"Класс Паукообразные"
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока «Класс Паукообразные»
по учебнику В. В. Латюшин, В . А. Шапкин Биология. Животные 7 класс.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.
Задачи обучения (дидактические задачи) познакомить с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
Задачи развития: продолжить формирование умений работать с учебником, текстом, раздаточным материалом.
Задачи воспитания: продолжить воспитание бережного отношениюя к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Оборудование: ТСО: компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку.
Структура урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы. Результаты этапа |
1. | Организационный момент (2 мин) | Приветствие: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением». | Приветствие учителя | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
2 | Проверка домашнего задания (5 мин) | Организация проверки с помощью просмотра слайдов и ответов на вопросы. 1. Выберите из данных животных представителей типа Членистоногие. 2.На основании каких призаков определили принадлежность к данному типу? 3.Представители какого класса изображены на рисунке. Назовите их. | Фронтальная работа — устный опрос |
2. | Целеполагани и мотивация (3 мин) | Организация беседы по вопросам Посмотрите внимательно на этот слайд . Что вы видите?
Запишите тему урока в тетрадь. Обсудите в паре : Что бы вы хотели узнать об этих животных? Давайте сформулируем вопросы, над которыми будем работать на нашем сегодняшнем уроке. | Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы: паук Мало знают о пауках Высказывают свое мнение. Предлагают и записывают. Тема – «Класс Паукообразные» Работа в парах: обсуждают и записывают ответы в тетради: Строение, образ жизни, приспособление к среде обитания, многообразие, роль в природе и жизни человека Высказывают свое мнение. | Методы: 1. Эвристическая беседа с учениками. Результаты: 1. Возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации; 2. Определение цели и направления учебной деятельности |
Первичное усвоение материала (20 мин) | Вводное слово учителя. Историческая справка: Название класса Arachnoidea происходит от греч. arachne – паук. В древнегреческой мифологии Арахной звали девушку, которая была настолько искусной ткачихой, что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века. Арахнология – наука о пауках Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых мы рассмотрим 3 широко распространённых. Посмотрите на слайд и и запишите в тетрадь представителей паукообразных Предлагаю рассмотреть первый вопрос нашего плана подробнее внешнее строение паука: Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: Чем представлен покров тела паука? Сколько ног имеет паук? Из каких частей состоит тело паука. Какие органы расположены на головогруди? Прослушайте рассказ о строении и значение данных органов. Что расположено на нижней стороне брюшка? Для чего нужна пауку паутина? А еще для чего нужна ? Рассмотрев внешнее строение паука предлагаю познакомиться с внутреннем строением. Контролирую работу в парах. | Слушают и записывают в тетрадь определение арахнологии изучают классификацию паукообразных и записывают в тетрадь Фронтальная работа: Просматривают фрагмент и отвечают на вопрос: 8 ног 2 отдела тела — головогрудь и брюшко На головогруди находятся глаза, ноги, ротовые придатки: хелицеры и педипальпы. Слушают и отвечают На нижней стороне брюшка расположены паутинные железы Устраивают ловчие сети Работа в парах: работают по карточкам -заданиям и с учебником. Обсуждают и записывают в общую таблицу. | 1. частично-поисковый, или эвристический метод 2. информационно-рецептивный (работа с книгой, рисунками) Результаты: 1. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. 2. Представление информации. Обобщение и систематизация знаний с помощью таблицы. |
Мы рассмотрели внешнее и внутреннее строение пауки и его приспособление к среде обитания. Переходим к следующему вопросу. Предлагаю познакомиться с представителями класса Паукообразные. Сенокосцы. (сообщения презентация). Древние паукообразные - скорпионы (сообщение презентация) Самую большую группу паукообразных составляют клещи. (сообщения)(презентация). Мы подошли к последнему вопросу нашего урока. Нужны ли паукообразные в природе и какова их роль в жизни человека. | Работа с оценочными листами. Слушают и отвечают на вопросы (письменно) Фронтальная работа: формулируют ответы и записывают в тетрадь: – Они являются пищей для птиц. – Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку. – Являются переносчиками заболеваний. – Участвуют в почвообразовании. |
5. | Первичное закрепление учебного материала (7 мин) | Предлагаю, проверить себя. Прочитайте задания и выполните согласно инструкции. Сравните ответы со шкалой верных ответов, поставьте оценки друг другу. | Индивидуальная работа: см. Приложение Проводят взаимпроверку и выставляют оценки | Методы: 1. Методы контроля и взаимоконтороля Результаты: Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации |
6. | Информация о домашнем задании (1 мин) | Целью домашнего задания является выполнение заданий обязательный уровень:изучить стр. 59-62 , ответить на вопросы в конце параграфа Повышенный уровень:составить 3 -5 вопросов по содержанию темы Творческий уровень: составить кроссворд из 10 слов по теме «Класс Паукообразные» | Записывают домашнее задание в дневники | Результаты: Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
7. | Рефлексия (2 мин) | Главная наша задача – подвести итоги уроку . сегодня я узнал…… я выполнял задания… я понял, что…я я научился… Выставление оценок за урок Большое спасибо, ребята за совместную работу. | Предполагаемые ответы учащихся: Я узнал строение органов Я выполнил тестовые задания и проверил себя. Я научился слушать товарищей. | Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности Результаты: Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
|
Приложение 1
Дополнение учителя:
Затем стримительно напрвляется к жертве и вонзает в нее коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.
Пищеварительная система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и кишечника, окруженного пищеварительной железой («печенью») и открывающегося на конце тела анусом.
Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце – это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся вдоль спинной стороны полости тела. В отличие от насекомых, оно не разделено на несколько камер.
Пауки дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка, одна из стенок которого сложена в виде многочисленных листовидных складок, напоминающих страницы. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями.
Выделительная система состоит из пары коксальных желез в головогруди и мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.
Нервная система состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится надглоточный – «головной мозг». На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски.
Половые органы представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Их отверстия находятся снизу у основания брюшка. Оплодотворение у пауков – весьма сложный процесс. После спаривания самка часто съедает самца. Яйца откладываются в паутинном коконе, который самка носит с собой или прикрепляет к твердому предмету, например к растению. У некоторых пауков, включая упоминавшийся выше вид Argiope aurantia, эти коконы хорошо заметны на деревьях, особенно зимой после опадения листьев. Вылупившиеся из яиц паучки вскоре начинают плести собственные ловчие сети или расселяются по воздуху, прикрепившись к летучим паутинкам
Самки паукообразных носят яйца и молодь на себе. У пауков самки охраняют кокон и ухаживают за ним, а иногда носят его с собой в хелицерах или прикрепив к паутинным бородавкам. У некоторых пауков мать носит на себе паучат, вышедших из кокона. А у некоторых — еще и кормит их убитой добыче
Приложение 2
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием задания | Руководство по усвоению материала |
УЭ – 0 | Интегрирующая цель: в ходе индивидуальной и работы в парах расширить знания о паукообразных их месте в природе и жизни человека, воспитать чувство бережного отношения к ним. | Прочитать цель урока |
УЭ – 1 (5 мин) | Цель: Проверить знания по теме: "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные» Работа со слайдами. 1. Выберите из данных животных представителей типа Членистоногие. 2. На основании каких признаков определили принадлежности к данному типу? Слайд 2 1 Представители какого класса типа Членистоногие представлены? 2. Назовите их. 3. Обсуждение ответов. | Работа в паре Устная работа с классом. |
УЭ – 2 2 мин 5 мин | Цель: Расширить знания о внешнем строении и уникальных способностях паука
Прослушайте рассказ о строении и значении данных органов.
| индивидуальная работа Устная работа с классом.
|
УЭ – 3 5 мин | Цель: Расширить знания о внутреннем строении паука Используйте материал учебник стр. 61,-62 рисунки.
| Работа в парах Устная работа с классом |
УЭ – 3 ( 8 мин) | Цель: познакомиться с представителями класса Паукообразных: клещами, скорпионами. Расширить знания о роли паукообразных в природе в природе . Прослушайте сообщение о скорпионах. Ответьте на вопросы :
Прослушайте сообщение о клещах Ответьте на вопрос ы:
Нужны ли паукообразные в природе? Обсуждение ответов. | Индивидуальная работа Устная работа с классом. |
УЭ – 4 7 мин | Цель: Закрепить знания по теме «Класс Паукообразные» Выберите верное утверждение. Вариант 1 1.Глаза у паукообразных сложные. 2. Органы дыхания у паукообразных – легкие и жабры. 3. К паразитическим формам паукообразных относятся скорпионы. 4. . Большинство паукообразных откладывают яйца в коконе. 5. Пауки имеют ядовитые железы. 6.. Пауки имеют членистое брюшко. 7.Клещи являются переносчиками вирусов, вызывающих заболевания: энцефалит, сыпной тиф, туляремию, микроскопические клещи вызывают аллергию. Вариант 2 1. Тело паукообразных разделено на три отдела. 2. Паукообразные дышат только с помощью трахей. 3. У паукообразных появляются легкие. 4. Считается, что развитие трахей связано с видоизменением брюшных жаберных конечностей. 5.. Выделительная система у паукообразных представлена в основном ветвящимися мальпигиевыми сосудами – трубчатыми канальцами – слепыми выростами кишечник 6. Чесоточные клещи легко передаются от человека к человеку. 7. Для пауков характерно внутриполостное пищеварение Сравните ваши ответы со шкалой верных ответов, поставьте себе оценку. | Индивидуально. Взаимопроверка |
УЭ – 5 3 мин | Цель: Подведение итогов урока. Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? Предлагаю ответить на вопросы сегодня я узнал…… я выполнял задания… я понял, что… я научился… Целью домашнего задания является выполнение заданий обязательный уровень:изучить стр. 59-62 ,, ответить на вопросы в конце параграфа. Повышенный уровень:составить 3 -5 вопросов по содержанию темы. Творческий уровень: составить кроссворд из 10 слов по теме «Класс Паукообразные» | Индивидуально. Вместе с классом. Сдать тетрадь на проверку учителю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Класс паукообразные 7 класс
Разработка урока по теме "Класс паукообразные"....
задания для урока биологии по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные"
Задания разработаны для групповой работы по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные". Могут использоваться как вопросы для проведения викторины, закрепления знаний или самостоятельного изучения ...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
«Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика» для 7 классов
«Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика»...
урок на тему "Класс Паукообразные" биология-7 класс
формирую знания семиклассников об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания; раскрываю значение паукообразных в природе и жизни человека...
Презентация для урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."
Презентация разработана для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефал...