Водоросли
методическая разработка (биология, 6 класс) на тему
Тема: Тема: Многоклеточные водоросли. Значение водорослей.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных водорослей.
Оборудование: таблицы, гербарий водорослей.
Колыбель воды меня качает
жизнь даря
Племя мне подобных населяет
Океаны, реки и моря
С крошкой мхом и дубом великаном
Мы в родстве
сохраняем облик первозданный,
цвет зелёный драгоценностью блестит в воде.
Ребята, о каких организмах идет речь в этом стихотворении?
Ребята, что вы уже знаете о водорослях?
Учащиеся заполняют 1 колонку таблицы (устно), которая расположена на доске
Что я знаю о водорослях | Что я узнал о водорослях |
Это растения |
|
Живут в воде |
|
Зеленого цвета |
|
Вопросы: Да – синий, Нет – розовый
1. Водоросли – это низшее растения?
2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
3. Водоросли имеют органы?
4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
5. По способу питания водоросли автотрофы?
6. Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?
7. При половом размножении образуются гаметы?
8. Все растущие в воде растения – водоросли.
9. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревьев, на почве и в почве).
10. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.
Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветами кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в зарослях. Поверхность прудов затягивает ряска. Всё это обитающие в воде растения. Как вы считаете это водоросли?
Тогда, что такое водоросли? Чем они отличаются от водных растений?
1. Какие царства живой природы вы знаете?
2. К какому царству относятся водоросли?
3. Почему водоросли называют самыми древними растениями на Земле?
Водоросли древнейшая группа растений. Они возникли более 900 млн. лет назад. Общее число видов составляет 30 тыс.видов.
Тема урока: Многоклеточные водоросли. Значение водорослей.
На 1 этапе изучения темы мы с вами познакомимся со строением многоклеточных водорослей. Какова цель этого этапа?
Учащиеся формулируют цель: изучить строение трех представителей пресноводных водорослей, сравнив их выделить сходства и различия.
Учитель: Реализовывать поставленную цель вы будете методом исследования, самостоятельно выполняя лабораторную работу, которая представлена в форме презентации на компьютере
Учащиеся выполняют работу в паре.
Форма: парная; метод: проблемно – сообщающий метод, самостоятельная работа, самооценка, формулировка выводов.
Критерии усвоения материала:
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Методы мотивирования учебной активности: похвала, консультирование учеников у которых возникло затруднение
Цель для учеников:
Обучающая: закрепить материал о строении и жизнедеятельности водорослей
Развивающая: выполнение задания в изменённой ситуации
Воспитывающая: воспитывать самооценку своей деятельности
Работа по электронному учебнику.
А) Выполнить лабораторную работу.
Б) Обсудите в парах и устно подготовьте ответы на вопросы (вопросы для диалога)
Вопросы для диалога:
1. Какие водоросли вы рассмотрели?
2. Перечислите сходства в исследуемых водорослях? (состоят из клеток; имеют хроматофор зелёного цвета)
3. Перечислите три основных отличия в исследуемых водорослях? (бывают одноклеточные и многоклеточные; в клетках хроматофоры разной формы; бывают свободноплавающими и прикрепленными)
4. Почему водоросли не могут расти в почве как другие растения? (не имеют тканей, органов)
5. Чем отличается строение водоросли от кувшинки? (водоросли не имеют органов)
Введение новых понятий (понятия на магнитную доску) В связи с этим водоросли называют низшими растениями, а их тело называется слоевище.
Следующий этап нашего урока, познакомиться с Многообразием и значением многоклеточных водорослей.
Используя электронный учебник, скажите, какие отделы выделяют среди водорослей?
Многоклеточные водоросли
Зеленые Бурые Красные
Наука о водорослях - альгология.
Отцом отечественной альгологии считают русского академика С.Г. Гмелина. (1745-1774)
Фикоэритрин – пигмент красного цвета.
Фикоцианин – пигмент синего цвета.
Сообщения учащихся.
Азимов Руслан
Аношкина Милана
Нагин Влад
Нитчатые, пластинчатые водоросли.
- Назовите многоклеточные зеленые водоросли, изображенные на рисунке 37.
- Какие из изображенных водорослей на рисунке 37 относятся к нитчатым, какие – к пластинчатым?
- Что общего имеют водоросли, изображенные на рисунке 37?
Работа по электронному учебнику.
- Каково значение водорослей в природе и для человека.
Выводы по вопросу: «Значение водорослей»
В природе:
Поглощение углекислого газа
Выделение кислорода
Источник питания - планктон.
Место обитания животных и рыб
Для человека:
Продукты питания
Источник агар-агара
Косметология
Медицина
Источник йода и минеральных веществ
Удобрения
Источник калийных солей
Корм для скота
Биологическая очистка сточных вод.
Закрепление
1. Работа по электронному диску
А) отделы растений
Б) водоросли
Слайд 6, 7, 12, 13, 14.
2. Пользуясь таблицей, составьте 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по изученной теме и запишите их в тетрадь, задайте друг другу в парах, выберете наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
«тонкий» вопрос | «толстый» вопрос |
Кто …? | Дайте 3 объяснения, почему …? |
Что …? | Объясните, почему …? |
Когда …? | Почему вы думаете …? |
Может …? | Почему вы считаете …? |
Будет …? | В чем различие …? |
Мог ли …? | Предположите, что будет, если …? |
3. Тест
Рефлексия
- Какова была наша цель?
- Как вы считаете, насколько достигнута цель? Давайте вспомним задания
- Что я узнал о водорослях (заполняется 2 колонка таблицы – устно)
Что я знаю о водорослях | Что я узнал о водорослях |
|
|
|
|
|
|
ОЦЕНИТЕ УРОК:
1. УРОК
2. ПРИЛАГЕТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
3. ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ
4. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Домашнее задание: § 12, рабочая тетрадь задание 40.
Дополнительный материал:
Если в сок, выжитый из очищенных водорослей добавить сахар и лимонную кислоту, получается напиток, из которого варят кисель, желе.
Для 1 человека для дыхания достаточно 0,5 кг сухой массы водорослей, которые выращиваются в 300 литрах воды.
1965 г. – Япония – Олимпийские игры
из сока хлореллы приготовляли приятный на вкус тонизирующий напиток. У спортсменов он пользовался успехом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_ya_znayu_o_vodoroslyah.zip | 19.58 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе. Подготовка к ГИА по теме: «Водоросли. Фотосинтез».
Цель урока: Вспомнить и закрепить с учащимися размножение водорослей, их строение; закрепить понятие о фотосинтезе, о космической роли зеленых растений на планете; повторить основные биологическ...
"Многообразие водорослей"
конспект урока в 6 классе....
Строение и жизнедеятельность зеленых водорослей.
изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи...
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»
Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...
Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.
Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различным...
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...