Разработка урока по теме: "Тип Членистоногие"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока по теме: "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paukoobr.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Класс Паукообразные»
Тип урока: комбинированный
Цель: проверить усвоение учащимися знаний о характерных признаках членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных, представителях класса ракообразных и их особенностях; сформировать знания об отличительных признаках класса Паукообразные, развитие и воспитание учащихся.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, показывая, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, способствовать формированию научного мировоззрения школьников при изучении строения паукообразных;
развивающая: развивать у учащихся познавательную активность, навыки самостоятельной работы при выполнении заданий, навыки работы в группе, умения работать с учебником, развивать внимание и память школьников, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
Оборудование: презентация, дидактические карты, учебник - Биология. Животные. 7 класс. – Латюшин В.В., Шапкин В.А.
Ход урока:
Этап урока, время | Методы | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечания |
1. Орг. момент 1-2/ | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих | Приветствуют учителя, староста называет отсутствующих | ||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3-5/ | Определяет проблему, мотивирует познавательную деятельность учащихся, акцентирует внимание на цели урока. Сегодня на уроке нам предстоит проверить знания о Типе Членистоногие, Классе Ракообразные, а также познакомиться с еще одним классом данного типа - Паукообразные. Попробуйте сформулировать цели нашего урока. Цель: проверить усвоение вами знаний о характерных признаках членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных, представителях класса ракообразных и их особенностях; сформировать знания об отличительных признаках класса Паукообразные. | Помогают формулировать цели и задачи урока | ||
3. Проверка знаний. Актуализация знаний 10/ | комбинированный опрос | Работа на карточках – 4 человека Устный опрос у доски: написать классификацию типа Членистоногие, перечислить их характерные черты. Фронтальный опрос (пока ученик готовится): К какому типу относятся Ракообразные? Какой покров имеют Членистоногие? Почему тип Членистоногие так назван? Какая симметрия характерна для Членистоногих? Какие отряды Ракообразных Вы знаете? Какие отделы тела есть у речного рака? Сколько пар усиков у Ракообразных? Сколько ходильных ног у речного рака? Какие у него глаза? Замкнутая или незамкнутая кровеносная система у речного рака? Какие органы дыхания у Ракообразных? Какие имеет органы выделения? Что такое половой деморфизм? | Четыре человека работают на карточках, остальные ученики отвечают на вопросы, один ученик работает у доски | |
4. Изучение нового материала 15/ | рассказ с элементами беседы работа в группах работа с учебником | Сегодня мы продолжаем знакомство с типом Членистоногие, тема урока «Класс Паукообразные». Латинское название пауков – Арахниды. Давайте посмотрим какие же еще животные, кроме пауков относятся к данному классу? Как вы думаете, почему этих животных относят к типу Членистоногие? Паукообразные появились на Земле около 400 млн. лет назад, они были одними из первых животных освоивших сушу. Класс паукообразные объединяет более 36 тысяч видов довольно разнообразных по внешнему облику животных, обитающих на суше, реже – в воде. Немало среди них и паразитических форм. Внешность у пауков может быть разной, но есть признаки общие для всех. Давайте отметим отличительные черты класса Паукообразные. 1. Тело состоит из двух отделов – головогрудь и брюшко (искл.- клещи). Но брюшко несегментировано. 2. 4 пары ходильных ног+ 2 первые пары ротовые конечности– участвуют в захвате и измельчении пищи. Первая пара конечностей – верхние челюсти, или хелицеры. Они служат для нападения, прокусывания добычи. Вторая пара конечностей – ногощупальца, или педипальпы, играют вспомогательную роль при захватывании и удержании жертвы. 3. Усики отсутствуют 4. Пищ. система – наличие мускулистой сосательной глотке и слюнных желез – т.к. поглощают только жидкую пищу. Секрет слюнных желез вводится в тело убитой добычи, разжижает ее ткани, которые затем засасываются глоткой. –внекишечное пищеварение 5. Выделительная система- мальпигиевы сосуды. 6. Органы дыхания – легочные мешки или трахеи или те и другие одновременно. 7. Органы чувств – органы осязания и зрения. Глаза простые -2-12 Кровеносная система как у раков. Какая? Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых мы рассмотрим 4 широко распространённых. Класс делится на 4 группы и получает вопросы, на которые они должны ответить, используя материал учебника с. 59-62. 1 группа «Отряд Пауки» 1.Где встречаются пауки? 2. Какие приспособления имеют пауки для ловли добычи? 3. Что такое партеногенез? 2 группа «Отряд Скорпионы» 1.Где встречаются скорпионы? 2.Чем питаются скорпионы? 3.На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком. Как вы думаете, для чего скорпионы используют его? 3 группа «Отряд Клещи» 1.Каковы особенности тела клещей? 2. Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес и агрономы, врачи и ветеринары? 3. Возбудителей каких заболеваний могут передавать клещи? 4 группа «Отряд Сенокосцы». 1.Где встречаются сенокосцы, какова их форма тела? 2. Чем питаются сенокосцы? 3. Как вы думаете, почему сенокосцев называют «косиножками»? | записывают тему урока - Скорпионы, Клещи, Сенокосцы… -Тело членистое, членистые конечности, хитиновый покров. -незамкнутая | |
5. Первичное закрепление 5/ | фронтальный опрос | - Перечислите характерные признаки паукообразных? -Чем паукообразные отличаются от ракообразных? -Что объединяет паукообразных и ракообразных? -Какие отряды паукообразных вам известны? - Какие особенности строения позволили паукам расселиться по всему земному шару? | ||
6. Коррекция знаний и умений учащихся 5/ | Соотнесите данных представителей с классом, к которому они относятся: 1. Ракообразные а. Краб 2. Паукообразные б. Скорпион в. Сенокосец г. Лангуст д. Таежный клещ е. Паук-крестовик | |||
7. Рефлексия 2-3/ | беседа | -Что вы узнали нового на уроке? - Что понравилось? - Что не понравилось? - Что помогало работать на уроке? - Что мешало? | оценивают себя в процессе деятельности | |
8. Домашнее задание 1/ | §14, с.59-62, составить схему «Роль паукообразных в природе и жизни человека», подготовить сообщение «Клещи. Борьба с ними» |
1 группа «Отряд Пауки»
1.Где встречаются пауки?
2. Какие приспособления имеют пауки для ловли добычи?
3. Что такое партеногенез?
2 группа «Отряд Скорпионы»
1.Где встречаются скорпионы?
2.Чем питаются скорпионы?
3.На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком. Как вы думаете, для чего скорпионы используют его?
3 группа «Отряд Клещи»
1.Каковы особенности тела клещей?
2. Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес и агрономы, врачи и ветеринары?
3. Возбудителей каких заболеваний могут передавать клещи?
4 группа «Отряд Сенокосцы».
1.Где встречаются сенокосцы, какова их форма тела?
2. Чем питаются сенокосцы?
3. Как вы думаете, почему сенокосцев называют «косиножками»?
Карточка №1. «Тип Членистоногие»
1. К типу Членистоногие относятся:
а. Классы: ракообразные, паукообразные и насекомые
б. Классы: ракообразные, паукообразные и плоские черви
в. Классы: ракообразные, круглые черви и паукообразные
2. Речной рак имеет:
а. Внутренний скелет
б. Наружный скелет
в. Не имеет скелета
3. Органы дыхания ракообразных:
а. трахеи б. легкие
в. жабры г. в зависимости от среды обитания – трахеи, жабры или легкие
4. Выберите 3 отличительных признака, характерных для представителей типа Членистоногих:
а. замкнутая кровеносная система
б. кожно-мускульный мешок
в. конечности членистые
г. покров состоит из хитина
д. имеют органы чувств
е. покров тела выполняет функцию наружного скелета
5. Перечислите известных вам представителей класса Ракообразные (5 представителей).
Карточка №2. «Тип Членистоногие»
1. Отличительным признаком типа Членистоногие является:
а. наличие личиночных стадий
б. наличие кровеносной системы
в. членистое строение конечностей
г. двусторонняя симметрия
2. Хитиновый покров членистоногих выполняет функции:
а. защиты б. терморегуляции
в. газообмена г. верны все ответы
3. Из органов чувств у рака имеются органы:
а. зрения б. равновесия
в. слуха г. верны все ответы.
4. Выберите три правильных утверждения
а. У ракообразных мозаичное зрение
б. Кровеносная система ракообразных замкнутая
в. Покровы тела членистоногих образуют внутренний скелет
г. У членистоногих хорошо развиты органы чувств
д. Органы выделения ракообразных – зеленые железы
е. Тело членистоногих несегментировано
5. Каково значение ракообразных в природе и жизни человека?
Карточка №1. «Тип Членистоногие»
1. К типу Членистоногие относятся:
а. Классы: ракообразные, паукообразные и насекомые
б. Классы: ракообразные, паукообразные и плоские черви
в. Классы: ракообразные, круглые черви и паукообразные
2. Речной рак имеет:
а. Внутренний скелет
б. Наружный скелет
в. Не имеет скелета
3. Органы дыхания ракообразных:
а. трахеи б. легкие
в. жабры г. в зависимости от среды обитания – трахеи, жабры или легкие
4. Выберите 3 отличительных признака, характерных для представителей типа Членистоногих:
а. замкнутая кровеносная система
б. кожно-мускульный мешок
в. конечности членистые
г. покров состоит из хитина
д. имеют органы чувств
е. покров тела выполняет функцию наружного скелета
5. Перечислите известных вам представителей класса Ракообразные (5 представителей).
Карточка №2. «Тип Членистоногие»
1. Отличительным признаком типа Членистоногие является:
а. наличие личиночных стадий
б. наличие кровеносной системы
в. членистое строение конечностей
г. двусторонняя симметрия
2. Хитиновый покров членистоногих выполняет функции:
а. защиты б. терморегуляции
в. газообмена г. верны все ответы
3. Из органов чувств у рака имеются органы:
а. зрения б. равновесия
в. слуха г. верны все ответы.
4. Выберите три правильных утверждения
а. У ракообразных мозаичное зрение
б. Кровеносная система ракообразных замкнутая
в. Покровы тела членистоногих образуют внутренний скелет
г. У членистоногих хорошо развиты органы чувств
д. Органы выделения ракообразных – зеленые железы
е. Тело членистоногих несегментировано
5. Каково значение ракообразных в природе и жизни человека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме"Тип Членистоногие"
Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе ...
Обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"
обобщение и закрепление пройденного материала по теме членистоногие;формирование навыков индивидуальной и групповой форм деятельности;развитие умений решать ребусы и головоломки, анализиро...
Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие»
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯК таким урокам готовиться заранее в начале изучения темы.Необходимо научить учащихся заранее:СигналамЧувству времениЧеткости выполнения команд ответственности при подготовке к та...
обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"
обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"...
Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». Урок РОСТ.
Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». Урок РОСТ. Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих, о взаимоотношениях со средой обитания, роли этих ж...
конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"
конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"...
конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"
конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"...