Фотосинтез
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Древнеримский  педагог  и  оратор Цицерон утверждал,  что  для  описания  какого-либо  явления  или  процесса  необходимо   ответить  всего  на  7 вопросов  Кто?  Что?   Где?  Чем?  Когда?   Как?  Зачем?  Попробуем     описать процесс  фотосинтеза  с  помощью  Цицерона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fotosint.zip690.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Луч света в зелёном царстве»        (фотосинтез)

Цели урока:

изучить механизм протекания фотосинтеза и его роль

Задачи:

Образовательная  - раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле, опираясь на имеющиеся знания учащихся,

Развивающая -  развитие логического мышления, развитие умений использовать ранее приобретённые знания для получения новых знаний ,

Воспитательная - воспитание экологического сознания на примере космической роли фотосинтезаэ

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное его закрепление

Технология РКМЧП в сочетании с проблемно- развивающим обучением (эвристические вопросы кто, что, зачем, кем –словесная формула Цецерона), применяется здоровьесберегающая (физкультминутка, чередование форм работы с информацией (устная и письменная))

Выбор технологий ………..

Метод:  частично-поисковый (работа с учебником, тестом дополнительным)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, учебники по биологии, рабочие листы, тексты (с исторической информацией),  карточки с домашним заданием.

Планируемые результаты обучения

Ученики должны знать:

-механизм процесса фотосинтеза,

-условия протекания процесса,

-роль фотосинтеза

Мотивация к восприятию нового материала     слайд №1

Учитель. Добрый день ребята и уважаемое жюри. Меня зовут Татьяна Михайловна, я работаю учителем биологии в Минаевской средней школе.

Сегодня урок посвящён самому главному биологическому процессу происходящему на нашей планете. Благодаря этому процессу, существует всё живое на Земле.

Определение темы урока

Предлагаю «Минуту мысли»     слайд № 2

Даны термины: солнце, хлоропласты, растения, органические вещества, синтез, автотрофы.

(Зачитывают каждая команда свой рассказ)

Учитель. Как называется процесс? (фотосинтез)    слайд № 3

Следовательно, тема нашего урока Фотосинтез (запишем в рабочем листе)

Организация целеполагания    слайд № 4

Учитель. Древнеримский  педагог  и  оратор Цицерон утверждал,  что  для  описания  какого-либо  явления  или  процесса  необходимо   ответить  всего  на  7 вопросов  Кто?  Что?   Где?  Чем?  Когда?   Как?  Зачем?  Попробуем     описать процесс  фотосинтеза  с  помощью  Цицерона. Все  ваши  идеи  вы  можете  записать  на  «мыслительных»  листах.  Можно   записывать  всё:  достоверно  известные  вам   факты,  любые  предположения  и  гипотезы.   Сначала  работаем  в  течение  минуты    индивидуально,  каждый  на  своём  листе.  Затем  можете  обсудить  в  парах.  

  1. После  работы  с  «мыслительными»  листами  организуется  обсуждение  полученных  результатов,   собирается  копилка  идей.  В  процессе  обсуждения  на  доске  из  называемых  фактов «собирается»  схема,  иллюстрирующая  процесс  фотосинтеза.  Учащиеся  9  класса  могут  ответить  на  вопросы:

- кто?   кто  осуществляет процесс  фотосинтеза?

- что?  что  такое  фотосинтез?

- где?   в  каких  частях  растения,  клетки  происходит  фотосинтез?

- чем?   с помощью  какого  вещества  осуществляется  фотосинтез?

- когда? в  какое  время  суток  возможен  фотосинтез?

-как? как идёт синтез органических веществ?

- зачем?   какое  значение имеет  фотосинтез?

  1. При  обсуждении  вопроса «КАК  осуществляется фотосинтез?»  неизбежно возникает  проблемная  ситуация,  так  как  дети  в  9  классе  не  знакомы  с  фазами  фотосинтеза.

Учитель. Как  вы  думаете,  чем  помогли  нам  вопросы    Цицерона?

Подвести  детей  к  выводу,  что  с  их  помощью мы систематизировали  имеющиеся   знания   и   установили,  что  именно  нам  непонятно: КАК     происходит  фотосинтез?  

Нам непонятен КАК происходит фотосинтез, вы сами поставили цель урока –рассмотреть механизм фотосинтеза.  слайд № 5

Прежде чем приступим к рассмотрению этого вопроса немного истории слайд № 6

Работаем по тексту дополнительному и заполняем таблицу «История открытия фотосинтеза» 

учёный

вклад в науку

Я ван Гельмонт

Доказал воздушное питание у растений

Джозеф Пристли

Ему впервые удалось обнаружить, что на свету растения выделяют кислород.

К.А.Тимирязев

Доказал, что только в хлоропластах идёт синтез органических веществ

(зачитывают сведения об истории изучения) слайд № 7

Создание проблемной ситуации

Учитель. В книге Джонатана Свифта «Путешествие Гуливера» рассказывается о Великой Академии в Лодаго, учёные которой были поглощены бессмысленными или фантастическими  проектами. Один из них разрабатывал проект извлечения из огурцов солнечных лучей. Эти лучи он намеревался «собирать в герметически закупоренные стеклянки, чтобы в случае холодного лета обогревать ими воздух».

 Чтобы иметь мнение об этом проекте надо  изучить механизм этого процесса.

Работа с учебником с.119-120    слайд № 8

Работа с рабочим листком, читая текст учебника, отвечают  на вопросы

1.Сколько фаз в процессе фотосинтеза и какие? (2-  световая и темновая)

2.Влияние солнечных лучей (квантов) на  хлорофилл? (квант падает на хлорофилл, запасает энергию) 

3.Как влияет свет на воду? (под действием света вода разлагается на ионы Н+ и ОН-)

4.Что образуют ОН-  при отдачи е?  (ОН- отдают е и образуют свободные радикалы, соединяясь они образуют   4ОН = H2O + O2     )

5. Какой источник энергии образуется в листьях под влиянием света? (АТФ их АДФ фосфата)        

6.Результат световой фазы (при фотолизе образуется  О2 , АТФ, )

7.Что происходит с СО2  поступившем из воздуха в лист (связывается водородом который образуется при фотолизе и АТФ-источник энергии)

СО2 +  Н + (АТФ) = С6Н12О6  + Н2О

8.Во что преобразуется Е света  в темновой фазе? (в Е хим.связей )

9.Результат темновой фазы (образование глюкозы)

10. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза используя уравнения обоих фаз

                                   6СО2 +  6Н2О = С6Н12О6  + 6О2

Проверим вашу работу   (презентация и ответы учащихся)   Молодцы!

Работаем хорошо, немного тело затекло в неподвижности.

Для приведения себя в рабочее состояние проведём физкультминутку -упражнение «Деревце». Стоя (можно сидя) за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки, опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладони друг к другу. Пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.(выполняется 15-20сек). Опустите руки и расслабьтесь. Почувствовали прилив энергии? Дальше продолжаем работать

Учитель. слайд № 9

Фотосинтез протекает, образуя тонны органического вещества. А как можно повысить синтез органических веществ? (внесение органических удобрений, а при разложении выделяется СО2) 

Вернёмся к фантастическому проекту из «Путешествия Гуливера». Так ли он безумен?

(объяснение с точки зрения  знания механизма фотосинтеза не так и безумен, т. к. действительно растения накапливают энергию и являются связывающим звеном  между Солнцем и Землёй)

Учитель. Представление о фотосинтезе  будет неполным, если не раскроем биологическую роль фотосинтеза на нашей планете.

Роль: слайд № 10

-Источник кислорода

-Источник органических веществ

-Источник энергии для гетеротрофных организмов

-Снижение углекислого газа в атмосфере

-Свободный кислород образует озон, озоновый защитный слой от УФ лучей

 -Перекачка солнечной энергии из космоса на Землю (энергетические ресурсы – нефть, уголь, торф)

Учитель. Изобретатель паровоза Стефенсон задал вопрос своему приятелю «Что движет поезд?» «Конечно твое изобретение», - ответил ему друг. «Нет, - сказал Стефенсон, – его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зеленое растение». Объясните

        (Поглощенные сотни миллионов лет назад земным растением солнечные лучи сохранились до наших дней в виде ископаемого энергетического топлива (каменный уголь, природный газ, торф).

РАБОТА  С  ПРАКТИЧЕСКИМИ  ЗАДАНИЯМИ.

Учитель.  Мы  действительно  ответили  на  главный вопрос  нашего  урока:  как  происходит  фотосинтез. Но  голые  знания  без  практики,  можно  сказать, почти  пустое  место.  Я  предлагаю  поработать  с биологическими  задачами   различного уровня  сложности.  Выберите  любые,  которые  вам  понравятся.     Слайд   №11

1.Замечено,  что  ягоды,  собранные  в  солнечный  день,  слаще.  Объясните,  почему?

2.Гусеницы  повредили  листья  яблони.  Как  вы  думаете,  отразится  ли  это  на  урожае?  Объясните  свою  точку  зрения.

3.Как  вы  думаете,  какой  участок  необходимо  выбрать  для  посадки  картофеля:  на  открытом  или  затенённом месте?   Ответ  обоснуйте.

4.Объясните,  почему  огурцы,  выращенные  на  навозной  грядке,  дают  больше  урожай,  чем  при  выращивании  в  грунте?

6. Почему  при  недостаточном  поливе  замедляется рост  растений  и  снижается  урожай?

7.Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему?     (ответ: у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем  гладкой поверхностью листа тополь)

8. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?

   (ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

9. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила?  Почему?                                                                                                                                       (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

Заслушали некоторые ответы

Слайды № 12 -  13 Тест

Итог урока

Учитель. Используя я приёмы «Оратор и «Синквейн» докажите своим одноклассникам о важности изучения этой темы.  В подтверждении вам   слайд № 14  К.А.Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений». 

Домашнее задание. Задание записано на рабочих листах

Рефлексия

-Наш  урок  практически  закончен.  

-Нам  осталось ответить на   последний  вопрос  нашего  урока. Как  вы  думаете,  кто  из  ваших  одноклассников  в  наибольшей  степени  помог  вам  освоить  тему  урока?

-Подводятся  итоги  урока,  оценивается  работа учащихся  на  уроке.

История открытия  фотосинтеза                    Приложение 1.

Значение фотосинтеза не осознавалось до сравнительно недавнего времени. Аристотель и другие учёные Греции, наблюдая, что жизненные процессы животных зависят от потребления пищи,полагали, что растения добывают свою «пищу» из почвы.

Немногим более трехсот лет назад в одном из первых тщательно продуманных биологических экспериментов голландский врач Ян Ван Гельмонт представил доказательства того, что не одна почва кормит растение. Ван Гельмонт выращивал маленькое дерево ивы в глиняном горшке, добавляя в него только воду. Через пять лет масса игл увеличилась на 74,4 кг, в то время, как масса почвы уменьшилась только на 57 гр.

В конце XVIII века английский ученый Джозеф Пристли сообщил, что он «случайно обнаружил метод исправления воздуха, который был испорчен горением свечей». 17 августа 1771 г. Пристли «… поместил живую веточку мяты в закрытый сосуд, в котором горела восковая свеча», а 21 числа того же месяца обнаружил, что «… другая свеча снова могла гореть в этом же сосуде». «Исправляющим началом, которым для этих целей пользуется природа, — полагал Пристли, — было растение». Он расширил свои наблюдения и скоро показал, что воздух, «исправляемый» растением, не был «совсем не подходящим для мыши». Опыты Пристли впервые позволили объяснить, почему воздух на Земле остается «чистым» и может поддерживать жизнь, несмотря на горение бесчисленных огней и дыхание множества живых организмов. Он говорил: «Благодаря этим открытиям мы уверены, что растения произрастают не напрасно, а очищают и облагораживают нашу атмосферу».

О роли фотосинтеза более ста лет назад писал русский ученый К.А.Тимирязев. «Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез … В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразовался в наши мускулы, в наши нервы … Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».

Рабочий лист                                                                                           дата____________________

«Минуту мысли»

Даны термины: солнце, хлоропласты, растения, органические вещества, синтез, автотрофы. Составьте рассказ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема ____________________________

«Семь вопросов»

- кто?   кто  осуществляет процесс  фотосинтеза?

- что?  что  такое  фотосинтез?

- где?   в  каких  частях  растения,  клетки  происходит  фотосинтез?

- чем?   с помощью  какого  вещества  осуществляется  фотосинтез?

- когда? в  какое  время  суток  возможен  фотосинтез?

-как? как идёт синтез органических веществ?

- зачем?   какое  значение имеет  фотосинтез?

Цель __________________________________________________________________________________

Заполнение таблицы «История открытия фотосинтеза» используя текст дополнительный

учёный

вклад в науку

Я ван Гельмонт

Джозеф Пристли

К.А.Тимирязев

Изучение механизма фотосинтеза      Работа с учебником с.119-120   читая текст учебника, отвечают  на вопросы

1.Сколько фаз в процессе фотосинтеза и какие?______________________________________________

2.Влияние солнечных лучей (квантов) на  хлорофилл?________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как влияет свет на воду? (название процесса)______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что образуют ОН-  при отдачи е?   _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какой источник энергии образуется в листьях под влиянием света? __________________________      

6.Результат световой фазы ________________________________________________________________

7.Что происходит с СО2  поступившем из воздуха в лист ______________________________________
_______________________________________________________________________________________

8. Во что преобразуется Е света  в темновой фазе?____________________________________________

9.Результат темновой фазы _______________________________________________________________

10. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза

______________________________________________________________________________________

? А как можно повысить синтез органических веществ?_____________________________________

Роль фотосинтеза:______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биологические задачи

1.Замечено,  что  ягоды,  собранные  в  солнечный  день,  слаще.  Объясните,  почему?

2.Гусеницы  повредили  листья  яблони.  Как  вы  думаете,  отразится  ли  это  на  урожае?  Объясните  свою  точку  зрения.

3.Как  вы  думаете,  какой  участок  необходимо  выбрать  для  посадки  картофеля:  на  открытом  или  затенённом месте?   Ответ  обоснуйте.

4.Объясните,  почему  огурцы,  выращенные  на  навозной  грядке,  дают  больше  урожай,  чем  при  выращивании  в  грунте?

6. Почему  при  недостаточном  поливе  замедляется рост  растений  и  снижается  урожай?

7.Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему?     8. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?

9. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила?  Почему?      

  Итог урока            

К.А.Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений». 

  «Желаю, чтоб на ваши головы падали лучи солнца и будоражили ваш мозг, заставляя его работать!»                                       Татьяна Михайловна

Домашнее задание. Составить синквейн, закрепить чтением не понятные пункты учебника темы с 119-120, решить познавательные задачи.

Познавательные задачи:

1.  Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?    

2.   Корневая  масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?                                          

3. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?    

4.  В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?  Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?  

5.  К.А. Тимирязев писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, -  он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.». какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?  

7.Известно, что 50 м2  зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?                        


Домашнее задание                           Познавательные задачи:

1.  Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?    

2.   Корневая  масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?                                          

3. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?    

4.  В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?  Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?  

5.  К.А. Тимирязев писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, -  он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.». какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?  

6. За 20 минут побег с листовой поверхностью 240 см2 поглощает 16 мг СО2. Определите интенсивность  фотосинтеза, т.е. количество мг СО2, которое поглощается 1 м2 листовой поверхности за 1 час

7.Известно, что 50 м2  зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?                        

8.В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?  Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

  Приложение 2 (ответ)    Познавательные задачи:

1.  Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

2.   Корневая  масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)

6. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?    (ответ: 3580 г)                                                                                                                                         

7.  В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?  Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

8.  К.А. Тимирязев писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, -  он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.». какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?     (ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил  при посадке растений,  хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)

 9. За 20 минут побег с листовой поверхностью 240 см2 поглощает 16 мг СО2. Определите интенсивность  фотосинтеза, т.е. количество мг СО2, которое поглощается 1 м2 листовой поверхности за 1 час (ответ 2000 мг.)

10.Известно, что 50 м2  зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

11.В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?  Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

(ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

Тест           Применение знаний.           Фотосинтез.                  Приложение

1. Хлоропласты отличаются от митохондрий тем, что в них происходит:  

1.фотолиз воды   2.синтез молекул АТФ      3.синтез молекул липидов  4.синтез молекул белка     5.поглощение и преобразование энергии солнечного света

2. Как  называется процесс расщепления воды под влиянием света:

1.гидролиз       2.фотолиз   3. гликолиз

3.Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза:

 1.преобразование солнечной энергии в энергию АТФ  

2.возбуждение электронов хлорофилла  

3.связывание углекислого газа

4.образование крахмала  

5.преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы 

6. фотолиз воды

4. Соотнесите особенности процессов биосинтеза белка и фотосинтеза

Особенности процесса                                                     Процессы

1.завершается образованием углеводов                 А – биосинтез белка

2.исходные вещества – аминокислоты                   Б - фотосинтез

3.в основе лежат реакции матричного синтеза

4.исходные вещества – углекислый газ и вода

5.АТФ синтезируется в ходе процесса

6.АТФ используется для протекания процесса

5.Фотосинтез происходит … 

1) в устьицах;   2) в межклетниках;      3) в хлоропластах,

6. В процессе фотосинтеза происходит …

1) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

2) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

7.   Первым изучил механизм роста растений…

1) Д. Пристли;    2) Ян Ван Гельмонт;       3) К.А.Тимирязев.

8.   Крахмал, образующийся в листьях  в процессе фотосинтеза, является

1) запасным питательным веществом; 2) побочным продуктом обмена.

9. Какое вещество является источником кислорода?

1) вода        2) свет   3)хлорофилл

Заполните сравнительную таблицу

Признаки сравнения

дыхание

Фотосинтез

В какое время суток происходит

Какой газ поглощается

Какой газ выделяется

Поглощается или выделяется тепло

В каких клетках протекает процесс

Увеличивается или уменьшается масса

Образуется или разрушается органическое вещество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Фотосинтез"

Презентация к уроку "Фотосинтез" для 10 класса, может использоваться для самостоятельного изучения данной темы....

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)

Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....

Урок в 9 классе. Подготовка к ГИА по теме: «Водоросли. Фотосинтез».

Цель урока: Вспомнить и закрепить с учащимися размножение водорослей, их строение; закрепить понятие о фотосинтезе, о космической роли зеленых растений на планете; повторить основные биологическ...

Фотосинтез.Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей.

Рассматривание процесса фотосинтеза как пластический обмен веществ у растений. На уроке дети раскрывают сущность световой и темновой фаз фотосинтеза...

Фотосинтез.Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями

Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями...