жизни, показать вредное воздействие гиподинамии, курения, алкоголя на сердце и сосуды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_serd.sosud_.zabol_._8_kl.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Клишинская основная школа"
учитель биологии : Таева Надежда Михайловна
Тема: Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой
системы.
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о сердечно- сосудистой системе,
выяснить причины, вызывающие заболевания сердца и сосудов .
Задачи урока:
Образовательные: формирование новых понятий «функциональная проба»,
«дозированная нагрузка»;
повторить и закрепить знания по теме « Кровообращение»
Развивающие: развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
Уметь проводить функциональную пробу сердечно –сосудистой системы
Воспитывающие: воспитывать санитарно- гигиеническую привычку к здоровому
образу жизни, показать вредное воздействие гиподинамии,
курения, алкоголя на сердце и сосуды.
Оборудование: таблицы: «Значение тренировки сердца», « Вред курения»,
« Вред алкоголя», самодельные таблицы по терминам, опорная схема
проблемного вопроса», компьютер, мультимедийная доска, учебный диск
«биология 8 класс», тестовые задания, инструктивные карточки для
выполнения лабораторной работы.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ),
проблемный
Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные,
выполнение лабораторной работы.
Формы обучения: использование дидактических средств, решение проблемной
задачи, выполнение тестового задания
План урока
1.Организация начала урока.
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала
(постановка проблемной задачи).
4.Изучение нового материала.
5.Закрепление материала, изученного на данном уроке и
ранее пройденный.
6.Подведение итогов урока.
7.Задание на дом
1.Организация начала урока
-Здравствуйте, ребята.
2.Проверка домашнего задания.
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы сейчас с вами вспомним материал предыдущего урока.
А) Что такое автоматизм сердца?
Б) Как влияет на работу сердца центральная нервная система?
2 задание у нас следующее. Терминологический опрос.
Терминам, которые вы видите на таблице, нужно дать определения
1. Кровообращение
2.Гипертония
3.Пульс
4.Гиподинамия
5.Инфаркт
6.Инсульт
-- Обратите внимание, что некоторые слова у нас выделены. Как можно их назвать, одним словом.
(предполагаемый ответ учащихся). Болезни сердца и кровеносных сосудов.
----Вот мы и подошли к теме нашего урока «Предупреждение сердечно- сосудистых заболеваний». В настоящее время –это серьезная проблема всего человечества. От них умирает около35-40% населения Земли, причём многие в возрасте до 40 лет.
---Представьте себе только, какую колоссальную работу выполняет наше сердце.
За 1 минуту оно перекачивает около 6 литров крови , значит, за урок –240л. Кровью,которую перекачивает сердце человека в течение жизни, можно было бы наполнить 4375 железнодорожных цистерн. Работа сердца очень значительна. В сутки она равна170тыс.КДЖ
И это приравнивается работе подъёмного крана, поднимающего груз, равный 1 тонне на высоту 5 этажного дома. И всё это выполняет орган, масса которого немногим более 300г.
---Почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои?
----В чём причина заболеваний органов кровообращения?
--- Как предотвратить массовую распространённость этих заболеваний?
---- Вот наша задача на сегодняшний урок.
4. Объяснение учителя с демонстрацией на экране схемы «Факторы, влияющие на здоровье человека».Диск 2.Урок 44.
----Здоровье человека во многом зависит от него самого, от того образа жизни, который
он ведёт. Рассмотрим эти факторы: Медики утверждают, что на 50 % наше здоровье зависит от образа жизни.
___Что такое образ жизни? ( Ответы учащихся)
(на доске) Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям,
обществу, природе.
---От образа жизни зависит состояние сердца и сосудов.
---Обратите внимание на таблицу. Можем ли мы определить , чем отличается сердце тренированного человека от нетренированного?
(предполагаемый ответ учащихся).
---Сердце тренированного человека имеет хорошо развитую сердечную мышцу левого желудочка, относительно большая полость сердца. У нетренированного человека - сердечная
мышца развита слабо, и, следовательно, полость сердца значительна меньше?
Учитель: Что случается с человеком, если он без тренировки выполняет какую-то физическую нагрузку? Например, бег на 100 м.
(предполагаемый ответ учащихся).
Учитель: А почему это происходит?
(предполагаемый ответ учащихся). При физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает, усиливается потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов распада. Поэтому работа сердца усиливается, оно мало отдыхает, быстро устаёт.
У тренированных людей сердце может за один толчок выбросить много крови, поэтому
Оно не так сильно бьётся, больше отдыхает, меньше устает. В этом случае говорят: сердце работает экономно.
У нетренированного человека сердечная мышца слабая и не может вытолкнуть много крови.
В итоге мышца сердца и мышца тела получают недостаточно кислорода, или, как говорят,
работают в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы.
Учитель: Следует помнить, что в подростковом возрасте рост сети кровеносных сосудов отстаёт от роста сердца. Поэтому сердце затрачивает дополнительные усилия на проталкивание крови через узкие просветы сосудов. В этот период нужны физические нагрузки, но в пределах возможностей каждого.
Учитель: Чтобы определить степень своей тренированности и работоспособности проведём
функциональную пробу. Функциональная проба – это реакция человека на дозированную нагрузку. Каждый человек может выполнить предложенную, измерить свою реакцию на неё, а потом, сравнив полученные данные со средним значением функциональных проб,
выяснить, насколько она лучше или хуже.
Выполним функциональную сердечно- сосудистую пробу.
Сейчас вы получите инструктивные карточки для выполнения практической работы. В целях экономии времени, задания и расчеты вы будете выполнять на этих карточках.
Подпишите свою фамилию сверху и ознакомьтесь с инструкцией.
Вывод по своим результатам.
Учитель: Не секрет, что причиной широкого распространения сердечно- сосудистых
заболеваний, является массовое распространение курения. К, сожалению, это явление
очень распространено среди молодёжи. В чём состоит механизм воздействия
курения на организм? Об этом нам расскажет Маша Б
Сообщение учащихся.
Учитель: На деятельность сердца и сосудов отрицательно влияет и алкоголь.
Об этом расскажет Надя Ф.
Сообщение учащихся.
Учитель: о вредных привычках мы поговорили , теперь рассмотрим факторы, которые положительно влияют на работу сердца и сосудов.
Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, посильный труд,
активный образ жизни.
Учитель: Как физическая нагрузка может повлиять на работу сердца?
(предполагаемый ответ учащихся).
При физической работе:
1.увеличивается объём крови, протекающей через сердечную мышцу.
2.улучшается снабжение её кислородом и питательными веществами.
Это способствует укреплению сердечной мышцы и её развитию.
5. Закрепим материал. Для этого выполним
тест « выберите правильные утверждения».
1.Постоянные занятия физическим трудом и физической культурой способствуют
развитию и укреплению сердечной мышцы.
2.Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов.
3. « Перемежающаяся хромота» - это результат неправильного питания.
4.Алкогольные напитки, в том числе и пиво, нарушают кровообращение.
5.Гиподинамия никак не сказывается на работу сердца и сосудов.
6.При выкуривании сигарет успокаиваются нервы, снимается стресс.
7.Никотин усиливает свёртываемость крови.
8.При физической работе увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу.
9.Сердечный приступ может быть смертельным, если обширный участок сердечной мышцы
лишен кислорода.
10.Образ жизни не влияет на продолжительность жизни человека.
Проверьте себя: Если у вас 10 правильных ответов -------«5»
8-9 правильных ответов--------«4»
6-7 правильных ответов--------«3»
5и меньше правильных ответов—«2»
Правильные ответы: 1,2,4, 7, 8, 9.
6.Выводы урока.
В заключении урока подведём итог:
--Что является причиной заболеваний сердца и сосудов?
--Как предотвратить развитие болезней сердечно-сосудистой системы?
7.Итоги урока. Выставление отметок.
8.Задание на дом: параграф 21, ответить устно на вопросы
Сочинение « О чём думает моё сердце»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы
Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...
урок-проект ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Представляю урок с использованием одной из форм коллективного учебного проекта в 8 классе на тему «Гигиена сердечно-сосудистой системы» - это заключительный урок в теме «Внутренняя среда о...
Обобщающий урок пресс-конференция «Сердечно - сосудистая система»
Данная методика урока предназначена для развития познавательного интереса и познавательной самостоятельности учащихся 8х классов, а так же в целях развития эстетического, трудового воспитания, при про...
Презентация к уроку биологии "Заболевания сердечно-сосудистой системы человека"
Последний урок темы "Кровь и кровообращение", как правило, посвящен заболеваниям сердечно-сосудистой системы человека. Урок проходит в нестандартной форме - в виде ток-шоу. Презентация необходима для ...
Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...
технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"
Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...
технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"
Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...