организация исследовательской деятельности учащихся
материал по биологии по теме

Першина Наталья Владимировна

Описывается методика изучения почвы методом биоиндикации по дождевым червям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы Першиной Натальи Владимировны.

        При изучении биологии и экологии появляется реальная возможность приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, наблюдениям, увеличивает интерес к изучению данных предметов. Исследовательская работа становится одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности в рамках образовательного процесса.

             Тематика исследований   чрезвычайно разнообразна: «Видовой состав сорных растений пришкольного участка», « Комнатные растения – залог здоровья», «Изучение  снежного покрова района МБОУ «СОШ № 24» органолептическим способом», « Экодизайн школьного кабинета»,  «Пивной алкоголизм» и другие.

         Предлагаю методику, которая была использована при выполнении исследовательской работы «Дождевые черви -  индикаторы   состояния почвы  района МБОУ «СОШ № 24», ученицей 9 класса Ефименко Мариной.

Цель данного исследования  изучение   состояния почвы района МБОУ «СОШ № 24» методом биоиндикации по дождевым червям.

 Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

      1. Выявить  особенности почвенного покрова пришкольного участка

      2. Выяснить  роль червей,  как  биоиндикаторов почвы

      3.Определить гранулометрический (механический) состав  почвы

       4. Определить взаимосвязь между  распространением  дождевых червей и загрязнением почвы.

     Объект исследования была  почва района МБОУ «СОШ № 24» Предмет исследования изучение загрязнения почвы  методом биоиндикации по дождевым червям. Методы, используемые при выполнении работы  следующие наблюдение, сравнение,  метод учетных площадок,  метод раскопок    

Практическая значимость состоит в том, что данный материал может широко использоваться в просветительских, экологических и природоохранных целях.

        В ходе работы по изучению литературы выяснили, что почва, как и другие составляющие биосистемы, принимает на себя серьезный удар от деятельности человека. Городские почвы  испытывают колоссальные нагрузки, по сравнению с теми которые приходятся на их долю в естественных условиях. Дождевые  черви является биоиндикатором, то есть организмом присутствие, количество и особенности развития которого служат показателем естественных процессов, условий антропогенных изменений, а  также качеством среды обитания. Они наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды, не защищены и дышать через кожу, тем самым наиболее полно ощущая загрязнения.

        Важное место при проведении любого исследования принадлежит выбору методов исследования. В этом случае мы остановились на следующих методах: маршрутный метод, который  заключается в проложении сети маршрутов, равномерно охватывающих территорию изучаемого участка, метод почвенных раскопок -   производится путем выборки из почвы дождевых червей, на определенной площадке.

        В ходе исследования  определили численность,  а также  горизонтальное и вертикальное  распределении дождевых червей. Для этого нами были исследованы  в течение года  следующие   учетные площадки: у обочины дороги по улице Октябрьской на расстоянии 100 м от школы на юго-западе,  на севере от здания школы на расстоянии 10 м (защищен зданием школы) (предположительно чистый участок)

        Участок № 1 у обочины дороги по улице Октябрьской на расстоянии 100 м от школы на юго-западе.  Распределение дождевых червей  по горизонтам почвы.

        Это территория относится к зоне неблагополучной. Основной источник загрязнения автодорога. Загрязняющие вещества: сернистый ангидрид, окись углерода, твердые вещества, оксиды азота. Наибольшее количество червей найдено только в верхнем почвенном грунте. По – видимому имеет место накопления в почве ядовитых веществ в течение длительного времени. Из А0 вещества вымываются в нижние горизонты.

Второй участок расположен на севере от здания школы на расстоянии 10 м (защищен зданием школы). Распределение дождевых червей  по горизонтам почвы.

         Район благополучный. Почва легкий суглинок, умерено увлажненная. Горизонты все заселены, свидетельствует о благоприятной среде и  слабой загрязненности почвы. Экологически благополучен  по наличию и жизнедеятельности почвенных организмов парк.

Исходя, из поставленных задач сформулировали  следующие выводы:

 1.Почвенный покров городской территории представлен естественными почвами разной степени нарушенности и почвами антропогенного происхождения (почвогрунтами или, как их сейчас принято называть, урбаноземами).

      2. Дождевой червь является биоиндикатором, то есть организмом присутствие, количество и особенности развития которого служат показателем естественных процессов, условий антропогенных изменений, а  также качеством среды обитания. Черви наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды, не защищены и дышать через кожу, тем самым наиболее полно ощущая загрязнения.

      3. Выявили  взаимосвязь между  распространением  дождевых червей и загрязнением почвы  на участке вдоль ул. Октябрьской дождевые черви обнаружены в верхних слоях почвы, а непосредственно возле школы во всех слоях участок благополучен в отношении загрязнения.

        Рекомендации по окончанию работы в будущем необходимо провести анализ других участков  и  мониторинг численности дождевых червей.  

     Результаты подобных исследований убеждают школьников в необходимости охраны и защиты природы, способствуют формированию у них экологического мышления, чувства причастности к проблемам родного города, побуждают к личному участию в природоохранительной деятельности.  

Список литературы:

  1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально. Санкт-Петербург, 1993.
  2. Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. Изд-во МГУ, 1989.
  3. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / под редакцией Р.Шуберта. Пер.с нем. / М.: Мир, 1988.
  4. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. М.: Мир, 1988..
  5. Криволуцкий Д.А. Почвенная фауна в экологическом контроле. М.: Наука, 1994.
  6. Организация исследовательской работы школьников / под ред. В.А. Рассыпнова: учебное пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...

Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.

Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени  на X р...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации

В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....