Рабочая программа по биологии 7 класс Сфера
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Букина Ольга Николаевна

Рабочая программа  составлена на основе Программы курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений  (Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова) . Курс «Биология - 7. Разнообразие живых организмов» Сфера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_sayt.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 99»

Рабочая программа

учебного предмета (курса)  « биология»

                                                                       

для __7___ класса

Составитель

Букина О.Н., учитель биологии

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена на основе Программы курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений  (Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова) . Курс «Биология - 7. Разнообразие живых организмов»  отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является логическим продолжением курса «Биология-6. Живой организм». Изучение растений, животных, бактерий и грибов с точки зрения их функций в биосфере, как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества, продолжается в 7 классе на основе положений об экосистемной организации жизни.       В основу построения курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» легли системный, экологический, эволюционный, компетентностный подходы. Из введения в курс ученики узнают, что живое существует в форме целостных образований — живых систем. Они имеют сложную иерархическую структуру: организмы входят в состав популяций, которые служат компонентами видов, популяции разных видов составляют природное сообщество, которое, в свою очередь, является живой частью экосистемы. В экосистеме посредством круговорота веществ обеспечивается непрерывность жизни, ее длительное историческое развитие.
      Изучение живых систем начинается с обобщения сведений об организме. Этим достигается преемственность курсов биологии 6 и 7 классов. Положения о надорганизменных и экологических системах проводятся через все содержание курса «Разнообразие живых организмов» и обеспечивают его целостность, системность. Знакомству с компонентами экосистемы способствуют экологические идеи о растениях, как производителях органического вещества, животных, как потребителях, бактериях и грибах, как его разрушителях, проведенные через содержание курса 6 класса «Живой организм».
      Обращение к понятию «экосистема» во введении в курс позволяет при изучении разнообразия живых организмов говорить о видах, играющих в экосистеме средообразующую роль, например, раскрывать значение сфагновых мхов в образовании болот, хвойных растений в формировании экосистемы тайги. Это, в свою очередь, дает возможность познакомить не только с видовым, но и экосистемным разнообразием, что важно для формирования понятия о биоразнообразии в целом и опасности его обеднения.
      Изучению разнообразия жизни способствует также введение эволюционных понятий в начале курса, знакомство с общей картиной происхождения и развития жизни на Земле. Положения эволюционной теории о движущих силах, доказательствах и результатах эволюции, сформулированные просто и доступно, служат основой для установления филогенетических связей между крупными таксонами и конкретизируются при изучении эволюции растительного и животного мира. Эколого-эволюционное введение завершается рассмотрением основных принципов систематики, классификацией живых организмов. Основные категории систематики конкретизируются при изучении разнообразия растений, животных, грибов, бактерий. Обзор разнообразия начинается с царства Растения, представители которого в наземных и водных экосистемах играют роль производителей органического вещества. Отделы растений изучаются в эволюционном порядке. Более подробно (чем принято) рассматривается разнообразие голосеменных. Это объясняется тем, что значительные площади на территории нашей страны все еще заняты тайгой (хотя сокращаются из года в год). Важно сохранить экосистему тайги и ее разнообразие для будущих поколений. Кроме того, именно среди голосеменных много реликтовых видов, представителей древних эпох, что служит доказательством исторического развития растительного мира.
      При рассмотрении разнообразия животных, как потребителей органического вещества, главное внимание уделяется характеристике наиболее крупных таксонов, их роли в экосистемах, значению морских беспозвоночных животных в образовании осадочных пород, связи животных и растений. В соответствии с общей экологической направленностью курса учебная информация о разнообразии классов Птицы и Млекопитающие раскрывается на примере экологических групп. Систематика классов дается в электронном варианте учебника. Царства Бактерии и Грибы изучаются после царства Животные, так как в экосистемах представители этих царств в основном играют роль разрушителей органического вещества. Разнообразие грибов рассматривается не только в связи с особенностями строения, но и в связи с разнообразием субстратов (экологические группы грибов). При изучении лишайников подчеркивается их ведущее значение в формировании экосистем как начального звена сукцессии, использование лишайников как биоиндикаторов.
      В основу изучения разнообразия жизни положены также идеи компетентностного подхода, ориентирующего на применение знаний и способов деятельности за пределами системы образования. С этой целью в содержание учебника включена «жизнепригодная» информация о познавательном, эстетическом, практическом значении растений, животных, грибов, бактерий, технологии выращивания зерновых и овощных культур, отраслях животноводства и способах ухода за животными. Формированию предметной компетентности, опыта применения знаний в повседневной жизни способствуют задания тетради-практикума и рубрика учебника «Мои биологические исследования».
      Особенность УМК «Сферы» в том, что учебник представлен не только на бумажном, но и электронном носителях. Это позволяет формировать информационную компетентность ученика — его готовность получать, обрабатывать, использовать и передавать информацию, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, что необходимо для жизни в информационном обществе.

Место и роль учебного курса

 Зоологию изучают в течении одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии,

содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

Информация о количестве учебных часов

 В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 99 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: 

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами;  применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим;  участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.);  Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля: 

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;  фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Информация об используемом учебнике

Сухорукова Л.Н , В.С. Кучменко. Разнообразие живых организмов  7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2009

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•     
освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
•     
овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты;
•     
развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
•     
воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
•     
использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
      Предлагаемая система взаимосвязанных биологических курсов направлена на реализацию потенциальных возможностей содержания для раскрытия нравственного аспекта взаимодействия человека и природы, формирования общей и экологической культуры школьника.

Литература и средства обучения

1. Сухорукова Л.Н , В.С. Кучменко Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /                    Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2010

2. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.

3. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

4. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2010.

5. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

6. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.

7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010

Дополнительная литература:

Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

     . www.bio.nature.ru – научные новости биологии

     .www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

     www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

http://bird.geoman.ru/ - Птицы

http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

http://animal.geoman.ru/ - Животные

http://fish.geoman.ru/ - Рыбы

Содержание образовательной программы

(70 часов)


I. Организация живой природы (5 ч)
-Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов.  Средообразующая роль организмов.

-Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества.

-Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

-Разнообразие экосистем.

-Экосистема — часть биосферы.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.
Экскурсия: 1. Разнообразие видов в сообществе.

II. Эволюция живой природы (4 ч)
-. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

-Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды

- Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..

- Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

III. Царство Растения (22 ч)
-
Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.
-Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

-Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

-Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.
-Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

-Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.

-Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.  

- Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.


- Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.

-Разнообразие современных папоротников и их значение.

- Отдел Голосеменные —  древняя группа семенных растений.

-Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

-Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
- Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.

-. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,

-Бобовые,

-Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).

-Класс Однодольные, семейства: Лилейные

-Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
-Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов..

-Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.
Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
1. Изучение одноклеточных водорослей.
2. Изучение многоклеточных водорослей.
3. Строение зеленого мха кукушкин лен.
4*. Строение мха сфагнум.
5. Строение папоротника.
6. Строение побегов хвойных растений.
7. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.
8. Признаки однодольных и двудольных растений.
9—13. Признаки растений изучаемых семейств.
Практические работы:
1—3. Определение растений изучаемых семейств.
Экскурсия:
2. Выращивание овощных растений в теплице.


IV. Царство Животные (28 ч)
-Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.
-Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

-Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.
- Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.


-Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах.

-Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.
- Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.
- Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.

- Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.
- Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

-Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

-Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.

-Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.
- Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.
-Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

-Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение

-Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.
- Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.
-Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

- Птицы наземных и водных экосистем.

-Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.

- Размножение и развитие.

- Роль млекопитающих в различных экосистемах.

- Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов
- Развитие животноводства

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
14. Внешнее строение дождевого червя.
15. Строение раковины моллюска.
16. Внешнее строение насекомого.
17. Внешнее строение рыбы.
18. Внутреннее строение рыбы.
19. Внешнее строение птицы.
Экскурсия:
3. Лесные млекопитающие родного края (краеведческий музей).

V. Бактерии, грибы, лишайники (4 ч)
- Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
-Царство Грибы. Общие признаки

-. Роль грибов.  Экологические группы грибов, их роль в экосистемах..
- Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.
Лабораторная работа:
20. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Практическая работа:
4. Определение съедобных и ядовитых грибов.
VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (5 ч)
- Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.

-. Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.

-Сохранение видового разнообразия. Красная книга.

- Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.
Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.
Экскурсия:
4. Разнообразие птиц леса родного края.
Резерв (2 ч) Использование резервного времени на изучение разнообразия живых организмов, средообразующей деятельности представителей местной флоры и фауны.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/ /

«______» ______________ 20____ г.

Календарно- тематическое планирование

по биологии 7 класс

на 2012 – 2013 учебный год.

№ п/п

Дата проведения урока

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Повторение

(указать тему)

*Практическая часть

**Примечание

Организация живой природы 5 часов

1.

3-7 сентября

1

Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов.  Средообразующая роль организмов.

2.

3-7 сентября

2

Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества.

3.

10-14 сентября

3

Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

4.

10-14 сентября

4

Разнообразие видов в сообществе

5.

17-21 сентября

5

Экосистема- часть биосферы

Эволюция живой природы 4 часа

6

17-21 сентября

1

Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

7

24-28 сентября

2

Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды

8

24-28 сентября

3

Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..

9

1-5 октября

4

Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.

Растения- производители органического вещества 22ч

10

1-5 октября

1

Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений.

11

8-12 октября

2

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

12

8-12 октября

3

Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

Л.р№1, 2

«Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей»

13

15-19 октября

4

Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

14

15-19 октября

5

Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

15

22-26 октября

6

Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.

16

22-26 октября

7

Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума

Л.Р№3-4

«строение зеленого мха кукушкин ле и мха сфагнум»

17

5-9 ноября

8

Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

18

5-9 ноября

9

Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.

Л.р №5

«Строение папортника»

19

12-16 ноября

10

Разнообразие современных папоротников и их значение.

20

12-16 ноября

11

Отдел Голосеменные —  древняя группа семенных растений.

Л.р№ 6

«Строение побегов хвойных растений»

21

19-23 ноября

12

Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

Л.р №7

«Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»

22

19-23 ноября

13

Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.

23

26-30 ноября

14

Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.

Л.Р№8

«Признаки однодольных и двудольных растений»

24

26-30 ноября

15

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные

Л.р №9

«Признаки растений семейства Крестоцветные»

П.р №1 «Определение растений семейства Крестоцветные»


25

3-7 декабря

16

Семейство Бобовые

Л.р №10

«Признаки растений семейства Бобовые»

П.р №2 «Определение растений семейства Бобовые»

26

3-7 декабря

17

Семейство Пасленовые

Л.р №11

«Признаки растений семейства Пасленовые»

27

10-14 декабря

18

Класс однодольные

Семейство Лилейные

Л.р №12

«Признаки растений семейства Лилейные»

П.р №3 «Определение растений семейства Лилейные»

28

10-14 декабря

19

Семейство Злаки

Л.р №9

«Строение пшеницы»

29

17-21 декабря

20

Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов

30

17-21 декабря

21

Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.

31

24-28 декабря

22

Обобщающий урок по теме

Животные- потребители органического вещества 26ч

32

24-28 декабря

1

Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.

33

8-11 января

2

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

34

8-11 января

3

Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.

35

14-18 января

4

Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

36

14-18 января

5

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах.

37

21-25 января

6

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями

38

21-25 января

7

Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями

39

28-1 февраля

8

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей

Л.Р№14

«Внешнее строение дождевого червя»

40

28-1 февраля

9

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.

Л.Р №15

«Строение раковины Моллюска»

41

4-8 февраля

10

Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

42

4-8 февраля

11

Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

43

11-15 февраля

12

Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых

Л.р№16

«Внешнее строение насекомого»

44

11-15 февраля

13

Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.

45

18-22 февраля

14

Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.

46

18-22 февраля

15

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде.

Л.р №17-18

«Внешнее и внутреннее строение рыбы»

47

25-1 марта

16

Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

48

25-1 марта

17

Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение

49

4-7 марта

18

Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.

50

4-7 марта

19

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.

51

11-15 марта

20

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

52

11-15 марта

21

Птицы наземных и водных экосистем.

53

18-22 марта

22

Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.

54

18-22 марта

23

Особенности размножения и развития млекопитающих

55

1-5 апреля

24

Роль млекопитающих в различных экосистемах

56

1-5 апреля

25

Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов

57

8-12 апреля

26

Развитие животноводства

Бактерии, грибы- разрушители органического вещества. Лишайники. 4 часа

58

8-12 апреля

1

Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека

59

15-19 апреля

2

Царство Грибы. Общие признаки

60

15-19 апреля

3

Роль грибов.  Экологические группы грибов, их роль в экосистемах..

Л.Р№20

«строение плодовых тел шляпочных грибов»

61

22-26 апреля

4

Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.

П.р№4

«Определение съедобных и ядовитых тел»

Биоразнообразие 6 часов

62

22-26 апреля

1

Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.

63

29-3 мая

2

Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.

64

29-3 мая

3

Сохранение видового разнообразия.

65

13-17 мая

4

Красная книга.

66

13-17 мая

5

Сохранение разнообразия экосистем.

67

20-24 мая

6

Особо охраняемые природные территории.

68

20-24 мая

7

Красная книга нашего края

2ч. Резерв

Итого количество часов:

70

По программе

70

70

Л.р-20

                   П.р-4

Выполнено






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии УМК Сферы

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5—6 клас­сы) для основной школы составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования, Требований к ре...

Рабочая программа по биологии УМК "Сферы" 5 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение"...

ФГОС рабочая программа по биологии УМК Сферы для 5-го класса

В своей разработке постарался избежать не нужного дублирования информации и, там, где это целесообразно, формализовать описание буднично-рутинных моментов учебного процесса. Рабочую программу органичн...

Рабочая программа линии УМК «Физика-Сферы» 7-8 классы

Рабочая программа линии УМК «Физика-Сферы» (7-8 классы) для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта об...

Рабочая программа математика 6 класс "Сферы"

Материал содержит рабочую программу по математике для 6 класса по УМК "Сферы" по требованиям 2016 года, включая календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по развитию познавательной сферы для 4 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Коррекционно-развив...