Повторительно-обобщающий урок по теме"Тип Членистоногие"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по теме Членистоногие.Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме:" Тип членистоногие" | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы.
Анализ содержания школьных программ образовательной области естественно-научного направления (с 5-11 класс), позволил мне увидеть, что в них нередко преувеличивается роль некоторых знаний, которые выступают как самоцель, а не средство развития ребёнка.
Познания самоценности личности, её права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для её творческой самореализации в процессе обучения – это определяет гуманистический подход к обучению в современной школе.
Для того чтобы создать условия для творческой самореализации, по моему мнению, необходимо, прежде всего, развивать мышление, повышать мотивацию, прививать интерес к предмету у учащихся.
Поэтому считаю, что достичь высокого результата в педагогической деятельности возможно, если уроки будут строиться в системе личностно-ориентированного образования, как уроки творческой самореализации личности, для этого разрабатываю систему заданий, или использую уже готовые задания, направленные на развития мышления, организация деятельности учащихся на различных этапах урока проходит в игровой форме.
В настоящее время существует несколько подходов (направлений), которые составляют основу для развития мышления и повышения мотивации к обучению:
1. Нет цели – нет мышления.
2. Умственная деятельность осуществляется поэтапно, т.е. знания – способ их получения.
3. Переработка полученной различными способами информации через единство анализа и синтеза.
4. Разноуровневое учебно-методическое обеспечение урока.
5. «Игра – это жизненная лаборатория ребёнка», - подчёркивал С.Т. Шацкий, поэтому я применяю игровые ситуации во время повторения, изучения нового материала, при обобщении и закреплении материала, что позволяет ребёнку ощущать себя в «привычной» среде, т.е. позволяет снять эмоциональную напряжённость, особенно при изучении трудных и проблемных тем. Необходимо научить ребёнка получать удовольствие от процесса обучения. В этом успешно помогают различные дидактические игры.
6. Важнейшим условием личностно-ориентировнанной технологии на уроках, я считаю преобразование научного содержания в эмоциональное, ориентированное на сотрудничество, диалог.
Таким образом, если использовать систему заданий на развитие мышления и систему игр, на реализацию творческих способностей, а также проводить уроки в системе личностно-ориентированного образования, то мы создадим прекрасные условия для творческой самореализации личности, что является наивысшей ступенью познавательной деятельности учащихся, дающие самые высокие результаты.
Китайская пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я помню, я делаю – и я понимаю». Очень важно, чтобы личностно-ориентированное образование в биологии и экологии имело практическую направленность, по мнению известных педагогов-методистов Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской: «Нет лучшего средства возбудить интерес и развивать в детях наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей», реализовать данный принцип работы с учащимися, возможно через творческую, проектную и научную работы. Участие и победы моих учеников в различных федеральных, областных и региональных фестивалях, конкурсах, олимпиадах, экспедициях, придают деятельности учащихся осознанный мотивированный характер, и влияет на их профессиональный выбор в будущем.
Представляю вашему вниманию пример обобщающего урока по теме: «Членистоногие», в системе личностно-ориентированной технологии с использованием игровых ситуаций и заданий на развитие мышления.
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.Горноправдинск
Открытый урок по биологии на территориальном семинаре
«Повышение мотивации и интереса к учебной деятельности через проведение мероприятий по улучшению организации современного урока и внеурочной деятельности учащихся».
Учитель высшей квалификационной категории:
Захарова Яна Валерьевна
Предмет: Биология
Класс: 7 «А»
Горноправдинск - 2007
Цель урока:
- Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме.
- Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.
Программа: Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. 7 классю Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 248 с.: ил.
Методы:
- Словесный: вводная беседа, блиц-опрос, «Да-нет-ка»;
- Алгоритмический метод: работа с карточками названий; «волшебные окошки».
- Моделирование: создание модели «систем органов»
- Наглядный: тематические таблицы, высказывания, видеофрагменты, слайд-фильм
Оборудование:
- Наглядность: таблица «строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», Наглядное пособие «внешнее строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», коллекции насекомых.
- ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран, телевизор и видеомагнитофон.
Вступительное слово учителя.
(демонстрируется слайд-фильм о разнообразии представителей типа членистоногих)
В пятой книге И.Акимушкина из цикла «Мир животных» есть такие слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки? (О Членистоногих) Кто такие Членистоногие? Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира?
Сегодня у нас с вами заключительный повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Членистоногие» и вы сегодня не обычные ученики, а «знатоки-теоретики». Вы разделены на группы, каждая группа специализируется на знании морфологии и физиологии только одного класса Членистоногих.
Группе необходимо расшифровать своё название на карточке и вписать вместо цифр буквы алфавита. (Рисунок 1)
1 группа - КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)
2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)
3 группа - ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)
Оценивать вашу работу и вести строгий учет ваших баллов будет уважаемое жюри. (идёт представление жюри)
Конкурс «Узнай меня» или «Волшебные окошки».
Каждой команде раздаются три конверта, внутри которых находится изображение определённого вида Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. На внешней части конверта вырезано небольшое окошко и видна небольшая часть изображения, ребятам необходимо по фрагменту определить вид животного.
Конкурс «Объясни факты».
Ещё встречаются в жизни непонятные явления, которые рождают легенды, суеверия, страхи…
Не многие из таких явлений, непонятных ранее, человек уже может объяснить… Вам предоставляется такая возможность. Каждой команде даётся по три факта.
1 команда:
- Какую роль играет хитиновый покров у ракообразных?
- У одного из высших раков – омара – клешни неодинаковые: одна – лёгкая тонкая, другая мощная, тяжёлая с тупыми зубцами. Различаются они не только внешне, но и по толщине панциря, силе мышц. Если омаров выращивать в неволе, в определённых условиях, клешни вырастают одинаковыми. Почему?
- Объясните, почему, если раков обнаруживают в водоёме, это показатель экологической чистоты данного водоёма?
2 команда:
- Некоторые паукообразные способны издавна звуки в виде стрекотания, писка, жужжания, шипения. Все эти звуки имеют разное биологическое значение. Какое?
- Этот паук живёт в Северной Азии, на Кавказе, в Крыму. Он очень ядовит – от его яда часто гибнут лошади и верблюды. На овец яд паку не действует. Его имя с тюркского на русский переводится как «чёрная смерть». О ком идёт речь? (каракурт)
- Некоторые паукообразные живородящие. Кто это и каковы их преимущества перед остальными собратьями? (скорпионы)
3 команда:
- Самку ночной бабочки подержали в садике и поместили в геометрически закрытый прозрачный сосуд. Прилетевшие самцы скапливались около садика и не обращали внимание на самку, банка которой находилась рядом. Объясните, какой раздражитель является главным для ночных бабочек и почему?
- Если пчелиная семья погибает от холода, то почему первыми гибнут рабочие пчёлы?
- Сколько видов насекомых насчитывается в мире? Что, по вашему мнению, способствует такому широкому распространению насекомых?
Конкурс «Системы органов».
(демонстрируются слайды со строением представителей типа членистоногих)
Каждая команда получает по 6 силуэтов представителя своего класса. На каждый силуэт следует нанести одну из указанных систем органов. Результаты работы поместить на магнитную доску и обсудить. (Рисунок 2)
Системы:
- Пищеварительная
- Нервная
- Кровеносная
- Дыхательная
- Выделительная
- Органы чувств
- Половая
Конкурс «Капитанов».
Конкурс проходит по принципу «Ты - мне, я – тебе», ребята спрашивают по очереди друг друга термины и их определения по теме Членистоногие. Победитель окажется тот, кто последний даст определение термину. Конкурс Капитанов проходит одновременно с конкурсом «Система органов».
Конкурс «Светофор».
(используются карточки - семафоры с зелёной и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает зелёную сторону, если не согласен, то красную)
- Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей. (да)
- Тип Членистоногие объединяет два класса.(нет)
- Тело рака состоит из трёх отделов.(нет)
- Хитин – это минеральное вещество.(нет)
- Большинство раков имеет пару сложных глаз.(да)
- Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелёных желёз.(да)
- Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей.(да)
- Все пауки – хищники.(нет)
- Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. (нет)
- Все пауки строят паутину – ловчую сеть.(нет)
- Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов.(да)
- Тело насекомых состоит из трёх отделов.(да)
- Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.(нет)
- Насекомые дышат всей поверхностью тела.(нет)
- У насекомых чётко виден половой диморфизм.(да)
Конкурс «Экологический видеоклип».
(используются видеофрагменты из учебного фильма по Зоологии, часть 2)
«Берегите всех зверей внутри природы;
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Каждой команде показывается небольшой неозвученный видеосюжет из жизни Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. Ребятам необходимо внимательно просмотреть сюжет и придумать текст для озвучивания, в котором пропагандировалась бы защита и охрана видов данного класса. При повторном просмотре идёт озвучивание текста.
Домашнее задание (заранее оформляется выставка): творческое задание в форме сообщений и рефератов, биологические стихи и сказки учащихся.
Подведение итогов:
После конкурса «Экологический видеоклип» учитель подводит итоги урока-игры, выявляет победителей, слово предоставляется жюри.
-Вспомните проблемный вопрос, поставленный в начале урока, и ответьте на вопрос о значении Членистоногих в системе животного мира? Что на ваш взгляд нам удалось, а что не удалось выполнить на уроке?
Если позволит время можно провести конкурс «Рекордсмены», который не будет оцениваться. Сведения о рекордах записаны на вырезанных из цветной бумаги «листочках и «бабочках», прикреплённые скрепками к ветке дерева, установленной в цветочном горшке. От каждой команды вызывается по одному человеку и, которые по очереди снимают эти листочки с дерева и зачитывают их.
«Рекордсмены»
- В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.
- Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.
- Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.
- На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.
- Самое большое насекомое – Вета –обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.
- Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см..
- Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.
- Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.
На этом урок-игра заканчивается. Спасибо всем за внимание, урок окончен!
Аспектный анализ урока.
Представленный вашему вниманию нестандартный обобщающий урок по теме: «Членистоногие», запланирован и проведён с использованием личностно-ориентированной технологии и применением игровых ситуаций и заданий на развитие мышления. Преподавание ведётся по программе Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. 7 классю Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 248 с.: ил.
Цель урока:
- Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме.
- Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.
Основной задачей я выделила переход от репродуктивной, познавательной деятельности ученика, к продуктивной, творческой. С первой минуты урока перед учащимися ставится проблемный вопрос, который путеводной нитью протекает сквозь все конкурсы и задания урока. Творческий подход и углублённые знания по данной теме ребята проявили в конкурсе «Объясни факты», где использовали аналитический метод решения данных теоретических задач.
Удачно подобраны задания на развитие образного мышления в конкурсе «волшебные окошки» и «экологический видеоклип».
На уроке использована групповая и индивидуальная форма деятельности, а также применялись различные игры по уровню организации деятельности такие как: проблемные , ролевые, на воспроизведение.
Мною использованы следующие методические методы и приёмы:
- Словесный: вводная беседа, блиц-опрос, «Да-нет-ка»;
- Алгоритмический метод: работа с карточками названий; «волшебные окошки».
- Моделирование: создание модели «систем органов»
- Наглядный: тематические таблицы, высказывания, видеофрагменты, слайд-фильм
Для реализации поставленных целей и задач, мною использовались следующие наглядные и технические средства обучения:
- Наглядность: таблица «строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», Наглядное пособие «внешнее строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», коллекции насекомых.
- ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран, телевизор и видеомагнитофон.
Домашнее задание в форме поисковой работы и оформление творческой работы по данной теме; в форме творческой работы по сочинению стихов и сказок по данной теме.
Оформлена выставка творческих работ учащихся по теме Членистоногие. Также оформлена выставка достижений учителя и моих учеников.
Считаю, что поставленные цели и задачи вначале урока – достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Тип Членистоногие"
Конспект урока по теме: "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные"...
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"
обобщение и закрепление пройденного материала по теме членистоногие;формирование навыков индивидуальной и групповой форм деятельности;развитие умений решать ребусы и головоломки, анализиро...
Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие»
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯК таким урокам готовиться заранее в начале изучения темы.Необходимо научить учащихся заранее:СигналамЧувству времениЧеткости выполнения команд ответственности при подготовке к та...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"
обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"...
Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». Урок РОСТ.
Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». Урок РОСТ. Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих, о взаимоотношениях со средой обитания, роли этих ж...