организация исследовательской деятельности учащихся
материал по биологии по теме
Описывается методика изучения почвы методом биоиндикации по дождевым червям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы Першиной Натальи Владимировны.
При изучении биологии и экологии появляется реальная возможность приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, наблюдениям, увеличивает интерес к изучению данных предметов. Исследовательская работа становится одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности в рамках образовательного процесса.
Тематика исследований чрезвычайно разнообразна: «Видовой состав сорных растений пришкольного участка», « Комнатные растения – залог здоровья», «Изучение снежного покрова района МБОУ «СОШ № 24» органолептическим способом», « Экодизайн школьного кабинета», «Пивной алкоголизм» и другие.
Предлагаю методику, которая была использована при выполнении исследовательской работы «Дождевые черви - индикаторы состояния почвы района МБОУ «СОШ № 24», ученицей 9 класса Ефименко Мариной.
Цель данного исследования изучение состояния почвы района МБОУ «СОШ № 24» методом биоиндикации по дождевым червям.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности почвенного покрова пришкольного участка
2. Выяснить роль червей, как биоиндикаторов почвы
3.Определить гранулометрический (механический) состав почвы
4. Определить взаимосвязь между распространением дождевых червей и загрязнением почвы.
Объект исследования была почва района МБОУ «СОШ № 24» Предмет исследования изучение загрязнения почвы методом биоиндикации по дождевым червям. Методы, используемые при выполнении работы следующие наблюдение, сравнение, метод учетных площадок, метод раскопок
Практическая значимость состоит в том, что данный материал может широко использоваться в просветительских, экологических и природоохранных целях.
В ходе работы по изучению литературы выяснили, что почва, как и другие составляющие биосистемы, принимает на себя серьезный удар от деятельности человека. Городские почвы испытывают колоссальные нагрузки, по сравнению с теми которые приходятся на их долю в естественных условиях. Дождевые черви является биоиндикатором, то есть организмом присутствие, количество и особенности развития которого служат показателем естественных процессов, условий антропогенных изменений, а также качеством среды обитания. Они наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды, не защищены и дышать через кожу, тем самым наиболее полно ощущая загрязнения.
Важное место при проведении любого исследования принадлежит выбору методов исследования. В этом случае мы остановились на следующих методах: маршрутный метод, который заключается в проложении сети маршрутов, равномерно охватывающих территорию изучаемого участка, метод почвенных раскопок - производится путем выборки из почвы дождевых червей, на определенной площадке.
В ходе исследования определили численность, а также горизонтальное и вертикальное распределении дождевых червей. Для этого нами были исследованы в течение года следующие учетные площадки: у обочины дороги по улице Октябрьской на расстоянии 100 м от школы на юго-западе, на севере от здания школы на расстоянии 10 м (защищен зданием школы) (предположительно чистый участок)
Участок № 1 у обочины дороги по улице Октябрьской на расстоянии 100 м от школы на юго-западе. Распределение дождевых червей по горизонтам почвы.
Это территория относится к зоне неблагополучной. Основной источник загрязнения автодорога. Загрязняющие вещества: сернистый ангидрид, окись углерода, твердые вещества, оксиды азота. Наибольшее количество червей найдено только в верхнем почвенном грунте. По – видимому имеет место накопления в почве ядовитых веществ в течение длительного времени. Из А0 вещества вымываются в нижние горизонты.
Второй участок расположен на севере от здания школы на расстоянии 10 м (защищен зданием школы). Распределение дождевых червей по горизонтам почвы.
Район благополучный. Почва легкий суглинок, умерено увлажненная. Горизонты все заселены, свидетельствует о благоприятной среде и слабой загрязненности почвы. Экологически благополучен по наличию и жизнедеятельности почвенных организмов парк.
Исходя, из поставленных задач сформулировали следующие выводы:
1.Почвенный покров городской территории представлен естественными почвами разной степени нарушенности и почвами антропогенного происхождения (почвогрунтами или, как их сейчас принято называть, урбаноземами).
2. Дождевой червь является биоиндикатором, то есть организмом присутствие, количество и особенности развития которого служат показателем естественных процессов, условий антропогенных изменений, а также качеством среды обитания. Черви наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды, не защищены и дышать через кожу, тем самым наиболее полно ощущая загрязнения.
3. Выявили взаимосвязь между распространением дождевых червей и загрязнением почвы на участке вдоль ул. Октябрьской дождевые черви обнаружены в верхних слоях почвы, а непосредственно возле школы во всех слоях участок благополучен в отношении загрязнения.
Рекомендации по окончанию работы в будущем необходимо провести анализ других участков и мониторинг численности дождевых червей.
Результаты подобных исследований убеждают школьников в необходимости охраны и защиты природы, способствуют формированию у них экологического мышления, чувства причастности к проблемам родного города, побуждают к личному участию в природоохранительной деятельности.
Список литературы:
- Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально. Санкт-Петербург, 1993.
- Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. Изд-во МГУ, 1989.
- Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / под редакцией Р.Шуберта. Пер.с нем. / М.: Мир, 1988.
- Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. М.: Мир, 1988..
- Криволуцкий Д.А. Почвенная фауна в экологическом контроле. М.: Наука, 1994.
- Организация исследовательской работы школьников / под ред. В.А. Рассыпнова: учебное пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...
Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.
Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть...
Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"
В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X р...
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации
В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....