Урок -практикум "Методы изучения природы"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

     На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование ИКТ в учебном процессе направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения к овладению умениями самостоятельно приобретать новые знания.

     Современные дети с интересом и играючи осваивают все возможные программы с прагматической целью – быстрого обучения. Например, средства Интернет помогают им избежать рутинной работы по конспектированию первоисточников.

    Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого можно широко использовать электронные образовательные ресурсы. Это позволяет повысить эффективность урока, сделать его более наглядным и интересным, можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы.

     А сколько возможностей мы получили для изучения различных объектов, когда у нас появился цифровой микроскоп, который можно подключить и к телевизору и к компьютеру. С помощью него мы получаем фотографии и делаем видеосъемки очень маленьких объектов.

    В работе цифровой микроскоп очень прост, с ним я знакомлю учащихся, начиная с 5-го класса. Считаю, что именно на уроках природоведения  есть возможность знакомить ребят    с имеющимся в классе оборудованием.

Ребятам очень нравиться урок – практикум. Его  при наличии времени проводим дважды  в  течение  года. К  концу учебного года все учащиеся получают достаточные знания для работы с цифровым оборудованием и  могут его использовать. Фотографии и видеосъемки, которые они делают во время урока это первая для ребят, пусть   примитивная, но уже   презентация.

    На  уроках  - практикумах  ребенок не только учится сам – он учит и своих одноклассников. Вся работа строиться под руководством учителя, работающего «изнутри», он является дирижером. Ученик на уроке – полноценный участник  исследования, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, - это результат его собственной  деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.02 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования

ул. Советская , д. 21, с. Антипаюта , Тазовский район,  Ямало-Ненецкий автономный округ,  629371  тел./факс: (349 40) 6-41-38,  aschool89@mail.ru

«Методы изучения природы»

5 класс.

Логвинова Светлана Александровна -

учитель биологии.

с.Антипаюта, 2012

Урок практикум «Методы изучения природы».

В одной секунде видеть

                             вечность,

Огромный мир –

                       в зерне песка,

В единой капле –

                             бесконечность.

И небо – в чашечке цветка.

          (Уильям Блейк)

Цели урока:

 - образовательные:

  1. Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;
  2. Продолжить формирование умения работать с информацией (работа  по инструкции), с цифровым оборудованием.

 - развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников;
  2. Умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

 - воспитательные:

  1. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, умение осуществлять само- и взаимоконтроль;
  2. Воспитать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе;
  3. Воспитание у школьников позитивного отношения к учебе и интереса к предмету.

Форма организации: групповая.

Оборудование: лабораторное, цифровой микроскоп, ноутбук, цифровой фотоаппарат, калькуляторы, проектор, экран.

Ход урока:

I. Организационный момент -  (ориентировочно – мотивационный).

   Приветствие, проверка готовности к уроку.

 - мы с вами довольно много знаем об открытиях сделанных в результате изучения природы.

 - а хотите ли вы научиться самостоятельно, изучать природу?

   

II. Актуализация знаний учащихся.

     На прошлом уроке мы познакомились с методами, которыми пользуются при изучении природы это наблюдение, измерение, эксперимент.

  - давайте вспомним с вами за кем или за чем можно наблюдать?

 - что можно измерять?

 -  о чем можно узнать, проведя эксперимент?

   Сегодня мы проведем практическую работу, будем изучать природу, используя известные нам методы.

III. Практическая работа.

  1. Тема.

 Практическое применение методов изучения природы.

  1. Выполнение работы.

    Давайте представим себе, что все мы работники Научно-исследовательского Института. Наш класс разделен на три группы – это лаборатории. Каждая лаборатория занимается исследованием, поставленной перед ней проблемы, используя один из методов.

  В каждой группе есть старший лаборант, им мы поручаем проводить основную работу по использованию метода, остальные помогают, выполняют данные ему поручения, внимательно и аккуратно ведут записи полученных результатов. Совместно составляете отчет о проделанной работе и представляете его на обсуждение всего класса.

1гр. Лаборатория «Ботаники».

Ваш метод – измерение. Пользуясь этим методом, выясните каковы средние величины длины и ширины листьев у данных растений.

 2гр. Лаборатория «Цитологии».

Ваш метод – эксперимент. Ваша задача обнаружить органическое вещество, крахмал в различных продуктах.

3гр. Лаборатория «Микологии».

Ваш метод – наблюдение. Наблюдать вы будете за одноклеточными грибами дрожжами. В результате наблюдения вы должны определить, в какой среде наблюдается активность дрожжей.

 

Инструкционная карточка.

Лаборатория «Ботаники».

Тема: Измерение длины и ширины листьев.

Цель: Пользуясь методом измерения,  рассчитайте средние величины

           длины и ширины листьев.

Оборудование: калькулятор, линейки, листья двух видов растений.

Ход работы:

1. При помощи линейки измерьте ширину и длину 10 листьев одного растения и 10 листьев второго растения.

2. Данные занесите в таблицу.


№ растения


Длина листьев


Ширина листьев

Дср.

Шср.


     

       1



     2

3. Рассчитайте среднюю длину  листьев по формуле:      Дср.= сумма длин листьев 

                                                                                    10

4. Рассчитайте среднюю ширину листьев по формуле:      Шср.= сумма ширины листьев 

                                                                                       10

5. Данные занесите в таблицу.

6. Сделайте вывод:

 Листья, какого из двух растений имеют наибольшие средние величины длины и ширины?

Инструкционная карточка.

Лаборатория «Цитологии».

Тема: Органические вещества в клетках растений.

Цель: Научиться проводить эксперимент подтверждающий

             наличие крахмала в растительных клетках.

Оборудование: Три стакана с водой, раствор йода, пипетка, кусочек белого хлеба, сырой картофель, лимон, цифровой фотоаппарат.

Ход работы:

Подсказка  Йод является  реактивом, окрашивающим крахмал в синий цвет.

1. Возьмите три стакана c чистой водой в каждый из стаканов капните по четыре капли йода.

2. В 1-й стакан опустите кусочек белого хлеба, во 2-й кусочек сырого картофеля,

 в 3-й ломтик лимона.

3. Результаты опыта запишите и сделайте снимки на цифровой фотоаппарат.

4. Сделайте вывод:

    В каких из данных вам продуктов содержится крахмал?

 По интенсивности окраски определите, в каком продукте крахмала содержится больше?

Инструкционная карточка.

Лаборатория «Микологии».

Тема: Жизнедеятельность одноклеточных грибов -  дрожжей.

Цель:  Определить, изменение активности дрожжей в разных средах.

Оборудование: Сухие дрожжи, два стакана с раствором дрожжей, стеклянная палочка, предметное стекло, цифровой микроскоп, ноутбук, цифровой фотоаппарат.

Ход работы:

1. Рассмотрите сухие дрожжи.

2. Перед вами два стакана с растворами дрожжей (количество сухого вещества одинаково). Наблюдая за количеством появляющейся пены, определите в каком стакане вода с сахаром.

Подсказка. Так как дрожжи питаются сахаром то пены в стакане содержащим сахар должно быть больше.

3. Результат снимите на цифровой фотоаппарат.

4. Приготовьте микропрепарат раствора дрожжей. Рассмотрите его под микроскопом.

    Запишите видеофрагмент.

5. Отметьте движение клеток в растворе.

6. Положите в каплю с дрожжами кристаллик сахара. Запишите видеофрагмент.

7. Сделайте вывод:

    В какой среде дрожжи наиболее активны? Почему?

 3. Подведение итогов по группам.

 

По окончании работы старшие лаборанты или доверенное лицо из группы озвучивает результаты. Группа отвечает на возникшие к ним вопросы. Сделанные видеосъемки и фотографии демонстрируем через проектор на большом экране.

 

Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Что понравилось больше всего?

Какой этап работы был самым сложным?

Заключение.

Что такое природа – это Космос, и Земля, и суша и моря, и леса, и пустыни. Вода, и воздух, и люди, и все – все вокруг. И всюду в природе происходят самые разные явления: гремит гром, и сверкают молнии, восход Солнца сменяется закатом, а на ночном небе зажигаются звезды. Весной, чуть пригреет солнце, начинает таять снег. Зимой наступают холода, все опять покрывается снегом.

   За долгую историю человечества ученые сумели раскрыть многие загадки природы. Но чем больше они узнавали, тем яснее становилось, что познание природы бесконечно.

   Закончим наш урок словами замечательного ученого К.Э.Циолковского «… не может быть никем прочитана вся книга природы от начала до конца! Вот цель бытия: читать ее как можно больше, прочитать как можно дальше. Чем больше перевертываем страницы, тем она интереснее и отраднее для всего существующего и мыслящего».

               

           

   

    Результаты работы с цифровым оборудованием.

                   

        Наблюдение за дрожжами.

Опыт с хлебом.

           

Опыт с картофелем.

           

Опыт с лимоном.

   

Список использованной литературы:

  1. Природоведение. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.- сост. Т. В. Козачек . – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: учебник для 4 кл. четырехлетней нач. шк. / Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Презентация к уроку "Методы изучения природы"

Презентация составлена к уроку природоведения 5 класса по теме "Природа и способы ее изучения". Представлены все методы изучения природы, описанные в параграфе. Ученикам представлены фотографии, рисун...

биология 5 класс Тема урока: «Методы изучения природы»

Урок №3Тема урока: «Методы изучения природы»Цели.Предметные результаты:– формировать умение характеризовать методы биологии;– формировать умение понимать смысл терминов: наблюдение, описание, сравнени...

Урок "Методы изучения природы", 5 класс

Урок разработан для проведения в неурочной форме (реализация 30%, ФГОС ООО): лаборатория юного исследователя. Учащиеся путём выполнения заданий самостоятельно открывают методы изучения природы и дают ...

Урок биологии 5 класс Тема урока «: Методы изучения природы. Описательный метод»

Урок   изучения нового материала. учащиеся знакомяться с  описаьтельным методом в биологии....