Почему трёхцветных котов не бывает
презентация к уроку (биология, 10 класс) по теме

Орлова Екатерина Александровна

Урок по генетике пола в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Русский Турек

Уржумского района Кировской области

Методическая разработка урока биологии

 «Почему трёхцветных котов не бывает»

(Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом)

Разработка выполнена

учителем биологии

Орловой Екатериной

Александровной

Категория первая

Стаж работы 6 лет

  1. Предмет Биология
  2. Класс 10
  3. Тема раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости»
  4. Тема урока/занятия «Почему трёхцветных котов не бывает?»
  5. Общедидактическая цель Создать условия для усвоения блока новой информации по теме «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»
  6. Тип урока/форма занятия  Урок изучения нового материала
  7. Цели

 - образовательные:

  1. актуализировать ранее полученные знания;
  2. формировать знания о хромосомном  механизме определения пола, особенностях половых хромосом и аутосом;
  3. рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены  которых локализованы в половых хромосомах.

 - воспитательные:

  1. повысить восприимчивость  учащихся  к вопросам  сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
  2. формировать  коммуникативную компетенцию.

- развивающие:

  1. продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических  задач;
  2. способствовать пониманию необходимости знания  истории своей  семьи;
  3. развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя  дополнительную литературу и информационные  технологии;
  4. формировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
  1. Методы обучения/воспитания объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
  2. ФОПД (форма организации познавательной деятельности) фронтальная, групповая
  3. Средства обучения/воспитания мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал
  4. Указание использованных источников информации (адреса сайтов, электронные учебные издания, ЦОР, печатные издания, в том числе для картинок, фактов, определений и др.) в соответствии с требованиями ГОСТа
  1. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского. В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова. Н.И. Сонина. Профильный уровень / авт.-сост. О.Л. Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 351 с.
  2. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб для общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2 ч., ч.1/ [П.М.Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц идр.]; под ред. В.К. шумного и Г.М Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с.: ил. – (Академический школьный учебник)
  3. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Урок биологии в 10-м классе - http://www.bio.1september.ru
  4. Грин Н., Стаут У, Тейлор Д.: Биология: В 3-х т: т.3.: Пер с англ./  Под ред. Р.Сопера. – М.: Мир, 1990. – 376 с. ил.
  5. Киреева Н. М. Биология для поступающих  в вузы (способы решения задач по генетике). Волгоград: Учитель, 1998. -  60 с.
  6. Наследование, сцепленное с полом - http://www.wikipedia.org 
  7. Презентации по биологии – Генетика – Наследование, сцепленное с полом – http://www.900igr.net
  8. Презентация по биологии «Сцепленное с полом наследование» - http://www.mirbiologii.ru
  9. Сухова Т.С. Урок биологии: Технологии  развивающего обучения.-М.:Вентана-Граф, 2005г.- 112 с.
  10. Уроки общей биологии: Пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко, Н.М. Верзилин. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1986. – 288 с.: ил.
  1. Описание целесообразности используемой презентации на уроке

Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации: рисунки, текст, схемы, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс, открыть широкие возможности для эффективного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке. Таким образом, применение компьютера на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать большой объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.

  1. Ход урока

«Генетика – наука, объясняющая,

почему ты похож на своего отца,

 если похож, и почему не похож на него, если так получилось».

                                       Станислав Ежи Лец

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

- Приветствует учащихся (Слайд 1.)

- Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение генетики.

- Как вы думаете, встречаются ли трёхцветные коты? Почему? (Слайд 2.)

Узнать ответы на эти вопросы нам поможет урок.

- Слушают учителя


- Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения

Актуализация знаний

- Актуализирует знания учащихся (Слайд 3.)


  1. Что такое аутосомы? (Слайд 3. щелчок 1)




  1. Что такое половые хромосомы? (Слайд 3. щелчок 3)






  1. Что такое кариотип? (Слайд 3. щелчок 5)




- Говорит вывод: мужской и женский пол различается по набору хромосом.

- Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Аутосомы – это парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов. (Слайд 3. щелчок 2)
  2. Половые хромосомы - специальная пара хромосом, в которых расположены гены, определяющие половую принадлежность

 индивида (Слайд 3. щелчок 4)

  1. Кариотип - совокупность признаков (число размеры, форма) полного набора хромосом, присущий клеткам данного вида, организма или клона (Слайд 3. щелчок 6)

Первичное усвоение материала

- Итак, тема нашего урока «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»  Запишите в тетрадь число и тему урока (Слайд 4). Что такое генетика, мы знаем. А что же такое пол? Вам предлагается составить из разрезных карточек определение пола.

- Давайте проверим, что у вас получилось Пол – это… (Слайд 5.)


- Большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причем, внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Пол можно рассматривать как один из признаков организма. Наследование признаков организма, как правило, определяется генами. Механизм же определения пола имеет иной характер – хромосомный. Пол чаще всего определяется в момент оплодотворения.

- Найдите в тексте предложенного вам справочного материала (Приложение 1.) определение гомо- и гетерогаметного полов.

- Дайте определения: гомогаметный пол – это…, гетерогаметный пол – это… (Слайд 6.)

- Изучите 4 типа определения пола (Приложение 2.), определите, какой пол является гомогаметным, а какой гетерогаметным? (Слайд 7.)

1. Тип дрозофилы (млекопитающие, человек, рыбы, растения)

♀ ХХ  ×  ♂ ХУ (Слайд 8.)

2. Тип шелкопряда (птицы, земноводные, пресмыкающиеся)

♀ ХУ  ×  ♂ ХХ  (Слайд 9.)

3. Тип кузнечика (кузнечик, клопы, пауки, жуки) ♀ ХХ  ×  ♂ ХО (Слайд 10.)

4. Тип моли (моль, тля, цикады)

♀ ХО  ×  ♂ ХХ (Слайд 11.)

 - Вернемся к теме нашего урока: Генетика пола. По-другому тему урока можно назвать – наследственность и изменчивость пола. Так от чего же зависит пол организма? Кто же влияет на наследственность, а точнее на наследование пола?

- Признаки организма определяются генами, которые находятся в хромосомах. Давайте определим, какое наследование называется сцепленное с полом?

 - Давайте проверим, правильно ли вы дали определение. «Наследование, сцепленное с полом – это…» (Слайд 12.)



- У человека некоторые патологические состояния наследуются сцеплено с полом. К ним относится, например, гемофилия, дальтонизм.

- Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин. Давайте посмотрим, почему у мужчин данное заболевание встречается чаще. Для этого решим следующую задачу (Слайд 13.): «Ген цветовой слепоты (дальтонизм) расположен в Х-хромосоме. Определите вероятность рождения детей с дальтонизмом в семье, где жена имеет нормальное зрение, но ее отец страдал цветовой слепотой. В семье мужа дальтонизма нет».

- Слушают учителя, записывают в тетрадь число и тему урока.


- Самостоятельная работа учащихся по составлению определения пола из разрезных карточек.


- Сверяют своё определение с определением на слайде и записывают его в тетрадь.

- Слушают учителя.












- Работают с предложенными  текстами, ищут определения.



- После работы в группах дают определения и записывают их в тетрадь.

- Работают с карточками, самостоятельно определяют какой пол к какому типу относится.


- После обсуждения в группе, отвечают вслух.









- Слушают учителя, отвечают на вопросы.





- Дают определение «Наследование, сцепленное с полом – это…»



- Слушают учителя, проверяют правильность данного ими определения, делают соответствующие записи в тетради.


- Слушают учителя.












- Решают в тетрадях задачу, сверяют своё решение с образцом решения. (Слайд 14.)

Осознание и осмысление учебной информации

А сейчас постараемся ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока    « Почему не бывает трехцветных котов?» (Слайд 15.)

Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в X- хромосоме. В Y -  хромосоме они отсутствуют.

Решите задачу: Черепаховую кошку скрестили с рыжим котом. Как пойдет расщепление гибридов по генотипу и фенотипу? Может ли быть черепаховый кот? (Слайд  16.)

- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос, почему же не бывает трехцветных котов?







- В каком случае возможно появление трёхцветного кота?

- Слушают учителя








- Решают в тетрадях задачу с составлением схем скрещивания и сверяют своё решения с решением на слайде (Слайд  16. щелчок 1, 2, 3, 4).

- Отвечают на вопрос учителя. Ответ на вопрос: так как мужская особь имеет только одну X- хромосому, то кот может быть или черным, или рыжим, но не может иметь черепаховую окраску, потому что для ее развития необходимо одновременное присутствие генов В и b.

- Отвечают на вопрос учителя. Предполагаемый ответ: Трехцветным кот может быть только с синдромом Клайнфельтера, с трисомией по Х-хромосоме – XBXbY, в этом случае кот будет бесплоден (Слайд  16. щелчок 5).

Первичное закрепление учебного материала

- Рассмотрите рисунок (Приложение 3.) (Слайд 17.), изображающий родословную трех поколений европейских королевских фамилий, ведущих род от английской королевы Виктории (ΧΙΧ век). Ответь на вопросы:

  1. Имеется ли генетическая вина Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией?
  2. Сколько среди детей, внуков, правнуков Виктории было мужчин гемофиликов и женщин-носителей гемофилии; от кого (матери или отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни.
  3. Как королева Виктория сама могла стать носительницей гемофилии?

При ответе на вопросы вы можете воспользоваться справочным материалом (Приложение 1.)

- Работают с родословными схемами, отвечают на вопросы, предложенные учителем.




- После обсуждения в группах отвечают на вопросы вслух.

Информация о домашнем задании

- Запишите домашнее задание (Слайд 18.): § 35 (прочитать, проработать основные понятия), решить задачи (Приложение 4.):

Задача 1: От черной кошки родились один черепаховый и несколько черных котят. Определите: а) фенотип и генотип отца;  б) пол черепахового и черных котят.

Задача 2: В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник? В каком случае может родиться девочка с дальтонизмом?

 Примечание: рецессивный ген дальтонизма и доминантный ген нормального зрения сцеплены с Х-хромосомой. 

- Записывают домашнее задание.

Рефлексия

(поведение итогов)

- Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы (Слайд 19.) (Приложение 5.)

- Отвечают на вопросы по итогам урока

Приложение 1.

Справочные материалы

Справочный материал 1

Подавляющее большинство животных представлено особями двух видов — мужского и женского, причем расщепление по признаку пола происходит в соотношении 1:1. Такое расщепление у потомства наблюдается в тех случаях, когда скрещиваются гетерозиготная (Аа) и гомозиготная (аа) родительские особи.

Г. Мендель предположил, таким образом, что один из полов гетерозиготен, а второй — гомозиготен по гену, который определяет пол организма. Это предположение было подтверждено в начале XX в., когда Т. Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом.

Все хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и называются аутосомами. Но в одной паре хромосомы у самцов и самок различны. Эти хромосомы получили название половых. Например, у самок дрозофилы в каждой клетке три пары аутосом и одна пара одинаковых половых, так называемых Х-хромосом. А у самцов — те же три пары аутосом и две разные половые хромосомы — X и Y . При формировании гамет во время мейоза у самок будет образовываться один вид гамет: 3 аутосомы + X половая хромосома. У самцов же будут в одинаковом количестве образовываться два вида гамет: 3 аутосомы + X половая хромосома или 3 аутосомы + Y половая хромосома.

Если при оплодотворении с яйцеклеткой сольется сперматозоид с Х-хромосомой, из зиготы разовьется самка, а если с Y-хромосомой — то самец. Таким образом, пол будущей особи определяется во время оплодотворения и зависит от того, какой набор половых хромосом сформируется в этот момент. Так как самки дрозофилы способны производить только один вид гамет (с X половой хромосомой), их называют гомогаметным полом. Самцы дрозофил производят два вида гамет (с X или Y половыми хромосомами), и их называют гетерогаметным полом. У многих млекопитающих (и у человека в том числе), червей, ракообразных, многих земноводных, рыб и большинства насекомых женский пол также является гомогаметным (XX), а мужской — гетерогаметным (XY). У женщин в каждой клетке 22 пары аутосом и две X половые хромосомы, а у мужчин те же 22 пары аутосом, а также X и Y половые хромосомы. Однако у многих видов хромосомное определение пола выглядит иначе. У птиц, рептилий и некоторых рыб гомогаметны самцы (XX), а гетерогаметны самки (XY). У некоторых насекомых (пчелы, кузнечики) самки гомогаметны (XX), а у самцов в хромосомном наборе есть только одна половая хромосома (ХО).

Справочный материал 2

Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови.

Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния – подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Эта патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея.

Молекулярный дефект в Х– хромосоме способен самым жестоким образом распоряжаться жизнью многих поколений его потомков. Гемофилия А поражает почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.

Приложение 2.

Карточка для определения типа пола

Изучите 4 типа определения пола, определите, какой пол является гомогаметным, а какой гетерогаметным? 

1. Тип дрозофилы (млекопитающие, человек, рыбы, растения) ♀ ХХ  ×  ♂ ХУ

2. Тип шелкопряда (птицы, земноводные, пресмыкающиеся)  ♀ ХУ  ×  ♂ ХХ  

3. Тип кузнечика (кузнечик, клопы, пауки, жуки)

♀ ХХ  ×  ♂ ХО

4. Тип моли (моль, тля, цикады) ♀ ХО  ×  ♂ ХХ


Приложение 3.

Схема наследования гемофилии и вопросы к ней

  1. Имеется ли генетическая вина Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией?
  2. Сколько среди детей, внуков, правнуков Виктории было мужчин гемофиликов и женщин-носителей гемофилии; от кого (матери или отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни.
  3. Как королева Виктория сама могла стать носительницей гемофилии?

Приложение 4.

Задачи для домашнего задания

Задача 1: От черной кошки родились один черепаховый и несколько черных котят. Определите:

 а) фенотип и генотип отца;  б) пол черепахового и черных котят.

Задача 2: В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник? В каком случае может родиться девочка с дальтонизмом?

 Примечание: рецессивный ген дальтонизма и доминантный ген нормального зрения сцеплены с Х-хромосомой.


Приложение 5.

Бланк для выполнения рефлексии

  1. Самым трудным при изучении генетики пола  для меня было _______________________ ____________________________________________________________________________
  2. Мой уровень подготовленности к контрольной работе - (не изменился, возрос, снизился)
  3. Мои впечатления от урока – __________________________________________________ ____________________________________________________________________________
  4. Мне нужно  обратить внимание на  _____________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось». Станислав Ежи Лец

Слайд 2

Почему трехцветных котов не бывает? ? ? ?

Слайд 3

АУТОСОМЫ ПОЛОВЫЕ ХРОМОСОМЫ КАРИОТИП Совокупность признаков (число размеры, форма) полного набора хромосом, присущий клеткам данного вида, организма или клона. Специальная пара хромосом, в которых расположены гены, определяющие половую принадлежность индивида Парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов

Слайд 4

Генетика пола Наследование, сцепленное с полом 16.04.17

Слайд 5

Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного.

Слайд 6

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным , а содержащий Х- и Y -хромосомы - гетерогаметным .

Слайд 7

Типы хромосомного определения пола

Слайд 8

1 тип Тип дрозофилы (млекопитающие, человек, рыбы, растения) ♀ ХХ, ♂ ХУ

Слайд 9

2 тип Тип шелкопряда ( птицы, земноводные, пресмыкающиеся) ♀ ХУ, ♂ ХХ

Слайд 10

3 тип Тип кузнечика (кузнечик, клопы, пауки, жуки) ♀ ХХ, ♂ Х0

Слайд 11

4 тип Тип моли (моль, тля, цикады) ♀ Х0, ♂ Х X

Слайд 12

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах

Слайд 13

Ген цветовой слепоты (дальтонизм) расположен в Х-хромосоме. Определите вероятность рождения детей с дальтонизмом в семье, где жена имеет нормальное зрение, но ее отец страдал цветовой слепотой. В семье мужа дальтонизма нет. Задача

Слайд 14

Дано: Х D – норма Х d – дальтонизм F 1 - ? Решение: Р: Х D Х d х G : F 1 : Х D У, Х D Х d Х D У Х D У Х D Х d Х D У Х D Х d , Х D Х D , Х d У Решение задачи

Слайд 15

Почему трехцветных котов не бывает? ? ? ?

Слайд 16

Наследование окраски у кошек Черная окраска определяется аллелем гена В, находящимся в Х- хромосоме, - Х в Х в , рыжая – аллелем b – X b X b . Если встречаются аллели В и b – X B X b , то окраска шерсти у кошки будет черепаховой. Генотип черного кота X B Y , рыжего – X b Y . Черепаховую кошку скрестили с рыжим котом . Как пойдет расщепление гибридов по генотипу и фенотипу? Может ли быть черепаховый кот? Р: Х в Х b x X b Y G: F : X B X b ; X B Y; X b X b ; X b Y Трехцветным кот может быть только с синдромом Клайнфельтера , с трисомией по Х-хромосоме – X B X b Y , в этом случае кот будет бесплоден. X B X b X b Y

Слайд 17

К концу 19 в. у гемофилии сложилась "приличная королевская родословная" - князья (Медичи), французские короли, а затем через английскую королеву Викторию и ее детей - испанские инфанты, прусские императоры и русский царевич Алексей.

Слайд 18

Домашнее задание § 35 (прочитать, проработать основные понятия) Задача1 : От черной кошки родились один черепаховый и несколько черных котят. Определите: а) фенотип и генотип отца; б) пол черепахового и черных котят. Задача2 : В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник? В каком случае может родиться девочка с дальтонизмом? Примечание : рецессивный ген дальтонизма и доминантный ген нормального зрения сцеплены с Х-хромосомой.

Слайд 19

Рефлексия Самым трудным при изучении генетики пола для меня было … Мой уровень подготовленности к контрольной работе - (не изменился, возрос, снизился) Мои впечатления от урока – … Мне нужно обратить внимание на …

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖДУ ВАС НА ЗАНЯТИЯХ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Почему детям бывает трудно учиться ?"

Презентация  выступления учителя-логопеда на родительском собрании.  В выступлении сделаны акценты  на недостатках  письма у детей, показаны возможные  трудности  пр...

Проект "Почему посуда бывает разная"

Посудой мы пользуемся каждый день, но, к сожалению, не всегда имеем достаточно сведений о ней. В нашем проекте представлен интересный и доступный материал, который необходим школьникам с интеллектуаль...

Почему детям бывает трудно учиться

     Современная действительность ставит перед  родителями задачу  воспитать гармонически  развитую личность  и подготовить её  к активному полезному тру...

Почему дети бывают трудными?

Статья в газету "Добринские вести,"  август 2017...

Материалы мастер-класса "Бла-бла-бла или почему уроки бывают невкусными"

В своем мастер-классе я рассказываю о вреде лишней болтовни на уроке, предлагаю некоторые приемы для создания эффективного, убедительного и интересного урока...

Почему ребёнка бывает невозможно научить читать и писать?

Почему ребёнка бывает невозможно научить читать и писать? Почему ребёнок безграмотный? Причиной могут быть и заболевания детей...Что такое дисграфия и дислексия?...