Компетентностный подход в осовении биологических знаний как способ развития обучающихся
статья (биология) по теме

Статья по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСВОЕНИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Санина Е.М.

МБОУ «СОШ №32»

«Великая ценность образования – это не знания, а действия»

Г. Спенсер

        В настоящее время меняются цели образования.  На первое место выходят развивающие и социализирующие цели ( школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни). А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика.  Таким образом, образование должно уйти от принципа «образование на всю жизнь», а должно представлять собой «обучение на протяжении всей жизни».  Это позволит воспитать  человека предприимчивого и  творческого, самостоятельного и ответственного, способного видеть и решать проблемы как автономно,   так и в команде, готового и способного  постоянно учиться новому,  как в жизни, так  и на рабочем месте. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни.

Достижение данной цели возможно лишь в том случае, когда будет происходить процесс переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход. Потому что компетентностный  подход как раз  предполагает формирование таких умений и развитие на их основе таких способностей, которые позволяют человеку максимально развивать себя и быть нужным обществу. А в современном обществе особое значение приобретает субъект – субъектная модель коммуникации, а именно: уметь слышать друг друга, владеть способами общения, уметь представлять себя и результаты своей творческой деятельности, и  современный учитель должен уметь переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию. Для этого необходимы новые педагогические технологии, ориентированные на развитие интеллектуальной и информационной культуры человека.

При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.

Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

Учитель должен понимать, что и  алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:

  1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
  1. теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
  2. практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
  3. воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
  1. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
  2. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:

  1. Исследовательский метод и вид деятельности;
  2. Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
  3. Многообразие подходов и точек зрения;
  4. Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
  5. Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

А если говорить именно про биологию, то проблема формирования биологической компетентности многоаспектная и непроста, что сводиться не только к приобретению знаний умений и навыков, но обеспечивает их быстрое и эффективное приобретение, закрепление и использование в повседневной жизни для решения реальных проблемных ситуаций.

Что побудило меня, как учителя,  обратиться к данной теме? Во-первых,  переход на новые образовательные стандарты, во-вторых,  выявленные проблемы в биологическом образовании:

  1. недостаточная подготовленность отдельных обучающихся по предмету. Этапность проведения любого учебного занятия предполагает в конечном итоге выполнение заданий повышенного уровня сложности, с которыми справляются не более 10 % обучающихся;
  2. высокий уровень программного содержания биологического образования;
  3. результаты среза знаний по предмету, итоги олимпиад различного уровня и выпускные экзамены в формате ЕГЭ по биологии, показывают, что объём базовых знаний достаточен, однако уровень заданий повышенной сложности вызывает затруднения, где одним из критериев оценки является решение творческих заданий;
  4. противоречия между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности.

Все это и  позволило определить основное направление моей деятельности.

Цель: формирование и развитие ключевых компетентностей обучающихся, способствующих их развитию.

Задачи:

  1. сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений, навыков и способов деятельности, для достижения высокого уровня развития, способности к самообразованию;
  2. сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую и познавательную активность, и самостоятельность обучающихся.

В ходе работы над данной темой я для себя сделала следующие выводы: эффективность развития ключевых компетентностей школьников на уроках биологии зависит от создания и  соблюдения ряда  условий:

  1. слежу за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка;
  2. предоставляю ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы, создаю психологический настрой обучающихся на необходимость выполнения определённых действий в процессе выполнения задания и доверительный психологический климат в коллективе, основа которого - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Практически перестала использовать на уроке ситуации соревнования, так как лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. А ситуацию соревнования переключаю на игровые виды деятельности
  3. провожу строгий отбор учебного материала, т. к. его нагромождение резко снижает эффективность обучения,  подбираю учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения;
  4.  чёткость и доступность изложения цели и задач обучения; полнота и ясность представления структуры формируемых компетентностей, четкий показ способов выполнения действий, причем совместная работа с ребенком по выработке целей и задач намного эффективнее;
  5. четкая система планирования уроков, т.е разрабатываю не отдельные занятия, а тематические блоки курса биологии, это позволяет мне не только прибегнуть к отслеживанию максимального использования различных форм и приемов работы, но и наполнить ее творческим содержанием ("Да-нетка", УМШ, "Привлекательная цель", "Практичность теории", "Лови ошибку", деловая игра "Компетентность", повторение с расширением, пересечение тем, опрос по цепочке и др.);
  6. междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения (6 класс – «Всасывание воды корнем» (корневое давление, испарение воды листьями (транспирация), газообмен по законам диффузии, роль кислорода как окислителя при клеточном дыхании, 8 класс – Изучение физиологии невозможно без законов физики и химии, кроме того имеются разработки внеклассных межпредметных мероприятий: «Звук и живая природа», «Экосистемы и их характеристика»);
  7. приходится изменять свою роль,  превращаясь в проводника мира знаний: эксперта и консультанта при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта при выполнении учебного проекта.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, что помогает делать урок, отвечающий всем современным требованиям (технология проблемного обучения, приемы здоровье сберегающей технологии). Ведущая роль отводится технологии проблемного обучения, которая развивает школьника, повышает уровень образованности, т.е. формируются качества личности, обеспечивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих и творческих задач. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности детей на уроке, повышению качества знаний по предмету, тем самым формирует и развивает ключевых компетентностей обучающихся.

Для достижения поставленной цели, в рамках компетентностного подхода, использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками биологических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания:

Метод проблемизации. Проблемные задания имеют личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, получаю возможность "растормозить" механизм его мышления. Включение обучающихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины: факт - гипотеза - теория - знание (истина). Задача учителя - направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. На этапе выдвижения гипотез обучаю школьников предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, рассматривать пути их доказательства. Активация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышления вслух, при использовании активизирующих вопросов. Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства вывод, отдает права его "открытия" классу. Здесь характерно сочетание репродуктивного и частично-поискового методов учения.

Например. Все садоводы заинтересованы в повышении  урожая на своём участке.  Опыт предков говорит об использовании опавших листьев, золы, компоста, яичной скорлупы для обогащения истощенной почвы. Учёные предлагают другое средство – внесение микро- и макроудобрений, выпускаемых промышленными предприятиями. На чьей вы стороне в данной ситуации? Точку зрения обоснуйте. В ходе поиска детьми ответа на данный проблемный вопрос  и его обсуждения выяснилось наличие более совершенных современных технологий переработки органических остатков  методами биотехнологии и с помощью удобрения «Байкал». При этом шло формирование учебно-познавательной компетенции.

Метод уяснения готового знания из печатного источника. Обучающимся предлагаю тексты из учебника, журналов, словарей по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организую работу по группам, парам или индивидуально, а затем коллективно обсуждаем вопросы.

Например. Дождевые черви живут в земле, выкапывая длинные трубчатые ходы, куда они затаскивают различные органические остатки с поверхности. Питаются черви разлагающимися органическими веществами. Непереваренные остатки пищи, содержащие в себе много измельченных земляных частиц, откладываются ими на поверхности земли. На одном гектаре земли может жить до 4 млн. дождевых червей. За сутки одно животное перерабатывает около 0, 5 грамма почвы.  

Вопрос 1. Рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывается червями на 1 гектар земли.

               2. Какую роль в природе играют дождевые черви?

Или задания могут быть такие – прочитайте текст и определите описываемое животное.

Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы. Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем, постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Например. До сих пор у учёных нет  единого мнения   на  происхождении жизни на Земле. Познакомьтесь (через сообщения своих одноклассников) с этими гипотезами и выскажите свою точку зрения. Аргументация обязательна.  В ходе обсуждения, дискуссии по заявленной проблеме учащийся открывает свои способности; в  этой ситуации  выявляются лидеры.  Создаётся ситуация успеха, а она, как  известно, закрепляется на всю жизнь.

Метод исследовательского изучения. Учебный процесс организую путем применения системы теоретических и практически исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Все этапы познавательного процесса школьники "проходят" самостоятельно, используя главным образом продуктивно-практический и поисковый методы обучения. Самым высоким уровнем познавательной самостоятельности обучающихся считаю исследовательский метод решения учебной проблемы. Его использую на лабораторных занятиях, обобщающих уроках, экскурсиях, а также при работе над научно-исследовательским проектом. В своей работе использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид - проектный урок, который полностью состоит из работы над исследовательским проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. Например: 6 кл. - "Условия прорастания семян"; 8 кл. - "Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания", "Клонирование"; 10-11 кл. - "Экологические проблемы современности". Второй вид - урок, на котором использую исследовательские проекты, выполненные отдельными обучающимися или группами во внеурочное время по каким-либо темам биологического содержания, или межпредметные проекты. Темы: "Зависимость роста лука от факторов внешней среды" (6 кл.), «Влияние сока алоэ на прорастание семян»" (6 кл.), Как не заболеть ОРВИ"; "Где достать фосфор?" (8 кл.), "Дифференциация пола" (10 кл.). Наиболее эффективной формой для решения задач исследовательского характера считаю групповую работу обучающихся с применением учебного мозгового штурма.

Метод кейсов. Кейс - это реальный случай, который можно перевести из статуса "жизненной ситуации" в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Школьники работая с кейсом анализируют, оценивают альтернативы, выбирают оптимальный вариант решений, составляют план осуществления решений, тем самым приобретают устойчивый навык решения практических задач. Применение кейсового метод обучения, особо эффективно, в темах анатомо-морфологического содержания: "Систематические группы растений" (6 кл.), "Эволюция строения и функций органов и их систем"(7 кл.), раздел "Человек" (8 кл). Критерии эффективной работы по методу КС:

  1. обучающиеся работают как единая учебная группа. Обсуждение осуществляется по типу учение - ученик;
  2. высокая степень участия детей. Обсуждение ведется на трех уровнях: обсуждение чужой проблемы; роль одного из героев КС; школьники по собственной инициативе проецируют события на себя;
  3. преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.

Эффективность образовательного процесса значительно повышается путём применения творческих задач, посредством ТРИЗ - технологии. Например: 7 кл. - Кот и скворцы. Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот - ходит, облизывается. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как надёжно закрыть котам доступ к скворечнику. Как же? (Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом); 8 кл. - Смертельное лекарство. Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными. Почему же наступала смерть? (Эти вливаемые лекарственные препараты были приготовлены на чистой воде. Из-за осмотического давления вода проникала в клетки крови, что приводило к разрыву этих клеток и смерти больного. Именно по этой причине лекарства, предназначенные для введения в кровь, теперь растворяют в изотоническом растворе, содержащем столько хлорида натрия, сколько нужно, чтобы уравновесить осмотическое давление крови).

Применение творческих задач (исследовательского и изобретательского типов) на уроках биологии помогает:

  1. использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач (закрепление знаний);
  2. выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей, а также ключевые компетентности школьника;
  3. способствовать приобретению обучающимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме;
  4. способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;
  5. способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

Таким образом, проектная технология позволяет осуществлять компетентностный подход,  формирование информационной, коммуникативной компетентностей.

Но необходимо еще и оценить результаты своей  деятельности. Поэтому одним из элементов моей педагогической деятельности является рефлексия. Используя рефлексию,  имею возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания обчающимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности. Но рефлексивные способности тоже надо развивать. Поэтому в своей практике использую разные варианты рефлексии в зависимости от возраста, от уровня класса.

1.Рефлексивный тест:

-Я узнал(а) много нового.

-Мне это пригодится в жизни.

-На уроке было над чем подумать.

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне  (знания самих учащихся не оцениваются на таком уроке).

2.Рефлексия в цвете:

а) учащиеся могут написать тот цвет, который они выбирают для описания своего состояния,

б) группам раздаются конверты с разноцветными лепесточками. Ребята приклеивают лепесточек с выбранным цветом к середине альбомного листа (который тоже выдается группе).

3. Определить, на каком уровне вы находитесь:

-  знаю и объясню другому

-  знаю

-  сомневаюсь, что знаю

-  не знаю

4. Вербальная форма – методика незаконченного предложения (устная или письменная):

-         Сегодня на уроке я ...

-       Самым полезным интересным для меня было ...

-       Я встретился с трудностью при ...

-       Мне это необходимо для ...

-       У меня хорошо получилось ...

-       Строки самому себе ...

  1. Скажи комплимент новой теме ...

5."Дневник открытий"

Заполните страничку Вашего дневника открытий, который Вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все Ваши открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий. В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности. Благодаря чему Вам это удалось? Дайте в каждом случае оценку сделанному Вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для науки; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).

Конечно же, необходимым элементом педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений моих учеников. Учитываются результаты срезовых контрольных работ, участие в олимпиадах, конференциях и проектах, результаты ЕГЭ.

В заключении хочется сказать,  что будущее за компетентностным подходом в образовании. Однако есть  ряд противоречий, проблем, трудностей объективного и субъективного характера. Одно из главных противоречий, с которым мы сталкиваемся – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов акцент делается на знания, причем на расширенные и углубленные.

Следующая проблема, трудность – отсутствие измерителей, тестов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей.

И еще одна проблема, которая существует уже внутри школы: компетентностный подход должен пронизывать весть процесс образования в школе. Одному учителю это сделать не под силу.

Источники информации:

  1.   Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
  2.  Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.
  3.  Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  5. Третьяков П.И, Сенновский И.Б., Технология модульного обучения в школе. – М.: Новая щкола, 2001. – 352 с.
  6.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.

 Использование компетентностного подхода при создании и проведении бизнес-тренинга (с иллюстрациями из тренинга по управлению стрессом)  http://www.treko.ru/show_article_1625


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся....

Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».

Статья  «Проектная деятельность учащихся в русском языке  как способ реализации компетентностного подхода».Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. ...

«Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».

laquo;Компетентностный  подход в работе учителя  как способ достижения нового качества образования».Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех е...

« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)

Автор статьи делится опытом  реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...

Интеллектуальные игры, как способ реализации компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья представляет личный опыт в проведении интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности...

«Совершенствование качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ»

Работа содержит информацию об опыте совершенствования  качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ...

Компетентностный подход в освоении биологических знаний как способ развития обучающихся

Мы живем в сложное, но интересное время – на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методи...