Повторительно-обобщающий урок по теме"Тип Членистоногие"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Захарова Яна Валерьевна

 

    Обобщение знаний  по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по теме Членистоногие.Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы.

     Анализ содержания школьных программ образовательной области естественно-научного направления (с 5-11 класс), позволил мне увидеть, что в них нередко преувеличивается  роль некоторых знаний, которые выступают как самоцель, а не средство развития ребёнка.

     Познания самоценности личности, её права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для её творческой самореализации в процессе обучения – это определяет гуманистический подход к обучению в современной школе.

     Для того чтобы создать условия для творческой самореализации, по моему мнению, необходимо, прежде всего, развивать мышление, повышать мотивацию, прививать интерес к предмету у учащихся.

     Поэтому считаю, что достичь высокого результата в педагогической деятельности возможно, если уроки будут строиться в системе личностно-ориентированного образования, как уроки творческой самореализации личности, для этого разрабатываю систему заданий, или использую уже готовые задания, направленные на развития мышления, организация деятельности учащихся на  различных этапах урока проходит  в игровой форме.

     В настоящее время существует несколько подходов (направлений), которые составляют основу для развития мышления и повышения мотивации к обучению:

1. Нет цели – нет мышления.

2. Умственная деятельность осуществляется поэтапно, т.е. знания – способ их получения.

3. Переработка полученной различными способами информации через единство анализа и синтеза.

4. Разноуровневое учебно-методическое обеспечение урока.

5. «Игра – это жизненная лаборатория ребёнка», - подчёркивал С.Т. Шацкий, поэтому я применяю игровые ситуации во время повторения, изучения нового материала, при обобщении и закреплении материала, что позволяет ребёнку ощущать себя в «привычной» среде, т.е. позволяет снять эмоциональную напряжённость, особенно при изучении трудных и проблемных тем. Необходимо научить ребёнка получать удовольствие от процесса обучения. В этом успешно помогают различные дидактические игры.

6. Важнейшим условием личностно-ориентировнанной технологии на  уроках, я считаю преобразование научного содержания в эмоциональное, ориентированное на сотрудничество, диалог.

     Таким образом, если использовать систему заданий на развитие мышления и систему игр, на реализацию творческих способностей, а также проводить уроки в системе личностно-ориентированного образования, то мы создадим прекрасные условия для творческой самореализации личности, что  является наивысшей ступенью познавательной деятельности учащихся, дающие самые высокие результаты.

     Китайская пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я помню, я делаю – и я понимаю». Очень важно, чтобы личностно-ориентированное образование в биологии и экологии имело практическую направленность, по мнению известных педагогов-методистов Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской: «Нет лучшего средства возбудить интерес и развивать в детях наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей», реализовать данный принцип работы с учащимися, возможно через творческую, проектную и научную работы. Участие и победы моих учеников в различных федеральных, областных и региональных фестивалях, конкурсах, олимпиадах, экспедициях, придают деятельности учащихся осознанный мотивированный характер, и влияет на их профессиональный выбор в будущем.

       Представляю вашему вниманию пример обобщающего урока по теме: «Членистоногие», в системе личностно-ориентированной технологии с использованием игровых ситуаций и заданий на развитие мышления.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п.Горноправдинск

Открытый урок по биологии на территориальном семинаре

«Повышение мотивации и интереса к учебной деятельности через проведение мероприятий по улучшению организации современного урока и внеурочной деятельности учащихся».

Учитель высшей  квалификационной категории:

Захарова Яна Валерьевна

Предмет: Биология

Класс: 7 «А»

                                                                 Горноправдинск - 2007

Цель урока:

  1. Обобщение знаний  по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме.

  1. Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.

Программа: Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. 7 классю Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 248 с.: ил.

Методы:

  1. Словесный: вводная беседа, блиц-опрос, «Да-нет-ка»;
  2. Алгоритмический метод: работа с карточками названий; «волшебные окошки».
  3. Моделирование: создание модели «систем органов»
  4. Наглядный: тематические таблицы, высказывания, видеофрагменты, слайд-фильм

Оборудование:

  1. Наглядность: таблица «строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», Наглядное пособие «внешнее строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», коллекции насекомых.
  2. ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран, телевизор и видеомагнитофон.

     Вступительное слово учителя.

     (демонстрируется слайд-фильм о разнообразии представителей типа членистоногих)

     В пятой книге И.Акимушкина из цикла «Мир животных» есть такие слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на  Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки? (О Членистоногих) Кто такие Членистоногие? Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира?

     Сегодня у нас с вами заключительный повторительно-обобщающий урок-игра  по теме «Членистоногие» и вы сегодня не обычные ученики, а «знатоки-теоретики». Вы разделены на группы, каждая группа специализируется на знании морфологии и физиологии только одного класса Членистоногих.

     Группе необходимо расшифровать своё название на карточке и вписать вместо цифр буквы алфавита. (Рисунок 1)

1 группа - КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)

2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)

3 группа -  ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)

      Оценивать вашу работу и вести строгий учет ваших баллов будет уважаемое жюри. (идёт представление жюри)

 

Конкурс «Узнай меня» или «Волшебные окошки».

 Каждой команде раздаются три конверта, внутри которых находится изображение определённого вида Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. На внешней части конверта вырезано небольшое окошко и видна небольшая часть изображения, ребятам необходимо по фрагменту определить вид животного.

Конкурс «Объясни факты».

Ещё встречаются в жизни непонятные явления, которые рождают легенды, суеверия, страхи…

Не многие из таких явлений, непонятных ранее, человек уже может объяснить… Вам предоставляется такая возможность. Каждой команде даётся по три факта.

1 команда:

  1. Какую роль играет хитиновый покров у ракообразных?
  2. У одного из высших раков – омара – клешни неодинаковые: одна – лёгкая тонкая, другая мощная, тяжёлая с тупыми зубцами. Различаются они не только внешне, но и по толщине панциря, силе мышц. Если омаров выращивать в неволе, в определённых условиях, клешни вырастают одинаковыми. Почему?
  3. Объясните, почему, если раков обнаруживают в водоёме, это показатель экологической чистоты данного водоёма?

2 команда:

  1. Некоторые паукообразные способны издавна звуки в виде стрекотания, писка, жужжания, шипения. Все эти звуки имеют разное биологическое значение. Какое?
  2. Этот паук живёт в Северной Азии, на Кавказе, в Крыму. Он очень ядовит – от его яда часто гибнут лошади и верблюды. На овец яд паку не действует. Его имя с тюркского на русский переводится как «чёрная смерть». О ком идёт речь? (каракурт)
  3. Некоторые паукообразные живородящие. Кто это и каковы их преимущества перед остальными собратьями? (скорпионы)

3 команда:

  1. Самку ночной бабочки подержали в садике и поместили в геометрически закрытый прозрачный сосуд. Прилетевшие самцы скапливались около садика и не обращали внимание на самку, банка которой находилась рядом. Объясните, какой раздражитель является главным для ночных бабочек и почему?
  2. Если пчелиная семья погибает от холода, то почему первыми гибнут рабочие пчёлы?
  3. Сколько видов насекомых насчитывается в мире? Что, по вашему мнению, способствует такому широкому распространению насекомых?

Конкурс «Системы органов».

(демонстрируются слайды со строением представителей типа членистоногих)

Каждая команда получает по 6 силуэтов представителя своего класса. На каждый силуэт следует нанести одну из указанных систем органов. Результаты работы поместить на магнитную доску и обсудить. (Рисунок 2)

Системы:

  1. Пищеварительная
  2. Нервная
  3. Кровеносная
  4. Дыхательная
  5. Выделительная
  6. Органы чувств
  7. Половая

Конкурс «Капитанов».

 Конкурс проходит по принципу «Ты - мне, я – тебе», ребята спрашивают по очереди друг друга термины и их определения по теме Членистоногие. Победитель окажется тот, кто последний даст определение термину. Конкурс Капитанов проходит одновременно с конкурсом «Система органов».

Конкурс «Светофор».

(используются карточки -  семафоры с зелёной и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает зелёную сторону, если не согласен, то красную)

  1. Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей.  (да)
  2. Тип Членистоногие объединяет два класса.(нет)
  3. Тело рака состоит из трёх отделов.(нет)
  4. Хитин – это минеральное вещество.(нет)
  5. Большинство раков имеет пару сложных глаз.(да)
  6. Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелёных желёз.(да)
  7. Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей.(да)
  8. Все пауки – хищники.(нет)
  9. Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. (нет)
  10. Все пауки строят паутину – ловчую сеть.(нет)
  11. Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов.(да)
  12. Тело насекомых состоит из трёх отделов.(да)
  13. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.(нет)
  14. Насекомые дышат всей поверхностью тела.(нет)
  15. У насекомых чётко виден половой диморфизм.(да)

Конкурс «Экологический видеоклип».

(используются видеофрагменты из учебного фильма по Зоологии, часть 2)

«Берегите всех зверей внутри природы;

Убивайте лишь зверей внутри себя».

      Каждой команде показывается небольшой неозвученный видеосюжет из жизни Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. Ребятам необходимо внимательно просмотреть сюжет и придумать текст для озвучивания, в котором пропагандировалась бы защита и охрана видов данного класса. При повторном просмотре идёт озвучивание текста.

Домашнее задание (заранее оформляется выставка): творческое задание в форме сообщений и рефератов, биологические стихи и сказки учащихся.

Подведение итогов:

После конкурса «Экологический видеоклип» учитель подводит итоги урока-игры, выявляет победителей, слово предоставляется жюри.

     -Вспомните проблемный вопрос, поставленный в начале урока, и ответьте на вопрос о значении Членистоногих в системе животного мира? Что на ваш взгляд нам удалось, а что не удалось выполнить на уроке?

Если позволит время можно провести конкурс «Рекордсмены», который не будет оцениваться. Сведения о рекордах записаны на вырезанных из цветной бумаги «листочках и «бабочках», прикреплённые скрепками к ветке дерева, установленной в цветочном горшке. От каждой команды вызывается по одному человеку и, которые по очереди снимают эти листочки с дерева и зачитывают их.

«Рекордсмены»

  1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.
  2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.
  3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.
  4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.
  5. Самое большое насекомое – Вета –обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.
  6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см..
  7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.
  8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.

На этом урок-игра заканчивается. Спасибо всем  за внимание, урок окончен!

Аспектный анализ урока.

     Представленный вашему вниманию нестандартный  обобщающий урок по теме: «Членистоногие», запланирован и проведён  с использованием  личностно-ориентированной технологии и применением игровых ситуаций и заданий на развитие мышления. Преподавание ведётся по программе Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. 7 классю Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 248 с.: ил.

Цель урока:

  1. Обобщение знаний  по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме.
  2. Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.

      Основной задачей я выделила переход от репродуктивной, познавательной деятельности ученика, к продуктивной, творческой. С первой минуты урока перед учащимися ставится  проблемный вопрос, который путеводной нитью протекает сквозь все конкурсы и задания урока. Творческий подход и углублённые знания по данной теме ребята проявили в конкурсе «Объясни факты», где использовали аналитический метод решения данных теоретических задач.

     Удачно подобраны задания на развитие образного мышления в конкурсе «волшебные окошки» и «экологический видеоклип».

     На уроке использована групповая и индивидуальная форма деятельности, а также применялись различные игры по уровню организации деятельности такие как: проблемные , ролевые, на воспроизведение.

Мною использованы следующие методические методы и приёмы:

  1. Словесный: вводная беседа, блиц-опрос, «Да-нет-ка»;
  2. Алгоритмический метод: работа с карточками названий; «волшебные окошки».
  3. Моделирование: создание модели «систем органов»
  4. Наглядный: тематические таблицы, высказывания, видеофрагменты, слайд-фильм

Для реализации поставленных целей и задач, мною использовались следующие наглядные и технические средства обучения:

  1. Наглядность: таблица «строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», Наглядное пособие «внешнее строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», коллекции насекомых.
  2. ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран, телевизор и видеомагнитофон.

     Домашнее задание в форме поисковой работы  и оформление творческой работы по данной теме; в форме творческой работы по сочинению стихов и сказок по данной теме.

Оформлена выставка творческих работ учащихся по теме Членистоногие. Также оформлена выставка достижений учителя и моих учеников.  

       Считаю, что поставленные цели и задачи вначале урока – достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Тип Членистоногие"

Конспект урока по теме: "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные"...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"

обобщение  и закрепление пройденного материала по теме членистоногие;формирование навыков индивидуальной и групповой форм деятельности;развитие умений решать ребусы и головоломки,  анализиро...

Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие»

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯК таким урокам готовиться заранее в начале изучения темы.Необходимо научить учащихся заранее:СигналамЧувству времениЧеткости выполнения команд ответственности при подготовке к та...

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"

обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"...

Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». Урок РОСТ.

Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». Урок РОСТ. Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих, о взаимоотношениях со средой обитания, роли этих ж...