Программа элективного курса
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Программа элективного курса 9 класс "Подготовка к сдаче ГИА по биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_kl.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
элективного курса
«Подготовка к сдаче ГИА
по биологии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализуя национальный проект «Образование», образовательное учреждение активно участвует в работе по подготовке и проведению ГИА по биологии, которая должна выровнять возможности учащихся для получения качественного образования при порой неравных исходных образовательных и социальных возможностях. Элективный курс «Подготовка к сдаче ГИА по биологии» поможет решить эту проблему.
Разработанная программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Элективный курс включает 6 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации.
Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Изученные в 6-7 классах понятия требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека и имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в 9 классе.
Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности. Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) приветствуется, так как помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.
ЦЕЛИ КУРСА
- Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.
- На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
- Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
- Отработать умения оформлять экзаменационную работу, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
- Поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы и навыка оформления экзаменационной работы.
ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
- Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
- Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
- Использование компьютерных программ по биологии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общее количество часов – 34 часа
Введение (1 ч)
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В, С.
Практическое занятие «Вводное тестирование» (выполнение одной из версий ГИА за предыдущие годы. Проверка выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.
- Биология – наука о живой природе (1 ч)
Собеседование «Роль биологии в формировании научных представлений о мире» (1 ч)
Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Развитие представлений о клетке. Р.Гук, Т.Шванн, Т.Шлейден. Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия видов.
Уровни организации живой материи. Основные свойства живого
Уровни организации материи: молекулярный клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Характеристика свойств живого (рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, движение, определенный химический состав).
- Клетка как биологическая система (3 ч)
Обзорная лекция «Химический состав клетки» (1 ч)
Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, сигнальная и др.
Собеседование «Структурно-функциональная организация прокариотических и эукариотических клеток»
Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток пркариот и эукариот.
Лекция «Метаболизм в клетке» (1 ч)
Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Катаболизм и его признаки. Особенности строения хлоропластов и митохондрий. АТФ и ее роль в клетке.
Собеседование «Неклеточные формы жизни»
Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Подведение итогов. Повторение темы (1 ч)
Тестовые задания типа: выберите правильные ответы (один правильный ответ из четырех, три из шести), установите последовательность, определите по рисунку. Анализ результатов.
- Многообразие организмов ( 15 ч)
Собеседование «Характеристика царства Растения» (4 ч)
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.
Собеседование «Характеристика царства Животные» (8 ч)
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, иглокожие, хордовые. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.
Собеседование «Характеристика царства Грибы» (1 ч)
Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в природе и жизни человека. Лишайники.
Подведение итогов. Повторение темы (2 ч)
Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, три из шести, определить соответствие, дать краткий свободный ответ.
- Человек и его здоровье ( 8 ч)
Бисоциальная природа человека (1 ч)
Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека (5 ч)
Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.
Подведение итогов. Повторение темы (2 ч)
Тестовые задания на разные виды деятельности учащихся: характеризовать и приводить примеры, сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать и применять знания в повседневной деятельности.
- Итоговое занятие (6 ч)
Тестирование по вариантам ГИА (5 ч)
Блоки А, Б, С.
Обсуждение выполненной работы (1 ч)
Анализ типичных ошибок. Рефлексия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата | Вид обратной связи |
Введение Задачи элективного курса Вводное тестирование | 1 1 | 6.09.12 | Инструктаж Анализ вводного теста |
Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого | 1 1 | 13.09.12 | Составление сравнительных таблиц, схем |
| 3 1 1 1 | 20.09.12 27.09.12 4.10.12 | Составление сравнительных таблиц, схем Составление сравнительных таблиц, схем Сообщения учащихся Тест |
| 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | 11.09.12 18.10.12 25.10.12 1.11.12 8.11.12 15.11.12 22.11.12 29.11.12 6.12.12 13.12.12 20.12.12 27.12.12 17.1.13 24, 31.01.13 | Собеседование Собеседование Собеседование Тест |
| 8 1 1 1 1 1 1 2 | 7.2.13 14.2.13 21.2.13 28.2.13 7.3.13 14.3.13 21, 28.3.13 | Лекция Составление схем Выступление Тест |
| 6 | 4.4.13 11.4.13 18.4.13 25.4.13 2.5.13 16.5.13 | Тесты |
Резерв | 1 | ||
ИТОГО | 35 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия В.В.пасечника). – М.: Дрофа, 2008.
- Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия «Сферы» Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко).- М.: Просвещение, 2010.
- Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1994.
- Рохлов В.С. биология. 9 класс. – М.: Национальное образование, 2011.
- ГИА -2011:Экзамен в новой форме: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С.Рохлов, Г.И.Лернер и др.- М.: АСТ: Астрель, 2011- ФИПИ.
- Электронное приложение к учебнику биологии (авторская линия «Сферы» Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко) 6-9 классы
- Мамонтов С.Г. Биология. – М.: Дрофа, 2008
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2005
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2005
- Демо-версии Министерства образования и науки РФ (начиная с 2006 года), электронные версии www.fipi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...