Разработка варианта ЕГЭ по биологии
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Разработка ЕГЭ, надеюсь, Вам пригодится, уважаемые учителя и дети...
Ответы так же прилагаются. Удачи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_kim_ege_2008_goda.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка КИМ ЕГЭ 2008 года.
КИМ разработала:
Учитель биологии МОУ СОШ №6 г. Бавлы
Аблязизова Р.Р.
Вариант 1.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания(А1-А36) поставьте знак «x» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А 1 Гистология-это наука, изучающая:
1) моллюски
2) ткани
3) птицы
4) клетки
А 2 Сходное строение клеток растений и животных свидетельствует о:
1) родстве
2) происхождении растений от животных
3) развитии организмов в процессе эволюции
4) многообразии
А 3 Мономерами молекул ДНК и РНК являются:
1) глицерин
2) глюкоза
3) аминокислоты
4) нуклеотиды
А 4 Овогенез это:
1) развитие гамет
2) развитие зиготы
3) развитие яйцеклетки
4) развитие сперматозоидов
А 5 Вирусы – это:
1) стафилококки
2) клеточные формы жизни
3) неклеточные формы жизни
4) палочка Коха
А 6 Онтогенез это:
1) процесс эволюции
2) развитие организма с момента выхода из яйцевых оболочек до смерти
3) развитие организма с момента зачатия до выхода из яйцевых оболочек
4) индивидуальное развитие организма
А 7 Сколько типов гамет дает зигота с генотипом
ААВВССDD
- 1 тип гамет
- 2 типа гамет
- 3 типа гамет
- 4 типа гамет
А 8 Суть третьего закона Менделя заключается в том, что:
1) 1 ген определяет развитие множества признаков
2) Гены каждой пары наследуются независимо друг от друга
3) Гены не оказывают влияния друг на друга
4) Гены каждой пары наследуются вместе
А 9 Канцерогенное вещество, входящее в состав табака:
1) Мышьяк
2) Никотин
3)Углекислый газ
4) Бензпирен
А 10 Дыхательные пути человека поражает гриб:
1) спорынья
2) пеницилл
3) аспергилл
4) чайный гриб
А11 Пыльцевое зерно у сосны – это:
1) микроспора
2)макроспора
3) женский гаметофит
4) мужской гаметофит
А 12 Жилкование листа класса двудольные:
1) Дуговое
2) Параллельное
3) Сетчатое
4) Мутовчатое
А 13 Нерастворенные остатки пищи выбрасываются у амебы:
1) сократительными вакуолями
2) через кишечник
3) через клеточную мембрану
4) через порошицу
А14 К какой системе органов относится диафрагма?
1) выделительной
2) дыхательной
3) опорно-двигательной
4) кровеносной
А 15 Красный костный мозг – это:
1) депо минеральных солей
2) нервная ткань
3) кроветворный орган
4) передняя часть головного мозга
А 16 Функциями скелета не являются:
1) кроветворная
2) выделительная
3) опорная
4) защитная
А 17 Бери-бери это проявление гиповитаминоза:
1) А
2) С
3) В1
4) В12
А 18 Тироксин – это гормон:
1) надпочечников
2) щитовидной железы
3) гипофиза
4) поджелудочной железы
А 19 Опасность СПИДа заключается в том, что он:
1) Вызывает кровотечение
2) передается по наследству
3) приводит к потере иммунитета
4) вызывает аллергию
А 20 Единицей микроэволюции является:
1) Особь
2) Популяция
3) Вид
4) Класс
А 21 Некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых.
Укажи термин, которым обозначается это явление:
1) мимикрия
2)предупреждающая окраска
3) приспособленность
4) предупреждающая (угрожающая ) окраска
А 22 Биологический регресс характеризуется:
1) увеличением численности
2) уменьшением численности
3) увеличением ареала
4) усложнением организации
А 23 Особенности позвоночника человека, связанные с прямохождением:
1) прямой позвоночник
2) грудная клетка округлая
3) изгибы позвоночника
4) сводчатая стопа
А 24 Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:
1) оптимальным
2) ограничивающим
3) летальным
4)неблагоприятным
А 25 Отношения между бычьим цепнем и человеком:
1) конкуренция
2) сотрудничество
3) паразитизм
4) хищничество
А 26 Состояние анабиоза характерно для:
1) паукообразных и насекомых
2) рыб и земноводных
3) бактерий и протистов
4) кишечнополостных и ланцетника
А 27 Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:
1) рибосом
2) цитоплазмы
3) ядра
4) хроматофора
А28 В гене заложена информация:
1) о строении углеводов
2) строении белков
3) строении жиров
4) строении аминокислот
А 29 Сохранили способность к бесполому размножению:
1) паукообразные
2) кишечнополостные
3) земноводные
4) насекомые
А 30 Выберите схему, которая выражает сущность первого закона Менделя:
1) АА X аа
!
Аа
2) Аа X Аа
!
3АА:1аа
3) Аа X аа
!
½ Аа: ½ аа
4) АВ X ав
!
50 % АС
А31 Неродственная гибридизация – это:
1) полиплоидия
2) анеуплоидия
3) аутбридинг
4) мутация
А 32 Пробионты по способу питания и дыхания были:
1) Анаэробные гетеротрофы
2) Анаэробные автотрофы
3) Аэробные хемотрофы
4)Аэробные фототрофы
А 33 Аккомодация – это:
1) Вращение глазного яблока
2) Способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстоянии до предмета
3) близорукость
4) принятие и преобразование сигнала из внешней среды в сигналы нервной системы
А 34 Какой отдел головного мозга регулирует рефлексы, как рвота и кашель:
1) промежуточный мозг и мост
2) продолговатый мозг и мост
3) задний мозг
4) средний мозг
А 35 Когда появился «человек разумный»:
1) 1000 лет назад
2) 5000 лет назад
3) 500000 лет назад
4) 5 млн лет назад
А 36 Наиболее устойчивая экосистема – это:
1) поле гречихи
2)степь
3) фруктовый сад
4) культурное пастбище
Часть 2.
В1-В3 выбрать три ответа из шести
(переписать в бланк ответов №1 без пробелов и других символов).
В1 Хлоропласты не содержат ткани цветкового растения:
1) покровная
2) проводящая
3) основная
4) образовательная
5) механическая
6) фотосинтезирующая
В2 Петунию, дурман, табак объединяют в одно семейство, т.к. они имеют:
- одиночные цветки
2) плод коробочка
3) Ч(5)Л(5)Т5П1
4) Ч5Л5Т8П8
5) Соцветие кисть
6) плод боб
В3 К ароморфозам относятся:
1) многоклеточность
2) ветроопыление
3) форма тела
4) теплокровность
5) двойное дыхание
6) появление 4-х камерного сердца у млекопитающих
При выполнении заданий В4 – В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В4 Установите соответствие между признаками и организмами:
Признаки | Организмы |
А гетеротрофы | 1) грибы |
Б автотрофы | 2) растения |
В наличие в клеточных стенках хитина |
Г наличие в клеточных стенках целлюлозы |
Д запасное питательное вещество гликоген |
Е запасное питательное вещество крахмал |
В 5 Установите соответствие между системами органов человека и их функциями:
Функции системы | Системы организма |
А доставка атмосферного кислорода к легким | 1 Дыхательная |
Б доставка кислорода к тканям | 2 Кровеносная |
В транспорт питательных веществ в организме |
Г окисление питательных веществ |
Д выведение углекислого газа в атмосферу |
Е выведение углекислого газа из тканей |
В6 Установите соответствие между типами рефлексов и их характеристиками:
Характеристика | Тип рефлекса |
А непостоянные, могут появляться и угасать | 1 Безусловные |
Б относительно постоянные, мало изменяющиеся | 2 Условные |
В индивидуальные |
Г видовые |
Д приобретенные организмом в течение индивидуального развития |
Е врожденные |
А | Б | В | Г | Д | Е |
При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов. |
В7 Установите правильную последовательность прохождения пищи через пищеварительную систему:
А глотка
Б пищевод
В ротовая полость
Г желудок
Д тонкий кишечник
Е двенадцатиперстная кишка
Ж толстая кишка
В 8 Выстройте правильную последовательность возникновения систематических групп животных в процессе эволюции:
А) кишечнополостные
Б) инфузории
В) насекомые
Г) плоские черви
Д) кольчатые черви
Е) Бесчерепные
Часть С.
Для ответов на задания этой части(С1-С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания(С1 итд), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6-полный развернутый ответ. |
С1 Почему надо пропалывать огород?
С2 Укажите номера неправильных ответов и исправьте ошибки:
1) В двенадцатиперстной кишке нейтральная среда.
2) Расщепление жиров активирует желудочный сок.
3) Выделение желчи будет наименьшим при голодании.
4) Поджелудочный сок выделяется желудком.
С3 Значение грибов в хозяйстве и промышленности.
С4 Биосфера включает?
С5 Пользуясь таблицей генетического кода, напишите структуру участка белковой молекулы, соответствующей участку ДНК:
ААЦГГТАТАЦГГГАЦ. Как изменится структура синтезируемого белка, если выпадет третий нуклеотид в этой цепи?
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание |
У | Ц | А | Г |
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер сер | Тир Тир - - | Цис Цис - три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей лей | Про Про Про про | Гис Гис Глн глн | Арг Арг Арг арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле мет | Тре Тре Тре тре | Асн Асн Лиз лиз | Сер Сер Арг арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал вал | Ала Ала Ала ала | Асп Асп Глу глу | Гли Гли Гли гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей.
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй из верхнего горизонтального ряда, а третий из правого вертикального. Там, где пересекутся линии и находится искомая аминокислота.
С6 При скрещивании между собой куры с белым оперением дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается голубым. Какого цвета оперения будут иметь потомки белого петуха и голубой курицы? А какого цвета оперение у потомков двух особей с голубым оперением.
Ответы к разработанному варианту контрольного измерительного материала
по биологии 2008 года.
Часть 1.
№ задания | ответ | № задания | ответ | № задания | ответ |
А1 | 2 | А13 | 3 | А25 | 3 |
А2 | 1 | А14 | 3 | А26 | 3 |
А3 | 4 | А15 | 3 | А27 | 3 |
А4 | 3 | А16 | 2 | А28 | 2 |
А5 | 3 | А17 | 3 | А29 | 2 |
А6 | 4 | А18 | 2 | А30 | 1 |
А7 | 1 | А19 | 3 | А31 | 3 |
А8 | 2 | А20 | 2 | А32 | 1 |
А9 | 4 | А21 | 1 | А33 | 2 |
А10 | 3 | А22 | 2 | А34 | 2 |
А11 | 1 | А23 | 3 | А35 | 3 |
А12 | 3 | А24 | 2 | А36 | 2 |
Часть 2.
Номера заданий |
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 |
245 | 123 | 146 | 1-авд 2-бге (121212) | 1-агд 2-бве (122112) | 1-бге 2-авд (212121) | вабгедж | багдве |
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.
С1 Почему надо пропалывать огород?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие смысл) | Баллы |
Элементы ответа: 1)Прополка уничтожает сорняки, которые отнимают у культур питательные вещества и затрудняют их рост 2) Прополка косвенно способствует рыхлению почвы, что улучшает доступ воздуха к растениям. |
Ответ включает 2 названных выше элемента ответа, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, Или ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ответы | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2 Укажите номера неправильных ответов и исправьте ошибки:
1)В двенадцатиперстной кишке нейтральная среда.
2) Расщепление жиров активирует желудочный сок.
3) Выделение желчи будет наименьшим при голодании.
4) Поджелудочный сок выделяется желудком.
5)Ферменты – это молекулы белков, которые ускоряют процесс протекания биохимических реакций в клетке.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие смысл). | Баллы |
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1)В двенадцатиперстной кишке слабощелочная среда. 2) Расщепление жиров активирует желчь. 4) Поджелудочный сок выделяется поджелудочной железой. |
В ответе указаны и исправлены все три ошибки. | 3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них | 2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2-3 ошибки, но исправлена 1 из них | 1 |
Ответ неправильный(ошибки определены неверно), ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не объяснена ни одна из них | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С3 Значение грибов в хозяйстве и промышленности?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Элементы ответа: 1)Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, для получения спирта 2) Некоторые плесневые грибы служат для изготовления определенных сортов сыра и производства витаминов и органических кислот. 3) Кормовые дрожжи служат пищей сельскохозяйственным животным 4)В качестве лекарственного сырья используется чага и спорынья 5) пенициллин и аспергилл культивируют для получения антибиотиков. |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 3-4 из названных элемента, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 5 названных выше элемента и содержит негрубые ошибки | 2 |
Ответ включает1- 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3-4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4Биосфера – это? Биосфера включает?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Элементы ответа:1) Биосфера - геологическая оболочка Земли, заселенная живыми организмами. 2) Биосфера включает: а)Живое вещество, образованное совокупностью организмов 3)Биосфера включает: б) Биогенное вещество, которое создается и перерабатывается в процессе жизнедеятельности организмов( газы атмосферы, нефть, каменный уголь, известняки) |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элемента ответов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5 Пользуясь таблицей генетического кода, напишите структуру участка белковой молекулы, соответствующей участку ДНК:
ААЦГГТАТАЦГГГАЦ
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Схема решения задачи включает: 1)последовательность нуклеотидов на иРНК – УУГЦЦАУАУГЦЦЦУГ 2) последовательность аминокислот в исходной цепи: ЛЕЙ-ПРО-ТИР-АЛА-ЛЕЙ 3)В случае точечной мутации, т.е. при выпадении третьего нуклеотида ДНК изменится вся аминокислотная последовательность в белке: ФЕН-ГИС-МЕТ-ПРО-… |
Ответ включает все вышеназванные элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных элемента и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, Или ответ включает 2 из названных элементов но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6 При скрещивании между собой куры с белым оперением дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается голубым. Какого цвета оперения будут иметь потомки белого петуха и голубой курицы? А какого цвета будет оперение у потомков двух особей с голубым оперением.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных элемента и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, Или ответ включает1-2 из названных элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
КИМ разработала учитель биологии 1 кв. категории МОУ СОШ №6 г.Бавлы Бавлинского района Республики Татарстан, Аблязизова Рима Раисовна,2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Методическая разработка варианта рабочей программы по химии в условиях гимназического образования.
Рабочая программа по химии для 8 класса гуманитарной гимназии....
Вариант ЕГЭ по биологии (MS PowerPoint )
Презентация выполнена на основе конструктора тестов в MS Power Point (Комаровский А.Н. kan@bk.ru Россошанская школа-интернат Воронежской обл.)Представлены задания части А и В. Оценивание работы ...
Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии
Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии...
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии 2020 года (интернет)
Вариант ОГЭ по биологии 2020 г...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс биология
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе: Учебного плана МБОУ СОШ с.Чернава ...