Практико-ориентированный семинар по теме «Современные требования к уроку».
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

 

Практико-ориентированный семинар по теме

«Современные требования к уроку».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный семинар по теме

«Современные требования к уроку».

Ход семинара:

Ведущий. Что такое урок?

Примерный ответ: «Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание, средства, методы и организация».

Ведущий. «Урок – основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин)» (Большой Энциклопедический словарь. М. 2000. Электронная версия).

Ведущий: Назовите все компоненты (элементы урока).

Примерный ответ. В уроке представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание, средства, методы и организация.

Ведущийсоставляет на доске кластер, включая все компоненты урока. Комментируется схема и дополняется с помощью таблицы, в которой расшифровываются все компоненты урока.

Ведущий. Когда мы разрабатываем традиционный урок, то каждый компонент его прописывается в соответствии с требованиями. Я вам предлагаю в группе составить эти требования по каждому компоненту.

1 группа: составить требования к целям урока.

2 группа: составить требования к структуре и организации урока.

3 группа: составить требования к содержанию урока.

4 группа: составить требования к методике проведения урока (деятельность учителя).

5 группа: составить требования к работе обучающихся на уроке.

Для разработки требований помогут вопросы-подсказки.

Примерные ответы участников семинара.

Компоненты

урока

Вопросы

Требования к традиционному уроку

Цели урока

Что должен учитывать педагог при формулировании целей урока?

1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

-программных требований;

-содержания  материала;  

-необходимого уровня знаний и умений учащихся;

-места урока в системе уроков по данной теме;

-подготовленности класса;

-возможностей самого  учителя;

-прогнозов на конечный результат обучения.

2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3.Степень достижения поставленной цели.

Структура и организация урока

Чему должна соответствовать структура урока?

Как должны быть взаимосвязаны этапы урока?

Что должен учитывать педагог при организации урока?

1.Соответствие структуры урока его цели и типу.

2.Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам  урока.

4.Рациональность использования оборудования кабинета.

5.Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Оптимальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

Содержание урока

Чему должно соответствовать содержание урока?

1.Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

2. Логичность изложения.

3. Доступность  изложения (соответствует ли уровень и изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).

4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения матери ала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

5. Выделение ведущих  идей по данной теме.

6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

7. Связь содержания урока с потребностями  и интересами ученика.

8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.

Методика преподавания

(деятельность учителя)

Что учитывает педагогов при выборе методов и приемов?

Как педагог планирует освоение обучающимися новых знаний?

Как и какие формы организации познавательной деятельности вводятся на уроке?

Что учитывает при введение самостоятельной работы на уроке?

1.Правильность  отбора методов, приемов и средств  обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно – материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).  7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных  упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности,  вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и др.).

8. Педагогическая техника учителя:  темп речи, дикция,  эмоциональность изложения, точность использования специальный терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся.

Учебная деятельности обучающихся

Что ожидает педагог от обучающихся на уроке?

1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме урока

3. Владение рациональными приемами работы на уроке. Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования  едиными для всех предметников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознания и умения в различных ситуациях).

7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

Ведущий. В какой парадигме образования представлены требования к уроку.

Участники: Знаниевая парадигма образования.

Ведущий: От чего отталкивается учитель, который привержен традиционным подходам в обучении.

Участники: Как правило, из предметного содержания. Приверженец содержания своего предмета, «традиционный» учитель злоупотребляет научной, абстрактно-теоретической, детализированной составляющей содержания урока.

Ведущий: Такая знаниевая установка на обучение предмету трансформируется в использование знания для формирования и развития ценностных портретных характеристик обучающихся.

Ведущий. Не всегда учитель-предметник может увидеть и донести до каждого ученика понимания знания как ценности, необходимой и полезной для повседневной жизнедеятельности.  

Ведущий. Но любое содержание образования может быть использовано для формирования и совершенствования УУД, способов мышления (анализ, синтез, сравнение, поиск и обработка информации, проектирования и моделирования).

Ведущий. Следовательно, при проектировании урока необходимо отталкиваться от стратегической цели образования – формирование личности.

Ведущий. Давайте обратимся к федеральным образовательным стандартам НОО. В которых зафиксированы требования к личностным, метапредметным, предметным результатам  и достижение этих результатов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода.

Ведущий. Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного, метапредметного подходов? Какие требования предъявляются к современному уроку?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Ведущий. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Ведущий. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Ведущий. Таким образом, основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Ведущий. Предлагаю Вам сравнить традиционный урок с уроком современного типа.

Работа по группам.

Этапы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Ведущий. Исходя из сравнительной характеристики, нами были выработаны

следующие критерии анализа.

Компоненты урока

Традиционный подход к уроку

Системно-деятельностный, метапредметный поход

1.Мотивационно-целевой компонент

-Определены образовательная, развивающая и воспитательная задачи.

-Образовательные цели ученика относятся к изучаемым объектам - это доминирующая задача

1.В качестве системообразующей характеристики определяется:

-личностный результат воспитания и обучения,

- система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии), т.е. к способам изучения этих объектов.

2.Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

3. Способы создания ситуации следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2. Содержательный компонент

1. Знание (как таковое) является системообразующим в структуре содержания образования.

2.Содержание складывается из продуктов познавательной деятельности человечества.

3. Преобладают фактологическая, предметно-научная составляющие.

1.В основе положены универсальные средства, методы и нормы деятельности. Наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность.

2. Содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).

3. У ученика развивается позитивное отношение к познанию естественнонаучной картины мира, так как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта окружающего мира.

4. Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

3.Операциональный компонент

(средства обучения)

1.Основным средством являются тексты (в частности, учебник),

2. Содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов.

3. Важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания.

4. Невысокий уровень самостоятельности обучающихся.

5.Преимущественно используются технологии традиционного репродуктивного обучения

1.Главное средством являются ситуации.

2.Содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации.

3.Используются продуктивные технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека.

4. Участие обучающихся в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции.

5.Развитие умений учащихся, связанных с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт.

6.Совершенствование способностей обучающихся высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.

7.Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

4.Рефлексивно-оценочный компонент.

Контрольная функция принадлежит педагогу.

1.Осуществляется осознание способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности.

2.Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. 3.Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов. 4.Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Итог (планируемый результат):

Приращение предметного знания.

Учитель-ментор

Продукт как опыт деятельности учащихся

Учитель- тьютор

Предлагается просмотр видеозаписи метапредметного урока и проведение его анализа.

Ведущий. Таким образом, данная дидактическая модель (урок в деятельностной парадигме образования) позволяет осуществлять:

  1. развитие мышления через обучение деятельности:

-умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение),

-осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация).

-адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  1. формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  2. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Выводы.                                                                                                                                                  

Требования к современному уроку (в деятельностной и метапредметной интерпретации).

  1. Проектирование целей курса, темы, урока, необходимо осуществлять исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов.
  2. Мотивационно-целевое пространство уроков должно создаваться на основе развития личностных потребностей учеников.
  3. Урок должен включать поисковую, проблемную, проектную деятельность обучающихся.
  4. Учебное сотрудничество обучающихся при решении учебных задач должно строиться на основе демократического общения.
  5. Важным компонентом на уроке должны стать организация самоконтроля и самооценки обучающихся своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.
  6. Педагог должен владеть способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществлять самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Рефлексия

  1. Был ли для вас полезен практико-ориентированный семинар?
  1. Что бы вы хотели более детально рассмотреть по данному вопросу?

Урок

По типу

Урок усвоения новых знаний

цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

цель: систематизация и обобщение новых знаний,

повторение и закрепление ранее усвоенных знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний

цель: обобщение единичных знаний в систему

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений:

цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

По форме

1 урок – лекция; 2 урок – семинар; 3 урок – зачет; 4 урок – диспут; 5 урок- конференция; 6 урок – КВН; 7 урок – путешествие; 8 урок – аукцион; 9 урок – общественный смотр знаний; 10 урок – соревнование; 11 урок – конкурс; 12 урок – консультация; 13 урок – деловая игра; 14 урок – ателье; 15 урок – творческий отчет; 16 урок – устный журнал; 17 урок – с применением компьютера и т.д.

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

1. По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (рассказ, беседа, лекция), наглядные(иллюстрации, демонстрации), практические (опыты, упражнения, труд)

2. По логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные.

3. По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые.

1. Методыстимулированияинтереса кучению: познавательных игр, учебных дискуссий, создания эмоционально-нравственных ситуаций.

2. Методыстимулирования долга иответственности: убеждения значимости учения,  предъявления требований, упражнения в выполнении требований, поощрения и порицания.

1. Методы устного контроля и

самоконтроля: индивидуального проса,фронтального опроса,устных зачетов, устных экзаменов ит.д.

2. Методы письменного контроля и самоконтроля:  контрольных письменных работ,письменных зачетов,письменных экзаменов, программированных письменных работ.

3. Методылабораторнопрактическогоконтроля исамоконтроля.

Средства обучения

Печатные средства обучения: учебники; учебные плакаты; справочник; сборники задач; карточки  заданий; альбом; таблицы и др.

Экранные средства обучения:  видео, DVD –фильмы, презентации

Звуковые средства обучения: магнитные записи; записи музыки на СD,  DVD

Объемные средства обучения: натуральные объекты; модели; макеты; муляжи.

Триединая цель урока ТЦУ

Развивающие цели.

1.Формирование интеллектуальных умений, умений анализировать , выделять главное , сравнивать, строить аналоги, и обобщать и систематизировать , доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблем  2.Развитие обще трудовых и политехнических умений: умений применять знания на практике,умений пользоваться приборами илабораторным оборудованием.

3.Развитие воли и самостоятельности. Развитие умений владеть собой: выдержка, самообладание, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности в учении.

Образовательные цели: обеспечить усвоение учащимися законов теории, явлений, понятий, признаков, свойств, особенностей методов научного познания осуществить контроль определенных знаний; повторить, обобщить и  систематизировать и отработать умения и навыки самостоятельной работы с учебником и составлять  планы прочитанного текст-заполнять сравнительную таблицу по тексту , рецензировать от формировать навыки работы с раздаточным материалом устранить пробелы в знаниях.

 Воспитательные цели должны быть направлены на воспитаниеобщечеловеческих ценностей. Для этого необходимо содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих и обеспечить формирование и развитие нравственности, способствовать воспитанию  у учащихся таких нравственных качеств, как патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманизм и т.д. содействовать трудовому воспитанию и профориентации учащихся способствовать эстетическому воспитанию школьников, с этой целью познакомить учащихся с произведениями литературы , живописи, музыки, элементами эстетики, в учебном труде содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддерживания работоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

«Брежневский застой» как тема современной публицистики и школьного урока.

  Оценка данной эпохи весьма актуальна в настоящее время, когда сложности экономического развития нашей страны отражаются на благосостоянии населения и заставляют за...

Семинар по теме «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь. Слово - «технология» происходит от гр...

Семинар на тему: "Современные педагогические технологии. Технология "Портфолио".

Технология «Портфолио» - эффективная современная педагогическая технология, ведущий показатель системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сфор...

Открытый урок по географии на районном семинаре на тему "Современные экологические проблемы"

Тема урока: "Современные экологические проблемы" Вода и человек. Водные ресурсы. Охрана вод" (Урок географии в 8-м классе) Цели и задачи урока:рассмотреть значение воды в жизни человека;оценить водные...

Методический семинар по теме “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”.

Методические семинары должны стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Они  предназначены  для обеспечения творческой работы...

Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.

Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...